Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Понятие «культура»

  • Основные функции культуры (гуманистическая, функция трансляции, гносеологическая, регулятивная, семиотическая, аксиологическая)


    Скачать 64.5 Kb.
    НазваниеОсновные функции культуры (гуманистическая, функция трансляции, гносеологическая, регулятивная, семиотическая, аксиологическая)
    Дата02.03.2022
    Размер64.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkulturologia.doc
    ТипДокументы
    #380676

    Тема: Основные функции культуры (гуманистическая, функция трансляции, гносеологическая, регулятивная, семиотическая, аксиологическая).

    Введение
    Сегодня культура выделяется среди явлений, происходящих в эпицентре человеческого существования и привлекающих внимание как с научной, так и с практической точки зрения.

    Это судьба не только профессиональных исследователей, социальной элиты, работников, занятых в своих институциональных сферах, но и в сфере жизненных интересов всех, любого образованного и думающего человека.

    Огромный интерес к культуре способствовал рождению особой отрасли знаний по этому предмету - культурологии.

    Выделим задачи:

    1. Рассмотреть понятие «культура».




    Глава 1. Понятие «культура»
    Культура – это исходное формирование личности человека, это основа исторического процесса, эта форма человеческого выживания и фактор национальной безопасности.

    В нынешних отечественных культурных исследованиях установлено три расклада к определению культуры - антропологический, социологический и философский.

    1. Сущность антропологического подхода заключается в признании

    внутренней ценности культуры любой нации, входящую в основу образа жизни как отдельных людей, так и обществ. Это означает, что культура - это способ существования человека в форме множества местных культур. Такой подход ассимилирует культуру и историю всего общества.

    1. Социологический подход рассматривает культуру как фактор

    формирования и организации общества. Организационный принцип - это система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем определяют его развитие. Человек начинает доминировать над тем, что им создано.

    1. Социологический подход анализирует культуру как условие

    формирования организации общества. Организационный принцип – это концепция значимости каждого общества. Развитые ценности формируются лично обществом, однако потом устанавливают его развитие. Человек приступает доминировать над тем, что он создал.

    В процессе функционирования в системе между элементами возникают отношения: изменение одного влечет за собой изменение другого.

    Каждая необходимость или деятельность вызваны потребностью существования объекта в определенной среде.

    Зависимость одной величины от другой существует в конкретной сетке координат. Исследование любого объекта предполагает ответ на вопросы: зачем возник и существует этот элемент в какой-либо системе? Какую роль он выполняет в этой системе? В современной теории под культурой понимаются способ и формы существования человеческого общества, связанные с производством искусственных средств взаимодействия с деятельностью. То есть под функциями культуры понимается та роль, которую она выполняет в процессе обеспечения воспроизводства человеческой популяции.

    Способ существования сообщества тесно связан со средой существования и является ответом сообщества на те условия, которые ему предлагает среда. Другими словами, функции культуры вытекают из тех задач, которые должны быть решены для обеспечения выживаемости вида в среде и конкурентоспособности конкретного социума (племени, этноса, нации и т.д) среди других сообществ.

    Они также подчеркивают функциональные определения культуры, определяющие ее посредствам функций, которые она осуществляет в обществе, принимая во внимание целостность и взаимосвязь этих функций.

    Структура функций культуры вытекает из тех функциональных задач, которые должны решаться в процессе воспроизводства человеческой популяции. Человечество все более воспринимает себя единым социальным организмом. Сама культура в своих основаниях начинает все чаще рассматриваться как деятельность, направленная на выживание человека в окружающей среде – природной, социальной, духовной, информационной. Это служит импульсом к формированию культурологии как метанауки, пытающейся охватить все аспекты деятельности человечества по осмыслению и преобразованию природы, социума и себя самого.

    Известный культуролог Б. Малиновский считал, что важнейшим результатом изучения культуры является знание именно ее функций.

    Глава 2. Функции культуры

    Под функцией понимается то, для чего она предназначена, иначе

    говоря, культура вообще или какое-либо явление культуры.

    Предназначение культуры, ее обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.

    Современные исследователи выделяют функции культуры, такие как
    2.1 Гносеологическая функция

    функция выражает то, что искусством считается средством интуитивно-образного изучения действительности. На ранних этапах антропокультурогенеза, когда рациональное мышление еще не сформировалось, интуитивно-образное познание было единственным способом освоения мира. Но и на поздних этапах общественного развития научное – рациональное познание дополняется интуитивно-образным – эстетическим познанием [1, с. 84].

    Охватывая все формы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ее элементов.

    Однако культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности.

    Она отвечает на вопросы «что?», «почему?», «откуда?», «в силу каких причин?»

    Рациональное, абстрактно-логическое мышление, посредством которого осуществляется научное познание, главным образом анализирует уже завершенные процессы. Эмоционально-образное мышление. Которое проявляется в художественном творчестве, обладает способностью интуитивного прозрения, предвосхищая грядущие события, предупреждая человечество о потенциальных опасностях. В этом заключается гносеологическая функция искусства [1, с. 85].

    Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические. Так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

    Входят в трансляционную сферу и средства передачи, хранения, воспроизводства, распространения информации. Это полиграфическая промышленность, почтовые службы, все технические системы проводной и беспроводной связи, в том числе радио и телевизионные сети; все средства массовой информации; сюда же относятся библиотеки, частично (одновременно с вхождением в иные сферы культуры, например, в художественную) другие так называемые учреждения культуры — театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п.

    Наконец, важнейшим компонентом трансляционной сферы являются институты воспитания и образования, которые непосредственно обеспечивают передачу информации от поколения к поколению, то есть преемственность культуры.

      1. Трансляционная функция

    Трансляционная функция искусства прослеживается в том, что первоначально, при условии отсутствия иных знаковых систем, посредством художественных образов передавались знания об основных константах бытия, а в дальнейшем в сложноорганизованных обществах, при возникновении языков и письменности, посредством художественного образа транслировалось информация на группы населения, не владеющие письменностью и не объединенные единым языком [1, с. 84].

    Здесь реализуются потенции человека, направленные на восприятие и передачу информации, на обмен информацией.

    Сюда входят прежде всего различные языки, созданные и используемые человеком – естественные и искусственные. В числе искусственных языков необходимо назвать языки техники (чертежи), языки науки, языки искусства, языки программирования компьютеров.


    2.3 Аксиологическая функция

    Благодаря культуре есть ценности, которыми человек руководствуется духовно. Часто предметы, события и действия приобретают для человека значение, выходящее за рамки практической необходимости, но в то же время существенно влияет на его духовное развитие.

    Смысл объективирован в творениях человека и в символах, которыми он воплощает это значение. Например, романы, стихи, симфонии, картины и т.д. Объективизируют художественный замысел автора; в религиозных ритуалах, иконах, храмовой архитектуре объективируется высокое значение поклонения; автомобиль, морской корабль, авиалайнер воплощают идеи инженеров и конструкторов.

    Чтобы сделать эти артефакты достоянием практической и духовной жизни людей. Необходим обратный процесс: объективация. Этим словом мы называем открытие смысла с помощью предмета или символа. Когда мы читаем роман, думаем о картине или слушаем музыку, нам кажется, что мы заново открываем для себя смысл, заключенный в том или ином произведении искусства, и осознаем его дня себя.

    Активируя машину, мы делаем заложенную в нее концепцию дизайна реальной (практически полезной). Обе стороны процесса: объективация и дезобъективация – это своего рода духовная работа. Человек живет в мире смысла. Включая или воспринимая их, он должен, так или иначе, использовать усилие совести. Именно сумма этих усилий гарантирует существование культуры.

    Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций индивида образуют своего рода ось его сознания, обеспечивающую определенную преемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующие поступки человека. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры его социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида. Таким образом, аксиологическая функция культуры проявляется не только в оценке культуры, ее достижений, но и в социализации личности, в формировании общественных отношений, поведении людей.


    2.4 Семиотическая функция

    Культура образует определенный язык: язык науки, искусства, общения, религии. Только с его помощью можно кодировать и передавать информацию. Сообщество культуры – это прежде всего языковое сообщество.

    Знаки являются основным инструментом, при помощи которого реализуется фиксация и оценивание индивидуальной и общественно значимо информации о личности и мире в культурных дискурсах, взаимодействие людей и сообществ между собой.
    Информационная насыщенность знака, таким образом, обеспечивает преемственность в процессе передачи опыта от поколения к поколению, а также взаимообогащение отдельных культур при взаимодействии в синхроническом аспекте, в рамках одного временного периода.


    2.5 Регулятивная функция

    В процессе социализации человек узнает нормы и правила поведения, используемые в обществе, профессиональные навыки, повседневные стереотипы решений и действий, другими словами, определенный образ жизни. Культура также обеспечивает возможности коммуникации, общения, получения и передачи информации, социализации, ценностной ориентации.

    В мире дикой природы поведения живых существ регулируется инстинктами и рефлексами, механизмами, выработанными за тысячелетия эволюции.

    Человеческое поведение не может быть чисто рефлексивными или чисто инстинктивными: все, что является наиболее значимым в человеческом поведении, является результатом выбора: это не импульсивное действие, которое имеет здесь социальную ценность, а преднамеренное действие и ответственный поступок.

    Однако ответственность перед другими людьми неизбежно предполагает соблюдение норм, направленных на безвредность, благоприятный контакт и взаимную поддержку. Образованный человек усваивает эти правила до такой степени, что может выполнять многие из них почти автоматически, что облегчает ему принятие правильных решений даже в критических ситуациях.

    То же самое и с профессиональными навыками: приравнивая к автоматизму технологические навыки своей работы, человек может сосредоточить все свое внимание на решении творческих (то есть нестандартных задач).

    Осуществляемая регулятивная функция вырождается в чисто репрессивную, функцию подавления одних людей другими.

    Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях. Высший из них представляют мораль и ее нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов, а нарушение норм морали встречает резкое осуждение со стороны общества. Другой уровень регуляции представлен нормами права, которые подробно излагаются в конституциях и законах разных стран. Их соблюдение контролируется с помощью специально созданных институтов — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система. Еще один уровень нормативной функции — обычаи и традиции. Они, представляют собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Они, как правило, принимают форму определенного стереотипа, сохраняют свою устойчивость и консервативность на протяжении столетий, несмотря ни на какие общественные изменения. Наконец, низшим уровнем регуляции выступают нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований — начиная с напоминания о необходимости соблюдать элементарную опрятность, кончая общими требованиями к духовному миру человека.


      1. Гуманистическая функция

    Одной из важнейших функций культуры является гуманистическая 6– человеческая природа. Главным субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же, как и человек – вне культуры. Будучи отдалённым от культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят её человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.
    Гуманистическая функция призвана выполнять роль социокультурного фильтра и амортизатора по отношению к негативным проявлениям цивилизационных процессов, которые нередко носят антигуманистический характер. Культура ориентируется на человека, способствуя преодолению прагматически-утилитарных свойств цивилизации. Таким образом, это функция одухотворения жизнедеятельности человека. 


    написать администратору сайта