Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема

  • Идея как решить

  • поэма Батыр Баян. Тлекешова Диана РКО-302 статья. Особенности жанра поэма


    Скачать 34.88 Kb.
    НазваниеОсобенности жанра поэма
    Анкорпоэма Батыр Баян
    Дата26.04.2023
    Размер34.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТлекешова Диана РКО-302 статья.docx
    ТипСтатья
    #1091447

    Тлекешова Диана РКО-302

    Статья на тему «Особенности жанра «поэма» в казахской поэзии»


    Лирика

    (Поэма) )

    Тема: Особенности жанра «поэма» в казахской поэзии

    Содержание:


    В статье кратко описывается явление жанра поэмы в казахской литературе.


    Идея как решить?

    Филология


    Современная литературоведческая наука содержит разнообразные выводы и мнения о литературных жанрах, этапах их развития и видовых особенностях. Одним из синергетических жанров в казахской литературе, с незапамятных времен, индивидуализированных характером развития, является поэма. Когда родилась и сложилась поэма в казахской литературе? Как много в казахской литературе произведений, написанных по критерию мировой классической поэмы? Относятся ли традиционные казахские эпосы к поэме? Какие новаторские формы поэмы складываются и развиваются в казахской литературе? Какие новшества, касающиеся содержания и формы поэмы, были достигнуты казахскими писателями постсоветской, посткоммунистической эпохи? Для того, чтобы найти исчерпывающие ответы на эти вопросы, необходимо прежде всего рассмотреть особенности развития жанра поэмы, тюркскую природу и мировую литературу.

    Поэма - один из жанров, сложившийся в мировой литературе с незапамятных времен и всесторонне изученный в литературоведении. Современная казахская поэма тоже развивается по-своему.

    Об этом свидетельствует талантливость мастеров поэмы, продолживших добрую традицию М. Жумабаева, И. Жансугурова, К. Аманжолова. В зависимости от общей внутренней содержательной природы, или композиционной структуры, в мировой литературоведческой практике существует тенденция к разделению поэмы на бессюжетные лирические, публицистические и сюжетные поэмы.

    Даже если поэма относится к жанру поэзии, от длинных и коротких стихотворений, лирических баллад поэма отличается – своей объемностью, масштабностью охватываемого события, наличием четко сформулированной идеи и сюжетной системой. При этом следует учитывать, что поэма имеет свойственный ей ритм, рифму, содержание, тип, динамику. Сами определения поэмы разнообразны и не последовательны. «Сюжетная поэма строит сюжетную линию, строится на изображении поступков героев, а в бессюжетной в поэме преобладает лирический мотив, и по объему она небольшая. Первые версии поэмы – это эпосы, написанные в устной литературе. Их манера повествования, своеобразие описания образов героев также тесно связаны с традициями устной литературы».

    Очевидно, что каждый предмет и явление порождаются не без оснований и беспричинно, что прародина жанра поэмы в казахской литературе лежит в богатейшей и продуктивной области национального фольклора – героическом, любовном эпосе. Поэтому при рассмотрении этногенезиса, рождения и становления жанра поэма большое значение имеет изучение эпических поэм, которые веками создавались в устном народном творчестве.

    Исходя из «книги Коркыт ата», написанной в начале прозаической речью, мы наблюдаем краткую, прерывистую схему «Алпамыс батыра» – длинной поэмы, которая получила широкое распространение среди рода Конырат, а затем стала общей для нескольких тюркских народов, мы наблюдаем динамику рождения и развития эпической поэмы. Академик К. Жумалиев, оценивая это явление, делает вывод: «казахские героические эпосы не были одним целым сразу. Они составлены из отдельных эпосов о подвигах героев в различных событиях. ...поэмы, изданные о подвигах каждого из героев после того, как они были собраны и объединены вокруг одного героя или одного события, носят название эпической поэмы».

    Следует также отметить, что поэма имеет иные виды, чем эпическая поэма, полученная нами в качестве прототипа, и что определение, присущее одному из них, не является точным по отношению к другому. В связи с этим нельзя сказать, что именно это определение было сформулировано таким образом, чтобы раскрыть его реальную природу. Основную ценность поэмы можно рассматривать не в ее объеме, а в ее художественной поэтике, которая строится на подвижности и ясности, присущей поэзии и в ее впечатлительности к читателю.

    В романтических эпосах не выделяется особое внимание на мелочь в повседневной жизни. К примеру, в поэме «Баян батыр» Магжана Жумабаева, которая с давних времен увлекательно продолжала непрерывный романтический процесс казахского эпоса, мы видим сильного духом и верного героя, который не может не жертвовать счастьем своей династии на пути к чести родного народа.

    Батыр Баян – литературный герой одноименной романтической поэмы казахского поэта начала XX века Магжана Жумабаева. Прообразом героя является реальное историческое лицо - военачальник в ставке хана Аблая, участник героических сражений с калмыками. Его имя упоминается в «Исторических преданиях Большой киргиз-кайсацкой орды» Ш.Уалиханова.

    На сюжет древней легенды поэт М.Жумабаев создал лиро-эпическую поэму «Батыр Баян». Именно в этом произведении наиболее полно проявилось мастерство художника слова. Поэт-романтик средствами родного языка сумел донести до читателей внутренний мир переживаний и противоречий героя, для которого любовь к родине и неприятие всякого зла стали общим мерилом человечности. Но когда на чаше весов оказались чувство долга перед родиной и любовь к ближнему, герой выбрал первое. Поэма «Батыр Баян» - это эпическое песнопение о героическом подвиге во имя родины и в то же время это сказ о мучительных переживаниях человека, осознающего всю несправедливость и жестокость войны, заставившей его совершить преступление над единокровным братом. Сюжетную основу поэмы составляет история любви батыра Баяна к пленной девушке-калмычке, которая была захвачена во время очередной схватки с калмыками. В девушку влюблен его родной младший брат Ноян. Батыр Баян знает об их связи, но не мешает им. Проходит некоторое время, и в ставке хана Аблая распространяется слух: молодые влюбленные тайно сбежали из ставки. Побег Нояна расценивается как измена родине. Предатель должен быть наказан. В погоню за ними хан Аблай отправляет батыра Баяна. В ходе преследования беглецов батыр Баян убивает и девушку-пленницу, и родного младшего брата Нояна. Cпустя некоторое время, сидя на могиле погибших, батыр Баян начинает понимать всю тяжесть совершенного им преступления: он убил собственного брата. С одной стороны, он выполнял свой священный долг перед народом, перед ханом; с другой стороны – совершил зло, братоубийство.

    Возникает такой вопрос: - Все ли эпосы бывают сюжетными? Конечно, не бывают. В некоторых объемах жанра толгау, характерных для казахской литературы, прослеживается характер поэмы без малогабаритного сюжета, где на первый план выходит лирическое чувство. Это явление присуще многим поэтам-жырауам, жившим в Казахском ханстве и признанным своим творчеством.

    По теоретическим основам жанра поэмы академик Зейнолла Кабдолов делает следующие выводы: "поэма – это описание сложных явлений и событий, которые произошли в жизни, или должны произойти, многообразных человеческих судеб и реалий времени поэмой объемного, линейного, эпического или лирического характера. Поэмы разнообразны: бывают как сюжетные поэмы, так и бессюжетные. Образы человека, создаваемые в поэмах, разнообразны: и эпический образ, и лирический образ, и реалистический образ.

    Поэма – один из важнейших жанровых видов современной казахской поэзии». При классификации и дифференциации жанра поэмы в масштабах нашей национальной литературы существует множество ситуаций, в которых нельзя однозначно сопоставить процесс исследования теории мировой литературы, одним из которых является наличие вышеизложенных, присущих только нашей национальной литературе эпических сказании, народных эпосов и былин. В связи с тем, что баллады из европейской литературы бывают очень схожи с поэмой, иногда их трудно различить. Мы иногда видим, что и авторы называют свои произведения на уровне баллады поэмой.

    По сюжетно-композиционному типу сага, создаваемая на фольклорные сюжеты и реальные события, издавна имела место в казахской литературе и прослеживается в творчестве таких поэтов, как Шакарим Кудайбердиулы, Акыт Улимжиулы.

    Особый вид поэмы – это поэма без сюжета. Отличие от сюжетной поэмы в том, что произведения без сюжета изображают результат этих конфликтов, а не конфликт между людьми. Однако написать произведение без сюжета – сложная задача, с которой справится далеко не каждый поэт и требует большого мастерства. Если писатель не может кратко и интересно изобразить результаты борьбы героя, идея становится повторяющейся, произведение превращается в простую схематичную погоню и оказывается ненадежным, мертвым произведением. Следует признать, что сама поэма – это искусно переплетенная цепочка сюжетов.

    Поэма, как и другие жанры, адаптируется к потребностям общественного сознания, как словесное выражение социальной художественной мысли, поэтому сегодня существует множество произведений, отражающих постмодернистские настроения.

    Современная казахская поэзия, включая жанр поэма, может рассматриваться не только в собственном колорите, но и в единой, интегрированной с мировой поэзией. То есть поэтическое пространство и вкус мирового эпоса - издавна характерны для казахской литературы. Об этом свидетельствуют поэмы, написанные казахскими поэтами в последние годы. Можно сказать, что эпические поэмы часто создаются вокруг главного героя и главной проблемой является то, как они отражают его через произведение.

    Жанр поэма в казахской литературе, берущий свое начало в эпических поэмах, в настоящее время модернизируется с точки зрения жанрового содержания и структуры. Поэтому мы считаем, что процесс типологического изучения поэмы следует изучать в контексте современного спроса. С этой точки зрения, если мы говорим, что только эпические сказания способствовали возникновению жанра поэма в казахской поэзии, мы не могли бы исключить пример казахских писателей из Западной и Восточной литературы. Таким образом, очевидно, что имеются сведения о первых проявлениях жанра поэма в мировой литературе, а также о том, что будет возможность более четко распознать эволюцию казахской поэмы.

    Есть все основания полагать, что в современной казахской литературе освоены различные направления поэтического жанра. Хотя некоторые виды появились в ранний период, они не получили широкого распространения в мировой литературе - содержание которой, вероятно, слишком велико.

    Надо признать, что жанр поэзии в казахской литературе приобрел новое направление в начале ХХ века в результате взаимодействия с русской литературой с XIX века, и это не означает, что «казахская поэзия берет свое начало только в западной и русской литературе».

    Следует отметить, что в литературе казахов и даже тюркских народов в целом термин «эпос» часто используется вместо термина «поэма». И мы видим, что поэтическое, эпическое произведение самого эпоса вполне может нести бремя поэмы по сюжетной структуре, поэтической силе, лирическим поворотам. Отсюда видно, что тюркские сказания отличаются от европейских. По этому поводу узбекский ученый Д. Куббатова отмечает: «Исследования показали, что термины «достон» и «поэма» используются как синонимы народного эпоса восточно-классических и современных лиро-эпических произведений. Нельзя отрицать роль народных дастанов, созданных в лиро-эпическом жанре. Они имеют своеобразные композиции, что и послужило почвой жанра «поэма». Появление в письменной литературе жанра достон тесно связано устными народными дастанами». Ученый правильно оценил влияние фольклора на письменную поэзию, и это мнение напрямую связано не только с узбекской литературой, но и с соотношением сказании и поэмы в казахской литературе.

    Даже сегодня можно сказать, что понятие поэтического произведения, охватываемое терминами эпос и поэма, смешались В начале прошлого века, то есть до 30-х годов, широко использовался термин «эпос», но с конца 30-х годов на первый план вышел термин «поэма». Одна из причин этого, по мнению многих ученых, заключается в том, что эпос связан с упомянутым выше словосочетанием «қисса-дастан».

    Литература: Султанмахмут Торайгыров (1893-1920) //История казахской литературы в3т. Т.2. Дореволюционная казахская литература. /Под ред. И.Т. Дюсенбаева; Ин-т литературы и искусства им. М. О. Ауэзова.- Алма-Ата: Наука, 1979.- 236с. - 260с.



    написать администратору сайта