основные воззрения педагогов. Основные воззрения педагоговгуманистов Чешский педагоггуманист Ян Амос Коменскии
Скачать 27.12 Kb.
|
Основные воззрения педагогов-гуманистов Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил всеобщее обучение. Он рассматривал воспитание, как предпосылку справедливых и гуманных отношений между взрослым и ребёнком, выделяя определённые принципы обучения, первым из которых был принцип сознательности и активности. Данный принцип включал в себя глубокое осознанное усвоение знаний, то есть ребёнок сам «впитывал» нужную ему информацию и с помощью интересной творческой деятельности познавал её. Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении. Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно. И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений. Януш Корчак писал, что педагог должен быть «разумным воспитателем», который в деле воспитания должен опираться на принцип уважения к личности ребёнка и его прав. Для него «разумное воспитание» — это бескорыстие, учёт психологии ребёнка и его индивидуальности, основанный на тщательном его изучении. Я.Корчак готовил «разумных воспитателей» для работы с детьми в своих сиротских домах. Он руководствовался принципом взаимодействия «разумности воспитания» и самовоспитания детей. К.Д. Ушинский в своей педагогической системе воплотил основные черты русской классической педагогики и обосновал принцип народнос- К.Д. Ушинский ввел термин «народная педагогика». Народность в понимании Ушинского – это своеобразие каждого народа, обусловленное ее историческим развитием, географическими и природными условиями жизни, иначе говоря, это национальная самобытность народа. Каждому человеку присуще национальное качество – чувство народности, которое так сильно и живуче в нем, что при общей гибели всего святого и благородного оно погибает последним. Подчеркивая воспитательное значение народной педагогики, К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» писал: «Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература – все, из чего слагается историческая жизнь народа, – составляют его действительную шкалу, перед которой сила учебных заведений, особенно построенных на началах искусственных, совершенно ничтожна» [571, с. 196]. В своем исследовании различных систем воспитания он пришел к выводу, что успех педагогической деятельности – зависит от того, насколько воспитателем учтены особенности национальной психологии. Кроме того, у каждого народа педагогическая система имела не только свои национальные особенности, но и свои подходы к проблеме воспитания. Таким образом, опыт других народов должен стать драгоценным наследием для всех, но каждый народ должен опираться на собственные силы в этом деле. Наиболее известное в России обоснование идеала национального образования принадлежит также К.Д. Ушинскому. Каждый народ имеет национальный идеал человека, соответствующий его характеру, определяющийся его собственной жизнью, развивающийся вместе с его развитием, и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Этот идеал всегда выражает степень самосознания народа, его взгляд на пороки, добродетели и народную совесть. Суть трактовки понятия «национальность» как ценность в трактовке К.Д. Ушинского выступает в качестве не только воспитательной цели, но и средства и условия воспитательного процесса, так как развитие ребенка происходит в особой «национальной среде». Как отмечал П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский «был националистом не в современном политическом смысле слова, а в смысле психолого-педагогическом» [250, с. 235]. Народное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, может достигнуть своей полноценности при условии и соблюдения определенных требований: 1. Воспитание должно быть самобытным, строиться на народно-национальной основе. 2. Формировать у детей такие качества, которые присущи определенному народу. 3. Надо не только любить свою Родину, но и хорошо знать ее. 4. Лучшим выражением народности является родной язык. 5. Предоставить женщине равные права с мужчинами во всех сферах общественной жизни, в частности и в области образования, так как истинно народное воспитание во многом зависит от женщины-матери. Важным фактором, из которого исходит К.Д. Ушинский, является ориентация национального воспитания на прошлое как идеал и образец, он утверждал, что многие наши российские болезни «подуменьшились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России… Скудость наших сведений о России зависит от многих причин, но, конечно, прежде всего, от того, что мы ее не изучаем или изучаем плохо» [571, с. 25]. По мнению К.Д. Ушинского, общественное воспитание идет у каждого народа своим особым путем. Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них сложилась особенная национальная система, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели. Во многом это определяется национальным характером человека. Идея характера выражается не только в физических качествах, но и в умственных, нравственных качествах. «Природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности», – утверждал педагог. Для того чтобы следовать идеалу воспитания «совершенного человека», по мнению К.Д. Ушинского, идеи этого воспитания должны переходить в убеждения воспитанников, убеждения и привычки, а привычки в наклонности. Народность воспитания выражается в трудовом опыте человека, гуманном отношении к ребенку, в нравственных идеалах, общественном мнении семьи, рода, общины. У каждого народа особенная национальная система воспитания, а опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех» [571, с. 220]. Таким образом, в гуманистической педагогике, которая присуща всем народам, личность ребенка – это объект и субъект воспитательного процесса, где происходит её становление. Ребенок вместе со взрослым определяет цель, свое назначение в жизни, выдвигает нормы, усваивает народные ценности, выраженные в правилах, исполняет, регулирует, корректирует их. Таким образом, К.Д. Ушинский, по сути, впервые научно обосновал идею построения национальной образовательной системы на основе идеи народности как ценностного ее основания. В повседневной практике В.А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм: «человека можно воспитать только добром». Он всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Средствами педагогики он пытался решать глобальные проблемы: Человек и мир, Человек и природа, Человек и общество, Человек и человек. Все его книги объединяют вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, талантливость и самобытность каждого («Сердце отдаю детям», «Письма к сыну», «Разговор с молодым директором школы», «Духовный мир школьника», «Павлышская средняя школа»). Павлышская средняя школа является образцом гуманистической педагогики. Корнем воспитательной концепции Сухомлинского В.А. является отношение к ребенку. Суть отношения проявляется в принципиальном подходе к решению любой педагогической проблемы: 1) Любовь к детям: учитель должен, быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств – человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. «Педагогическая любовь» В.А. Сухомлинского – это, прежде всего, уважение к личному достоинству ребенка, постоянная забота о нем, это сложный процесс понимания, изучения ребенка, открытия в нем человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Основной принцип – воспитание добротой, основанной на любви к детям, то есть гуманность. 2) Воспитание без наказания было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Грубое отчитывание, разнос, удаления из класса, стояние у парты, оставление после уроков, запись жалобы в дневнике – это признаки бессилия педагога. Страх наказания отдаляет ученика от учителя. Прощение действует сильнее наказания. Наказание В.А. Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже: «самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка». Говоря об оценке как инструменте наказания, В.А. Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов: в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. 3) «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Каждый ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, совершенно особый уникальный мир. Необходимо создавать условия для развития каждого, поощрять творческое начинание и поддерживать успех ребенка в учении, верить в ребенка. 4) Выступал против приказных методов воспитания, взаимоотношения в коллективе должны строиться на человечности, дружбе, товариществе и взаимной требовательности. 5) В центре гармонического всестороннего развития стоит высокая нравственность. Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому – раскрыть в каждом ребенке индивидуальные задатки, наклонности, способности. «Внимание к каждой индивидуальности – основа основ процесса воспитания». Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Его занимали разные аспекты воспитания молодого поколения: гражданское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве. Основные концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского определяют гуманизм его педагогики. Л.Н. Толстой (1828-1910) известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убежденный борец за просвещение народа, как страстный учитель народной школы. Пожалуй, нет другого подобного писателя с мировым именем, который бы отдал столько сил делу народного просвещения. «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе» [1. С.90-91], – писал Л.Н. Толстой. Любовь к народу, стремление сделать все для образования простых людей и побуждало Толстого открывать школы. В Крапивенском уезде им было открыто более 20 школ для крестьянских детей, Для них написаны учебные книги, в том числе знаменитая «Азбука», и «Новая азбука»; издавался журнал «Ясная поляна», на страницах которого освещался опыт работы школы и теоретические педагогические позиции Л.Н.Толстого. Педагогические проблемы волновали его на протяжении всей жизни. О своей педагогической деятельности Толстой вспоминает как о наиболее счастливом времени. Он пишет: «Школа… была вся моя жизнь. Это мой монастырь. Школа это мое детище, ребята – моя поэзия и любовь». Педагогические взгляды Толстого носят на себе яркий отпечаток его мировоззрения, которому присущ противоречивый характер. В педагогическом наследии Л.Н.Толстого прежде всего привлекает демократизм и гуманизм его идей. В центре педагогики Толстого – личность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим потенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие. В педагогике Л.Н.Толстого проблема свободы в воспитании и образовании детей занимает видное место. Он писал, что самый легкий путь воспитания – шлепки и насилие, а самый трудный, но верный – побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию. Свобода в воспитании, по Толстому, – это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния. Следует отметить некоторые противоречия Толстого в трактовке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни. Так, в 60-е годы он писал, что воспитание – это насилие над личностью ребенка и главная задача школы – не воспитание, а передача знаний. Но в 90-е годы он признает свою ошибку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы: «Хочешь наукой воспитывать ученика – люби свою науку и знай ее, ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» Использованная литература 1. Щербакова, Е. В. Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения / Е. В. Щербакова, С. А. Кармышова, Е. Г. Огольцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/239/53998/ (дата обращения: 24.11.2020). 2. Гвалдин, А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского / А. Ю. Гвалдин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/pe 3. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ века / Сост. П.А.Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608с. |