Главная страница
Навигация по странице:

  • Августин Блаженный

  • Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

  • Основные этапы становления и развития политической науки. Основные этапы становления и развития политической науки


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеОсновные этапы становления и развития политической науки
    Дата27.04.2021
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаОсновные этапы становления и развития политической науки.pptx
    ТипДокументы
    #199379

    Основные этапы становления и развития политической науки

    Основные этапы развития политологии - исторически определенные периоды становления и развития знаний о политике, политической власти, государстве, политическом человеке и других вопросах политической жизни общества.

    Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

    Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоков их научного анализа. В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

    Политические учения Древнего Востока

    Политические учения (теории) у древних народов на Востоке восходят к мифологическим истокам и оперируют мифологическими представлениями о месте человека в мире.

    В первых государствах Древнего Востока - Индии, Китае, Египте и Месопотамии - политические учения пошли по пути апологетики единоличной, централизованной, деспотичной власти. Ученые-политологи объясняют это тем, что первые государства Востока, возникшие, как правило, на берегах полноводных, приносящих плодородный ил рек, образовались из потребности в организации больших масс людей, разделения физического (рабство на полях), управленческого (надсмотрщики, чиновники) труда и военного дела. Это вело к разделению людей на варны (Индия), созданию образа идеального управляющего, благородного мужа (Китай), возвеличиванию или даже обожествлению правителя (Египет, Китай, Вавилон и др.). Так, шумерские и вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неземным божественным установлениям и справедливости. Эти представления также широко отражены в известном древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н. э. в Законах Хаммурапи. Шестой царь могущественного Ассирийского государства Хаммурапи, который правил страной с 1792 по 1750 г. до н. э., оставил потомкам в назидание политико-правовую концепцию власти, которая получила название «Законы Хаммурапи»

    Политические учения Древней Греции древнего Рима

    Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их относительно самостоятельной частью философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.

    Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон и др.

    Сократ (469—399 гг. до н. э.), древнегреческий философ, стремился восстановить духовное единство полиса на основе справедливости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления, согласно которому править должны знающие. Исходя из нравственно-разумной основы государства, он заложил традицию разделения форм правления на правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию). Платон (427-347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, автор диалогов “Государство” и “Законы”, публично высказывал следующие идеи: государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; залог стабильности государства — разделение труда по склонности души; управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники —- третье сословие — должны добросовестно трудиться на благо государства; переход из одного сословия в другое недопустим, ибо это наносит вред государству. Аристотель (384—322 гг. до н. э.), древнегреческий философ, в своих трактатах (“Политика” и др.): выдвинул предположение о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; выделил: правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо, и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона.

    Политические учения Средневековья

    Политическая мысль средневековья представлена прежде всего именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менееименно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти, власти церковной. “Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены” - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья. Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время. В средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.
    Августин Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека.

    Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

    Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни; обоснование революционных форм и методов переустройства общества.

    Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза и др.

    Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.), флорентинец, первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. В своем труде “Государь” он дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; обосновал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика несовместимы. Полагая, что стремление к завоеванию — естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал прежде всего политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско. Томас Гоббс (1588-1679 гг.), английский мыслитель, автор труда “Левиафан”, развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия — самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти — общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций — тел, естественных и искусственных. Искусственным телом он считал государство. Человек же, по Гоббсу, занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но в качестве гражданина участвует в создании искусственного тела — государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведет к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние — это война “всех против всех”. Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать все для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не дает гарантии безопасности. Это может сделать только государство, которое устанавливает и контролирует выполнение свода естественных законов, позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей.


    написать администратору сайта