Документ Microsoft Word. Основным выразительным средством живописи
Скачать 19.72 Kb.
|
Жи́вопись — наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет. Религиозная живопись Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека»[12]. Среди субжанров портрета — парадные, камерные, групповые, аллегорические, а также автопортреты[8]. Портреты, скомпонованные в единые ансамбли по семейному или профессиональному критерию (например, изображения членов гильдии, офицеров военного подразделения), образуют портретные галереи[11]. Историческая живопись — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса, посвящённый реальным историческим событиям и персонажам либо мифологическим и библейским сюжетам. Эти темы могли сочетаться — на картинах на историческую тематику часто присутствовали аллегорические персонажи мифологического или библейского происхождения. Так, в живописи Востока существовали определённые типы символических композиций, изображающих апофеоз побед монарха или получением им власти от божества. Одной из первых реалистических исторических картин в станковой живописи стала в 1630-е годы «Сдача Бреды» Веласкеса[11]. Батальная живопись — жанр изобразительного искусства, тесно смыкающийся с историческим жанром[11]. Батальные полотна посвящены темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий. Мифологическая живопись — жанр, включающий произведения, посвящённые героям и событиям мифов древних народов. Как и батальная, примыкает к исторической живописи, получила оформление в эпоху Возрождения с усилением интереса к античной мифологии (характерный образец — «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, написанное около 1484 года). В XIX—XX веках стали чаще появляться произведения на темы германскоЙ, кельтской, славянской и индийской мифологии[11]. Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров. Если в пейзаже присутствуют человеческие фигуры, они играют роль второстепенных элементов (стаффажа). Распространённые субжанры — архитектурный пейзаж, ведута, марина, каприччио[8]. Интерьер — изображение замкнутого пространства[8], внутреннего помещения здания. Хотя элементы интерьерной живописи наличествовали уже в произведениях античного искусства и иконописи, они не имели самостоятельного значения и служили лишь средством указания места действия. Толчок развитию интерьерной живописи дало в эпоху Возрождения изобретение линейной перспективы. Жанр окончательно сформировался в XVII веке в творчестве таких голландских авторов как Адриан ван Остаде и Эмануэль де Витте, создававших картины, изображавшие внутреннее убранство церквей[13]. Якопо де Барбари. Куропатка со стрелой и перчатками (1504) Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Часто в натюрмортах фигурируют предметы обихода и труда, цветы, плоды, выловленная рыба и битая дичь. При этом объекты могут быть как изображены в естественном окружении, так и образовывать сложные конструкции или служить «обманкой», создающей иллюзию присутствия реальной натуры. Первым натюрмортом в станковой живописи считается картина «Куропатка со стрелой и перчатками» венецианца Якопо де Барбари[11], но как самостоятельный жанр он оформился только в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи. Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, встречаясь в росписях Древнего Востока и античной вазописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в XIV—XV веках. Она получила особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени, в частности в Нидерландах XVI века; переход к чистому бытовому жанру состоялся в творчестве Питера Брейгеля Старшего[11]. Анималистическая живопись — полотна, главным сюжетом для которых является изображение животных. Художник сосредотачивается на передаче художественно-образной характеристики животного, его повадках, при этом часто персонажам придаются человеческие черты, приписываются человеческие эмоции и действия[11]. Абстрактная живопись — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение мира абстракции. Соответственно, живопись — творческая деятельность человека, «способность к воспроизведению разнообразных явлений жизни: природы, человека, животного мира, событий из общественной или частной жизни людей…»[4]. Искусство живописи, во-первых, основано на передаче окрашенности и освещённости предметов с помощью тепло-холодных отношений хроматических (цветных) тонов спектра и валёров[5]. Во-вторых, живописное восприятие действительности основано на так называемом далевом смотрении на натуру, при котором основным является восприятие объекта во взаимосвязи с пространственной и свето-воздушной средой. При перенесении живописного образа на плоскость холста, деревянной доски, картона или бумаги изобразительная поверхность уподобляется трёхмерному пространству. В этом заключается главное отличие живописного искусства от искусства графики. Отсюда понятие «далевой зрительный образ»[6]. |