Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2. Культурология и смежные дисциплины. Осмысление культуры в эпоху Просвещения.

  • Тема 3. Осмысление культуры представителями немецкой классической философии и романтизма.

  • Тема 4. Осмысление культуры представителями марксизма и культурной антропологии.

  • Тема 5. Концепция игровой культуры Й. Хейзинги. Осмысление культуры представителями русского зарубежья.

  • Тема 6. Представления о культуре отечественных мыслителей.

  • Тема 7. Архитектура и дизайн как разновидности проектной культуры. Проблема возникновения дизайна как самостоятельной профессии.

  • Тема 8. Сущность искусства. Функции искусства в культуре.

  • Обзор лекций по культурологии. Обзор лекций по культурологии Тема Предмет культурологии. Возникновение культурологии как самостоятельной дисциплины. Основные исторические вехи


    Скачать 37 Kb.
    НазваниеОбзор лекций по культурологии Тема Предмет культурологии. Возникновение культурологии как самостоятельной дисциплины. Основные исторические вехи
    Дата19.10.2019
    Размер37 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбзор лекций по культурологии.doc
    ТипОбзор
    #90893

    Обзор лекций по культурологии
    Тема 1.

    Предмет культурологии.

    Возникновение культурологии как самостоятельной дисциплины. Основные «исторические вехи» и предпосылки. Античность: возникновение понятия «культура». Культура как «возделывание». Эпоха Просвещения: усиление внимания к понятию «культура». 19 век: процесс формирования специальных разделов, посвященных культуре, в классических гуманитарных дисциплинах. 20 век: появление культурологии как самостоятельной дисциплины. Предмет культурологии.

    Определения культуры. Проблема множественности определений культуры. Причины существования многочисленных подходов к определению культуры. Базовые, «стержневые» характеристики культуры.
    Тема 2.

    Культурология и смежные дисциплины.

    Осмысление культуры в эпоху Просвещения.

    Культурология и смежные дисциплины: определения, характеристики. Культурная антропология. Философия культуры. Социология культуры. Психология культуры. Взгляд культурологии и смежных дисциплин на культуру: общее и особенное. Проблема взаимодействия культурологии и смежных дисциплин.

    Осмысление культуры в эпоху Просвещения. Общая характеристика взглядов просветителей на культуру. Европоцентризм. Культ разума и наук. Понятия «культура» и «природа». Понятия «культура» и «цивилизация». Культурная динамика в представлениях просветителей. Представления о культуре отдельных представителей эпохи Просвещения: Гердер, Мирабо, Руссо.
    Тема 3.

    Осмысление культуры представителями немецкой классической философии и романтизма.

    Осмысление культуры представителями романтизма. Романтизм как реакция на Просвещение в европейской культуре конца 18 – начала 19 века. Специфика мировоззрения представителей романтизма. «Двоемирие»: конфликт между внутренним и внешним миром. Эстетический аспект как базовый в характеристике культуры. Роль искусства в развитии культуры. Понятия «культура» и «цивилизация».

    Осмысление культуры представителями немецкой классической философии. Представления Канта о культуре. Состояние морали как отражение уровня развития общества. «Внешний» характер морали – характеристика этапа цивилизации. Подчинение поступков человека «внутреннему» моральному закону – характеристика этапа культуры как высшего этапа развития общества. Категорический императив.

    Тема 4.

    Осмысление культуры представителями марксизма и культурной антропологии.

    Осмысление культуры представителями марксизма. Особенности взгляда марксистов на культуру. Понятие «труд» как ключевое в характеристике культуры. Материальная деятельность. Духовная деятельность. Понятие «базис культуры». Представления о культурной динамике. Понятие «общественно-экономическая формация». Виды и характеристики общественно-экономических формаций.

    Осмысление культуры представителями культурной антропологии. Общие черты во взглядах на культуру у представителей культурной антропологии. Эволюционизм. Единство законов развития природы и культуры. Представители британской школы. «Первобытная культура» Тайлора. «Золотая ветвь» Фрезера. Представители североамериканской школы (Боас, Уайт).
    Тема 5.

    Концепция игровой культуры Й. Хейзинги.

    Осмысление культуры представителями русского зарубежья.

    Концепция игровой культуры Й. Хейзинги. Понятие «игра» как ключевое в представлении о культуре. Основные характеристики игры. Примеры проявления игры в различных видах человеческой деятельности. Постепенное вытеснение игры из культуры в истории человечества: причины и последствия. Понятие «пуерилизм». Пути выхода из кризиса современной культуры.

    Осмысление культуры представителями русского зарубежья. Н. Бердяев. Сравнительная характеристика понятий «культура» и «цивилизация». Особенности русского менталитета. Антиномичность «русской души». П. Сорокин. Ценностный подход к пониманию культуры. Идеационная культура. Сенсативная культура. Идеалистическая культура.
    Тема 6.

    Представления о культуре отечественных мыслителей.

    Понятие «культура» в работах отечественных мыслителей 19 и 20 века: Данилевский, Соловьев, Бахтин, Лотман, Лосев, Вернадский, Гумилев и другие.

    В. Соловьев. Культура и «всеединство». Роль сферы творчества (искусства) в достижении всеединства. Красота как базовая характеристика искусства. Причины кризиса современной культуры. Роль России в преодолении кризиса современной культуры. Л. Гумилев. Понятие «этнос». Основные этапы жизни этноса. Внешние факторы, определяющие жизнь этноса. Пассионарии как особые представители этноса. Роль пассионариев в жизни этноса.

    Дискуссии о пути развития русской культуры в 19 и 20 вв. Полемика западников и славянофилов. Характеристика идеи евразийства.


    Тема 7.

    Архитектура и дизайн как разновидности проектной культуры.

    Проблема возникновения дизайна как самостоятельной профессии.

    Понятие «проектирование». Понятие «проектное мышление». Понятие «проектная культура». Основные элементы проектной культуры. Процесс повышения значимости проектной культуры во второй половине 20 века: причины и последствия. Проектная культура как «культура 3». Архитектура и дизайн как классические элементы проектной культуры: общее и особенное. Проблема возникновения дизайна как самостоятельной профессии. Понятия «дизайн» и «ремесло»: общее и особенное. Массовое промышленное производство как фактор формирования профессии дизайнера в 19 веке. Первые шаги дизайнерской профессии: от «машиноборства» - к «машинопочитанию». Влияние представителей Баухауза и ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на формирование дизайнерской профессиональной идеологии.

    Тема 8.

    Сущность искусства. Функции искусства в культуре.

    Искусство как один из элементов духовной культуры. Существование различных походов к пониманию понятия «искусство» в истории человечества. Искусство как мастерство. Искусство как воспроизведение действительности. Искусство как самовыражение художника. Проблема сущности искусства в современной культуре. Искусство и архитектура. Искусство и дизайн.

    Функции искусства в культуре. Искусство как полифункциональная система. Основные функции искусства в культуре: история и современность. Воспитательная функция. Эстетическая функция. Гедонистическая функция. Компенсаторная функция. Познавательная функция. Философская функция. «Кассандровская» функция.


    написать администратору сайта