Принятие христианства. Одним из определяющих факторов развития нашего государства в течение тысячелетия явилось принятие
Скачать 20.71 Kb.
|
Усобицы между сыновьями Святослава У Святослава было 3 сына – Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк правил в Киеве, Олег в древлянской земле, а Владимир в Новгороде. После гибели Святослава между его сыновьями началась усобица, в результате которой Олег Древлянский был убит, Владимир в сопровождении дружинника Добрыни «бежал за море», а Ярополк остался править Русью. Через 3 года Владимир с наемниками вернулся в Киев. Готовясь к схватке, они оба решили заручиться поддержкой сильного половецкого князя Рогволода, посватавшись к его дочери Рогнеде. Рогнеда выбрала Ярополка, сказав: «Не хочу разувать сына рабыни» (Владимир был сыном Святослава и рабыни Малуши. «Разувать» - после свадьбы жена должна была разуть (снять сапоги) мужа в знак покорности). Но Владимир, собрав большое войско, разбил и Рогволода и Ярополка, став князем Киевской Руси. Известно, что Владимир был ярым язычником, что доказывает тот факт, что он в 980 г. провел языческую реформу, объявив Перуна высшим божеством, покровителем князя и княжеской дружины. Причины принятия христианства. 1. Выгодное торговое сближение с Византией. 2. Сближение с христианской Европой (династические браки) 3. Усиление власти князя (обожествление княжеской власти – «князь – помазанник божий»). 4. Объединение разных восточнославянских языческих племен на основе единой веры, идеологии, культуры и морали. Создание единого русского народа, нации. 5. Обещание людям воскрешения после смерти. Легенды о причинах принятия христианства В летописях сохранилось несколько легенд, связанных с решением о принятии новой единой монотеистической веры. Монотеизм – единобожие. 1. Перед тем, как принять новую веру, решил Владимир подробнее узнать о известных религиях. Призвал к себе Владимир бояр и торговцев и сказал им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их. Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю…». Долго ходили посланцы Владимира, но когда вернулись, то сказали: «Ходили мы в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сидят и глядят как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве». Может быть, никаких посланцев и не было. Скорей всего, Владимир расспрашивал торговцев из разных стран об их вере. Но летопись донесла до нас именно такой вариант выбора веры. 2. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императора – соправителя Василия и Константина. Правители Византии поставили Владимиру условие – креститься, т. к. не могли отдать христианку в жены язычнику. Владимиру не оставалось ничего делать, как креститься. 3. В 988г. пошел Владимир на Херсонес (Корсунь, Керч), но жители города закрылись и не хотели пускать Владимира. Долго осаждал киевский князь город, но никак не мог его взять, тогда дал он дал клятву - если возьму город, то приму крещение. Некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу с запиской, где было написано: «Перекопай воду, ибо она идет по трубам в город из колодцев». Владимир лишил город воды и корсуняне, лишенные воды, сдались. Свою клятву Владимир выполнил. Вернувшись из похода, Владимир повелел уничтожить языческих идолов, которые сам недавно приказал ставить. Они были изрублены и сожжены. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом сбросили в воду. После разгрома языческих капищ (место проведения языческих обрядов) Владимир приступил обращению киевлян в христианство. Крещение Руси Христианство было известно еще до 988 г. Княгиня Ольга, жена Игоря была христианкой, часть дружины князя и купцов, которые имели контакты с Византией, не просто знали о христианстве, но и были христианами. Сама дата крещения киевлян остается достаточно спорной. Историки называют разные годы, но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г. Летом 988 г. пришли византийские священнослужители в Киев. Киевлянам было предложено спустить в Днепр, зайти по пояс в воду, где они и были крещены все вместе. Многие люди не хотели принимать новую веру, поэтому крещение проходило под принуждением. У нежелавших креститься забирали имущество и угрожали расправой. Поэтому можно говорить о том, что крещение проходило насильственным путем. Наиболее ярые противники уходили в леса и организовывали языческие общины. Сам процесс христианизации восточных славян проходил более 100 лет. Например, новгородцев, народ вольный, крестили очень жесткими методами. Поэтому в Новгороде говорили: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Двоеверие. Стремясь облегчить принятие славянами христианства, православная церковь освятила некоторые языческие праздники и переняла поклонение многим языческим божествам под видом культа святых. Языческими по происхождению являются праздники масленицы, Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), Ильин день (языческое поклонение Перуну), день Святого Василия (поклонение языческому скотьему богу Велесу). Сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок. Поэтому нельзя говорить о том, что на Руси сложилась православная вера по Греческому образцу. Сложилось двоеверие – слияние православия и частично язычества. Значение принятия христианства для Киевской Руси. 1. Произошло выгодное торговое и религиозное сближение с Византией. 2. Усилилась власти князя. 3. Началось объединение восточнославянских племен на основе единой веры, идеологии, культуры, как основе цементирующего элемента будущей нации. 4. Активизировался процесс развития культуры: письменности, храмостроения, фресковая живопись, иконопись. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира, стали распространяться рукописные книги 5. Развивалась христианская мораль. Человек стал вести более гуманный, моральный образ жизни, смягчались языческие нравы 6. Все чаще стали заключаться династические браки славянских князей и княгинь с отпрысками европейских королей. 7. Православие требовало соблюдения постов, следовательно, активнее стало развиваться огородничество. Многие овощи стали известны благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были именно монахи. 8. Изменения произошли и в ремесле: улучшилась каменная кладка, развивалось камнерезное дело, мозаика и т. д. Вывод. Принятие христианства было очень важным событием в нашем государстве. После 988 г. очень сильно и позитивно изменилась жизнь восточных славян, их культура и в течение тысячелетия складывался русский менталитет. С христианством наш народ получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, - основы, без которых для народа нет истории. Но некоторые историки считают, что православие способствовало утверждению крепостничества (когда один человек владеет другим, синоним рабства) в нашем государстве, так как призывало к покорности и терпению, но это спорный вопрос. |