Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: «Основоположник кыргызской живописи Семен Чуйков»

  • Детство Семена Чуйкова

  • Знакомство с искусством

  • Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период

  • «Дочь Советской Киргизии», «Киргизская колхозная сюита» и др.

  • Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова

  • В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует

  • Наследие художника

  • С.А. Чуйков. Чуйков С.А.. Основоположник кыргызской живописи Семен Чуйков


    Скачать 413.33 Kb.
    НазваниеОсновоположник кыргызской живописи Семен Чуйков
    АнкорС.А. Чуйков
    Дата22.12.2021
    Размер413.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧуйков С.А..docx
    ТипДокументы
    #313536


    Академия МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Э.А. Алиева




    Тема: «Основоположник кыргызской живописи Семен Чуйков»

    Выполнил: Нуржан уулу Марлис Проверила:


    Введение

      С именем выдающегося художника Семена Афанасьевича Чуйкова связаны наиболее значительные достижения в области живописи. Благодаря нему в республике была создана первая картинная галерея, организованы первые выставки кыргызских художников.

    Детство Семена Чуйкова



    Семен Афанасьевич родился 30 октября 1902 года в Пишпеке (Бишкек). Родители его были русские выходцы из крестьян: отец – Афанасий Чуйков – служил писарем в военном лазарете; мать – Евдокия Георгиевна – в этом же лазарете работала прачкой. Детство было тяжелым, он жил в обстановке крайней нужды. Предоставленный самому себе, часто исчезал из дома на целые дни, иногда отправлялся с кыргызскими мальчишками к чабанам в горы, где в прокопченных бедняцких юртах с восторгом слушал кыргызские народные песни. Чувство красоты зарождалось в нем под влиянием окружающей его природы: привольных степей, величественных горных пейзажей, шума быстрой горной речки.

    Знакомство с искусством

    В десять лет Чуйков впервые приобщается к искусству под руководством художника Н.Г. Хлудова, преподававшего рисование в начальной школе. В 1920 году Чуйков поступил в Туркестанскую художественную школу в Ташкенте, где он впервые знакомится с культурой большого города, с его художественным музеем, оперным театром, консерваторией. В художественной школе он приобретает друзей на всю жизнь, сближается с М.В. Куприяновым, с Е.А. Малевиной, которая вскоре становится его женой. В 1927 году Чуйков впервые участвует во всесоюзной художественной выставке «Искусство народов СССР» как художник Кыргызстана. 30-ые годы - время большой организаторской деятельности Чуйкова. Он создает художественный музей, для которого удается получить десятки произведений известных русских и советских художников. В 1934 году при активном содействии Чуйкова был организован Союз художников Кыргызстана. В 1935 году открывается первая студия, на основе которой в 1939 году образовано художественное училище, носящее сейчас имя Чуйкова.

    Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период

    Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период. Широкую известность получает такие его картины как: «Утро», «Полдень», «Вечер» , «Дочь Советской Киргизии». Экспозиция музея составляет обширный материал, охватывающий 60-летний период творческого пути художника и развития кыргызского изобразительного искусства. Среди экспонатов - картины, этюды, фотографии, документы, письма, личные вещи, переданные родными. Основной зал экспозиции - мастерская художника. В центре - рабочий уголок: самодельный столик, на котором лежат палитра, краски, кисти. На мольберте его первый эскиз к картине «Дочь Советской Киргизии», выполненный углем. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе две картины Чуйкова - «Дочь Советской Киргизии» и «Дочь Чабана» - были удостоены Золотой медали.

    «Дочь Советской Киргизии», «Киргизская колхозная сюита» и др.

    Уже в 1930-е годы он продемонстрировал незаурядное живописное дарование и тонкий эстетический такт, создавая пейзажи и типажные портреты, привлекавшие ярким местным колоритом. Чуйков завоевал известность в первую очередь «киргизской колхозной сюитой», циклом, лучшие образы которой поэтизируют - несмотря на эпитет «колхозная» - традиционные, «вечные» черты природы и быта родного края. Даже последняя картина, которую советские масс-медиа превратили почти что в плакат о торжестве социализма в Средней Азии, есть на деле просто яркий и свежий этюд о сельской девочке-школьнице на фоне дальних гор, чья фигура выразительно и емко символизирует отнюдь не социализм, а Киргизию как таковую.

    Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова

    М емориальный Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова Народного художника СССР, лауреата Государственных премий СССР, премии имени Токтогула и международной премии имени Дж. Неру был создан 25 августа 1987 года, в канун 85-летнего юбилея художника. Музей - бывшая мастерская художника, где он жил и работал с 1949-79гг. Чуйков уделял большое внимание воспитанию кадров, добивался открытия художественного училища, помогал студентам, учившимся в Москве, Ленинграде. Это были такие, ставшими позднее известными, художники как, Г. Айтиев, С. Акылбеков, Д. Кожахметов, А. Усубалиев, С. Чокморов. На стенах музея картины, этюды: «Мальчик с кукурузой», «Девочка в платке», «Купающиеся мальчики», «Окраина Бухары», «Акын среди бедноты», «Полевые цветы». Эти работы художника отмеченные высоким полетом чувств, чистоты и гармонии, утверждают идею человеческого достоинства.

    В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует

    С годами его колоризм, мастерство красочной лепки - родственные по духу позднему стилю художников «Бубнового валета» - лишь дополнительно обогащались. Особую роль сыграли впечатления от двух поездок в Индию. Он издал три книги путевых и мемуарных очерков: Образы Индии, Заметки художника, Итальянский дневник. В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует: Индия, Италия, Франция, Греция, Болгария. Он привозит из этих поездок на родину богатый материал в виде разнообразных этюдов, карандашных набросков, в своей художественной памяти он привозит целостное, живое ощущение самобытной правды жизни. Интересна индийская серия Чуйкова, являющаяся органичным продолжением кыргызской темы. Удивительно правдиво он передает жизнь простых людей, создавая представление о характере народа. Через картины Чуйкова мы постигаем зрительно чувствительный облик мира, потребность людей в счастье, гармоничном бытии, свете, радости. За серию картин «Из жизни народа Индии» в 1967 году Чуйков первым из советских художников был удостоен премии Дж. Неру. В музее представлены две работы из этой серии: «Ожидание», «Новобрачные из касты неприкасаемых». В них художник сумел передать внутренний мир героев. В 1963 году Чуйков совершает увлекательное путешествие в Италию. Он пишет Альбано, Аппиеву дорогу, напоминающие природу Кыргызстана. В 1966 году художник выпускает в свет свой «Итальянский дневник», полный интересных наблюдений, живых зарисовок.

    Наследие художника

    Наследие Семена Афанасьевича Чуйкова огромно, его произведения вошли в золотой фонд многих крупнейших музеев: Третьяковской Галереи, Музея Искусств Народов Востока, Музей Изобразительных Искусств Кыргызстана, в музеях Индии, в Дрезденской галерее и в дру. В его картинах происходит слияние бытового жанра и пейзажа в одном произведении.
    Умер Чуйков в Москве 18 мая 1980 года.


    написать администратору сайта