Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы из системы доказательства

  • Модификация жанров в современных СМИ. Использование «смешанных» жанров. Показать на примере публикации качественных СМИ последнего времени (публикацию представить вместе с ответом).

  • Как различить оценки и анализ Проблема «заданности» в аналитических жанрах.

  • особенности аналитической журналистики. Особенности аналитической журналистики в зависимости от типа изд. Особенности аналитической журналистики в зависимости от типа издания


    Скачать 24.78 Kb.
    НазваниеОсобенности аналитической журналистики в зависимости от типа издания
    Анкорособенности аналитической журналистики
    Дата10.03.2022
    Размер24.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсобенности аналитической журналистики в зависимости от типа изд.docx
    ТипАналитические материалы
    #389194

    Аналитические жанры журналистики (6 семестр)

    1. Особенности аналитической журналистики в зависимости от типа издания


    СМИ, публикующие аналитические материалы, представляют собой три основных группы:

    1. элитарные СМИ (качественные), главная задача которых состоит в предоставлении аудитории достоверной и значимой информации;

    2. массовые СМИ (таблоидные, желтые, бульварные), нацеленные прежде всего на развлечение аудитории;

    3. гибридные СМИ, публикующие как качественные (для элитарной аудитории) тексты, так и развлекательные (свойственные массовым СМИ) тексты.

    Аналитика может присутствовать в СМИ каждой из этих групп, в том числе и в бульварных. Но все-таки главная ее площадка — это качественные издания. При этом СМИ, выходящие редко, имеют возможность давать больше аналитики. Чаще всего в настоящее время аналитика присутствует в качественной прессе, занимая большую часть страниц издания или времени в передаче. В гибридных СМИ анализу подвергаются проблемы, как правило имеющие локальный характер. А вот в бульварной прессе аналитика — не очень желанный гость, так как она «утяжеляет» характер изданий. Но вместе с тем совсем обойтись без нее трудно.

    В разных СМИ публикуются аналитические тексты разного уровня мастерства, часто они выглядят очень слабыми. Нередко встречается в современной прессе и псевдоаналитика — тексты, посвященные надуманным проблемам. За аналитической формой таких публикаций обычно скрывается то, что серьезные журналисты называют словоблудием. А порой авторы выдают за аналитические тексты публикации чисто пропагандистского плана.

    Аналитические тексты печатаются не только в журналах, но и в газетах, как общероссийских, так и региональных, местных. При этом газеты, публикующие аналитику, можно разделить на две группы.

    1. Издания, открыто позиционирующие себя в качестве аналитических.

    2. Издания, не афиширующие свою приверженность аналитике, а указывающие только предметно-тематическую направленность (и относящие себя на этом основании либо к деловым, либо к, общественно-политическим, либо к экологическим, военным, спортивным и т.д.), но постоянно публикующие аналитические материалы.

    Аналитическое направление в журналистском творчестве существует и на современном российском телевидении. В 1992 г. начался бурный рост вещательных организаций на территории России.

    В период становления нового постперестроечного телевидения ему было присуще декларирование аполитичности, трактуемой как проявление объективности. Не все из появившихся ранее телепередач, активно использовавших аналитический подход в отображении действительности, сохранились до настоящего времени. В то же время возникли новые передачи. Поэтому аналитическое направление на современном телевидении России по-прежнему существует и развивается.

    Российское радиовещание, как и телевидение, также имеет аналитические (информационно-аналитические) программы.

    Аналитика является составной частью и современной интернет-журналистики. Существует множество сайтов самой разной тематической направленности, на которых публикуются аналитические обзоры, интервью, комментарии, статьи и т.д.

    Как известно интернет-журналистика в настоящее время все активнее заявляет о себе через блогосферу. Блоги могут быть созданы любым желающим, поэтому качество информации, представляемой ими, очень разное. Наиболее удачными становятся блоги, которые ведутся профессиональными журналистами. Это особенно заметно, когда речь идет об аналитической информации.

    Аналитические выступления в современных российских СМИ отличаются по своей глубине, уровню мастерства. Некоторые из них серьезны и рассчитаны на соответствующую аудиторию. Другие относительно легковесны, поверхностны и нацелены на аудиторию, не обремененную стремлением углубляться в суть дел, о которых идет речь. Но это не значит, что одни из них нужны, а другие нет. Считаем, что каждый тип аналитических публикаций решает свою задачу. Однако российское общество объективно в первую очередь заинтересовано в массовой информации высокого качества, отражающей его базовые потребности. Это значимо и для информации аналитического плана. Поэтому освоение методики создания аналитических текстов, действительно помогающих разобраться в причинно-следственных отношениях между явлениями современной жизни, правильно оценить их необходимо для профессионального роста будущего журналиста-аналитика.

    1. Что значит структурно-композиционные особенности журналистского произведения. Проанализировать на примере конкретной публикации последнего времени одного из аналитических жанров (публикацию представить вместе с ответом).

    Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. В отдельных жанрах публицистики, как, например, в эссе или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала – творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному.

    Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

    Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

    ·             выдвижению основного тезиса для доказательства;

    ·             построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса,

    ·             выводам из системы доказательства.

     

    Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка).

    Рассмотрим пример - статья в журнале «Коммерсант» «Новостройкам надстроили цены» (https://www.kommersant.ru/doc/5143693).

    Основной тезис: «Несмотря на постепенное снижение спроса, статистический рост цен на новостройки сохраняется: за месяц их средняя стоимость в крупнейших городах страны выросла на 4%».

    Аргументация, раскрывающая суть выдвинутого тезиса:

    «Средняя стоимость новостроек в 16 крупнейших городах России в декабре составила 114,8 тыс. руб. за 1 кв. м, увеличившись на 4,1% относительно показателя ноября и на 29,6% по сравнению с декабрем прошлого года. Такие данные приводит «ЦИАН.Аналитика». Похожие расчеты у других участников рынка. В компании «Этажи» оценивают среднюю стоимость новостроек в городах присутствия в 87,9 тыс. руб. за 1 кв. м. За месяц значение выросло на 1,85%, за год — на 15,35%. Согласно подсчетам «Авито Недвижимости» в среднем первичная недвижимость в городах-миллионниках стоит 136,2 тыс. руб. за 1 кв. м. Это на 2% больше показателя середины ноября и на 34% превосходит значение декабря прошлого года.» «Наиболее выраженная динамика цен на новостройки сейчас наблюдается в Новосибирске, где, согласно подсчетам «ЦИАН.Аналитики», среднее значение за месяц увеличилось на 12,5%, до 115,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Похожий скачок наблюдался в Челябинске — 12,3%, до 69,3 тыс. руб. за 1 кв. м. Но такая динамика во многом объясняется существенным изменением структуры предложения, вымыванием с рынка наиболее доступных по цене вариантов, поясняют в компании. Аналитики «Этажей» заметили выраженный рост средних цен в Волгограде и Ханты-Мансийске — почти до 4% за месяц, до 66,6 тыс. руб. и 98 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно. В Москве аналитики «Авито Недвижимости» за минувший месяц зафиксировали небольшое снижение среднего показателя — на 1%, до 306,9 тыс. руб. за 1 кв. м.»
    «Руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов констатирует, что реальная стоимость продажи новостроек растет меньше, на рынке активно реализуются новогодние скидочные программы. Эксперт приводит в пример средний показатель для городов с населением от 500 тыс. человек, где средняя цена продажи первичной недвижимости сейчас составляет 94 тыс. руб. за 1 кв. м. Это на 8% меньше средней цены, заявленной девелоперами. Год назад аналогичный разрыв между озвученной и фактической стоимостью был намного меньше — 2%, напоминает он. Такая тенденция, по мнению господина Попова, свидетельствует о смещении спроса в сторону более бюджетных вариантов и появлении на рынке скидок.»

    «К этому добавляется замедление спроса. Руководитель первичного и загородного направлений «Авито Недвижимости» Дмитрий Алексеев констатирует, что в середине декабря активность покупателей была на 24% ниже, чем в аналогичный период прошлого года. Эту динамику эксперт связывает с насыщением спроса и снижением лимита по программе льготного ипотечного кредитования.»

    Выводы из системы доказательства

    «Объем предложения новостроек тем не менее постепенно восстанавливается: согласно подсчетам «ЦИАН.Аналитики», общее количество объявлений в конце декабря было на 5% выше, чем в ноябре, и почти на треть больше значения декабря прошлого года. Алексей Попов рассчитывает на дальнейший рост экспозиции за счет большого объема выданной разрешительной документации за строительство. Рост конкуренции застройщиков в дальнейшем, по мнению экспертов, станет фактором замедления роста цен на жилье, особенно на фоне падения спроса в период январских праздников.

    Дмитрий Алексеев рассчитывает на стабилизацию стоимости новостроек, но сомневается, что можно будет говорить о заметном снижении показателей на фоне роста стоимости стройматериалов и увеличения затрат на рабочую силу.

    Руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев ждет, что средняя стоимость новостроек на весь предстоящий год вырастет не более чем на 10%.

    В большинстве городов средняя стоимость жилья уже находится на пределе покупательной способности, резюмирует он.»

    1. Модификация жанров в современных СМИ. Использование «смешанных» жанров. Показать на примере публикации качественных СМИ последнего времени(публикацию представить вместе с ответом).


    Современная пресса очень разнообразна по своей жанровой наполняемости. Каждый жанр имеет свою структуру и должен соответствовать своим правилам, т.е. жанрообразующим признакам. Однако в последнее время учёные всё чаще говорят о трансформации существующих жанровых форм, что связано с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержания, стандартность средств выражения, объём. Изменения могут приводить к передвижкам в жанровой системе и, вероятно, к возникновению новых жанров.

    Как известно, в любом тексте информационного жанра в первую очередь отмечается наличие событийного повода, констатация отдельного факта, явления. Однако в современных текстах авторы стараются представить не только конкретную информацию, но и своё отношение к событиям и явлениям. В своих материалах они комбинируют несколько информационных или других типов жанров и с помощью переплетения создают более сложную жанровую модель. Для этого журналист может поместить в информационный текст элементы репортажа, эссе, комментария, интервью, прогноза и др.

    Пример. Статья в журнале «Vogue» «Эмма Коррин о новом сезоне сериала «Корона» и роли принцессы Дианы».

    ( https://www.vogue.ru/lifestyle/emma-korrin-o-novom-sezone-seriala-korona-i-roli-princessy-diany )

    В статье смешаны жанры:

    - репортаж;

    - интервью;

    - фоторепортаж.


    1. Как различить оценки и анализ? Проблема «заданности» в аналитических жанрах.


    Одной из важнейших задач, которую журналист решает в ходе анализа действительности, является ее оценка. Оценка в журналистике предстает как установление соответствия или несоответствия тех или иных явлений потребностям, интересам, представлениям (критериям оценки) тех или иных людей. Успех выступления журналиста будет в решающей мере зависеть от того, сумеет ли автор убедительно, достоверно оценить явление не только для себя, но и для читателя.

    Журналист обязан заботиться и о том, чтобы помочь, если необходимо, читателю правильно оценить суть того или иного события, явления. Это важно потому, что он так или иначе оказывает влияние на выработку того или иного отношения людей к миру. И важно, чтобы это влияние было положительным для аудитории.

    Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не домысливая, публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропустив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации. В этом смысле автор является человеком, организующим формально-содержательный центр художественного видения. Именно благодаря авторскому видению читатель может проникнуть в суть события, получить детальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.
    В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача – анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действительности, а с другой – создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность». Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле «основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие». В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.
    Трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мастерство журналиста в том, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.


    написать администратору сайта