Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Основные характеристики. 2. основные характеристики идеологии американского популизма кон. Основные характеристики идеологии американского популизма конца 19начала 20 веков


    Скачать 16.18 Kb.
    НазваниеОсновные характеристики идеологии американского популизма конца 19начала 20 веков
    АнкорОсновные характеристики
    Дата15.12.2021
    Размер16.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2. основные характеристики идеологии американского популизма кон.docx
    ТипДокументы
    #304182


    Основные характеристики идеологии американского популизма конца 19-начала 20 веков

    Популизм – одно из распространенных явлений в политической жизни различных стран, которое носит различные оттенки содержания, понятия. Феномен «популизма» изучали и изучают историки, политологи различных стран. Вместе с тем, диапазон употребления термина «популизм» очень велик, это затрудняет выработку его научной дефиниции. Отечественная историография популизма характеризуется фрагментарностью изучения данного явления, и представлена отдельными работами историков, политологов раскрывающих частные вопросы как конкретно-исторического плана, так и общетеоретического.

    Историография делится на труды историков и труды политологов. Поскольку в основе их исследований лежит разная методика, а в связи с этим и угол зрения. Разные подходы к проблемам дополняют друг друга, расширяя круг знаний, и позволяют «рисовать» более объективную картину. Историки, в понятие «популизм», вкладывают больше конкретно-исторический смысл, основываясь на фактах прошлого. Это позволяет им отражать направленность, характер популизма. Политологи, в популизме, больше видят пакет политических методов, который больше используется в личных целях.

    С позиции истории: от американского популизма XIX века ведет происхождение популизм в широком смысле этого слова. В XX веке это понятие стало обозначать скорее способ непосредственной политической реакции людей на воздействие обстоятельств, ущемляющих их интересы, чем целенаправленное воплощение в жизнь какой-либо идеологии.

    Вера в то что, принятие простых мер может радикально улучшить положение, упрощенный взгляд на причинно-следственные связи. Для популизма свойственная прямая апелляция к «народу».

    С позиции политологии: популизм. Термин получил от противников популизма, извращенный смысл – деятельность, имеющая целью обеспечения популярности в массах ценной необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. Популист в современной политик: деятель, заигрывающий с массами.

    В политологическом словаре ясно дается понять об изменении первоначального смысла понятия «популизм». Известный историк В. И. Борисюк, анализируя правый экстремизм, заострял внимание на двух аспектах:

    1. идеологический;

    2. состав массовой базы правоэкстремистских движений.

    Формирование американской нации как нации индивидуалистов – прагматиков, изначальное, а затем и традиционное отсутствие в стране достаточно зримых альтернативных «американизму» ценностей сделало ценностный набор «американской мечты», который включает и сложившиеся политические структуры и институты страны доминирующей ценностной системой. Альтернативной идеологии нет. Отсюда специфика американской реакции политического протеста – уход от политики в целом. Кризис доверия «к людям стоящим у власти», к существующим институтам. Американцы осуждают лишь определенные способы реализации «американской мечты», а не саму «американскую мечту» вообще, не ее основополагающие ценности.

    Таким образом, социально-экономическая неустойчивость старых средних слоев, их желание как можно быстрее, радикальнее улучшить свое положение, приводило к росту правоэкстремистских движений. Структурные сдвиги в американском обществе сопровождались кризисом традиционной системы ценностей, выразителями которой были «старый» средний класс. Это приводило к конфликту между традицией и стоящими за ней силами и носителями иных нетрадиционных для США ценностей и идейно-политических установок. В ситуации распада традиционных ценностей, когда отсутствует ясная система альтернативных ценностей, правоэкстремистские лозунги способны дать мятущемуся американцу, временное успокоение, опору. Потому что правые всегда указывают, кто виноват, призывают установить утраченные идеалы. Эмоциональность иррациональность политического выбора, этим можно объяснить, что в их среде популярны политики, взывающие не к разуму, а к чувствам. Общие как по форме, так и по содержанию идейно- политические установки ультраправых: ККК – виновны черные и правительство, Х. Лонг – чрезмерная концентрация богатства, Кофлин – евреи, Маккарти – коммунисты, Дж. Уоллеса – отсутствие закона и порядка [2, с. 246-269]. Ю. А. Замошкин, Э. Я. Баталов анализируя течения американской мысли, выделяли правый популизм как тип праворадикального политического сознания. Термин «радикализм» фиксирует глубокое социальное недовольство по поводу статус-кво и стремление к коренным переменам в общественном устройстве.

    Характеристика данного течения как «правого» призвана свидетельствовать о том, что оно направлено против социального прогресса. Форма: фашистское движение.

    Правый радикализм базируется на недовольстве систематического ущемления интересов определенной социальной группы, вызывающем в сознании всех устойчивое ощущение несправедливости господствующих порядков и желания их изменить. Суть уст- ранения проблемы сводится к устранению антагонизма. Правый радикализм стремится выдать себя за демократическое, народное течение, якобы стремящееся заменить фальшивую демократию истинным народовластием, за то, что демократия не способна обеспечить «национальное единство», позволяет бедным слоям общества оказывать влияние на государство, и сдерживать карательные органы.

    Таким образом, радикал-либертаристское, радикал-этатистское сознание в своей основе носит элитарный характер, а правопопулистское сознание содержит массовые настроения протеста.

    Правый популизм – это скорее комплекс непосредственных политических реакций индивидов на развитие событий, систематически ущемляющее их ближайшие интересы, чем целенаправленное практическое воплощение определенной идеологии. В. В. Согрин писал: под американским радикализмом понимается течение, апеллирующее не к классическим учениям социализма, а к национальной демократической традиции; обеспечивавшей индивидуальные права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью для наибольшего числа граждан.

    У истоков радикализма в XX веке стояли Популистская партия и движение национализаторов во главе с Э. Беллами.

    Популистская доктрина заключала в себе радикализацию идейного наследия Т. Джефферсона, Э. Джексона и А. Линкольна и приспособление эгалитаристской «американской мечты» к условиям, когда возможность экономической конкуренции резко сузилась. Таким образом, можно сделать вывод, что популизм – предстал в качестве политической силы – «индикатора», срабатывающего в кризисные ситуации экономической, политической жизни США, сигнализирующий не только о «больных точках» политической системы США, но и дающий возможные решения проблем.

    В другой работе В. В. Согрин отметил: понятие, сущностные характеристики популизма менялись в течение продолжительного времени. И в США наследие популизма, зародившегося в гуще народного протеста против монополий, со временем деформировалось, стало приспосабливаться правыми радикалами, расиста- ми, социальными демагогами к своим корыстным целям. Однако все эти метаморфозы популизма не должны бросать тень на искренний демократизм его знаменосцев конца XIX века.

    По мнению И. В. Волковой, популизм – своеобразное явление, возникающее с давних пор на «изломах» общественной жизни, реакция широких народных масс на отстранение их от центров экономической и политической власти. В популизме, человек, утративший идеологические ориентиры, ищет способ хоть как-то влиять на принятие важных для него решений.

    Возникновение популизма есть признак пробуждения социальной активности снизу, роста государственности. Место и роль популизма зависит от преобладающих в нем ориентаций правого или левого толка.

    В новейшее время, массовые настроения протеста используются правящей элитой в своих политических целях и составляют одно из направлений праворадикального политического сознания – правого популизма. Это комплекс политических реакций индивидов на развитие событий, систематически ущемляющих их интересы. Ярко выраженной формой правопопулистского действия была избирательная кампания за кандидатов в президенты типа Дж. Уоллеса. Правый популизм представляет собой: «белый феномен», большинство составляют люди наемного труда. Здесь автор ссылается на мнение Ю. А. Замошкина и Э. Л. Баталова.

    Политологи Ю. П. Аверин, В. А. Солохин писали, что популизм имеет два взаимосвязанных значения: общедоступный, общепонятный и пользующийся известностью в широких кругах населения. Сама популярность не имеет отрицательного содержания, более завоевание популярности в определенных сферах деятельности является необходимым условием ее успешного выполнения.

    Однако популярность достигается различными методами.

    Суть популизма как раз и заключена в таких методах достижения популярности, которые имеют отрицательную природу, с точки зрения норм жизнедеятельности человека. Авторы склоняются к политологическому определению популизма как к деятельности – имеющая цель обеспечения популярности ценной необоснованных обещаний.

    В. И. Даниленко отметил, что популизм – новый климат простых идей и элементарных страстей, которые представляют собой радикальный протест против традиции.

    В левых кругах популизм проявляется как отказ от существующих правил функционирования политической системы, отрицание отношений совместимости экономики, мечтания о предполагаемых революциях. В центристских кругах в виде ухищрений по поддержанию социальной и политической стабильности, основанной на бесконечном перераспределении. В правых кругах, популизм проявляется в виде полемики, направленной против убогости официальной политики, и является выражением настроений в гражданском обществе, которые иногда граничат с нецивилизованностью. Г. И. Марченко трактовал популизм как участие народа в политике: движения, нацеленные на просвещение народа. А также крестьянские или рабочие движения, которым присущи такие черты как негативизм, внесистемность оппозиции и массовость. Термин «неопопулизм» часто используется для обозначения праворадикальных движений. Эти движения отличают: ориентация на наиболее обездоленные слои населения, крайняя степень централизма, противостояние индивидуализму, народ как главная ценность и приоритет политики, недоверие к индустриализации, утопические требования равенства и братства.

    Выводы исследователей о сути термина «популизм», как историков, так и политологов, по различным направлениям, можно сказать совпадают. Благодаря этому, с уверенностью можно заключить следующее:

    1) популизм осмысливался как реакция простых людей на проблемы внутри страны;

    2) как набор политических методов для демагогии;

    3) в основе правого популизма лежит консервативно- охранительный аспект. По мнению автора, данные выводы весьма важны, это плод научной деятельности исследователей различных наук. Однако отечественная историография дает неоднозначные ответы на вопросы о понятии «популизм», «правый популизм».

    Целесообразно осветить обоснование термина «популизм» в зарубежной научной литературе.

    Надо отметить, что этому интересному и интригующему явлению в мировой политике посвящено множество работ.


    Список использованной литературы

    1. Аверин Ю. П., Солохин В. А. Особенности формирования популизма в деятельности представительного органа государственной власти: теоретико-методологический анализ // Вестник МГУ.2018. No 1. Серия 18. Социология и политология.

    2. Волкова И. В. Популизм и консерватизм: к истории американской политической мысли конца XIX века. М., 2018. 164 с.

    3. Даниленко В. И. Современный политологический словарь. М., 2017. 870 с.

    4. Левада Ю. Л. Общественное мнение в год кризисного перелома: смена парадигмы // Сегодня. 2016. 17 мая.

    5. Малько А. В. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и современность. 2016. No 1.

    6. Погорельская С. В. «Вечно вчерашние»: правый популизм и правый радикализм в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2017. No 3.

    7. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. Ю. И. Аверьянов. М., 2016. 740 с.

    8. Рашковский Е. Б. Тоталитаризм как мировой феномен XX века и судьбы России: социокультурное измерение // Восток. 2016. No 5.



    написать администратору сайта