Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • Вопрос №1 Общество как система: основные элементы и специфические черты.

  • Вопрос №2 Общество и власть: соотношение

  • Вопрос №3. Постиндустриальное общество.

  • социология. Основные элементы и специфические черты


    Скачать 32.46 Kb.
    НазваниеОсновные элементы и специфические черты
    Дата09.09.2022
    Размер32.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипДокументы
    #669224

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра экономика и управление
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология



    Группа Го19Э211
    Студент
    Н.Л.Батуро


    МОСКВА 2019

    Вопрос №1 Общество как система: основные элементы и специфические черты.

    Общество представляет собой сложно организованную социальную систему (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство. Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин, Парсонс и др. В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как сложноорганизованной, целенаправленной социальной целостной системе, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Хакен, Пригожий и др.).

    В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями; различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества − экономические, политические, правовые, а также социализирующие институты (семья, школа и др.).

    С точки зрения наработанных в философии и науке подходов общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

    Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами.

    Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые − роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нём связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

    Общество не сводимо к людям, его составляющим, − это система вне-индивидуальных и над-индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как "надо", как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это вместе с тем не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

    Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не "в одиночку", а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система - это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество, а изменившись, начинает формировать людей "под себя", т. е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

    Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и дирижером выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

    Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.

    Неизбежная и острая конкуренция интересов и устремлений субъектов человеческого общества определяет селективную деятельность по выбору тех или иных средств и аргументов для обоснования отстаиваемой идеи, концепции, способной привлечь внимание других людей, послужить мотивом их социальной активности. В связи с этим в обществе очень часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика.

    Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус "единственно правильной и научной", общество становится закрытым, т. е. таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, построение компьютерных моделей мира, обоснование возможных вариантов развития социальной системы в самых ее различных областях - вполне рациональный и необходимый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.

    При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

    Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных ответов: что произойдет, если...? Какой ценой будет установлен порядок? Какие последствия вызовет такое слабое воздействие на систему? Какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если...? Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной "манипуляции" и жесткого контроля над социальными системами. Если бы мы чаще ставили подобные вопросы, прежде чем принять решение вмешаться в тот или иной процесс, происходящий в обществе, тогда, быть может, в нашей истории было бы меньше трагических страниц, безвременно загубленных жизней, нереализованных целей. Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем (подструктур) социума.

    Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействий. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.

    Первая подструктура - социально-этническая, связана с биологической природой и включает в себя: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями; племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов;, народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; нацию как такую общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.

    Вторая подструктура социальной структуры общества − социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

    Третья подструктура − социально-пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).

    Четвертая подструктура − социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактующая классы как группы людей, как отличающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

    Пятая подструктура − профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

    Некоторые исследователи выделяют в качестве подструктуры социальной системы социализирующие институты − семья, школа и др., обеспечивающие сохранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание.

    При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

    Слово "стратификация" (от лат. stratum − слой и facio − делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не оставалось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикальной неоднородности, т. е. выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые. На деле слоевой срез социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый срез, дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т. д.) Само понятие «страты» заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассовый характер. Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. На основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно "объемная", а не одномерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпирическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие "классы" занимает столь же прочное место, как и понятие "страты", и оба они используются как в национальных, так и в международных сравнительных исследованиях, в том числе и при исследовании природы социальных противоречий и конфликтов.

    Вопрос №2 Общество и власть: соотношение.

    Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

    Власть – это способность одного лица подчинять себе другое лицо.

    Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

    Дюверже говорил что власть имеет биологическую природу.

    Маркс говорил, что власть имеет социальную природу (в основе общественные и экономические отношения).

    Фрейд говорил, что власть имеет психологическую природу.

    Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

    Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также природным и социальным неравенством людей.

    Власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

    Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

    Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

    Властное воздействие – это взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

    Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

    Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

    Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

    Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

    Государственная власть – это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

    Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

    Вопрос №3. Постиндустриальное общество.

    Концепция постиндустриального общества разработана Дэниелом Беллом. Он выделяет три стадии раз­вития общества. Доиндустриальное общество состязается с приро­дой. Для него характерна высокая зависимость от при­родных богатств и ручного труда. Динамика его рос­та сильно зависит от численности населения. Индустриальное общество зависит от источников энергии. Темпы роста определяет организация произ­водства массовой продукции и массовых рынков. Постиндустриальное общество зависит по боль­шей части от информации. Залог его динамичного роста состоит в успешности кодификации теорети­ческих знаний.

    Д. Белл следующим образом определяет постиндустри­альное общество: «Постиндустриальное общество — это такое общество, в экономике которого приоритет пе­решел от преимущественного производства товаров к про­изводству услуг, проведению исследований, организа­ции системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основ­ной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степе­ни стало зависеть от развития теоретического знания. Постиндустриальное общество предполагает возникнове­ние нового класса, представители которого на политиче­ском уровне выступают в качестве экспертов или техно­кратов».

    Таким образом, по Беллу, индустриальные общества с развитием технологий трансформируются, превра­щаясь в общества постиндустриальные, обладающие следующими признаками: переход от товарного производства к экономике об­служивания; господствующее положение в обществе класса про­фессионалов и технических специалистов; главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политиче­ских принципов в обществе; создание новой «интеллектуальной» технологии; возможность саморазвивающегося технологического роста.

    Отечественный исследователь Д.В. Иванов в работе «Постиндустриализм и виртуализация экономики» обобщает исследования 1960—1970-х гг. по поводу прогнозов, каким будет грядущее общество, следующим об­разом.

    1. Определяющим фактором общественной жизни в целом будет теоретическое знание. Ручной и механи­зированный труд будет вытеснен производством те­оретического знания. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, поэтому ядром социальной организации становится универси­тет как центр производства, переработки и накопле­ния знания. Промышленная корпорация теряет гла­венствующую роль.

    2. Определяющим фактором социальной дифференци­ации станет не отношение к собственности, а уровень знаний. Профессиональная структура окажется бо­лее существенной для стратификации, чем классовая, по этой причине подавляющее число конфликтогенных факторов переместятся из экономической сфе­ры в сферу культуры.

    3. Экономика постиндустриального общества будет прежде всего обслуживающей, а не производящей. В численно преобладающем «третичном» секторе вы­растет и обособится информационный бизнес, кото­рый станет «четвертичным» сектором экономики.

    4. Инфраструктурой постиндустриального общества станет новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Общество вступит в «технотронную эру», когда социальные процессы можно будет программировать.

    Однако не все ученые оценивают перспективы пост­индустриального общества столь оптимистично (например Эрика Фромма и отечественный философ А.С. Панарина).


    написать администратору сайта