Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть 1. Значение педагогического мастерства для спортивного педагога.

  • 2. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога.

  • 3. Персонологические концепции педагогического мастерства.

  • 4. Реализация педагогического мастерства в профессиональной деятельности спортивного педагога.

  • Педагогика. Педагогика ФКиС Реферат. Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта


    Скачать 168.35 Kb.
    НазваниеОсновные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
    АнкорПедагогика
    Дата13.11.2019
    Размер168.35 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПедагогика ФКиС Реферат.pdf
    ТипРеферат
    #95007

    Учреждение Высшего Профессионального Образования
    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
    КУЛЬТУРЫ,
    СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)
    Кафедра педагогики.
    РЕФЕРАТ
    по дисциплине: «Педагогика ФКиС» на тему: «Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта »
    Выполнила: студентка 3 курса, гр. 7
    Ли Оливия
    Москва, 2019

    2
    Оглавление
    Введение .................................................................................................................. 3
    Основная часть ........................................................................................................ 4 1. Значение педагогического мастерства для спортивного педагога. ............ 4 2. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога. ............. 6 3. Персонологические концепции педагогического мастерства. ................... 9 4. Реализация педагогического мастерства в профессиональной деятельности спортивного педагога. ............................................................... 12
    Заключение ............................................................................................................ 15
    Литература ............................................................................................................. 17

    3
    Введение
    Слово «мастерство» в значении «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т. п. С начала XX в. понятие «мастерство» все больше стало связываться с творческими профессиями, например, мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены актер и т. д.
    С учетом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог- мастер». Таким образом, педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности [Тарасевич, с. 230].
    Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры. В свою очередь, педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых.
    Знание учебного предмета, его истории, теорий, методики и современной практики составляет фундамент педагогического мастерства.
    Знание предмета предполагает профессиональную компетентность, высокую специально-практическую подготовленность, опыт в обучении и воспитании, научную квалификацию.
    Роль профессиональной компетентности в эпоху глобального интенсивного развития и обновления всех без исключения областей науки неизмеримо возрастает. Изменившиеся организационные формы, средства, методы и социальные условия предъявляют новые повышенные требования к преподавательскому составу, и особенно к преподавателю в области его учебного предмета.

    4
    Основная часть
    1. Значение педагогического мастерства для спортивного педагога.
    В теории и практике высшего педагогического образования длительное время преобладала и еще жива традиция готовить не столько учителя- воспитателя, сколько преподавателя того или иного предмета.
    Многие по-прежнему считают, что главное в подготовке будущего учителя — сообщить ему сумму знаний, составляющих содержание того предмета, который он будет преподавать. При этом значительно меньшее внимание уделяется вопросам становления личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогическими знаниями и умениями на основе серьезных познаний в области детской психологии и физиологии. В действительности же содержание и понимание учебного предмета реализуются только через личность и деятельность учителя, что характеризуется проявлением его педагогического мастерства.
    Г. И. Ризз определяет значение педагогического мастерства для педагога как выражение повышенного уровня усвоения всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с его профессиограммой
    (психофизический анализ, описание и характеристика профессионально значимых качеств, предъявляемых профессией) [Ризз, с. 114]. С другой стороны, педагогическое мастерство есть следствие повышенного уровня развития некоторых педагогических качеств (перцептивности — способности к наблюдению, профессиональной зоркости, эмпатии — способности к сопереживанию, оптимистического прогнозирования и др.).
    А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является только свойством талантливых людей, «мастерство — это то, чего можно добиться, это специальность, которой нужно учить, как и любой другой»
    [Макаренко, с. 85]. По А. С. Макаренко, структура педагогического мастерства включает в себя знания и умения в области обучения и

    5 воспитания, а также набор специальных знаний и навыков практического осуществления педагогического воздействия — педагогическую технику.
    Н. В. Крутова определяет педагогическое мастерство как интегративное качество педагога, от которого в значительной степени зависит эффективность процесса обучения и одним из существенных компонентов которого является педагогическое воздействие [Крутова, с. 205-
    207]. Она отмечает, что важными элементами педагогического воздействия
    (следовательно, и педагогического мастерства) являются речевые и внеречевые формы общения с учащимися. Здесь выделяются три группы внеречевых средств: фонационные (паузы в речи, молчание), кинетические
    (мимика, жесты, поза), проксемические (дистанция).
    Таким образом, внеречевое поведение учителя складывается из движений голоса, движений тела и расположения в пространстве или владения элементами педагогической техники.
    Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области, необходимо обладать не только спортивно- практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой является педагогическое мастерство преподавателя-тренера.
    Следовательно, понятие педагогического мастерства спортивного педагога предполагает наличие ряда факторов:
    − педагогическое мастерство является выражением профессионально-педагогической культуры, что выражается в деятельности и становлении личности;

    6
    − педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой);
    − педагогическое мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно- тренировочной работы.
    Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога —
    высокая степень педагогической культуры. Она представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально- педагогических знаний, умений, навыков, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи
    [Криличевский, с. 68].
    2. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога.
    Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры. В свою очередь, педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых, содержащую следующие подсистемы:
    − знание предмета,
    − педагогическая технология,
    − педагогическое творчество,
    − педагогические способности,
    − педагогическая техника,
    − педагогический стиль [Криличевский, с. 69].
    Знание учебного предмета, его истории, теорий, методики и современной практики составляет фундамент педагогического мастерства.
    Знание предмета предполагает профессиональную компетентность, высокую

    7 специально-практическую подготовленность, опыт в обучении и воспитании, научную квалификацию.
    Роль профессиональной компетентности в эпоху глобального интенсивного развития и обновления всех без исключения областей науки неизмеримо возрастает. Изменившиеся организационные формы, средства, методы и социальные условия предъявляют новые повышенные требования к преподавательскому составу, и особенно к преподавателю в области его учебного предмета.
    Высокая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном знании и личном опыте (например, у мастера спорта), представляют базу для творчества как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания. По данным исследований, если специалист лишен новой информации, то за год ценность его квалификации снижается на 20-25 %.
    Опыт в обучении и воспитании, эрудированность преподавателя в новейших достижениях психолого-педагогических исследований (что реализуется в научной квалификации) позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления.
    Педагогическая технология предполагает наличие следующих профессиональных качеств:
    − техника и выразительность речи,
    − ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений,
    − выразительность мимики и жеста,
    − умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания,
    − владение образцовым показом приема, действия.
    Педагогическое творчество — важное слагаемое педагогического мастерства. Его сущность проявляется в высоких результатах обучения и

    8 воспитания как следствие взаимодействия системы «преподаватель — обучаемые». Педагогическое творчество предусматривает наличие у педагога следующих личностных качеств:
    − творческое воображение,
    − нестандартное мышление,
    − потребность в поиске новой информации,
    − постоянное стремление к совершенству,
    − умение продуктивно сочетать формы, средства и методы работы.
    Педагогический стиль — совокупность своеобразных мыслей и действий педагогов одной школы и эпохи, отличающая их от других педагогов. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе обучаемые. Оптимальный педагогический стиль обладает следующими характеристиками:
    − педагогическая направленность и убежденность,
    − умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность,
    − педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция),
    − педагогический такт и этика,
    − повседневный интерес к внутреннему миру воспитываемых
    (эмпатия),
    − умение слушать и слышать.
    Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми, педагог-гуманист ярко проявляет склонность к эмпатии, рефлексии, аттракции.
    Эмпатия — умение тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, это понимание душевно-эмоционального состояния ближнего, переживание этого состояния вместе с ним.

    9
    Рефлексия — способность человека осознавать себя, свои психологические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие.
    Аттракция (от лат. attractic — притяжение) — способность обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым.
    Настоящий педагог должен в полной мере обладать всеми вышеперечисленными качествами. Педагогический стиль преподавателя или тренера отличается тактом, он умеет слушать и слышать, в повседневной жизни на основе самокритики он в состоянии адекватно оценить свою и чужую деятельность, что позволяет ему успешно реализовать учебно- воспитательные задачи на основе принципа сотрудничества.
    3. Персонологические концепции педагогического мастерства.
    При персонологическом принципе построения моделей профессионального мастерства степень профессиональной готовности представляется как целостная структура генотипических и фенотипических личностных особенностей, специфичность которой и определяет успешность выполнения педагогической деятельности.
    Педагогическое мастерство зависит от степени выраженности общих и специальных способностей. К общим способностям, в данном случае, мы относим, в соответствии с общепринятым подходом, уровень абстрактного интеллекта и креативности, к специальным
    – индивидуально психологические свойства личности, определяющие успешность осуществления ряда специальных видов деятельности. По данным своих исследований В. А. Якунин делает вывод о том, что у учителей-мастеров уровень интеллекта (по тесту Д. Векслера) в среднем составляет 123,4 единицы, в то время как у их рядовых коллег он обычно находится на отметке 105,4 единиц. Уровень интеллекта автор предлагает считать

    10 важнейшим показателем, определяющим успешность педагогической деятельности.
    Однако в дальнейшем, опираясь на свои наблюдения и специальные исследования, автор делает вывод о том, что высокая профессиональная педагогическая успешность может иметь место и при относительно низких уровнях общих и специальных способностей. Вполне вероятна, как показывают исследования, и обратная ситуация, когда наличие высоких общих способностей и даже фиксируемых по специальным методикам педагогических способностей не приводит к высоким результатам в педагогической деятельности.
    Объяснить подобные явления вполне способны теория "порога интеллекта" для профессиональной деятельности американского психолога
    К. Перкинса и модель "интеллектуального диапазона", предложенная российским психологом В. Н. Дружининым. Согласно теории К. Перкинса, для каждой профессии существует "нижний" пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не способны овладеть данной профессией, если же их интеллект превышает этот порог, то между уровнем их достижений в профессии и уровнем интеллекта нельзя проследить никакой связи. Профессиональную успешность человека начинают определять мотивация, личностные черты, система ценностей и др.
    Но В. Н. Дружинин ставит другой, вполне закономерный вопрос: существует ли "верхний" интеллектуальный порог?
    Ограничены ли возможности индивида в определенной профессиональной деятельности уровнем его интеллекта. Прогностичность тестов интеллекта выше для успешности профессионального обучения, нежели для продуктивности профессиональной деятельности. К тому же любая практическая деятельность в сравнении с учебной менее контролируема, и результат ее зачастую менее жестко оценивается. В частности, результат педагогической деятельности может быть не определен или отдален во времени.

    11
    Особое внимание В. Н. Дружининым уделено вопросам соотношения интеллекта, или "общих способностей" и творчества индивида. По его утверждению, творческая активность детерминируется творческой мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных) условиях жизнедеятельности, но верхним ограничителем степени ее проявления служит уровень общего интеллекта. Аналогично, полагает В. Н. Дружинин, существует и "нижний" ограничитель: минимальный уровень интеллекта, до достижения которого креативность не проявляется.
    Особую значимость в становлении педагогического мастерства, как свидетельствуют специальные исследования, и успешности педагогической деятельности имеет профессиональная направленность (Н. А. Довгалевская,
    А. И. Донцов, Г. М. Дридзе, В. А. Якунин). Определяется она обычно по степени удовлетворенности педагога своей работой. Чем больше привлекательных сторон видит учитель в своей профессии, тем он успешнее в своей профессиональной деятельности.
    С проблемой педагогической направленности тесно связана проблема самооценки. Самооценка выступает важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности человека. Заниженная самооценка порождает состояние робости, неуверенности, что приводит к множеству поведенческих проблем и нередко служит причиной профессиональных неудач в любой сфере деятельности. Завышенная самооценка ведет к остановке в личностно- профессиональном развитии, результатом которой в дальнейшем становится регрессия как в личностном, так и в профессиональном планах.
    Несовпадение самооценки с оценками окружающих принято считать одной из главных причин, порождающих скрытые и явные конфликты личности с окружающими. В. А. Якунин утверждает, ссылаясь на собственные исследования, что уровень успешности педагогической деятельности однозначно соотносится со степенью адекватности самооценки.
    Особую значимость с точки зрения становления педагогического мастерства и успешности педагогической деятельности имеет характер и

    12 темперамент человека. В исследованиях ряда авторов было показано, что учителя, достигающие успехов в педагогической деятельности, отличаются повышенной чувствительностью и эмоциональностью, преобладанием второй сигнальной системы над первой. Для успешности в педагогической деятельности, делает вывод В. А. Якунин, желательно некоторое доминирование вербально-логического мышления.
    По результатам опроса педагогов но личностному тесту Р. Кэттелла, позволяющему оценить широкий спектр индивидуальных характеристик, наиболее значимыми оказались следующие черты:
    − повышенная общительность и эмоциональность;
    − высокий самоконтроль и чувство долга;
    − повышенная требовательность к окружающим и тактичное обращение с ними;
    − стремление к доминированию среди коллег;
    − повышенная требовательность к окружающим и тактичное обращение с ними;
    − стремление к доминированию среди своих коллег;
    − повышенная потребность в социальной поддержке, ориентация на групповые нормы и др.
    4. Реализация педагогического мастерства в профессиональной
    деятельности спортивного педагога.
    Изучение характеристики личности и педагогической деятельности спортивного педагога, имеющего высокий уровень мастерства, позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками; это помогает ответить на вопросы, как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков, посредством чего спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся.

    13
    А. А. Деркач [с. 248] отмечает, что мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно, скрывать свое дурное настроение, а если необходимо — показать свою взволнованность, радость. Он говорит о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать свое поведение, что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса.
    Традиционно считается, что научное понятие педагогической техники было введено А. С. Макаренко. В широком смысле она понимается как научно организованная система всех влияний на главный объект воспитания
    — личность и коллектив. В этом случае речь идет о целом ряде приемов и методов воспитания и обучения (традиции, игры, доверие, проектирование личности, педагогика действия и т. д.). В более узком плане педагогическая техника рассматривается здесь как средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства. А. С. Макаренко выделил следующие ее компоненты:
    − постановка голоса, необходимая для точного выражения мыслей и чувств;
    − мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь; умение «смотреть» на ребенка и видеть процессы, в нем происходящие.
    Однако одни авторы сводят понятие педагогической техники к педагогическому такту. Другие рассматривают ее как форму организации поведения педагога, совокупность средств, приемов эффективного педагогического воздействия. Третьи — как практический уровень реализации мастерства, как специальную подготовку педагога к творческому труду и даже как интегральное качество личности. Педагогическая техника также рассматривается как умение использовать в педагогическом процессе

    14 эмоционально-выразительные средства
    — голосовые, моторные, мимические, управление своим психическим состоянием.
    И. А. Зязюн [с. 16] говорит о том, что педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Он определяет технику как совокупность приемов, а речь, невербальные средства общения называет ее средствами. В понятие «педагогическая техника» включены две группы компонентов.
    Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением, что означает:
    − владение своим организмом (мимика, пантомимика);
    − управление эмоциями, настроением
    (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
    − наличие социально-перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, воображение);
    − владение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
    Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Кроме того, она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
    − дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
    − технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организацию коллективных творческих дел.
    Таким образом, при любом подходе к определению педагогической техники в ней устойчиво сохраняются следующие элементы: техника речи
    (голос, дыхание, дикция, интонирование, эмоциональность); мимическая техника (мимика лица); пантомимическая техника (внешний вид, жест, взгляд); саморегуляция психической деятельности
    (самоконтроль, выдержка).

    15
    Заключение
    Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области, необходимо обладать не только спортивно- практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой является педагогическое мастерство преподавателя-тренера.
    Роль профессиональной компетентности в эпоху глобального интенсивного развития и обновления всех без исключения областей науки неизмеримо возрастает. Изменившиеся организационные формы, средства, методы и социальные условия предъявляют новые повышенные требования к преподавательскому составу, и особенно к преподавателю в области его учебного предмета.
    Высокая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном знании и личном опыте (например, у мастера спорта), представляют базу для творчества как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания.
    Опыт в обучении и воспитании, эрудированность преподавателя в новейших достижениях психолого-педагогических исследований (что реализуется в научной квалификации) позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления.
    Настоящий педагог должен в полной мере обладать всеми вышеперечисленными качествами. Педагогический стиль преподавателя или тренера отличается тактом, он умеет слушать и слышать, в повседневной

    16 жизни на основе самокритики он в состоянии адекватно оценить свою и чужую деятельность, что позволяет ему успешно реализовать учебно- воспитательные задачи на основе принципа сотрудничества.
    Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога —
    высокая степень педагогической культуры. Она представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально- педагогических знаний, умений, навыков, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

    17
    Литература
    1.
    Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства. № 11.
    М.: Сов. Педагогика. 1990 2.
    Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. /
    А С.. Макаренко. М., 1985. Т. 1.
    3.
    Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве / Г .И. Ризз// Педагогика. 1995. № 4.С. 114–117.
    4.
    Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования по направлению
    032100 "Физическая культура" / [Т. Е. Баева и др.] ; под общ. ред. В. И.
    Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой. - Москва : КноРус, 2012. –
    319 с.
    5.
    Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2114 "Физ. воспитание"] /
    А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Просвещение, 1985. - 335 с.
    6.
    Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.
    Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
    7.
    Основы педагогического мастерства : [Учеб. пособие для пед. спец. вузов / И. А. Зязюн и др.]; Под ред. И. А. Зязюна. - М. : Просвещение,
    1989. – 301 с.
    8.
    Педагогические условия дополнительного профессионального образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Крутова О.Э.
    – Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников нар. образования
    Моск. обл. - Москва, 2003. - 22 с.


    написать администратору сайта