Главная страница
Навигация по странице:

  • ( Платон, Аристофан и др)

  • Пять основных направлений в изучении семейно-брачных отношений

  • Сорокин обобщил: 1) Почти у всех народов счет у родства по матери предшествовал счет родства по отцу

  • 4) Эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному

  • 2. Функционалистский подход

  • 4. Эмпирический

  • 5. Сциентисиский

  • Лек. Основные подходы к изучению семейно брачных отношений


    Скачать 15.16 Kb.
    НазваниеОсновные подходы к изучению семейно брачных отношений
    АнкорLeksia
    Дата14.10.2021
    Размер15.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛек.docx
    ТипДокументы
    #247896


    Основные подходы к изучению семейно брачных отношений
    Семьи интересовали всегда первые дошедшие до нас версии были сформулированы античными философами ( Платон, Аристофан и др) и носили в основном мифологический характер.

    На первом месте у них стоял биологический фактор - половое влечение. Постепенно помимо биологического фактора стали появляться социокультурные причины возникновения семьи
    Пять основных направлений в изучении семейно-брачных отношений

    1. Эволюционистский подход - суть состоит в преставлениях о последовательно постепенном переходе от одних форм брака к другим. В глубочайшем древности в человеческом обществе отношения между людьми в том числе полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В это время половые отношения могли вступать все члены рода, даже кровные родственники. (Промискуитет). Каждая женщина данного рода могла принадлежать каждому мужчине этого же стада и наоборот - эндогамия, брак внутри общности. Реально же это был не брак, а добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами. В последствии, по причине опасности вырождения и в связи с конфликтами возникающими на сексуальной почве было введено половое табу - полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми одного рода. Нарушителей запретов карались жесточайшим образом. Так впервые в человеческом обществе зародилось проходящие через человеческую психику противоречия между биологическим и социальным. Постепенно это породило новые экзогамные отношения - мужчины, стали вступать в связь с женщинами другого рода. То есть экзогамия сначала была своего рода бунтом человеческого организма против попыток установления над ним диктата социальности. С другой стороны экзогамия обнаружила свои биологические преимущества от связей стали рождаться жизнестойкие дети. Постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены, за исключением периода античности на правах исключения из правил в дни праздничных оргий. Экзогамные связи стабилизировались, закрепились обычаями и постепенно возникла первая форма человеческого социального регулирования отношений между полами - браком. Первой формой брака был групповой дуальное-родовой брак, при нем мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. В его рамках стали скрадываться предпочтительные избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода. В последствии эти отношения закрепились обычаями и общество перешло к новой форме брака - к парному. В нем объединялись уже одна супружеская пара. Основой объединения помимо взаимной привязанности было деторождение. Экономической и производственно хозяйственней функции не было. Работали и жили супруги отдельно в рамках своих родов - приходящие супруги. Биологическое отцовство в таких условиях установить было сложно, по этому родство было по материнской линии. Если мужчина приносил своей женщине или детям часть добытой на охоте пищи, то он тем самым лишал этой части детей своих сестер. Таким образом интересы образующейся семьи вступали в противоречия с интересами более широкой общности рода. В самом конце каменного века, особенно в бронзовом и железном веках с возникновением земледелия с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда супружеская пара становится способной самостоятельно содержать и кормить своих детей. Парная семья отделяется от рода в хозяйственном отношении. Мужчина обретает большую хозяйственную роль, а значит и власть. Матриархат сменяется патриархатом, когда родство считается уже по отцовской линии. На смену пар в семье приходит моногамная или единобрачная семья. Полное закрепление моногамии происходит с возникновением частной собственности и разделением общества на классы. Жена перешла на сожительство к своему мужу в семью мужа и вместе с детьми попала под его власть. Представители этого подхода это Герадот, Баховен, Морган, Энгельс, Ковалевский. Сорокин обобщил: 1) Почти у всех народов счет у родства по матери предшествовал счет родства по отцу

    2) На первичной ступени половых отношений господствовало широкая свобода брачных отношений

    3) Эволюция брака состояла в первичном ограничении свободы половой жизни

    4) Эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному

    Формы брака: от низших форм к высшим, при этом подчёркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и широкая предсиавленность в семейной жизнедеят и системе родства.

    В этой связи социолог Антонов именует данный подход концепцией инвариантности семьи.

    Подходы:

    1. Либерально прогрессивный - в процессе развития старая семья (традициональная) распадается, а на ее обломках формируются новые альтернативные семьи

    1. Консервативно кризисный - предупреждается о возможности исчезновения семейного образа жизни

    Питирим Сорокин выделил 4 типа семьи в соответствии с типом воспитания детей:

    1. Патриархальная - авторитет глава, семья ценность, семья дороже всего

    1. Квазипатриархальная - молодое поколение приучено к подчинённости и жертвенности в отношении семьи

    2. Партикуляристская - в ней воспитание основано на индивидуальном начале человек приучается рассчитывать только на себя, а не на семью , личность здесь творец своей социальной жизни

    3. Неустойчивая - формирует базовую личность неоттягощенную общинным укладом, без индивидуальности, творческого начала без самостоятельности, все ее надежды связаны с государством


    2. Функционалистский подход

    Согласно нему, семейные отношения обусловлены социо-культурными функциями семьи и строятся на системе ролей связанных с браком, родительством и родством. В отличие от эволюционизма, ключевым моментом выступает проблема ответственности. Понимаемая узкое в семейных отношениях и широко в контексте общественных отношений. Мера ответственности способна задавать задавать динамику семейных отношений.
    3. Этологический или биологический

    Основатель - Чарльз Дарвин

    Отвергают проискуитет как изначальную форму брачных отношений, тк он противоречить инстинктивные потребности детей иметь родителей и материнскому инстинкту взрослых. Согласно этому подхожу исторический период застал человечество с 4 системами брачных отношений.

    • групповой брак

    • Полигамия

    • Полиандрия

    • Моногамия

    При этом моногамия была в двух формах: пожизненная и допускающая развод.

    Этологи констатируют естественный характер этих форм и их изменчивость. При этом их многообразие является удивительным фактом, тк брачная система это видовой признак и является константой. Необычность этнологического подхода заключается в предположении изначальной моногамности предков человека. Сосуществование моногамного и группового брака было длительным. В дальнейшем при изменении условий жизни люди могли переходить к разнообразным формам брачных отношений. В рамках этого подхода установлено, что моногамия не идеал с точки зрения естественного отбора.
    4. Эмпирический

    Согласно этому подходу семья рассматривается как малая семейная группа имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи.

    Основатель - Ле Кле

    Полагает, что семья при смене поколений сохраняет свою устойчивость благодаря склонности ее членов к солидарности и сплоченности. Он подчеркивает пагубное влияния индустриализации и урбанизации на характер семейных отношений, на провоцирование нестабильности в семье, на ослабление отцовского авторитета
    5. Сциентисиский

    Сторонники: Замецкий, Фрейд, Кули

    Согласно этому подходу семейные отношения просматриваются во взаимосвязи личности и общества. Ключевыми моментами этой теории выступали межличностные отношения, Я и Другой, характер близких отношений.




    написать администратору сайта