тема 3. От Московского княжества к России
Скачать 66.64 Kb.
|
3. Тема: От Московского княжества к России 1) Россия и Западная Европа в 16 веке: общее и особенное; Стоит отметить, что Россия, несмотря на крупные положительные сдвиги во всех областях жизни, в силу ряда исторических причин в XV в. и первой половине XVI в. развивалась гораздо медленнее, чем западные страны. Это объяснялось большой протяженностью границ нового государства и их доступностью для врагов: на смену Орде и Великому княжеству Литовскому приходили Крымское и Казанское ханства, Ливонский орден, затем вновь Литва, Польша, Швеция. В борьбе с западным: "латинством", с некоторыми католическими странами Россия, несмотря на расширение контактов с другими странами Запада, приглашение оттуда специалистов, одновременно всё более отгораживалась от них в культурном отношении. Церковь, а под ее влиянием и благочестивые великие князья, стояли стеной против широкого общения с западными "еретиками". Общим можно назвать то, что и Европа, и Россия, в 16 веке стремились расширить свои территории: в Европе, как последствие Великих Географических открытий формируется колониальная система, развивается мировая торговля; в России же, при Иване III, завершился процесс объединения русских земель - В 1510 г. к Москве был присоединен Псков, в 1521 г. – Рязанская земля. В результате ряда войн с Литвой, начатых еще Иваном III, к Руси отошли Чернигово-Северская земля и часть Смоленской земли со Смоленском. Если в момент вступления Ивана III на престол территория Московского государства составляла 430 тыс. кв. км, то к концу правления Василия III она выросла в 6 раз. В XVI веке произошли серьезные изменения в духовной жизни Западной Европы. Этот век стал временем крупнейшего кризиса римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества, в характере образованности и нравах духовенства. Реформация (от лат. «reformatio» - «преобразование») отвергла власть папства; привела к расколу римской церкви и созданию новых вероучений (лютеранство в Германии, цвинглианство и кальвинизм в Швейцарии, англиканская церковь в Англии и т.д.). Реформация проявилась почти во всех странах католического мира (с разной степенью интенсивности). Мы можем выделить основные идеи Реформации: Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Центральным принципом Реформации стало учение о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», - то есть спасение человека виделось не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе веры. Отсюда отрицалось привилегированное положение духовенства, выводился отказ от церковной иерархии и супрематии папства. Реформация таким образом укрепила позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против притязаний папства. Признание Священного писания единственным авторитетом в области религиозной истины. Это влекло за собой отказ от авторитета Священного предания (решений римских пап и церковных соборов), давало возможность для более свободной и рационалистической трактовки религии. Противопоставление автократическому устройству католической церковной организации раннехристианской общины верующих («Назад к апостольским временам!»; «Все равны перед богом!»). Главные результаты Реформации выразились в том, что была сломлена духовная диктатура католической церкви, экономическая основа ее мощи была подорвана секуляризацией ее владений, возникли новые христианские вероисповедания, религиозные общности и церкви, независимые от Рима, являвшиеся в ряде случаев национальными церквами (Англия, Скандинавия). Монашество во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине. Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Как отмечает А.В. Карташов, деление иерархов церкви на иосифлян и нестяжателей, это надуманная проблема, так как ни Иосиф Волоцкий, ни Нил Сорский, друг другу себя никогда не противопоставляли.[18, с.320] В эпоху царствования Иоанна Васильевича в новой системе власти церковь заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Как считает Н.В. Первушин, царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.[57, с. 42] Здесь и возникает ещё одно противоречие между двумя иерархами, так по мысли иерархов церкви не должно было произойти подчинения, церковная и светская власть должны быт, по мнению архимандрита Макария, «одним живым организмом как Христос и верующие».[53, с.19] Церковь в XV - XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. Она в лице своих организаций являлось субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп. Глава русской церкви, митрополит всея России утратил свои привилегии богоизбранности с венчанием на царство Ивана, при котором он был до конца независимым от Московского великого князя, опираясь на происхождение его власти от Константинопольского патриарха. Став всецело зависимым от царя Московского, он потерял возможность управлять церковью за Московскими пределами, в чужих государствах: литовском и польском. Зависимость митрополита от государственной власти возросла настолько, что он стал ставиться на митрополичий трон и изгоняться с него по одной воле светской власти, как это происходило до митрополита Филиппа и с ним. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки. С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и тому подобное. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутри церковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Такими образом, можно сделать вывод, что во времена правления Иоанна Грозного церковь обладала значительными правами, оказывала влияние на все сферы жизни государства. Однако единовластное правление царя могло решить судьбу любого служителя церкви. Для Европы XVI века были характерны различные тенденции политического и социально-экономического развития. В Западной Европе наблюдался бурный процесс капиталистического развития. Активно создавалась промышленность, представленная мануфактурами. На них применялся труд наемных рабочих, которыми чаще всего становились обедневшие крестьяне и деревенские ремесленники. В сукноделии, горнорудном, металлургическом и бумажном производстве началось использование водяного колеса. Возросшая потребность в черных металлах для производства орудий труда и оружия заставляла увеличить добычу руд и производство чугуна, железа и стали. Больших успехов достигло текстильное ремесло - вырабатывались тонкие текстильные ткани, которые окрашивались в разные цвета. Усовершенствовалось прядение, осваивалось производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Был открыт путь развитию товарно-денежных отношений и банковскому делу. Капиталистический уклад постепенно стал проникать и в сельское хозяйство. Были подготовлены условия для развития крупного предпринимательского хозяйства. В этих условиях росла ценность земли, что способствовало процессу отказа землевладельцев от традиционных форм крестьянских держаний и сдачи земли в аренду на более выгодных условиях. Стоит обратить внимание на то, что новые явления в социально-экономической и политической сферах, а также в культурном развитии европейских стран свидетельствовали только о разложении традиционных феодальных отношений и не означали их ликвидацию. В XVI в. феодальные отношения по-прежнему оставались господствующими на европейском континенте. Феодальному обществу данного периода были присущи следующие черты: 1) господство вотчинной (сеньориальной) формы земельной собственности; 2) относительно мягкие формы зависимости непосредственных производителей, причем личная зависимость крестьян от земельных собственников, как правило, отсутствовала; 3) значительная степень независимости господствующего класса от верховной государственной власти. Это обуславливалось наличием развитой системы вассалитета сложной феодальной иерархии и сильных сословных организаций феодалов; 4) относительная экономическая и политическая свобода городов. В XVI веке в западноевропейских странах наблюдалось постепенное ослабление форм феодальной зависимости. В странах Центральной и Восточной Европы, напротив, расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Получили широкое распространение самые суровые формы крепостного права (так называемое «второе издание крепостничества»). Основной политической и социальной силой в западноевропейских странах оставалось дворянство, которое стало использовать развитие товарно-денежных отношений в своих интересах. Усилившийся спрос на продукцию сельского хозяйства - сырье и хлеб в странах Западной Европы - вызвал рост крупного барщинного хозяйства, ориентированного на рынок. Помещики расширяли свою запашку за счет крестьянских наделов и переводили крестьян с оброка на барщину. В результате страны Центральной и Восточной Европы превращались в аграрно-сырьевую базу для передовых западноевропейских государств. В конце правления Ивана Грозного, когда наблюдалось опустошение территорий Центра и Северо-Запада государства и массовое бегство крестьян (о причинах речь шла выше), правительство России ищет выход на пути закрепощения крестьян. В 1581 г. был издан Указ о «заповедных годах» - в эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян от одного феодала к другому. Введение «заповедных лет» стало важным шагом на пути оформления в России крепостного права. Ряд исследователей считает, что «заповедные годы» вводились в России еще в 30-е годы XVI в. - как временная мера для определенных территорий. Но важно обратить внимание еще на один момент: в 1581 г. «заповедные годы» распространялись не только на частновладельческих крестьян, но и на государевых - «черносошных» и дворцовых. Более того, населению городских посадов и слобод запрещалось покидать свои места в эти годы. Таким образом, закрепостительная политика распространялась на все слои населения страны, что соответствовало всему направлению правительственной политики Российского государства с самого начала его формирования. И, наконец, на годы правления Бориса Годунова приходится окончательное утверждение крепостного права в России. В исторической науке высказывалось предположение (В.И. Корецким и др.), что около 1592-1593 гг. правительство издает Указ, запрещавший крестьянский «выход» по всей стране и навсегда. Эта точка зрения разделяется не всеми учеными. Еще В.О. Ключевский считал, что указа этого не нашли по той простой причине, что его никогда не было. Закрепощение крестьян совершилось, по мнению Ключевского, на основе долговой зависимости крестьян от землевладельцев. Рост крестьянской задолженности Ключевский связывал с заселением пустовавших земель и получением новоселами ссуды, т.е. с внутренней колонизацией и усилением обложения крестьян. Однако в 1597 г. был принят Указ об «урочных летах». Он повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых крестьян и вывезенных, насильно в течение пятилетнего срока. Этот указ не делал разницы между теми, кто ушел в Юрьев день и не в Юрьев день, в «заповедные» и не в «заповедные» лета; отсчет исковой давности ведется как раз от 1592 г., т.е. указ уже исходит из факта существования в стране крепостного права. Все это и позволяет утверждать, что около 1592-1593 гг. был принят указ, который не временно, как при «заповедных летах», а навсегда запрещал крестьянский выход в Юрьев день; отсутствие же указа историки (Сахаров A.M., Кобрин В.Б. и др.) объясняют состоянием архивов. Таким образом, к концу XVI столетия в России произошло коренное изменение положения крестьян, лишенных права выхода от своих владельцев. Несомненна связь утверждения крепостнической системы в России с особенностями образования русского государства. Экономическая консолидация земель (при отсутствии еще российского рынка, заторможенности процесса так называемого первоначального накопления и т.д.) отставала от государственных (внешнеполитических, военных, финансовых) потребностей, поэтому большую роль в ходе централизации играл фактор политический. Правительство активно укрепляло крепостническую базу единого государства. «Налицо была взаимосвязь решения назревших задач национального возрождения России с применением единственно доступных в истощенной Золотой Ордой стране средств - поместной системы, барщины, крепостничества». Складывание феодально-крепостнического строя оказало прямое влияние на развитие ремесла, торговли, городов в России XVI столетия. В XVI в. в целом в России увеличилось число городов, возрастала их роль. В это время возникло около 45 городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Тюмень, Тобольск, Курск, Орел, Воронеж, Белгород и др.). Большинство этих городов обязано своим происхождением победам, одержанным Россией на востоке. Города и в XVI в. сохраняли свое значение укрепленных центров феодальных владений. Некоторые города являлись собственностью отдельных феодалов - Венев, Епифань и др. (принадлежавшие Мстиславским, Романовым, Шереметьевым и т.д.). В других городах феодальным землевладельцам принадлежала значительная часть дворов и населения (так называемые «белые пятна»). Даже в Москве более половины дворов принадлежало отдельным феодалам. Ростов Великий, например, старинный центр церковных феодалов. Ближе по своей социально-экономической характеристике к городам подходили северная Устюжна Железопольская или село Медна в Тверском уезде - здесь подавляющая масса населения состояла из ремесленников и торговцев. Развитие феодально-крепостнических отношений оказало большое влияние на русские города. Это проявилось в следующем: В торгово-промышленные центры устремлялись феодалы и обзаводились там владениями. Огромная часть доходов, которые получали городские люди от своих промыслов, торговли и ремесел, отбиралась в виде дани и налогов как феодальным государством, так и отдельными феодалами, имевшими право сбора торговых или проездных пошлин. Например, пошлина за перевоз через реку в Костроме шла Ипатьевскому монастырю. Крепостнические отношения все больше распространялись и на черное тяглое население городов. Это особенно проявилось к концу XVI в., когда и для этой категории населения были введены сначала «заповедные», а потом и «урочные» лета. В период образования русского централизованного государства сло жилась сословная система организации общества. Сословия - это крупные социальные слои, положение которых в обществе закреплено законом, а принадлежащие им привилегии имеют наследственный характер. В России роль государства в формировании сословного строя особенно велика. Была создана особая служилая система, при которой каждый слой-общества имел право на существование лишь постольку, поскольку несопределенный круг повинностей по отношению к государству (по терминологии того времени - «службы» или «тягло»). Сердцевину организации составляло условное землевладение - предоставление земли (с живущими на ней крестьянами) служилым людям - помещикам - при условии несения ими военной и гражданской службы. Посадское населениегородов (ремесленники и торговцы) составляло единую тяглую общину,несло государственные повинности, распределявшиеся между отдельными плательщиками. Процесс регламентации функций сословий шел в XVI в.; правовое же закрепление произойдет позже - в XVII в. (СоборноеУложение 1649 г.). 2) Формирование сословно-представительной монархии в России; Период с середины XVI по, приблизительно, середину XVII века в истории Русского государства определяют как сословно-представительную монархию. В целом система органов государственного управления в этот период оставалась неизменной. Однако происходят и некоторые изменения. Сословно-представительная система управления связывается с появлением нового представительного органа Земского собора. Природу появления земских соборов следует искать в объективном процессе становления самодержавия в Русском едином московском государстве, в попытке самодержавия расширить свою социальную базу в борьбе за власть против боярской аристократии. Под «собором» подразумевалось всякое собрание вообще, в том числе и совещание бояр, и собрание только какой-то группы духовенства или собрание, созванное государем для обсуждения каких-либо вопросов. Что касается слова «земский», то оно могло обозначать и «общегосударственный» (т.е. дело «всей земли»), и «общегражданский», «народный». Таким образом, земский собор - это общегосударственное собрание с участием представителей различных сословий, специально для решения важнейших вопросов общегосударственной жизни. В соборах принимали участие представители, прежде всего, трех сословий - боярской и духовной аристократии, служилого сословия (дворянства), представители городских верхов (купечества). Земские соборы или «советы всея земли», как называли их современники, имели законодательно-совещательный характер и собирались для решения вопросов внутренней и внешней политики. В Соборах участвовали организационно: Боярская дума; «Освященный церковный собор» и, как упоминалось, представители служилых людей, посадского и даже «тяглого» населения (черносошного крестьянства). Вопрос о периодичности проведения Земских соборов достаточно сложен. Земский собор был не постоянным органом. Созывался он обычно царем по мере необходимости, хотя история знает их созыв и по инициативе Боярской думы, и земств. Нет единого мнения и по поводу конкретных дат их проведения. В исторической науке, как отмечает М.Н. Тихомиров, «прочно сложилось представление о том, что в XVI столетии собирались только четыре собора: в 1549, 1566, 1584 и 1598 гг.». Однако соборная практика XVI в. знала более широкое распространение. По крайней мере, это дополнительно соборы 1550 и 1580 гг. Первый Земский собор 1549 г. получил название «собора примирения». По сообщению летописи, 27 февраля 1549 г. в «царских палатах» состоялось специальное заседание боярской думы с участием митрополита Макария со «всем освещенным собором», а также дворецких и казначеев, на котором Иван Грозный выступил с программной речью («февральской декларацией», как ее обычно именуют в литературе), в которой обвинил бояр в том, что «до его царьского возраста от них и от их людей детем боярским и христьяном чинилися силы, и продажи, и обиды великие в землях и в холопех, и в иных во многих делах», и потребовал под угрозой опал и казней, чтобы «они бы вперед так не чинили». Второй собор, по мнению М.Н. Тихомирова, был созван во Владимире в январе 1550 г. во время похода на Казань. Он был посвящен вопросу о местничестве1. Однако Н.Е. Носов с ним не согласен. По его мнению, «это было войсковое, а отнюдь не земское собрание»2. Собор 1566 г. был созван Иваном IV во время Ливонской войны для решения вопроса о том, следует ли мириться с королем Польским и великим князем Литовским на предложенных им условиях. В нем участвовали светские и духовные феодалы западных районов государства, а также купцы, связанные с западной внешней торговлей3. Собор высказался за продолжение войны. Четвертый собор 1580 г. обсуждал вопрос о мире с Речью Посполитой. Было решено в пользу завершения Ливонской войны. Далее в XVI в. проходят соборы учредительного характера. Земский собор 1584 г. собирался специально для избрания царя Федора Ивановича. Однако сведения об этом соборе идут из вторых рук. Но В.О. Ключевский придерживается мысли о существовании такого собора. Он указывает на те источники, которые говорят об избрании Федора Ивановича на царство, согласно свидетельствам Петрея и Горсея. Земский собор 1598 г. избрал нового царя Бориса Годунова. Сословно-представительная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена каким либо сословно-представительным органом. В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года. (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов:судебника 1550 года, сборник церковного законодательства 1551 года. Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ России. Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников) ,регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом, частие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было. Функции Земского собора: внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …), налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе), принятие законов, также их обсуждение. Сословно-представительные учреждения в России и Европе: общее и особенное Хотя Иван IV (1530—1584) сосредоточил в своих руках всю полноту власти, объявил себя царем, чем сразу поднял свой уровень с первого среди равных, как во всем мире воспринимался великий князь, на недосягаемую для других высоту, он не мог единолично, без опоры на определенные силы проводить в жизнь свою политическую линию. "Избранная рада" (по другим названиям "Ближняя дума", "Комнатная дума", "Комната", "Тайная дума") — круг ближайших сподвижников Ивана Грозного, уже не вполне отвечала традиционным требованиям. В ее составе были: Алексей Адашев, из небогатых костромских дворян, рюрикович — князь Андрей Курбским, дьяк собора и царский духовник Силивестр, митрополит Макарий, шурин царя (брат жены) Никита Юрьев и др. Такой состав не был случайным, и первые годы правления Ивана IV вселяли надежды на реформы. Это окружение Грозного было способно брать на себя инициативу и, как полагают некоторые исследователи, при подготовке нового Судебника (1550) заложили некоторые начала ограничения монаршей воли. Речь идет о ст. 98, которая устанавливала необходимость принимать новые особо значимые решения (коль они подлежали внесению в Судебник! — Авт.) "с государева доклада и со всех бояр приговору". Не случайно, разогнав Избранную раду и развязав невиданный террор, царь прямо указа опричникам, что им на Судебник обращать внимание не следует. С середины XVI в. и до середины 80-х гг. XVII в. на Руси действовали Земские соборы[1]. Это были представительные органы, выражавшие волю и пожелания россиян. Они не были постоянными, их созыв и работа не регламентировались никакими нормативными актами. Постоянными и непременными членами Земских соборов (от лат. ex officio — по должности) были царь, все члены Боярской думы, Освященный собор (высшие иерархи церкви). Остальные члены Собора представляли различные слои общества, иногда даже крестьянство[2]. Такой состав Соборов позволял царю не только легализовывать, но и легитимировать свои действия, которые встречали нередко жесткое боярское сопротивление. Земские соборы XVI в. не избирались и о порядке их формирования каких-либо прямых данных обнаружить не удалось. В XVII в. постоянные члены Собора остались прежними, а остальная часть избиралась дворянством, влиятельными посадскими людьми, купечеством. Избираемые на царство Б. Годунов, В. Шуйский[3], М. Романов нуждались в широкой поддержке населения, поэтому они были заинтересованы в расширении социального состава представителей с мест. Социальному "взрослению" населения, осознания своей значимости и социальной ответственности способствовала трагедия Смутного времени, из которого Россия вышла не только значительно обескровленной, по и с подспудным осознанием людьми своей значимости. Чтобы созвать Собор, известным лицам и в различные местности направлялись призывные грамоты, в которых указывались повестка дня и число представителей. Рекомендовалось избирать "лучших", "добрых", "смышленых", способных к решению важных вопросов. При этом важно отмстить, что имущественный ценз для представителей не устанавливался, но было неукоснительное требование: он должен был платить налоги в казну или нести государственную службу. Избрание шло, как правило, от города, который вместе с уездом составлял избирательный округ. Избрание подтверждалось протоколами, скрепленными подписями участников. Затем протоколы направлялись в Разрядный приказ для удостоверения правильности проведенной процедуры. Выборные лица получали от избирателей соответствующие наказы и по возвращении должны были отчитаться перед ними. Бывали случаи, когда делегаты нуждались в "бережных" грамотах, в которых говорилось, в силу каких обстоятельств они не смогли реализовать наказы избирателей. Деятельность участников собора была безвозмездной, им оплачивались только проезд и проживание. Численный состав соборов варьировался достаточно широко в зависимости от решаемых вопросов. Самым многочисленным, судя по всему, был Земский собор 1613 г., на котором избирался царем Михаил Федорович Романов. В числе 800 его участников были представители чернотяглых крестьян, казаков, стрельцов. Данные о соборах противоречивы. Доподлинно документально подтверждено проведение 26 соборов, причем первый, его называют "Собором примирения", состоялся в 1549 г. через год после московского восстания. Последний одни историки датируют 1653 г., другие — 1684 г. Л. В. Черепнин насчитывает 57 соборов, но полагает, что их было еще больше. Время работы также не регламентировалось и варьировалось от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет[4]. Бывали и длительные перерывы от трех до 10 лет. Созывы соборов прекратились в связи с вступлением Российского государства в стадию абсолютной монархии. На Земских соборах рассматривались вопросы, значимые для всего государства. Одной из главных проблем для данного периода было избрание царя. Например, внезапная смерть Ивана Грозного, убившего законного наследника (старшего сына) и не оставившего завещания в пользу второго сына, Федора, создала юридическую коллизию, разрешить которую удалось с помощью собора. Именно собор подтвердил право Федора Иоанновича па престол, заменив своим решением государев акт о назначении Федора преемником короны[5]. Затем последовали избрания на русский престол: Бориса Годунова (1589), польского королевича Владислава[6] (1610), Михаила Романова (1613), утверждение на троне царя Алексея Михайловича (1645)[7], избрание царем малолетнего Петра Алексеевича (27 апреля 1682 г.) и через месяц избрание на трон двух царей — Петра Алексеевича (род Нарышкиных) и Ивана Алексеевича (род Милославских). На Земских соборах решались вопросы внешней и внутренней политики: о продолжении Ливонской войны (1566), об отношении с Речью Посполитой, нарушившей Деулинское перемирие (1621), об отношениях с Крымским ханством и Турцией (1637, 1639, 1642), о поддержке борьбы Украины против Польши (1651) и о присоединении Украины к России (1653). Земские соборы рассматривали вопросы внутренней политики, финансов, налогообложения, принятия таких важнейших нормативных правовых актов, как Судебник 1550 г., Стоглав, Соборное Уложение 1649 г. С помощью соборов удавалось налаживать диалог между враждующими политическими группами и разрешить сложные конфликтные ситуации. Бесспорно, соборы сыграли значительную роль в истории страны в тот период, когда шло становление повой российской государственности и формирования национального единства. Эпоха соборов пришлась на один из сложнейших периодов нашей истории, когда в очередной раз встал вопрос о жизни и смерти Отечества. Соборы помогали власти выявлять настроение и потребности людей, налаживать хотя и ограниченный, но столь необходимый внутригосударственный диалог власти и общества, без которого на крутых поворотах истории происходит крушение режима, а порой и государства[8]. Едва ли бы власти могли без моральной поддержки со стороны соборов проводить тяжелую налоговую политику, абсолютно необходимую для преодоления последствий Смутного времени. Именно соборы помогли русским людям осознать себя в качестве субъектов исторического творчества, что не имеет, как правило, внешнего проявления, но сохраняется надолго в глубинах народного сознания и культуры. Российская соборность принципиально отличается от западноевропейского парламентаризма. Европейские представительные органы (английский парламент, французские генеральные штаты, германские ландтаги, польский сейм, испанские кортесы и др.) были изначально ареной борьбы политических группировок, имели иное назначение и политическое будущее. Например, английский Парламент был создан главой оппозиции королю Генриху III Симоном де Монфором в 1265 г. и поначалу назывался Советом королевства. В его состав входили: бароны, епископы, по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Учреждение парламента стало актом политического компромисса между королем, феодалами и другими сословиями. Это было оформлением сословно-представительной монархии. Английский парламент имел немалые права: в области налогообложения и расходования средств, нормотворчества (был субъектом права законодательной инициативы), контроля над деятельностью высших должностных лиц, судопроизводства (применение процедуры импичмента в отношении должностных лиц королевства), внешней политики. Все эти права парламент получил не сразу, а в результате непрерывной борьбы с короной, борьбы, которая в XVII в. достигнет высшей точки и выльется в Английскую буржуазную революцию. Французские Генеральные штаты были призваны содействовать королевской власти в деле установления налогов[9]. Они имели трехпалатную систему: в состав первой входило высшее духовенство, вторая избиралась дворянством, третья — горожанами (третьим, бюргерским сословием). Достаточно скоро Генеральные штаты оказались в оппозиции к королевской власти ввиду разногласий по поводу политической компетенции и расширения властных полномочий. В конечном счете король перестал созывать Генеральные штаты, а возрождение их деятельности стало одним из движущих моментов Французской буржуазной революции. Ландтаги в германских княжествах имели довольно широкие полномочия: избирали князя в случае прерывания династии, выступали высшей судебной и апелляционной инстанцией, решали вопросы войны и мира, вотировали налоги и контролировали их использование. Если западноевропейские представительные органы в силу целого рода экономических и политических причин, по мере развития европейского либерализма, постоянно превращались в арену противостояния монархическому правлению, то Российские соборы не были ареной такой борьбы. В их деятельности также были демократические начала, но политическая обстановка, связанная с геополитической ситуацией, в которой России пришлось все силы нации бросить на борьбу за выживание, отражение внешней агрессии, вынуждала их не противопоставлять себя самодержавной власти, не ослаблять ее влияние за счет расширения своих прерогатив, а, напротив, укреплять политическое единство. Если представительные органы в Западной Европе постоянно развивались, все более наполняя свою деятельность элементами либерализма, то российская соборная практика не переросла в развитой парламентаризм, а с утверждением абсолютизма сошла на нет. Было ли это благом, или, напротив, сыграло отрицательную роль в нашей истории, вопрос дискуссионный. Явления такого масштаба могут быть оценены только с позиций очень длительного исторического времени. Во всяком случае, исторические события XX и начала XXI в. требуют переоценки многих уже сложившихся исторических стереотипов. 4) Эволюция власти великого князя; При венчании на царство в 1547 г. 17-летний Иван IV как глава государства принял титул не великого князя, а царя (до этого на Руси царем называли золотоордынских ханов). Политические взгляды Ивана Грозного свидетельствовали, что он категорически не принимал европейский тип светского государства. Его идеалом была неограниченная монархия, в которой власть царя санкционирована церковью. Высшим законодательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума – постоянно действующий при государе совет, восходящий по своему происхождению к совету при князьях в Древней Руси. Боярская дума не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции. Преобразования в середине XVI в. связаны с деятельностью лиц, приближенных к Ивану IV, так называемой Избранной радой, бывшей неофициальным правительством, возглавляемым А.Ф. Адашевым, выдвинувшимся из придворных дворян, и придворным священником Сильвестром. За 10 лет своего пребывания у власти Избранная рада провела столько реформ, сколько не знало ни одно другое десятилетие в истории средневековой России. Ее политика была компромиссной: не отнимая у бояр прав, она распространяла их на дворянство. Были осуществлены реформы центрального и местного управления и суда, сформирована приказная система управления: число приказов к концу XVI в. достигло 20, а к середине XVII в.– порядка 60. Изменения были внесены и в систему управления на местах, где власть издавна принадлежала наместникам – они получали эти территории «в кормление». Теперь кормления отменялись. Отправление власти на местах возлагалось на выборных представителей населения, т.е. было перестроено на сословно-представительных началах. Реформы коснулись также организации господствующего класса. Несколько ограничивалось местничество (при назначении служилых людей на те или иные должности учитывались прежде всего их «порода», происхождение, а не личные заслуги). Одновременно проводилась военная реформа. Уложение о службе определяло порядок несения военной службы и вотчинниками, и помещиками. Было организовано стрелецкое войско, что обеспечило победу над Казанью и Астраханью. Существенные реформы коснулись церкви. В 1551 г. на церковном соборе был учрежден Стоглав – сборник предписаний о церковной обрядности, внутренней жизни церковного сословия, его взаимоотношениях с обществом и государством. В 1549 г. был созван первый Земский собор. Само появление земских соборов – показатель объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства, отчасти верхов посада, а также заметного участия церкви в системе государственного управления. Через Земский собор шел, хотя и ограниченный, диалог власти и общества. Соборы созывались официально возглавлявшим их царем по мере надобности. Юридически никаких прав они не имели и влиять на ход дел в государстве не могли. Вместе с тем соборы дважды сыграли историческую роль: выбрали царя Бориса Годунова в 1598 г. и Михаила Романова в 1613 г. Деятельность местных сословно-представительных учреждений, земских соборов позволяет характеризовать монархию в России середины XVI–середины XVII в. как феодальную монархию с сословным представительством. Сословные учреждения не только приспособились к проведению абсолютистской политики, но и сами во многом способствовали утверждению именно абсолютистских начал в государственном управлении, а также консолидации сословий и превращению их в классы – сословия. На смену периоду реформ правительства Избранной рады постепенно пришла политика чрезвычайных внутриполитических мер царя Ивана IV и его нового окружения. В реальной политике по укреплению государства власть компенсировала свою слабость террором (опричнина 1564-1572 гг.), аппарат репрессий окутывал страну атмосферой страха, что, в частности, помогло в начале 80-х годов XVI в. загнать крестьян в крепостное ярмо. Произошло общее огрубление нравов. В гражданской жизни утверждалась жестокость: были введены смертная казнь, пытки, наказание кнутом, тюремное заключение не имело сроков, часто превращалось в пожизненное, распространилось массовое доносительство. В московском обществе шел процесс нивелирования личности, уничтожения автономии общества, его полного подчинения власти. Особо мрачный характер этому периоду закрепления всевластия государя и его ближайшего окружения придавали личные свойства Ивана Грозного – человека немалых государственно-дипломатических и литературных дарований, но отличавшегося подозрительностью и жестокостью. В 1584 г. Иван Грозный умер. 5) Становление нового аппарата центральной власти. Дворцово-вотчинная и приказная системы; |