Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Философские методы

  • Всесторонность

  • Конкретность

  • Историзм — философский

  • Противоречия принцип

  • Принцип материалистического понимания истории

  • СРСП1. Основные понятия философии


    Скачать 32.56 Kb.
    НазваниеОсновные понятия философии
    Дата24.04.2018
    Размер32.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРСП1.docx
    ТипДокументы
    #42095

    План

    1. Дать характеристику основных философских понятий

    2. Рассмотреть вопрос о философских методах познания

    3. Изучить роль философской в жизни общества



    1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ 
      1. Время возникновения философии. VIII-VI века до нашей эры 
      2. В каких цивилизациях возникла философия? 
      Древний Китай 
      Древняя Индия 
      Древняя Греция 
      3. Мифология религия являются источниками философии. 
      4. Мифология - это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. 
      5. «Философия» - дословно с греческого означает Любовь к мудрости. 
      6. Пифагор, по историческим свидетельствам, первым ввёл в оборот понятие «философия». 
      7. Первая часть основного вопроса философии - Что первично мышление или бытие 
      8. Вторая часть основного вопроса философии - Познаваем ли окружающий нас мир 
      9. Основной вопрос философии - Вопрос об отношении мышления к бытию 
      10. Аристотель - впервые выделил философию как особую область теоретического знания. 
      11. Материализм - философское направление, признающее первичность бытия, природы. 
      12. Идеализм - философское направление, признающее первичность сознания, мышления. 
      13. Объективный идеализм - философское направление, признающее познаваемость абсолютного разума, абсолютной идеи. 
      14. Субъективный идеализм - философское направление, признающее познаваемость ощущений человека. 
      15. Агностицизм - философская школа, полностью отрицающая познаваемость окружающего мира. 
      16. Мировоззрение - система взглядов человека на мир, свое место в этом мире, смысл жизни, цели и средства их достижения. 
      17. Идеология - система взглядов группы людей, отражающие её коренные интересы.
      18. Натурфилософия - философское учение о развитии природы. 
      19. Социальная философия - философское учение о развитии общества. 
      20. Антропологическая философия - философское учение о развитии человека. 
      21. Онтология - философское учение о бытии. 
      22. Герменевтика - философское учение о толковании познанного. 
      23. Аксиология - философское учение о ценностях. 
      24. Гносеология - философское учение о познании. 
      25. Методология - философское учение о методах познания. 
      26. Фалес - философов античности который считал первоосновой всего сущего воду. 
      27. Гераклит - философ античности который считал первоосновой всего сущего огонь. 
      28. Демокрит - философ античности который считал первоосновой всего сущего атом. 
      29. Атрибут - это неотъемлемое свойство чего — либо. 
      30. Вещество и поле - это способ существования материи. 
      31. Пространство и время - это формы существования материи. 
      32. Пространство - философская категория, характеризующая протяжённость, структурность и временное расположение одновременно существующих вещей. 
      33. Время - философская категория, характеризующая длительность и последовательность существования материальных объектов в их соотношении с другими материальными объектами. 
      34. Движение - любое происходящее изменение во времени и пространстве. 
      35. Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях. 
      36. Основные формы движения материи: 
      механическая, 
      физическая, 
      химическая, 
      биологическая, 
      социальная. 
      37. Гегель - является создателем идеалистической диалектики. 
      38. Марксистская философская школа распространила диалектику на природу и общество. 
      39. Принципы диалектики: 
      принцип связи 
      принцип развития. 
      40. Противоположность - Философская категория, характеризующая такие стороны, которые в одно и тоже время и предполагают и исключают друг друга. 
      41. Развитие - процесс, идущий противоречиво, скачкообразно и по спирали, где каждый виток шире и глубже предыдущего. 
      42. Противоречие - форма существования противоположностей. 
      43. На какой вопрос о процессе развития отвечает закон единства и борьбы противоположностей? 
      Почему происходит развитие? 
      В чем источник движения? 
      44. Стадии развития противоречия: 
      Гармония 
      Дисгармония 
      Конфликт 
      45. Антагонизм - противоречие, которое разрешается только уничтожением одной из противоположностей.

    2) Философские методы (древние - диалектический и метафизический). Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Еще - аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

    Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Это не «свод» жестко фиксированных регулятивов, а система «мягких» принципов, операций, приемов,.носящих всеобщий, универсальный характер, поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

    Философские методы задают - генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Очень важны для получения объективной истины.

    Возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология, выступающая в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.

    Заключается в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

    Ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы, как они могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода.

    1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Требования:

    • исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;

    • осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;

    • исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;

    • выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;

    • умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;

    • рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;

    • подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно - критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

    2. Всесторонность — принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Требования:

    • вычленение предмета исследования и проведение его границ;

    • его целостное «многоаспектное» рассмотрение;

    • изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;

    • осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;

    • вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

    Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.

    3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности:, требования:

    • вывести» данное явление из его субстанциональногo признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;

    • проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;

    • учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;

    • выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;

    • рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

    4. Историзм — философский, - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Требования:

    • изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;

    • реконструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

    • предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

    5. Противоречия принцип — основа реальные противоречия вещей. Требования:

    • выявление предметного противоречия;

    • всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

    • исследование другой противоположности;

    • рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

    • определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

    • прослеживание этапов развития данного противоречия;

    • анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения.

    Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

    При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.

    • объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах);

    • односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета;

    • игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;

    • абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;

    • некритическое его рассмотрение;

    • модернизация или архаизация прошлого;

    • отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим;

    • понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.

    6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сводится к следующим основным положениям:

    1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («индустрия», материальное производство, экономика, труд).

    2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.

    3. Общественное сознание получает относительную самостоятельность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказывает обратное активное воздействие на развитие общественного бытия.

    4. Развитие общества есть естественный поступательный процесс развертывания общественно-экономических формаций, который совершается по объективным законам.

    5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).

    3)Философия и ее роль в жизни общества.

    Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в 7-6 вднэ в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

    Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды (человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений от продуманного и пережитого), придать им более зрелый характер.

    Представителей разных профессий философия может интересовать с двух точек зрения:

    1. необходима для лучшей ориентации в своей специальности (в поле зрения попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности);

    2. Необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности (здесь большую роль играет мировоззрение).

    (лирическое отступление: как мы знаем, мировоззрение в Ф. есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей; мировоззрение – это составляющая человеческого сознания; имеет, в свою очередь, две составляющие: эмоционально-психологическую основу – мироощущение и познавательно-интеллектуальную – миропонимание. При этом Ф. к зрелым интеллектуально-теоретическим или критико-рефлексивным формам миропонимания принадлежит философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии: в отличие от иных форм мировоззрения к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования + главная задача философа – выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта).

    Итак, Ф. – это теоретически осмысленное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру; а философская мысль – свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

    Философское мировоззрение биполярно: его «смысловые пункты» - мир и человек – это большая многоплановая проблема (у нее много обличий: «субъект – объект», «материальное – духовное» и другие), которая по сути выступает как универсальная – в определенном смысле основной вопрос Ф. В частности, она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (17-18вв.). При этом большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас его таковым – в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы, нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и т.д. В свое время И.Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальное значение для философии в самом высоком смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

    Далее следует сказать о философском познании – основной вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живем?

    Предназначение философии:

    1.       Общественно-исторический характер ф. мысли: В свете постижения Ф. как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом – человек не вынесен за рамки мира, он – внутри него + ближайшим бытием для человека выступает общественно-историческое бытие (труд, знания, духовный опыт), которое опосредует отношение людей к природе, поэтому границы в системе «человек-общество-природа» подвижны. Здесь Ф. раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем – практики, познания, политик, права и т.д. Такой подход позволяет осознавать ценность Ф. с точки зрения осмысления основного вопроса в историческом аспекте.

    2.       Культурологический подход: рассмотрение Ф. как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамический  комплекс ее проблем и функций – общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. +Учитывается критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта.

    Таким образом, Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

    Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.  Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

    Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир-Человек”. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

    Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

    Функции философии: выявление, осмысление универсалий, их рационализация (перевод в логически понятную форму), систематизация, теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта.

    Иными словами, на долю Ф. падает критическая функция – поиск решений сложных ф. вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений и предрассудков. +По отношению к уже накопленному опыту Ф. выполняет роль «сита», отделяющего «зерна от плевел» - критический отбор (селекция). + В отношении будущего Ф. обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В Ф. выстраиваются, варьируются, мысленно проигрываются разные способы миропонимания – человечеству предлагается на выбор спектр возможных микроориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Именно усилиями философского интеллекта осуществляется теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки – нарастающих массивов научного знания.

    Таким образом, роль Ф. в жизни общества заключается в возможности осмысления и переосмысления.

    Список литературы

    1. Бессонов Б. Н. Философия: Курс лекций. – М.:АСТ, 2002
    2. Ильин В. В. Философия: Учеб. для вузов. – М.: Академ. проект,1995.
    3. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Издательство ЦЕНТР, 2004
    4. Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: «Феникс», 2002
    5. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.


    написать администратору сайта