Основные философские школы досократовского периода. Основные философские школы досократовского периода и поиск перво. Основные философские школы досократовского периода и поиск первоосновы мира Первые философские (досократические) школы
Скачать 2.52 Mb.
|
Основные философские школы досократовского периода и поиск первоосновы мира Первые философские (досократические) школы Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа школа пифагорейцев школа Гераклита Эфесского элейская школа атомисты Характерные черты досократических философских школ ярко выраженный космоцентризм повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы поиск первоначала, породившего все сущее гилозоизм (одушевление неживой природы) доктринерский (недискуссионный) характер философских учений Милетская школа («физики») Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначально всего сущего считал воду («архэ») представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее) допускал наличие множества богов считал центром вселенной Землю точно определил продолжительность года – 365 дней сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.) Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных Гераклит Эфесский Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления: первоначалом всего сущего считал огонь вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита) считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды») был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим) всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум выступал за материальность человеческой и мировой души был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему» Пифагорейцы Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа) выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием) считали единицу мельчайшей частицей всего пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.) Элеаты Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: изучали проблемы познания жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма) Атомисты Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни) атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.) между атомами существует пространство, заполненное пустотой атомы находятся в вечном движении существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания Спасибо за внимание |