доклад философия. Основные этапы развития представлений о материи
Скачать 19.36 Kb.
|
Материя – фундаментальное понятие философии и науки независимо от типа мировоззрения. В различных философских системах ее содержание понимается по-разному. Для идеализма характерно отрицание либо существования материи вообще (субъективный идеализм), либо ее активного характера (объективный идеализм). Термин материя (лат. вещество) первыми философами не употреблялся. Его ввел Платон (427-347) для объяснения конкретного многообразия вещей (признаки материи по Платону – изменчивость и делимость). В философии Платона и Аристотеля (384-322) материя является одним из начал бытия, но существует как пассивный, неопределенный материал, возможность, превращающаяся в действительность соединяясь с идеями (Платон) или формами (Аристотель). В объективном идеализме Гегеля (1770-1831) материя лишена статуса первоначала, является порождением абсолютной идеи. В субъективно-идеалистической философии Дж.Беркли (1685-1753) утверждается, что понятие материи является излишним, неработающим, так как в мире отсутствует вещь, обозначаемая этим понятием. В крайнем случае, материю можно употреблять как синоним ничто. Для Беркли существовать - значит быть воспринимаемым. Для материалистической философии характерно признание за материей объективного, независимого от сознания и воли существования. Логика развития философских представлений о материи связана с переходом от чувственного, конкретного ее понимания к рациональному и абстрактному, от физического – к философскому. Основные этапы развития представлений о материи представлены субстратным и субстанциональным подходами. Понятие субстрата заключает в себе физические представления о материи, субстанция – философские. Субстрат (лат. основа) – объективная реальность в аспекте качественно элементарных образований. Субстратный подход доминировал в науке до ХХ века. С точки зрения диалектического материализма материя является не неизменным субстратом, а субстанцией, субстрат же есть форма «наличного бытия» материи [подробнее см.: Диалектическая логика/ Под ред. З.М.Оруджева, А.П.Шептулина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 298с. С.182]. Представители раннего материализма предлагали наивно-стихийное представление о материи. На этом этапе субстратная трактовка материи была связана с поиском конкретной вещи, обладающей статусом первоначала. Такой подход предложили представители Милетской школы. Фалес (625-547) первоначалом считал воду, Анаксимандр (610-547) – апейрон («беспредельное и неопределенное», нечто среднее между водой, воздухом, землей и огнем), Анаксимен (585-525) – воздух, Гераклит (544-483) - огонь. Их позиция не выходит за пределы повседневного опыта человека. Идея, согласно которой все существующее состоит из земли, воды, огня и воздуха, продержалась в философии и науке до XVIII века. Другую стратегию субстратного понимания материи предлагал атомизм – учение, согласно которому мир состоит из вечных, неизменных и неделимых «кирпичиков» - материальных атомов, недоступных непосредственному, чувственному восприятию и различающихся между собой величиной, формой, весом, пространственным расположением (верх-низ). Атомы никем не созданы, так как у времени нет начала. Концепцию основали Левкипп (500-440) и его ученик Демокрит (460-370), развивал Эпикур (341-270). Это учение преодолевало разрыв между земным и небесным Программа атомизма (квантования) является одним из фундаментов естествознания. Другой вариант атомизма предложил Анаксагор (500-428), выдвинув принцип «все во всем»: мир состоит из гомеомерий – бесконечного множества частиц, также состоящих из гомеомерий. У Аристотеля (384-322) материя – это то, что не имеет формы; пассивный и бесформенный субстрат; нечто между бытием и небытием. Она не воспринимается чувствами и может только мыслиться. Чтобы стать вещью, материя должна соединиться с формой, источником которой является Мировой Разум (неподвижный перводвигатель, форма форм). Формы имеют свою иерархию. Материей данной вещи являются формы-элементы, из которых вещь состоит. Простейшие формы (первоэлементы) – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют первоэлементы: огонь (соединение теплого и сухого), воздух (теплого и влажного), вода (холодного и влажного), земля (холодного и сухого). Для Аристотеля (384-322) характерен дуализм законов земного и космического. Особым, пятым первоэлементом у Аристотеля является совершенный и нематериальный эфир (квинтэссенция), заполняющий мировое пространство и образующий небесные тела. В средневековый период алхимики и астрологи, опиравшиеся на магию (использование сверхъестественных сил), полагали, что все вещества являются разновидностями, превращениями правещества эфирной природы (философского камня). Предполагалось, что его можно выделить в чистом виде. Безрезультатные попытки получения первовещи привели к выводу, что она всегда остается в тени, скрывается под масками своих модусов. Наука Нового времени, пришедшая на смену алхимии и астрологии, развивала идеи Демокрита (460-370) о материи, объединив их с учением Аристотеля (384-322) об эфире. Одни явления (в химии или молекулярной физике) объясняли атомизмом, другие (например, в оптике или электродинамике) – состоянием эфирной среды. Основы классической науки заложили Г.Галилей (1564-1642) и И.Ньютон (1643-1727). В физике господствовали представления классической механики, где материя отождествлялась с ее вещественной формой. Согласно механистическим представлениям формой существования материи является вещество (материя, имеющая массу покоя и неделимую структуру). Отсюда свойствами материи являются твердость и непроницаемость, тяжесть и инертность, масса и объем, и т.д. По Дж.Локку (1632-1704) основное свойство материи – непроницаемость, по Р.Декарту (1596-1650) – протяженность. Фундаментальным свойством стала масса, которая понималась как количество материи. Это всеобщее свойство стало основанием определения: материя – это все то, что обладает массой. Во второй половине XIX века совершается серия выдающихся открытий в физике. Это создание Максвеллом теории электромагнитного поля (1865), отрицательный результат по обнаружению мирового эфира Майкельсоном (1892), открытие проникающего излучения Рентгеном (1895), радиоактивности (спонтанного распада атомов) Беккерелем (1896), электрона Томпсоном (1897). Они показали: классически понимаемого эфира нет, наряду с веществом имеется поле, вещество проницаемо, атом делится и имеет сложное строение, помимо атомов имеются другие частицы. Рушилась существовавшая на протяжении двадцати пяти веков идея неделимого атома, «кирпичика» материи. «Исчезновение» атома воспринималось как «исчезновение материи». Появились утверждения, что материализм опровергнут, так как материи не существует, что нет науки, а есть «груда развалин». Некоторые ученые-идеалисты предложили отказаться от материи, а первоначалом мира считать энергию, опираясь на открытый А.Эйнштейном (1879-1955) в специальной теории относительности (1905) принцип эквивалентности массы и энергии. Материалистический подход к физическому понятию энергии уже был предложен Ф.Энгельсом (1820-1895). Известно, что различные виды энергии объединяет способность совершать работу, которую Энгельс связал со способностью различных видов материи изменять форму своего движения. Таким образом, энергия – это мера движения материи. Материя не может полностью превратиться в энергию - свое свойство. Диалектический материализм формирует новое понимание материи, которое в 1909 году сформулировал В.И.Ленин (1870-1924) в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Он показал, что исчезла не материя, а тот предел, до которого знали материю - те ее свойства, которые считались абсолютными и неизменными [Ленин В.И. Т.18.С.275]. Имело место крушение не материализма, а его механистической формы. Признание каких-либо неизменных элементов, сущности вещей и т.п. есть метафизический материализм. Владея методами философского анализа, Ленин, хотя и не был физиком, сумел разобраться в сложных мировоззренческих вопросах науки и указать путь, которого не видели сами физики. Он отделил понятие материи от конкретных представлений о ней, поднял ее на уровень субстанции. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. В категориальном смысле материя есть сущность мира, в некатегориальном – весь мир. Ее определение выходит за рамки формальной логики в сферу диалектики. Это предельное обобщение, которое нельзя подвести под более широкое понятие в силу отсутствия такового. Его можно определить только противопоставляя предельно противоположному по содержанию понятию. Смысл определения заключается в том, что материя – это и бытие множества всех существующих в мире вещей и явлений; и субстрат любых свойств, связей, отношений, форм движения; и всеобщая субстанция. Активность, изменчивость - единственное неизменное свойство материи. Мыслимы любые превращения материи, кроме возникновения из ничто и перехода в ничто. С точки зрения современной физики начальным состоянием Вселенной является физический вакуум. Его можно назвать физическим ничто, возбуждением которого является Вселенная. Революция в физике начала ХХ века преподала урок диалектики. Материя не существует как абсолютный субстрат, но и не сводится к совокупности своих свойств. Движение – способ существования материи. «Материя при этом постоянно изменяется и благодаря этому сохраняется» [Зубков, 1990, С.100]. Она существует через бесконечно многообразные виды, формы, процессы, явления, состояния и т.д. Ни одно из конкретных качеств не может быть отождествлено с материей. Научный кризис показал, что категория материи имеет огромное мировоззренческое значение для науки. Для нее характерен естественно-исторический материализм как «стихийное, неосознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение большинства естествоиспытателей» |