Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина «Одиночество». Курсовая работа. Оглавление Введение глава Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина Одиночество
Скачать 61.52 Kb.
|
Оглавление Введение ……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина «Одиночество» ………………………………………………………………...……11 Глава 2. Своеобразие внутренней и внешней формы стихотворения И. А. Бунина «Одиночество» ……………………………………………………………13 Заключение …………………………………………………………………………19 Список использованной литературы …………………………………………...20 Введение Темой данной курсовой работы является литературоведческий анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество». Анализ литературного произведения необходим для понимания глубины содержания текста. Его главной целью является выявление особенностей содержания и формы художественного текста как произведения искусства в культурно-историческом контексте эпохи. Художественный текст рассматривается не только как некий феномен, имеющий цельность, образность и функциональность, но и как форма обращения к миру. В последнее время литературоведческий анализ текста привлекает всё больше внимания, ведь именно благодаря нему мы расширяем наш кругозор, повышаем культурный уровень, морально обогащаемся. Для филолога очень важно проводить такого рода анализ, ведь если он не может понять смысл текста, его структуру, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет её интерпретировать – он беспомощен. Курсовая работа ставит цель провести самостоятельный анализ содержания и формы стихотворения «Одиночество», написанного Иваном Алексеевичем Буниным. Для выполнения данной задачи, нам необходимо решить такие задачи, как: Изучить научную литературу по жизни и творчеству И. А. Бунина; Провести литературоведческое разыскание: собрать сведения о времени написания произведения, его месте в творческом пути автора. Его первой публикации, публикации в авторитетных изданиях; Составить к тексту лингвистический комментарий; Разыскать и изучить научную литературу, дающую оценку этому произведению. Определить идею, тему, проблему данного художественного текста. Определить композицию лирического произведения. Определить своеобразие использования изобразительных средств, определить ритмику, вид лирики. Текст произведения Одиночество I. 1 И ветер, и дождик, и мгла 2 Над холодной пустыней воды. 3 Здесь жизнь до весны умерла, 4 До весны опустели сады. 5 Я на даче один. Мне темно 6 За мольбертом, и дует в окно. II. 1 Вчера ты была у меня, 2 Но тебе уж тоскливо со мной. 3 Под вечер ненастного дня 4 Ты мне стала казаться женой… 5 Что ж, прощай! Как-нибудь до весны 6 Проживу и один — без жены… III.1 Сегодня идут без конца 2 Те же тучи — гряда за грядой. 3 Твой след под дождём у крыльца 4 Расплылся, налился водой. 5 И мне больно глядеть одному 6 В предвечернюю серую тьму. IV. 1 Мне крикнуть хотелось вослед: 2 «Воротись, я сроднился с тобой!» 3 Но для женщины прошлого нет: 4 Разлюбила — и стал ей чужой. 5 Что ж! Камин затоплю, буду пить… 6 Хорошо бы собаку купить.1 Данное стихотворение было заимствовано мной: И.А. Бунин. Собр. соч.: В 9-и т. – М., Худ. лит., 1965. Т. 1. – С. 194 Кто же в наше время не знает Ивана Алексеевича Бунина?! Бунин (10 (22) октября 1870 - 8 ноября 1953) – знаменитый русский поэт и писатель, автор многих прекрасных произведений: рассказов и стихотворений. Он же первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе (1993 год). Много лет он провёл в эмиграции и является одним из главных писателей русского зарубежья. На протяжении более пятидесяти лет писатель создал большое количество произведений, и кто же мог подумать, что у Бунина нет академического издания. Но, к счастью, существуют полные собрания сочинений. Самое многотомное издание насчитывает 16 книг.2 Шестнадцатитомник выпущен относительно недавно, в 2004 году издательством «Воскресенье». В нём помещены рассказы и стихотворения автора, его воспоминания, части из его дневников, письма, переписки и также его портреты, которые нарисованы рукой замечательного русского поэта. Данное издание является коллекционным и не подлежит вывозу из Российской Федерации. Конечно же, это не единственное полное собрание сочинений Ивана Алексеевича. Ещё при жизни писателя был выпущен сборник из 6 томов, в Петрограде в 1915 году, издание Товарищества А. Ф. Маркса, в котором был помещён портрет Бунина. Полное собрание сочинений: 1.И.А.Бунин. Полн. собр. соч. В 16 т. - М.: Воскресенье, 2004. Существуют и несколько собраний сочинений, ниже приведён список: 1. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 7-и т. – М.: Слово, 2015. 2. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 6-и томах. – М.: Худож. лит., 1987. 3. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 9-ти т. – М.: Худож. лит., 1965 – 1967. 4. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 5-ти т. – М.: Правда, 1956. В книге И.А. Бунин. Собр. соч.: в 6-и т. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1965 на странице 194 даётся примечание к стихотворению «Одиночество»: «Одиночество (стр. 194). – «Знание», кн. 9, СПБ, 1906, с посвящением П. А. Нилусу. Печатается по экземпляру третьего тома Полного собрания сочинений, II. 1915, исправленному И. А. Буниным (ИМЛИ). Стихотворение в чтении автора записано на пластинку в 1910 году». Стихотворение «Одиночество» датируется 1903 годом. Автографы стихотворений Бунина имеются почти во всех архивах, располагающих бунинскими фондами, в том числе и в Парижском архиве писателя. Однако большая часть стихотворений, публикуемых по автографам, сосредоточена в поэтических тетрадях Бунина. Автограф к этому произведению: шифр ф. 44 оп. 1 ед. хр. И.А. Бунин. "Одиночество". Стихотворение. С дарственной надписью П.Н.Трояновскому. Автограф [1903], количество листов – 1(Фонд Бунина Ивана Алексеевича в собрании Российского государственного архива литературы и искусства).3 В одном из музеев есть копия данного произведения автора и там видно, что в стихотворении нет никаких исправлений. Бунин не раз говорил, что пишет «с необыкновенной легкостью», «по несколько стихотворений в один день, почти без помарок» [цит. Поэзия И.А. Бунина 371 по: Бабореко, 196]. Но не стоит слишком полагаться на эти признания — ни в отношении «легкости» сочинения (сохранившиеся черновые автографы многослойны и довольно трудны для прочтения), ни в отношении точности указанных автором дат. Но именно «Одиночество» ни имеет никаких помарок, но вот дата написания немного сомнительна. Можно уверено сказать, что стихотворение было написано в период с 1903 по 1905 года. Повторяясь, напишу, что посвящено П. А. Нилусу. Летом 1989 года Бунин познакомился с Нилусом в Одессе на «Товариществе южнорусских художников», собиравшихся на «Четверги». Их дружба продлилась более 40 лет. И. А. Бунин всегда хорошо отзывался о своём друге. В 1946 году, спустя три года после потери незабвенного друга, он выразит свою неутихающую боль в заметке «Памяти П.А.Нилуса»4: «Нынче 23 мая, третья годовщина со дня кончины моего многолетнего друга художника Петра Александровича Нилуса, и мне хочется напомнить об этом богато одаренном и прекрасном человеке»5. Перечисляя его дарования, Бунин оценивает Нилуса не только «как первоклассного колориста и художника-поэта», но и с не меньшим восторгом вспоминает, каким он «был тонким знатоком музыки, обладал чуть ли не абсолютным слухом; пленял всех знавших его добротой, благородством, вечной молодостью сердца».6 Письма Бунина к Нилусу хранятся в Парижском архиве писателя, куда пере дала их вдова художника. Пожалуй, наибольшим свидетельством исключительного взаимопроникновения, связывающего их поэтические души, стало одно из самых известных стихотворений Бунина «Одиночество». Во вступительной статье к этому изданию, в первом томе, написанной известным русским поэтом А. Т. Твардовским7, говорится о том, что основное настроение стихотворной лирики Бунина — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души», - А. Т. Твардовский писал о том, что И. А. Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний. Лирический герой указывает на то, что жизни в этом месте нет. Даже сады опустели до весны. Так перед нами предстает немая картина, полная тоски и разочарования. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. По воспоминаниям жены поэта В. Н. Муромцевой-Буниной стихотворение было написано летом: «Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех "Одиночество", посвященное художнику Нилусу»8. Тогда возникают новые вопросы: как в царстве света и красоты можно создавать такие темные и мрачные стихотворения. Поднимемся в воспоминаниях еще на один временной отрезок выше. Вот, например, письмо к старшему брату весной этого же года: «Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то все-таки было новое». В жизнь поэта вторгается много печальных переживаний. Это и разрыв с его первой женой, А. Н. Цакни, и «литературное одиночество». Все это предпосылки для написания подобного стихотворения. Научная и критическая литература произведение «Одиночество» никак не комментировало. Оно не оставило особого следа в творчестве И. А. Бунина. И никто из известных критиков не обратил внимания именно на это стихотворение. Стихотворение попало в небольшой сборник «Стихотворения 1903 – 1906 годов». Естественно, «Одиночество» входило в цикл произведений, как раз написанное в тот период. Одним из первых, кто прокомментировал сборник, был Корней Иванович Чуковский9. Он пишет: «Это скрытный, замкнутый, ушедший в себя, притаившийся талант — талант без восклицательных знаков (сосчитайте, много ли их в стихотворениях г. Бунина), без заигрывания с публикой, холодный и — поймите это слово в надлежащем значении — аристократический. Душевное равновесие, простота, ясность и здоровье — какие все это редкие вещи по нынешним временам! Нынешние времена — путаные, крикливые, пьяные времена. Каждый старается подпрыгнуть выше головы, каждый кричит свою песню, не слушая песен другого. Разноголосица, треск и всяческое приподымание на цыпочки. Что же удивительного, что мы так холодно принимаем поэта, который проходит мимо нас, не примыкая к пестрой шумихе сегодняшнего дня? Слишком уж он чужой нам, слишком здоров он для нас». Эту мысль о творчестве и об отношении к Бунину Чуковский выдвигает в своей статье «Смерть, красота и любовь в творчестве И. А. Бунина» (1914 год)10. Александр Блок11 писал, что «с первого стихотворения (имеется в виду “Листопад” резких перемен не произошло. Все черты, свойственные Бунину, только укрепились и становились отчетливей, и звезда его поэзии восходила медленным и верным путем». Он определил поэзию Бунина как «мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». 12 Лингвистический комментарий к стихотворению «Одиночество»13: 1. Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек). Например: Осенняя мгла вновь нависла над рекой. 2. Мольберт - подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картину. Например: Он двигал мольберт из стороны в сторону, видимо, пытаясь поймать наилучшее его расположение. 3. Гряда - ряд последовательно расположенных друг за другом или медленно движущихся предметов, обычно далеких, крупных, бесформенных. Например: Гряда облаков медленно плывут по небу. 4. Крыльцо - наружный настил перед входной дверью дома, обычно под навесом, со ступенькой или лесенкой. Например: Он спустился с крыльца и наступил на сырую землю. 5.Камин - сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой. Например: Он затопил камин, чтобы согреться. Примечания: …третья годовщина со дня кончины моего многолетнего друга художника Петра Александровича Нилуса… — П. А. Нилус скончался 23 мая 1943 г. в оккупированном Париже. Бунин и Нилус познакомились летом 1898 г. в Одессе. Нилус был в числе экспонентов (а с 1899 г. и членов) Товарищества южнорусских художников, с которыми Бунин тесно общался. В 1901 г. Бунин посвятил Нилусу стихотворение «Счастье» («Нет солнца, но светлы пруды…») и использовал ряд характерных черт художника в рассказах «Галя Ганская» и «Сны Чанга». В свою очередь Нилус посвятил Бунину картину «Одиночество» (1901) и написал его портрет (1918). Вера Николаевна Муромцева-Бунина – жена И. А. Бунина, мемуаристка, автор литературных статей. Написала о Бунине книгу «Беседы с памятью» после его смерти, включила свои собственные воспоминания и воспоминания его приятелей. Корней Иванович Чуковский - русский советский поэт, публицист, литературный критик. Написал статью «Смерть, красота и любовь в творчестве И. А. Бунина» (1914 год) Александр Блок – русский поэт, писатель, публицист. Прокомментировал сборник «Стихотворения 1903 – 1906» И. А. Бунина Глава 1: Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина «Одиночество» О чём же написано в стихотворении «Одиночество»? Чтобы ответить на это вопрос, перейдём к его анализу. Вне всякого сомнения, вид художественного произведения, конечно же, лирика медитативно-изобразительная (в стихотворении изображается событие, которое произошло в жизни автора), которая в свою очередь является интимной (изображена человеческая личность в своих переживаниях и мыслях). Предметом изображения является внутренний мир человека; содержание изображённого – описывает ощущение, чувство одиночества. Предметно-тематическая группа, как говорилось выше, включает в себя признаки и любовной лирики, так как содержит описания чувств и переживаний, связанных с личной жизнью человека. В лирике существуют три формы выражения авторского сознания: собственно автор, лирический герой, ролевый герой. Это способ авторского присутствия в каких-либо лирических произведениях. Лирика проявляет себя как монологическое самовыражение «я». При этом за автором остается право решить, хочет ли он сделать лирическую речь выражением своего собственного непосредственного «я», либо вложить ее в уста определенной фигуры. Иван Алексеевич в данном художественном произведении решил оставить своё «я» и, следовательно, формой выражения авторского сознания является сам автор. Местоимение «я» для выражения субъекта состояния – используется, как правило, в медитативной лирике и указывает на его идентичность с автором художественного текста: Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Тема стихотворения «Одиночество»: герой испытывает одиночество от того, что его покинула «любовь». Автор показывает как ему сейчас тяжело. Он был влюблён в некую женщину, которая ушла от него, оставив одного. Его состояние очень плачевно, но на его душе – осень, которая проснётся ближе к весне, но когда сменится один сезон на другой неизвестно, а сейчас лишь время пить и ждать этой душевной весны. В художественном тексте виден драматический пафос – у героя тяжёлое состояние, страдания вместе с увядшей природой. Личная жизнь не налажена. Идёт внутренняя борьба, которая может вскоре решиться, когда всё расцветёт. Персонаж произведения не намерён даже ускорить ход развития событий, он принимает свою судьбу с покорностью и даже с некой безразличностью. Подчёркивает душевное смятение пейзаж за окном, где лишь холод и сырость. Автор рассказывает о личной трагедии автора, которого покидает любимая женщина. И ведь это не просто любимая женщина, а та, которой считал он своей женой. Причина разрыва отношений весьма проста – он перестал быть интересен, а как говорит сам И. А. Бунин «для женщины прошлого нет», если она сделала свой выбор, то уже и никогда не вернётся. Но автор и не пытается вернуть эти отношения, а просто смирился с завершением романа и думает купить животное, которое, по его мнению, никогда не предаст и не уйдёт. Посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными. Проблемой данного стихотворения, несомненно, является то, что человек одинок. Остаться один он может в любой момент, не важно, в каких отношениях ты состоял с человеком. Идея заключается в том, что проблему одиночества всегда можно пережить, выходом для автора становится покупка домашнего животного – пса, который будет предан своему хозяину и не бросит. Глава 2: Своеобразие внутренней и внешней формы стихотворения И. А. Бунина «Одиночество» Внутреннее своеобразие Композиция у этого лирического стихотворения следующая. Оно состоит их 4 строф, по 6 строк в каждой строфе – шестистишие. Автор описывает один из этапов своей жизни. В художественном тексте немного описывается пейзаж – природа за окном: 1) И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. 2) Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядой. Каждая строфа раскрывает смысл основной мысли всего произведения. I. И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. В I строфе мы видим, что осень – это как состояние души. И уже в первой строфе мы видим тему одиночества. Но в данной строфе больше описывается пейзаж. Мы видим, когда, в какое время года произошло событие. Вне всяких сомнений – это осень. С помощью каждой строфы мы видим, как движется лирическое переживание автора (психологический сюжет). II. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… Во II строфе мы видим, что автор вспоминает о возлюбленной, которая была у него вчера, видна грусть и печаль. И самое важное – смирение со случившемся. III. Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождём у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. В III строфе мы видим, что природа грустит и увядает вместе с героем. И вновь пейзаж. IV. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить В IV строфе выражается чувства безысходности и некий выход из ситуации, осознание случившегося. Во всех строфах ощущается глубина внутренних переживаний поэта и боль на душе от ухода любимой женщина. Почти в каждой строфе, не считая последней, используется прилагательное «один». Это и говорит об одиночестве автора. Не сложно заметить, что уже в самом начале автор использует градацию, нагнетая тем самым, настраивая читателя на драматический лад.. И. А. Бунин в данном произведении использует книжную, литературную лексику. Но в IV строфе мы может заметить архаизм, устаревшее слово-наречие «вослед». Хотя используется также и разговорная, и профессиональная лексика («мольберт»). В «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств, своеобразие их, используемое автором очень скупо. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других поэтов. Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы. Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства. Стихотворение, как уже было сказано выше, начинается с описания мрачного пейзажа. Эта картина природы озвучена обилием сонорных м, н, л, то есть аллитерацией14. Ощущение холода и плохой погоды в первой строфе усиливает метафора: (I) 2 Над холодной пустыней воды. Безжизненность всего вокруг прекрасно подчёркивает метафора, используемый автором в первой строфе третьей строчке: (I) 3 Здесь жизнь до весны умерла Также на омертвелость окружающего мира указывает метафора в первой строфе: (I) 4 До весны опустели сады. Угрюмое настроение героя подчёркивает эпитет во второй и третьей строфе: (II) 3 Под вечер ненастного дня (III) И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Встречается простая разговорная метафора в третьей строфе: (III)Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядой. В третьей строфе перед читателем раскрывается пейзаж, отличающийся от пейзажа первой строфы. Здесь уже больше уныния, грусти. Разговорное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «дождик» превращается в дождь, который размывает следы возлюблённой, лишая героя надежды; а мгла уже становится эпитетом «серой тьмой», через которую не видно ничего. Само стихотворение, как обращения автора к ушедшей любви. Его отношения показано в динамике: стала казаться женой (I) – сроднился (IV), но не трудно заметить, что чем сильнее чувства, тем больше отдаляется возлюбленная. Описывая чувства героини в стихотворении, автор использует обратную градацию15: тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой. Контраст чувств героев создается при помощи речевых, или контекстуальных антонимов16: сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой, тем самым показывая читателю неразрешимые противоречия жизни у героя. Перейдём к выразительным средствам синтаксиса данного художественного текста. Встречаются риторические восклицания17: II строфа. Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… IV строфа. 1)Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» 2) Что ж! Камин затоплю, буду пить… Во второй строфе восклицание является неким смирением с уходом, герой прощается с любовью. В четвертой строфе восклицание как мольба о возращении, а также в четвёртой строфе встречается восклицание как смирение с действительностью, с произошедшим. Особая напряжённость наблюдается во второй и четвёртой строфах, когда автор умалчивает от нас что-то, оставляя недосказанную мысль для нашего дальнейшего понимания, то есть наблюдается апосиопеза18. II строфа. Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… IV строфа. Что ж! Камин затоплю, буду пить… В стихотворении используется эллипсис – пропуск легко подразумеваемого слова, члена предложения. III строфа. Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Тире заменяет слово «идут». IV строфа. Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Тире заменяет слово «значит». Также несложно заметить анжамбеман, то есть перенос. Незаконченное предложение переносится на вторую строчку, такое можно увидеть в первой строфе 5-6 строки и во второй строфе те же строки. I строфа. Я на даче один.| Мне темно За мольбертом, и дует в окно. II строфа. Что ж, прощай! | Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… В первой строфе первой строчки виден полисиндетон19: I строфа. И ветер, и дождик, и мгла Теперь перейдём к разбору стихотворного размера, к особенностям ритмических элементов. Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество» написано трёхсложным размером, его ритмической основой является трёхстопный анапест – один их элегических размеров русской поэзии, который прекрасно передал тоску и уныние в данном стихотворении с ударением на конец стопы. Но не трудно заметить, что стих написан не чистым анапестом: первый строчки каждой строфы и третья строчка в первой – третьей строфах – написаны трёхстопным амфибрахием. Это ломает ритм, несомненно, но не слишком резко, так как и амфибрахий, и анапест являются трёхсложными размерами. На мой взгляд, такой приём показывает, что жизнь героя не так монотонна, как кажется на первый взгляд. Очевидно, что во всём стихотворении присутствует «мужская» клаузула20. В силлабо-тоническом стихосложении - заключительные слоги стиха, начиная с последнего ударного слога, отчитывают клаузула. Взяв на примере, первые две строчки, мы увидим, что это именно «мужская» клаузула: 1 И веʹтер, и доʹждик, и мглаʹ 2 Над холоʹдной пустыʹней водыʹ. Определим способ и вид рифмовки в данном произведении: 1 И ветер, и дождик, и мгла –А 2 Над холодной пустыней воды. –Б 3 Здесь жизнь до весны умерла, –А 4 До весны опустели сады. –Б 5 Я на даче один. Мне темно –В 6 За мольбертом, и дует в окно. –В С 1 по 4 строчки рифма перекрёстная – АБАБ. В 5 и 6 строчках наблюдается рифма смежная – ВВ. Без всякого сомнения, можно сказать, что это рифма точная и богатая: мгла – умерла, воды – сады, темно – окно, у меня – дня, со мной – женой и т.д. Заключение Стихотворение «Одиночество» написано разными стилями, не имеет большого количества выразительных средств, но, тем не менее, оно привлекает внимание. Может быть, это потому что тема одиночества так близка многим людям? Одиночество – чувство разобщённости с людьми, оторванности от мира. Многих людей часто посещает мысль, что они одиноки. Это может быть и не совсем правдой, но это чувство гложет внутри. Иван Алексеевич Бунин прекрасно описал состояние одиночества. Он показал всю бурю эмоций, которые происходят внутри, через природу вокруг. Осень… быть может это душевное состояние, когда ты увядаешь, ничего не хочется делать, и ты просто ждёшь весны. В этом стихотворении концепция Бунина об одиночестве человека переплетается с темой любви. Поэт понимает любовь как нечто мгновенное и молниеносное. Она никогда не венчается браком, тихой, размеренной жизнью, так как любовь превращается в привычку. Поэтому лирический герой понимает беспомощность и тщетность своих попыток остановить возлюбленную. Одиночество всегда приходит на смену любви, оно вечно. Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам можно прийти, читая бунинское стихотворение. Но сильно хочется верить в то, что весны можно дождаться, изменить мир вокруг себя и что одиночество – лишь временное состояние человека. Список использованной литературы И.А. Бунин. Собр. соч.: в 9-и т. Т. 1. и Т. 9 – М.: Худ. лит., 1965. В. Муромцева-Бунина. Беседы с памятью. – М.: Сов. писатель, 1989. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева – М.: Советская энциклопедия, 1987 Ожегов С. И. Словарь русского языка: / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. http://cyberleninka.ru/article/n/izdaniya-stihotvoreniy-i-a-bunina-v-kritike-sovremennikov http://www.imk.msu.ru/Publications/golos_eho/dviniatina.pdf https://www.ozon.ru/context/detail/id/19312979/ http://www.bunin-rgali.ru/userfiles/list/list3/b915c38.pdf http://bunin.niv.ru/bunin/public/pamyati-nilusa.htm 1 Бунин И. А. Одиночество // И.А. Бунин. Собр. соч.: в 9-и т. Т. 1. /М.: Худ. лит., 1965. С. 194 2 https://www.ozon.ru/context/detail/id/19312979/ 3Фонд Бунина Ивана Алексеевича: http://www.bunin-rgali.ru/userfiles/list/list3/b915c38.pdf 4 Пётр Алексеевич Нилус – приятель И. А. Бунина, живописец, художественный критик, писатель. 5 «Памяти П. А. Нилусу»: http://bunin.niv.ru/bunin/public/pamyati-nilusa.htm 6 Иван Алексеевич Бунин «Памяти П. А. Нилуса» И. А. Бунин. Собр. соч.: в 9-ти т.Т. 9 М., Худ. лит., 1965. С. 475 7 Александр Трифонович Твардовский - русский советский писатель, поэт, журналист. 8 В.Н. Муромцева-Бунина «Беседы с памятью»: http://royallib.com/book/muromtsevabunina_vera/gizn_bunina_i_besedi_s_pamyatyu.html 9 Корней Иванович Чуковский – русский советский поэт, публицист, литературный критик. 10 Издание стихотворений И. А. Бунина в критике современников: http://cyberleninka.ru/article/n/izdaniya-stihotvoreniy-i-a-bunina-v-kritike-sovremennikov 11 Александр Блок - русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. 12 Издание стихотворений И. А. Бунина в критике современников: http://cyberleninka.ru/article/n/izdaniya-stihotvoreniy-i-a-bunina-v-kritike-sovremennikov 13 Ожегов С. И. Словарь русского языка: / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 14 Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). 15 Градация - последовательность, постепенность в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому. 16 Контекстуальные (речевые) антонимы - слова, которые становятся антонимами только в данном контексте (в отличие от языковых антонимов, противоположность которых проявляется независимо от контекста). 17 Риторическое восклицание – играет роль усиления эмоционального восприятия. 18 Апосиопеза ( от греч. – сокрытие) – термин старорусской поэтики, стилистическая фигура, то же, что умолчание. Заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателю, который должен мысленно закончить её. 19 Полисиндетон - такое построение фразы, при котором однородные члены предложения связаны между собой один и тем же союзом. 20 Клаузула - заключительная часть стиха или строфы. |