Реферат социология. Основные этапы развития эмпирической социологии
Скачать 58.06 Kb.
|
Министерство здравоохранения ЛНР ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра философии, социальных и гуманитарных наук РЕФЕРАТ по дисциплине «Социология, политология» на тему «Основные этапы развития эмпирической социологии» Выполнил: студент 2 курса медицинского факультета – 1 группы № 22 Боднар Б.Р. Проверил: ст. преподаватель кафедры Никитенко Н.А. Луганск – 2019 Содержание
Введение В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании. Выделяют два основных этапа развития социологии. Первый охватывает 19в (со времени Конта) и начало 20 в. (вплоть до 1920-х г.), второй – весь 20 век. Первый получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй – современного (этап развития современной социологии). Первый связан с существованием, преимущественно теоретической социологии, второй – наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Теоретическая социология – область развития теоретического знания, создание общих и специальных социологических теорий. Эмпирическая социология – получение фактологического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов. Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества. Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.). Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов. Эмпирическая социология появляется и развивается параллельно с теоретической социологией, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале XX в. как специфическая область социологических исследований с особыми тенденциями и логикой развития. Становление эмпирической социологии связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, а также с необходимостью решения новых практических задач, направленных на управление социальными процессами и разработку средств социального контроля и регулирования общественной жизни. Понятие о эмпирической социологии 1.1. Значение термина «эмпирическая социология » Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. На рубеже 1910-1920-х гг. появляются исследования, сыгравшие судьбоносную роль в развитии социологии и открывшие принципиально новую ее эпоху (называемую современным этапом этой науки). Прежде всего, отметим работы в области эмпирической социологии представителей Чикагской школы. Это в первую очередь «Польский крестьянин в Европе и Америке» У. Томаса и Ф. Знанецкого и социологические исследования города (проблем социальной экологии), выполненные под руководством Р. Парка и Э. Бёрджесса. Однако для того, чтобы говорить о них как о начале современной эмпирической социологии, необходимо дать развернутое и точное ее понятие. Стоит понимать под ней область развития социологической науки, связанную с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований. В то же время эмпирическое исследование означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Проведение эмпирического исследования предполагает использование специальных методов количественного и качественного характера, включая письменные и устные опросы (анкетирование и интервьюирование), социологическое наблюдение, эксперимент и т.д. Эмпирическая социология - особая сфера, даже вид профессиональной деятельности социолога, который иногда выступает как синоним всякой социологической деятельности. На самом деле это не так, поскольку последняя включает в себя не только проведение эмпирических исследований, но и другие виды работы, в первую очередь научное обобщение и анализ информации, создание и развитие теорий различного уровня. Появление эмпирической социологии в начале XX в. было тесно связано со стремлением отдельных ученых изменить характер социологической науки в целом в соответствии с принципами позитивизма, которые впервые были провозглашены О. Контом, но не доведены им до своего логического завершения. Как известно, он выступал против абстрактного метафизического теоретизирования на темы об обществе вообще, за превращение социологии в разновидность науки, дающей точное (по образцу естественных наук) знание, за использование для достижения этой цели строгих и обоснованных методов, за новую роль социологии в деле совершенствования социальных процессов и отношений. Однако Конту не было суждено ни добиться этого самому, ни увидеть новые возможности социологии в теории и практике конкретных исследований. Эти возможности и перспективы оказались реализованными лишь в эмпирической социологии XX в. Характерными чертами эмпирической социологии являются: 1) отождествление научной социологии с эмпирической социология; 2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; 3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений. 1.2. Ветви эмпирической социологии Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви – академическую и прикладную. Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологии города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований. Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е гг. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований. Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах мира стало особой отраслью индустрии. В 80-е гг. в прикладной ветви эмпирической социологии выделились два основных направления – социальная инженерия и клиническая социология – с подготовкой специалистов соответствующего профиля. Если первые, например, обобщив данные о финансовом положении компании, состоянии дел на рынке сбыта и технологии производства, предлагают перестроить управленческую структуру, то вторые проводят психологические тренинги с менеджерами с целью переориентации их создания. Как правило, специалисты обоих профилей работают в тесном контакте. Итак, быстрое увеличение объемов прикладных исследований в мировой социологии в 70-90-е гг. принципиально изменило формы организации социологических институтов. Наряду с университетами на организации исследования сосредоточиваются лаборатории, бюро, исследовательские центры и т.д. Претерпела изменения и профессия социолога: возник тип практикующего социолога, эксперта по различным социальным проблемам, нередко консультанта фирмы и т.п. Эволюционируя подобным образом, эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия. Методика и техника, разработанные социологами-эмпериками и обогативные средства познания социальной действительности, позволяют получать информацию о процессах общественной жизни. Одновременно для преодоления ограниченности эмпирических исследований и качественной систематизации массы эмпирического материала в схемы, описания и объяснения возрастает необходимость сочетания в социологии эмпирических и теоретических подходов. Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом. 1.3. Проблемы эмпирической социологии Эмпирическая социология носит прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни. Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности. Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания. Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др. Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем. Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. Таким образом, недостатки эмпирической социологии – это преимущества теоретической социологии, и наоборот. Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования. 2. Ранние этапы развития эмпирической социологии. 2.1. Этап зарождения эмпирической социологии Социология, в отличие от других наук, дисциплина одновременно теоретическая и эмпирическая. Долгое время эмпирическая и теоретическая социологии вели автономное существование. Дошедшие до нас исторические данные, в основном, правда, это лишь достоверные указания на их существование, свидетельствуют о зачатках проведения эмпирических социальных исследований уже у древних восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев. Более достоверные сведения мы встречаем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев. Так, например, перепись евреев сначала была произведена перед их приходом в Египет, затем перед выходом из Египта, далее народоисчисление было проведено Моисеем у Синая, а потом на границах Палестины и т.д. В Древней Греции, уже во времена правления Солона (между 640 и 635 — ок. 559 до н.э.), существовала сложная система статистического учета доходов граждан. В 594 г. до н.э. им была проведена реформа, направленная на ускорение ликвидации пережитков родового строя. Главная цель реформы заключалась в том, чтобы более или менее уравнять права и обязанности граждан, при этом главным критерием стало выступать не их племенное происхождение, а имущественное положение. В результате реформы все население было разделено на четыре разряда, сословия в соответствии с имущественным цензом (лат. cesus, от censeo — делаю опись, перепись), представители которых стали пользоваться различными социальными правами. Для того чтобы знать, в какой разряд следует включать гражданина, в одних провинциях ежегодно, в других реже, все жители должны были сообщать властям сведения о своем имущественном положении. Разработкой методологии и методики социальных эмпирических исследований, начиная с XVII в. занимались в основном естествоиспытатели, математики (Дж. Граунт, Э.Галлей, Я.Бернулли, ПЛаплас, Ж.Фурье и др.) и государственные чиновники (Г.Кинг, Ч.Р.Давенант, Ж.Б.Кольбер. С.Вобан, В.Керсебум и др.), а создание и развитие теоретической социологии в XIX в. начали философы, если не по образованию, то по умонастроению (О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Ф.Тённис и др.). Также разрыв теории и эмпирии в период становления социологии объясняется и тем, что если эмпирические исследования были направлены на изучение злободневных проблем современного общества — бедности, преступности, положения трудящихся и т.д., то теоретическая социология ориентирована была только на прошлое, ее формирование шло в основном в русле исторической социологии. Используемые социологами-теоретиками разного рода эволюционные схемы и сравнительно-исторический метод не требовали строго эмпирического подтверждения и вполне довольствовались некритическим сбором фактов для иллюстраций своих воззрений. 2.2. Этап стремительного развития эмпирической социологии Этап стремительного развития эмпирической социологии начинается вместе с началом деятельности Огюста Конта. В истории социологии его значение заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность - социологию, разработал модель новой науки. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он эмпирически обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности. Огюст Конт понимал лучше, чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология. Труды Кетле в области математики, физики, астрономии и в особенности метеорологии (наблюдения над температурой Земли, работы по электричеству воздуха, наблюдения над так называемыми воздушными волнами; по его мысли состоялся в 1873 г. в Вене первый международный метеорологический конгресс и было положено начало организации систематических наблюдений над метеорологическими явлениями одновременно в разных странах) имеют несомненную ценность, но главной заслугой К. являются его работы в области статистики. Всех сочинений Кетле по статистике насчитывается 65. Он определял статистику, как науку, изучающую государство: «Статистика изучает государство в определенную эпоху; она собирает элементы, связанные с жизнью этого государства, старается сделать их сравнимыми и комбинирует их наилучшим образом, чтобы познать все то, что они могут нам открыть». А. Кетле пришел к идее создания новой науки об обществе, отталкиваясь от традиции социальных эмпирических обследований, подняв их на качественно новый уровень. С именем А. Кетле в истории науки связан переход социальной статистики от сбора и количественного описания данных к установлению постоянных корреляций показателей, или статистических закономерностей. Выявленные им с помощью математического вероятностного анализа постоянные соотношения показателей А. Кетле трактовал как объективные социальные законы. Из первоначальной трактовки термина «статистика» как «государствоведение» можно судить об ее исключительном значении в государственном управлении. Так, из статистического факта устойчивых числовых корреляций между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания и т. д. преступника Кетле делал вывод о том, что определенное число и определенные виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Эмпирическая социология в его статьях приобретает абсолютно новое течение. Описание общества в целом достигается, по мнению Кетле, с помощью обнаружения характеристик "среднего человека". Человек анализировался при этом не как конкретная личность, а как член общества, как звено в статистической последовательности. Искусственная единица "среднего человека" (нечто от среднего арифметического или центра тяжести) означала среднестатистический показатель основных физических и моральных качеств данной нации. Современная эмпирическая социология 3.1. Развитие эмпирической социологии, как отдельного комплекса методов Эмпирическая социология наших дней продолжает европейскую и американскую традиции. Как самостоятельное направление она возникает в 20 - 30-е годы, прежде всего в США, где ставится вопрос об автономии эмпирии и ее методологии. Показательно здесь исследование американцев супругов Линд "Средний город", в котором на основе эмпирической методологии показана возможность проведения историко-сравнительного анализа. Многие из проблем, с которыми имеет дело западная эмпирическая социология, актуальны для развивающейся у нас прикладной социологии, в частности проблема тесного взаимодействия социологии, психологии, экономики и других сфер научного знания. Гносеологическая проблематика в первую очередь предполагает разработку операциональных определений ключевых социологических понятий, эмпирических моделей, усовершенствование математических методов для точного измерения качественных величин. Требует обновления и теоретико-гносеологическое обоснование эксперимента, а также поиск критериев гомогенности измеряемых величин. Практическая цель эмпирической социологии - управление, прогнозирование, информация. Современная эмпирическая социология на Западе представляет собой успешно функционирующий организм со своей системой институтов, лабораторий, отделений в политических партиях, правительственных учреждениях и в армии. Хорошо известный Институт Гэллапа был организован в 1934 г. для слежения за предвыборной кампанией. Однако он не только смог точно определить положение партийных кандидатов, но и участвовать в "организации" общественного мнения, т.е. влиять на позицию избирателей. Точность, определенность принесли славу Институту, который давно перешагнул в своей деятельности границы политической социологии. Отделения Института созданы во всех развитых странах мира и осуществляют исследования по самым разным вопросам. Оперативные группы социологов-эмпириков из ФРГ, США, Франции, а также из международных исследовательских центров и ЮНЕСКО проводят по заказам организаций и стран мобильные социологические исследования. По числу организаций, ведущих свою изыскательскую деятельность, по числу студентов, ориентированных на прикладные сферы, эмпирическая социология далеко обошла теоретическую социологию, которая концентрируется в основном в университетах и академических институтах. Но по своему значению в миропонимании, в формировании теоретических обоснований политических и иных программ влияние теоретической социологии намного выше по сравнению с социологией эмпирической. Теоретическая социология сегодня не является единым целым. Однако ее можно представить двумя ведущими ориентациями - аналитической и понимающей. Их объединяет общий объект исследования поведение людей и разделяет методологический подход к его изучению. В общем виде эти ориентации можно рассматривать как противопоставление натурализма с преобладающим в нем методом "объяснения" субъективизма, главным методологическим принципом которого выступает метод "понимания". Эти ориентации характеризуют всю западную социологию. Первая ориентация опирается на традиции позитивизма и использует новые тенденции, определяющие процесс функционирования и развития социологии в развитых странах. Следствием этих процессов явилось возникновение в аналитической социологии нового направления - теоретико-поведенческой социологии, представленной в настоящее время разработками П.Блау (США) и К.-П.Оппа (ФРГ). Эта ориентация в старых и новых версиях воплощает растущее влияние позитивизма в социологии, который никогда из нее не исчезал. Вторая ориентация представлена сегодня прежде всего феноменологической социологией, основоположником которой считается А.Шюц (1899-1959). Он шел по пути новой интерпретации веберовской категории "социальное действие" для поисков, говоря его словами, "прафеноменов социальности". Сюда же относится и символический интеракционизм, изучающий человека в мире символов, его поведение и миропонимание. Приоритет в его разработке принадлежит американским исследователям (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Т.Вильсон). Новой ветвью понимающей социологии можно считать этнометодологию Г.Гарфинкеля, смысл которой - межличностное семантическое понимание. По сути, это так называемая "социология повседневности". 3.2. Перспективы развития эмпирической социологии В прогнозах дальнейшего развития социологии в целом, эмпирическое отделение занимает самое перспективное место. В период становления социологии, который еще не завершен, постепенное значение приобретает проблема социологической парадигмы, а также связанный с ней вопрос о предмете социологии. Соответственно, еще какое-то время может сохраниться и даже усилиться тенденция отождествления социологии с обществоведением, а также с социальной философией — в связи с приходом в социологию обществоведов, ранее занимавшихся историческим материализмом и научным коммунизмом, часть которых не заинтересована в узкопрофессиональной предметной специализации социологии. Ближайшие годы будут проходить под знаком конкуренции двух групп ученых, каждая из которых будет отстаивать свои интересы. Одни будут стремиться к тому, чтобы уточнить, отграничить предмет социологии, отличающий ее от других общественных наук, изучающих общество; другие — к тому, чтобы определить в качестве предмета социологии общество как таковое, не формулируя и не решая проблему объекта и предмета науки. В ближайшем будущем социология определит свой предмет, несводимый к предметам других наук, займется, наконец, собственным делом, не подменяя другие науки, и институционализируется не только организационно, но и концептуально благодаря теоретическим и эмпирическим методам, в особенности. Можно ожидать появления и другой тенденции — переориентации социологии с традиционных связей с другими науками по объекту на связи по методу, т. е. освоение методов, подходов и принципов, разработанных в других науках: синергетике (включая современные достижения теории развития и теории систем), герменевтике, теории деятельности, теории информации и др. От последней тенденции в той или иной мере будет зависеть разработка социологами теории общества. В перспективе можно ожидать возникновения и развития нескольких конкурирующих альтернативных общих теорий (именно общих, а не отраслевых), которые будут строиться на базе: 1) современной мировой социологии; 2) современной отечественной методологии и логики науки; 3) фундаментальных теоретических исследований; 4) специально организованных эмпирических социологических исследований с теоретико-методологической ориентацией и, наконец, 5) надежных современных статистических данных. Если выстроить структуру социологического знания в трех измерениях: 1) фундаментальные и прикладные исследования; 2) теоретический и эмпирический уровни знания; 3) общая и отраслевая социология то в настоящее время явный приоритет (большая часть научных кадров, материальных и денежных ресурсов) принадлежит эмпирическим исследованиям с прикладной ориентацией и с отраслевой тематикой, например, социологии экономики, социологии политики, социологии права и т. д. В перспективе с изменением социологической парадигмы, определением (ограничением) предмета социологии, с осознанием факта зависимости качества прикладных исследований от качества исследований фундаментальных, изменением кадровой и финансовой политики, других факторов наступит равновесие фундаментальной и прикладной социологии. Эмпирические социологические исследования по своей ориентации станут более сбалансированными, а на разработку проблем фундаментальной, теоретической, общей социологии будет тратиться средств не меньше, чем на разработку проблем прикладной социологии. В сфере прикладной социологии по-прежнему останутся актуальными проблемы перевода социологических категорий с теоретического уровня на эмпирический, трансформации социологических концепций, моделей, методов с целью их применения в области социальной технологии. Среди социальных проблем, элементов социальной структуры, социальных явлений и процессов наиболее важные сегодня и на ближайшие годы следующие: своеобразие российского менталитета (исследования будут проводиться совместно с культурологами); переход к рынку, проблемы занятости населения, социальные последствия формирования различных форм собственности (совместно с экономистами); национально-государственное устройство, становление гражданского общества и правового государства, проблемы социальной защиты и социальных гарантий (совместно с правоведами); политическая власть, деятельность политических институтов и партий, взаимоотношение общества и государства (совместно с политологами); межнациональное (межэтническое) взаимодействие, формирование новых национальных элит и национальных идей (совместно с этнографами); различные конфессии, особенно исламская, значительный рост ее влияния (совместно с религиеведами). По-прежнему особый интерес будут вызывать факторы, оказывающие существенное влияние на социальную ситуацию в обществе: общественное мнение, ценностные ориентации, интересы различных социальных групп. Объектом пристального внимания социологов останется молодежь, включая студенчество — самая мобильная, активная и социально значимая возрастная группа. Она является своеобразным зеркалом общества, заключает в себе все его противоречия и тенденции будущего развития. 3.3. Эмпирическая социология в России Эмпирическая социология со второй половины 20-го века развивается не только в США, но и в Западной Европе. Представителей эмпирической школы затрагивают достаточно разнообразный круг интересов, но основными решаемыми проблемами являются теоретико-методологическое обоснование исследований, а также соотношение и связь объёмов прикладного и академического направлений. Эмпирическая социология в России развивалась как до революции (П.Петражицкий, М.Ковалевский и др.), так и в первые десять лет после нее (А.Гастев, С.Струмилин, А.Тодорский, Н.Анциферов, А.Чаянов, И.Бобровников, А.Болтунов, М.Корнев, М.Лебединский, В.Ольшанский и др.). Эмпирическая социология в России в 20-е годы исследовала проблематику организации труда, повышения культуры образования, быта и производства, обучения квалифицированных кадров. В начале 30-х годов проведение такие исследований были остановлены и возобновились лишь в 70-х годах (ЮЛевада, А.Здравомыслов, И.Кон, Г.Осипов, В.Рожин, , В.Шубкин, А.Харчев, В.Ядов и др.). Сегодня изменяются зрительные образы методологии познания. Так, например, В. А. Ядов, известный российский социолог предлагает следующие стратегии эмпирического исследования при различных теоретических подходах. Он предлагает взять за основу такую формулировку теоретической парадигмы: парадигма в социологии - это комплексное представление о взаимосвязях различных теорий, включающее: а) принятие общего философского ответа на вопрос "что есть социальное"; б) принятие определенного общего спектра проблем, которые подлежат исследованию в пределах конкретной парадигмы; в) признание определенных общих критериев обоснованности, принципов и достоверности знаний по отношению к социальным процессам и явлениям. В развитии российской социологии просматриваются три этапа: 1-ый этап (60- 80-е гг. ХIХ в.). Возникает социология на Западе, и в России. Она рассматривается как наука, которая использует прочие науки в качестве "склада" фактов, необходимых для разработки своих законов социальной динамики и статики. В это время социология одновременно развивалась как географическая школа, органицизм, психологизм: социо-психизм и субъективная школа. Субъективная социология сформировала свои принципы раньше всех. Движущим мотивом было желание аргументировать идеи русского народничества и социализма. Идеи психологического направления исследовали решающую роль культурных факторов, влияющую на мотивирование человеческого поведения. 2-ой этап (80 - 90-е гг. 19 в.). В этот время формируются антипозитивистские установки и марксизм. В это время М.М.Ковалевский выпустил свой труд "Социология". Он понимал социологию в качестве науки об эволюции и организации общества. Он подчёркивал, что в социологии сложно переплелись экономические, психологические, географические факторы, но ни один из них, при этом, не выступает определяющим. 3-ий этап (до 20-х гг 20-го века). Ведущей школой – неопозитивизм. Одновременно формируется "христианская социология". 4-ый этап (С 80-х годов 20 века до н.в). Новый этап, ознаменованный кардинальными изменениями в социологии, которая признается самостоятельной наукой. В перспективе развития российской социологии обозначается в последние годы преимущественная ориентация социологов на изучение субъективной информации, которая скорее всего будет преодолена усилением внимания к информации объективной — социальной статистике, анализу документов и т. д. Наряду с исследованиями по всероссийским выборкам все большее распространение получат региональные исследования, т. е. по выборкам, представительным для регионов. Наряду с анкетными опросами будут чаще применяться так называемые гибкие методы: углубленные интервью, беседы и т. п. Можно ожидать более широкого распространения поисковых исследований (без жестких гипотез), а также специальных методических исследований. Не менее эффективными как для прикладной, так и для теоретической социологии могут оказаться некрупномасштабные, оперативные и компактные эмпирические исследования, разумеется, при высоком уровне их научной организации и проведения. В целом, темпы развития российской социологии, её ветвей, таких, как эмпирическая и теоретическая, вовсе не отстают от таковых в странах западной Европы и Соединённых Штатов, хоть и российские социологи сталкиваются со сложностями в её изучении в связи с серьезными отличиями между менталитетами граждан и трудностями в распространении информации в медиа структурах, которое могло бы упрощать развитие эмпирической социологии. Выводы Эмпирическая социология - область социологии, основывающаяся на её изучении через сбор сведений, статистики и любых возможных данных поддающихся счету, в том числе данные экспериментов, результаты опросов и любая практическая информация полученная опытом или через наблюдение. Фактически является источником конкретных данных и многочисленной информации, необходимой для теорий социологии фундаментального уровня. Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви – академическую и прикладную. Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни, которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований. Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом. Зачатки социологии существовали ещё в древние времена. Некоторые принципы её описаны в писаниях древних восточных государств а также в Библии. Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века Предпосылки существовали теоретические и практические. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Зародилась эмпирическая ветвь социологии еще во времена древних государств, но систематизировал её и опубликовал о ней первые научные статьи французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии, её основных течений, в том числе и эмпирической. В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Социология, если верить описанным перспективам современных учёных, в целом определит свой предмет, несводимый к предметам других наук, займется, наконец, собственным делом, не подменяя другие науки, и институционализируется не только организационно, но и концептуально благодаря теоретическим и эмпирическим методам, в особенности. Эмпирические исследования в России, если можно так выразиться, главный тренд социологии, особенно в послевоенный период ее развития, когда идеологический диктат советского правительства в такой степени зажимал развитие научной мысли, что единственным выходом для нее становились эмпирические исследования. Литература 1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495 – 546. 2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с. 3. Зотов А.А. Путь В. Парето к социологии // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С. 133 – 136. 4. Култыгин В.П. Тенденции в европейской социологической теории начала XXI века // Социологические исследования. – 2001. - № 8. – С. 21 – 30. 5. Р.Мертон, Дж.Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; Американская социологическая мысль: тексты / М.: Наука, 1987. С 60-66 6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – 511 с. 7. Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» // Социологические исследования. – 2002. - № 10. – С. 122 – 130. 8. Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // Социологические исследования. – 2000. - № 3. – С. 136 – 145. |