Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеал человека с точки зрения средневековой Европы

  • Рыцарская система физического воспитания

  • Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан

  • Реформаторы в эпоху средневековой Европы

  • Список литературы

  • Реферат. Особенности физической культуры и спорта в Средневековой Европе


    Скачать 41.69 Kb.
    НазваниеОсобенности физической культуры и спорта в Средневековой Европе
    Дата27.01.2023
    Размер41.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #908074

     

    РЕФЕРАТ

    По предмету: «История физической культуры и спорта»

    На тему: «Особенности физической культуры и спорта в Средневековой Европе»

      

    План:

    1. Введение………………………………………………………………...3

    2. Идеал человека с точки зрения средневековой Европы……………..5

    3. Рыцарская система физического воспитания…………………………7

    4. Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан……………….10

    5. Реформаторы в эпоху средневековой Европы………………………12

    6. Выводы………………………………………………………………...17

    7. Список литературы…………………………………………………...19



    Введение

    Наиболее развитыми странами средневековой Европы принято считать Англию, Францию и Германию.

    Раннее Средневековье ознаменовалось появлением современных государств и переходом на иные по сравнению с рабовладельческим строем формы организации общества.

    Господствующими сословиями при феодализме были светские феодалы (рыцари) и духовенство. Они жили за счет эксплуатации труда крепостных крестьян и ремесленников-горожан. Отношения между ними обусловливали всю общественную жизнь и оказывали влияние на развитие физической куль- туры и спорта, как составной части общей культуры средневековья.

    В связи с этим огромным влиянием стала пользоваться церковь, которая, по сути, осуществляла функции контроля над обществом и человеком. Христианская религия в силу своих представлений о мире не могла поощрять занятия физическими упражнениями, поскольку тело человека считалось источником греха. Фактически запрещалась даже возможность изучать тело: возбранялись хирургические вмешательства, изучение строения и функций органов и т.п.

    Дух ортодоксального католицизма был силен в средневековых школах и университетах, там полностью отсутствовала забота о физическом воспитании молодежи. В то же время церковь, способствуя укреплению феодально- го строя, распространению католицизма, которое несло рыцарство на своих мечах во время Крестовых походов, всячески поощряла систему военно- физической подготовки рыцарей, особенно в периоды раннего (V–IX вв.) и развитого феодализма (IX–XIV вв.).

    Вместе с тем признавалась необходимость подготовки боеспособной армии, в связи с чем физическое воспитание в раннем Средневековье сводилось к военизированной подготовке рыцарей в специализированных учебных заведениях. Единственной формой соревновательной деятельности оставались рыцарские турниры, которые впоследствии с развитием общества исчезли. Государственное устройство и классовое расслоение общества делали физическое воспитание доступным лишь для богатых слоев населения, т.е. физическая культура продолжала оставаться классовой.

    Идеал человека с точки зрения средневековой Европы

    Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

    Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

    Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

    Одновременно с распадом Западной Римской империи нарушилось довольно развитое общественное разделение труда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом.

    Основой новых государственных образований, включивших в себя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство. Прежние классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров в видоизмененной форме оказались приспособленными к новым общественным отношениям.

    Идеалом человека в античном полисе был многосторонне развитый человек. Значительное место среди черт гармонично развитой, активной личности отводилось физическим данным. Нормы оценки физической закалки, зрелищность и эмоциональные потребности играли такую важную роль в обществе, что ее не могла игнорировать и политика.

    Однако идеал средневекового человека, складывавшийся одновременно с формированием феодальных отношений, был бесконечно далек от античного идеала. Если говорить вообще об идеале человека в физическом смысле, относящемся к средневековому периоду христианства, то в этом случае следует исходить из идеала тела распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человеческого рода. Это был не символ физической силы, силы гармонично развитого человека, перед которым преклонялись, а гротескные мощи потустороннего существа.

    Таким образом, идеалом человека средневекового мира стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души.

    Тем не менее, весь период Средних веков целиком не представлял, да и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Несомненно, были такие области, как гребля, школьное физическое воспитание, система регулярных соревнований, где результаты древних веков превзойти не удалось.

    Выходя за рамки европейского эгоцентризма и характерного для него ограниченного подхода, можно констатировать, что в целом физическая культура в этот период означала определенный шаг вперед даже по сравнению с физической культурой рабовладельческих полисов.

    Рыцарская система физического воспитания

    Рыцарская система физического воспитания и спорта носила сугубо военно-прикладной характер.

    Рыцари занимались упражнениями и боевыми искусствами, которые были необходимы в военных походах. Основой воспитания рыцарей было овладение семью «рыцарскими доблестями»: верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, слаганию стихов.

    Первоначальная физическая подготовка мальчиков-дворян осуществлялась в семье. До 13–14 лет дети под контролем родителей обучались основам придворных манер: вежливому поведению, придворным играм, получали музыкальное образование, знание языков. Отпрыски знатных родов изучали также достижения науки, основы юриспруденции.

    С раннего детства мальчиков закаливали, учили плавать, метать копье, стрелять из лука, бороться друг с другом. Они должны были уметь бегать, прыгать, лазать. Все эти занятия подводили к овладению главными навыками, необходимыми рыцарю – верховой ездой и обращению с оружием. До 14 лет юношей в семье обучали владению мечом, щитом, копьем, верховой езде. Составной частью физической подготовки было участие в охоте. Домашнее воспитание заканчивалось к 12–14 годам. Дальнейшее обучение продолжалось при королевском или герцогском дворе. Юноша под руководством опытного рыцаря-наставника готовился к участию в специальных учебных турнирах.

    Иногда мальчики-дворяне поступали ко двору крупных феодалов в семи- летнем возрасте, и вся первоначальная их подготовка проходила вместе с господскими детьми. Многие годы, проведенные вместе, связывали молодых людей узами братства на всю жизнь. На основе такого товарищества затем возникали мужские сообщества, члены которых вместе проводили время, упражнялись в рыцарских играх и сражались бок о бок в бою.

    Прибывшие ко дворам мальчики получали звание «пажей», в котором состояли до 14 лет. В этом возрасте они проходили первоначальную ступень рыцарской подготовки к службе. Они занимались стрельбой из лука, метани- ем камней и копья, бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой. Кроме того, их обучали придворным манерам. Приобретенные в пажеском возрасте навыки совершенствовались на следующей ступени, когда по достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы.

    В отличие от пажей оруженосцам разрешалось носить меч и шпоры. Под руководством специальных преподавателей они завершали общую физическую подготовку и овладевали военным делом. Юноши объезжали лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на различные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без него.

    Оруженосцы охотились, дрессировали собак и соколов, играли в шахматы. К концу обучения молодые люди овладевали искусством фехтования на мечах и копьях, езды на лошадях, упражнялись в тренировочных поединках.

    Оруженосец был обязан сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, ухаживать за хозяйским оружием. По традиции, оруженосец должен был пройти все этапы обучения, проявив при этом мужество, честь, готовность к свершению «рыцарских» подвигов.

    Будущий рыцарь постепенно приобретал придворный лоск и «рыцарские» манеры, усваивал «светские» нравы и идеологию: набожность, феодальную преданность сюзерену, в подчинении которого он находился.

    Большое значение в физическом воспитании дворянской молодежи имели игры и физические упражнения.

    Игры подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Среди спортивных игр особой популярностью пользовалась французская «же де пом» – прообраз тенниса, английская суль – прототип футбола, голландский гольф. Военные игры включали в себя штурм городских стен, осады замков или других искусственно сооруженных преград.

    Наибольшее развитие среди рыцарского сословия получили фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), прыжки в длину, стрельба из лука, плавание. Для обучения молодежи приглашались профессиональные фейхтмейстеры – учителя фехтования; искусству верховой езды обучали опытные наездники.

    В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари. В целях проверки военно- физической подготовленности регулярно проводились рыцарские турниры. Первое упоминание о них относится к VI в. (Франция). Турниры подразделялись на массовые сражения и единоборства. Массовые турниры проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий.

    Поединки двух рыцарей проходили в полном вооружении на конях; победителем оказывался тот, кому удавалось точным ударом копья выбить против- ника из седла. Если же оба удара достигали цели и противники оказывались на земле, то бой продолжался с помощью мечей. Турниры проводились по разным поводам: рождение сына у крупного феодала, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения и т.п. Перед началом турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце – даме, а честь – себе». Турниры были особенно популярны в XIII в. во времена Крестовых походов. Они часто проводились в Германии, Англии, Франции, Испании. В конце XV в. и в начале XVI в. рыцарство как сословие пришло в упадок. Рыцарская куль- тура и система воспитания изжили себя. Появление огнестрельного оружия, наемного войска (ландскнехтов) сделали рыцарскую систему физического воспитания архаичной, и она утратила былое значение.

    Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан

    Средневековое общество сделало значительный шаг вперед по сравнению с государствами Древнего мира. Крепостные крестьяне и ремесленники, в отличие от рабов, имели личное свободное время, хотя и ограниченное, проявляли заинтересованность в результатах своего труда, обладали орудиями производства.

    Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физически- ми упражнениями и играм народа. Они усматривали в них языческие традиции древних греков, называя игры и упражнения «эллинским беснованием». Кроме того, правящие круги не без основания опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки, приобретенные в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою, в борьбе за свои интересы против феодальных порядков. Но вопреки гонениям и запретам народ продолжал сохранять и развивать традиционные формы игр и физических упражнений.

    В целом физическое воспитание низших сословий проходило стихийно, лишь иногда принимая организованные формы. Так, в кантонах Швейцарии (XIV в.) для юношей 16–18 лет проводились систематические занятия по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтованию на палках. Их физическая подготовленность проверялась в состязаниях. В период восстаний и народных войн крестьяне и ремесленники активно применяли боевые навыки, полученные в результате тренировок. Показательной в этом отношении является борьба чешских крестьян и горожан против римско-католической церкви и феодальных повинностей в XV в. В период Гуситских войн под руководством Яна Жижки (1360–1424) табориты (революционное анти- феодальное крыло гуситов) организовывали регулярные занятия физически- ми упражнениями. Они тренировались в стрельбе из лука, метании камней, занимались борьбой, прыжками, учились плавать, фехтовать на мечах и копьях в пешем и конном строю.

    С ростом средневековых городов (ХI–ХIV вв.) открылась новая возможность для развития народных форм физического воспитания. Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организовывали фехтовальные и стрелковые «братства». Такие объединения получили распространение во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Швейцарии.

    Также в городах практиковались спортивные игры и развлечения. На площадях и улицах Англии играли в суль, напоминавший современный футбол. На городских гуляньях выступали акробаты, бор- цы, кулачные бойцы.

    Среди увлечений крестьян преобладали борьба, метание камней, бег, фехтование на палках, бег на коньках, скачки, лапта, игра в мяч, травяной хоккей, ходьба на лыжах. В период позднего средневековья (ХV– ХVII вв.) окрепшая городская буржуазия превратила стрелковые и фехтовальные «братства» в замкнутые аристократические клубы. Физическое воспитание городской знати все больше обособлялось. Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для занятий физическими упражнениями и играми. Наиболее популярными среди них становятся теннис, гольф, крикет.


    Реформаторы в эпоху средневековой Европы

    Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной куль турой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презри тельным отношением к физическому развитию. Она создавала свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру.

    Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452—1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание лета тельных аппаратов, велосипеда, акваланга.

    Англичанин Уильям Гарвей (1578—1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреа Везалий(1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела.

    Наряду с развитием естествознания крупный вклад был сделан ив педагогическую науку. Деятелями, прокладывавшими новую дорогу в воспитании, явились гуманисты (от слова «гуманус» — чело вечный). Они в центр воспитания поставили человека и выступил» против характерного для средневековья закрепощения личности, в защиту ее достоинств и прав. Гуманисты стремились воспитывать здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных в жизни. Педагогические идеи физического воспитания гуманистов находили свое отражение в практике отдельных школ, где обучались дети знатных родителей.

    Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах.

    Витторино да Фельтре (1378—1446) — представитель раннего итальянского гуманизма. На средства герцога Гонзаги в Мантуе он организовал школу и назвал ее «Дом радости». В противовес мрачным средневековым школам, «Дом радости» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.

    В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идей физического воспитания в последующие году.

    Франсуа Рабле (1494—1553) — видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В своем романе Рабле дал острую сатиру на схоластическое средневековое воспитание. Он защищал идеи гуманистического воспитания, в котором предусматривались многостороннее образование, развитие творчества и активности, строгий режим для ребенка. Рабле отводил важное место физическому воспитанию. Так, его герой Гаргантюа много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает на боку и груди, метает копье и дротик, занимается на перекладине, шестах, канатах, лестницах. В этих рекомендациях Рабле упражнения античности сочетаются с народными упражнениями его времени. Он высказал ряд ценных мыслей и по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Он добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.

    Иероним Меркуриалис (1530—1606) — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины.

    Меркуриалис делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Он отдавал предпочтение тем упражнениям, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей. Меркуриалис осуждал атлетические упражнения, которые требовали «чрезмерного напряжения сил». Он рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», которые не вызывают сильного напряжения и утомления. Своей деятельностью и трудами Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.

    Ян Амос Коменский (1592—1670) — крупнейший славянский мыслитель и педагог-гуманист, родился в семье мельника, принадлежавшей к протестантской общине «Чешские братья». В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания он много внимания уделял физическому воспитанию детей. В «Материнской школе», составленной Коменским, были заложены основы физического развития ребенка. Он советовал родителям, особенно матерям, заботиться о здоровье детей, их пище, одежде, режиме. Занятия играми и физическими упражнениями, по мысли Коменского, призваны готовить детей к труду, к реальной жизни. Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.

    Ценные идеи о физическом воспитании молодого поколения выказывали ранние социалисты-утописты.

    Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639) своих сочинениях («Утопия» и «Город Солнца») подвергли остро критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Они мечтали об обществе, где все станут равны, не буде частной собственности, где воспитание будет носить всесторонний характер. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическом воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали, что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать в нем здоровье, силу и красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большого значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания. Они далеко опередили практику физического воспитания эпохи Возрождения. Несмотря на незрелость и ограниченность педагогических идей ранних социалистов-утопистов, их заслуга состоит в том, что они впервые провозгласили принципы всеобщего физического воспитания как для мужчин, так и для женщин, подчеркнули роль физического воспитания во всестороннем развитии личности.

    Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия. Но в XVI в. в странах Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви, так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли(Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь.

    Выводы:

    Итак, мы можем сделать выводы, что развитие физический культуры не остановилось вместе с уходом с исторической арены античности, с ее культом красоты и гармонично развитого физического тела. И хотя последующие столетья Средневековья были пропитаны христианскими ценностями, малопитательными для физического тела, тем не менее, развитие физической культуры не остановилось. Оно приобрело новые акценты и было вызвано новыми условиями, прежде всего - изменившимися условиями ведения войны.

    Также, мне бы хотелось сделать более конкретизированные выводы по данной теме, тем самым выделив ключевые моменты в истории Средневековой Европы:

    • раннее Средневековье ввиду диктата церкви стало самым неудачным историческим периодом для физической культуры на территории, которую занимает современная Европа;

    • фактически единственной формой физического воспитания и соревновательной деятельности были рыцарские турниры, доступные только для состоятельных членов общества;

    • в этот период были утрачены все античные традиции физического воспитания, которые начали возрождаться лишь в период позднего Средневековья;

    • в позднем Средневековье были сформулированы важнейшие постулаты, направленные на гуманизацию общества, где физическое воспитание признавалось неотъемлемой частью воспитания человека;

    • начали создаваться первые школы, послужившие прототипом современных, в которых вводилось элементарное физическое воспитание, чаще всего на основе гимнастических упражнений и подвижных игр.

    • развитие производства и зарождение буржуазии привели к нацеленному развитию физической культуры, направленной на воспитание подрастающего поколения, способного к жизни в изменившихся условиях. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной куль турой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презри тельным отношением к физическому развитию. Она создавала свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру.


    Список литературы

    1. История физической культуры и спорта. Антология. Книга первая – М.: ООО «ИД «Русь-Олимп», 2010

    2. История физической культуры и спорта: учебник/Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин; под ред. Проф. Н. Ю. Мельниковой. – М.: Советский спорт, 2013. – 392 с.: ил.

    3. Кун Л. «Всеобщая история физической культуры и спорта». – М.: Радуга, 1982

    4. www.mainstreampublishing.com

    5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/


    написать администратору сайта