Главная страница
Навигация по странице:

  • Обзор методов прогнозирования динамических процессов

  • Наиболее популярные методы прогнозирования

  • Метод экономического прогнозирования (экономический анализ)

  • Программно-целевой метод (ПЦМ).

  • Машина фон Неймана Биологическая нейронная система

  • ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ. отчет1стажировка. Отчет о прохождении стажировки


    Скачать 270.58 Kb.
    НазваниеОтчет о прохождении стажировки
    АнкорОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ
    Дата27.03.2022
    Размер270.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаотчет1стажировка.docx
    ТипОтчет
    #419478


    ОТЧЕТ

    О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ

    Выполнил: магистрант группы 115 АТПП

    Гулямов ЖСАУр
    Принял: зав. кафедрой «АУТПП»,

    проф. Газиева Р.Т.

    План:

    1.1. Обзор методов прогнозирования динамических процессов

    1.2. Нейронные сети

    1.3. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта


      1. Обзор методов прогнозирования динамических процессов

    Прогнозирование – это предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих предположений относительно него. 

    Прогнозирование представляет собой сложный процесс, по ходу которого необходимо решать большое количество различных вопросов. Для его производства следует применять в сочетании различные методы прогнозирования, которых на сегодняшний день существует огромное множество, но на практике используются всего 15 – 20. На наиболее популярных из них мы и остановимся.    

    Наиболее популярные методы прогнозирования 


    Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в том, что в основе прогноза лежит мнение одного специалиста или группы специалистов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте. Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки, часто используется при оценке персонала.

    Метод экстраполяции. Основная идея экстраполяции – изучение сложившихся как в прошлом, так и настоящем стойких тенденций развития предприятия и перенос их на будущее. Различают прогнозную и формальную экстраполяцию. Формальная – основывается на предположении о том, что в будущем сохранятся прошлые и настоящие тенденции развития предприятия; при прогнозной – настоящее развитие увязывают с гипотезами о динамике предприятия с учетом того, что в будущем изменится влияние на него различных факторов. Следует знать, что методы экстраполяции лучше применять на начальной стадии прогнозирования, чтобы выявить тенденции изменения показателей.     

    Методы моделирования. Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели. 

    Метод экономического прогнозирования (экономический анализ) заключается в том, что какой либо экономический процесс или явление, имеющие место на предприятии, расчленяются на части, после чего выявляется влияние и взаимосвязь этих частей  на ход и развитие процесса, а также друг на друга. При помощи анализа можно раскрыть сущность такого процесса, а также определить закономерности его изменения в будущем, всесторонне оценить пути достижения поставленных целей.  Поскольку экономический анализ – это необъемлемая часть и один из элементов логики прогнозирования, он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях. Используется при планировании производства на предприятии.

    Процесс экономического анализа можно подразделить на несколько стадий: 

    • постановка проблемы, определение критериев оценки и целей;

    • подготовка необходимой для анализа информации

    • аналитическая обработка информации после ее изучения;

    • разработка рекомендаций о возможных путях достижения целей;

    • оформление результатов. 

    Балансовый метод. Данный метод основан на разработке балансов, которые представляют собой систему показателей, где первая часть, характеризующая ресурсы по источникам их поступления, равна второй, отражающей распределение их по всем направлениям расхода. 

    При помощи балансового метода воплощается в жизнь принцип  пропорциональности и сбалансированности, который применяется при разработке прогнозов. Его суть заключается в увязке потребностей предприятия в различных видах сырьевых, материальных, финансовых и трудовых ресурсах с возможностями производства продукта и источниками ресурсов. Таким образом, система балансов, которую используют в прогнозировании, включает: финансовые, материальные и трудовые балансы. В каждую из  данных групп входит еще ряд балансов. 

    Нормативный метод – один из основных методов прогнозирования. В настоящее время ему стало придаваться большое значение. Его сущность заключается в технико-экономических обоснованиях прогнозов с использованием нормативов и норм. Последние применяются при расчете потребности в ресурсах, а также показателей их использования. 

    Программно-целевой метод (ПЦМ). В сравнении с другими методами данный метод является сравнительно новым и недостаточно разработанным. Он начал широко применяться только в последние годы. ПЦМ тесно связан с  уже рассмотренными методами и предполагает разработку  прогноза начиная с оценки итоговых потребностей на основании целей развития предприятия при дальнейшем определении и поиске эффективных средств и путей их достижения, а также ресурсного обеспечения.  

    Суть ПМЦ заключается определении основных целей развития предприятия, разработки взаимосвязанных мероприятий по их достижению в заранее определенные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами, а также с учетом эффективного их использования. 

    1.2. Нейронные сети.

    Так как основная задача искусственного интеллекта – моделирование рассуждений, а природное «устройство способное думать» – это мозг, то очевидной задачей является создание «искусственного мозга» «по образу и подобию» человеческого. Исследованием этого вопроса стали заниматься в рамках направления искусственного интеллекта нейрокибернетика.

    Устройства мозга изучают такие науки как психология, нейрофизиология, нейробиология, обладающие достаточным объемом знаний. Основной идеей нейрокибернетики стало воссоздание «в железе» клетки мозга – нейрона.

    Нейроны - специализированные клетки, способные принимать, обрабатывать, кодировать, передавать и хранить информацию, организовывать реакции на раздражения, устанавливать контакты с другими нейронами, клетками органов. Уникальными особенностями нейрона являются способность генерировать электрические разряды и передавать информацию с помощью специализированных окончаний — синапсов.

    Число нейронов мозга человека приближается к 1011. На одном нейроне может быть до 10 000 синапсов. Если только эти элементы считать ячейками хранения информации, то можно прийти к выводу, что нервная система может хранить 1019 ед. информации, т. е. способна вместить практически все знания, накопленные человечеством.

    На рис. 8. приведена схема строения "типичного" нейрона.



    Рис. 8. Общая схема строения биологического нейрона.

    Тело клетки содержит множество ветвящихся отростков двух типов. Отростки первого типа, называемые дендритами за их сходство с кроной раскидистого дерева, служат в качестве входных каналов для нервных импульсов от других нейронов. Эти импульсы поступают в сому или тело клетки размером от 3 до 100 микрон, вызывая ее специфическое возбуждение, которое затем распространяется по выводному отростку второго типа - аксону. Длина аксонов обычно заметно превосходит размеры дентритов, в отдельных случаях достигая десятков сантиметров и даже метров. Нейрон может находиться в 2 состояниях: возбужденном или невозбужденном.

    1943 год стал годом рождения теории искусственных нейронных сетей. Дж. Маккалок и У. Питт предложили модель формального нейрона (рис. 9) и описали основные принципы построения нейронных сетей.

    Синапсы нейрона – места контактов нервных волокон – согласно этой модели, передают сигналы, определяя силу воздействия сигнала с этого входа на выходной сигнал, поступающий на аксон. Для этого каждому входу ставится в соответствие весовой коэффициент wi. Дендриты получают входной сигнал, представленный вектором xi. Затем нейрон обрабатывает поступивший сигнал, производя взвешенное суммирование и нелинейное преобразование, используя для этого активационную функцию (функции активации могут быть разными, наиболее распространенные линейная, пороговая и сигмойда), аргументом которой будет результат суммирования минус пороговое значение. Это значение определяет уровень сигнала, на который нейрон будет реагировать.



    Рис. 9. Модель формального нейрона

    Главным свойством биологического нейрона является его способность к обучению, его универсальность, способность решать различные задачи. Описанная выше модель неспособна к этому. Обучаемой она стала лишь в 1949 году благодаря Д.Хеббу (D. Hebb ), который, опираясь на физиологические и психологические исследования, выдвинул гипотезу об обучаемости биологических нейронов. Его метод обучения стал отправной точкой для алгоритмов обучения нейронных сетей без учителя.

    Уже через год после этого в 1957 году в мировом научном мире произошло второе по значимости в истории нейронных сетей событие: американский физиолог Ф. Розенблатт разработал модель зрительного восприятия и распознавания — перцептрон (perceptron), а затем и построил первый нейрокомпьютер Марк-1.

    Нейронные сети была просты, понятны и многообещающи. Сложные процессы мышления, казалось, были готовы раскрыться перед человеком, для их описания требовались лишь элементарные математические операции: сложение, умножение и линейная функция. На персептрон, а затем и многослойный персептрон возлагались большие надежды, поэтому бурный энтузиазм, с которым он был принят, достаточно быстро сменился жесткой критикой.

    В 1969 году вышла в свет книга «Персептроны» М. Минского и С. Паперта, которая ознаменовала окончание первого этапа в истории нейронных сетей. В этой книге был проведен анализ возможностей однослойных нейронных сетей и их ограничений.

    Ограничения, обнаруженные Минским, были характерны однослойным нейронным сетям, но не многослойным нейронным сетям, которым была присуща другая проблема – их обучение.

    Предложенный 1986 году Д. Румельхардом алгоритм обратного распространения ошибки стал одним из ведущих факторов, породивших современный нейросетевой бум, т.к. являлся эффективным способом обучения нейронной сети достаточно произвольной структуры.

    Нейронные сети могут реализовываться как программно, так и аппаратно. Постепенно направление нейрокибернетика преобразовалось в нейрокомпьютинг, шестое поколение компьютеров, базирующееся на нейронных сетях, имеющее свои достоинства и недостатки. Сравнительный анализ машины фон Неймана, идеи которой воплощены в первых 4 поколениях, и биологической нейронной системы, являющейся прообразом нейрокомпьютера, представлен в таблице 1.

    Таблица 2. Сравнение машины фон Неймана с биологической нейронной системой.



    Машина фон Неймана

    Биологическая нейронная система

    Процессор

    Сложный

    Простой

    Высокоскоростной

    Низкоскоростной

    Один или несколько

    Большое количество

    Память

    Отделена от процессора

    Интегрирована в процессор

    Локализована

    Распределенная

    Адресация не по содержанию

    Адресация по содержанию

    Вычисления

    Централизованные

    Распределенные

    Последовательные

    Параллельные

    Хранимые программы

    Самообучение

    Надежность

    Высокая уязвимость

    Живучесть

    Специализация

    Численные и символьные операции

    Проблемы восприятия

    Среда функционирования

    Строго определенная

    Плохо определенная

    Строго ограниченная

    Без ограничений



    По топологии (рис. 10, рис. 11):

    • полносвязные (каждый нейрон связан со всеми остальными нейронами, в том числе и сам с собой);

    • многослойные (нейроны располагаются слоями и каждый нейрон последующего слоя связан со всеми нейронами текущего слоя).



    Рис. 10. Полносвязная нейронная сеть


    Рис. 11. Слоистая нейронная сеть

    По организации обучения:

    • с учителем (нейронную сеть обучают, подавая на вход значения обучающей выборки и предоставляя требуемые выходные значения);

    • без учителя (на входы нейронной сети подают множество объектов и нейронная сеть сама делит их на кластеры или классы).



    Рис.12 Активационные функции

    По типам структур (рис. 12):

    • нейроны с одним типом функции активации (все нейроны сети имеют одну функцию активации f(x), например, линейную);

    • нейроны с несколькими типами функций активации (нейроны сети имеют различные функции активации).

    По типу связей:

    • прямого распространения (без обратных связей между нейронами, к таким сетям относятся однослойный и многослойный персептроны, сеть радиальных базисных функций);

    • рекуррентные (с обратной связью, от выходов нейронов к входам, к таким сетям относятся соревновательные сети и сеть Хопфилда).

    По типу сигнала:

    • бинарные (на входы подаются только нули и единицы);

    • аналоговые (на входы нейронов подаются значения непрерывных функций).

    Однослойные искусственные нейронные сети

    Один нейрон способен выполнять простейшие процедуры распознавания, но только соединение нескольких нейронов способно решить практически полезную задачу. Простейшая сеть (рис. 13) состоит из группы нейронов, образующих слой).



    Рис. 13.Однослойная нейронная сеть

    Обучение по дельта-правилу

    Дельта-правило является обобщением алгоритма обучения персептрона. Дельта-правило работает только с непрерывными, дифференцируемыми функциями в режиме обучения с учителем (supervised learning). Ошибка, вычисляемая в процессе обучения сети, - это функция, характеризующая качество обучения данной сети, поэтому процесс обучения нейронной сети можно представить как процесс минимизации функции ошибки. Направление изменения значения функции можно установить, вычислив производную для функции одного переменного или градиент для функции многих переменных. При минимизации значения функции многих переменных меньшее значение необходимо искать в направлении антиградиента.

    В данном алгоритме обучения начальные веса могут быть любыми.

    Процесс обучения можно считать завершенным, если достигнута некая заранее установленная минимальная ошибка или алгоритм проработал условленное количество раз.

    Алгоритм обучения по дельта-правилу:

    1 шаг: инициализация матрицы весов (и порогов, в случае использования пороговой функции активации) случайным образом.

    2 шаг: предъявление нейронной сети образа (на вход подаются значения из обучающей выборки – вектор Х), берется соответствующий выход (вектор D).

    3 шаг: вычисление выходных значений нейронной сети (вектор Y).

    4 шаг: вычисление для каждого нейрона величины расхождения реального результата с желаемым.



    где di – желаемое выходное значение на i-нейроне, yi - реальное значение на i-нейроне.

    5 шаг: изменение весов (и порогов при использовании пороговой функции) по формулам:



    где t-номер текущей итерации цикла обучения, - вес связи j-входа с i-нейроном, - коэффициент обучения, задается от 0 до 1, - входное значение, - пороговое значение i-нейрона.

    6 шаг: проверка условия продолжения обучения (вычисление значения ошибки и/или проверка заданного количества итераций). Если обучение не завершено, то 2 шаг, иначе заканчиваем обучение.

    Многослойные нейронные сети

    Однослойные нейронные сети имеют свои ограничения, на которые указал Минский, многослойные сети свободны от них. Они обладают большими вычислительными возможностями. Хотя созданы сети всех конфигураций, какие только можно себе представить, послойная организация нейронов копирует слоистые структуры определенных отделов мозга. Многослойные сети образовываются каскадами слоев. Выход одного слоя является входом для последующего слоя, такая организация сети образует многослойную нейронную сеть с прямым распространением (рис. 14).



    Рис. 14. Многослойная нейронная сеть прямого распространения

    Многослойная сеть может содержать произвольное количество слоев (K), каждый слой состоит из нескольких нейронов, число которых также может быть произвольно (Нk – количество нейронов в слое), количество входов n, количество выходов H=HK - числу нейронов в выходном (последнем) слое.

    Слои между первым и последним называются промежуточными или скрытыми. Веса в такой сети имеют три индекса i- номер нейрона следующего слоя, для которого связь входная, j – номер входа или нейрона текущего слоя, для которого связь выходная, k – номер текущего слоя в нейронной сети (для входов, вектора X, k=0).

    Обучение методом обратного распространения ошибки

    Обучение алгоритмом обратного распространения ошибки предполагает два прохода по всем слоям сети: прямого и обратного.

    При прямом проходе входной вектор подается на входной слой нейронной сети, после чего распространятся по сети от слоя к слою. В результате генерируется набор выходных сигналов, который и является фактической реакцией сети на данный входной образ. Во время прямого прохода все синаптические веса сети фиксированы.

    Во время обратного прохода все синаптические веса настраиваются в соответствии с правилом коррекции ошибок, а именно: фактический выход сети вычитается из желаемого, в результате чего формируется сигнал ошибки. Этот сигнал впоследствии распространяется по сети в направлении, обратном направлению синаптических связей. Отсюда и название – алгоритм обратного распространения ошибки. Синаптические веса настраиваются с целью максимального приближения выходного сигнала сети к желаемому.

    Алгоритм обучения по дельта-правилу:

    1 шаг: инициализация матриц весов случайным образом (в циклах).

    2 шаг: предъявление нейронной сети образа (на вход подаются значения из обучающей выборки – вектор Х) и берется соответствующий выход (вектор D).

    3 шаг (прямой проход): вычисление в циклах выходов всех слоев и получение выходных значений нейронной сети (вектор Y).



    где - выход i-нейрона k-слоя, - функция активации, - синаптическая связь между j-нейроном слоя k-1 и i-нейроном слоя k, - входное значение.

    4 шаг (обратный проход): изменение весов в циклах по формулам:



    для последнего (выходного) слоя,

    -

    для промежуточных слоев, где t-номер текущей итерации цикла обучения (номер эпохи), - коэффициент обучения задается от 0 до 1, - выход i-нейрона k-слоя,

    - синаптическая связь между j-нейроном слоя k-1 и i-нейроном слоя k, di – желаемое выходное значение на i-нейроне, yi - реальное значение на i-нейроне выходного слоя.

    5 шаг: проверка условия продолжения обучения (вычисление значения ошибки и/или проверка заданного количества итераций). Если обучение не завершено, то 2 шаг, иначе заканчиваем обучение. Среднеквадратичная ошибка вычисляется следующим образом:



    где Q – общее число примеров, H- количество нейронов в выходном слое, di – желаемое выходное значение на i-нейроне, yi - реальное значение на i-нейроне выходного слоя.

    Задачи, решаемые нейронными сетями

    1. Классификация образов. Задача состоит в определении принадлежности входного образа (например, языкового сигнала или рукописного символа), представленного вектором признаков к одному или нескольким предварительно определенным классам. К известным приложениям относятся распознавание букв, распознавание языка, классификация сигнала электрокардиограммы, классификация клеток крови.

    2. Кластеризация/категоризация. При решении задачи кластеризации обучающее множество не имеет меток классов. Алгоритм кластеризации основан на подобии образов и помещает похожие образы в один кластер. Известны случаи применения кластеризации для добычи знаний, сжатия данных и исследования свойств данных.

    3. Аппроксимация функций. Предположим, что есть обучающая выборка ((x1,y1), (x2,y2)..., (xn,yn)) (пары данных вход-выход), которая генерируется неизвестной функцией F, искаженной шумом. Задача аппроксимации состоит в нахождении неизвестной функции F. Аппроксимация функций необходима при решении многочисленных инженерных и научных задач моделирования.

    4. Предвидение/прогноз. Пусть заданы n дискретных отсчетов {y(t1), y(t2), ..., y(tn)} в последовательные моменты времени t1, t2,..., tn . Задача состоит в предвидении значения y(tn+1) в следующий момент времени tn+1. Предвидение/прогноз имеют большое значение для принятия решений в бизнесе, науке и технике (предвидение цен на фондовой бирже, прогноз погоды).

    5. Оптимизация. Многочисленные проблемы в математике, статистике, технике, науке, медицине и экономике могут рассматриваться как проблемы оптимизации. Задачей алгоритма оптимизации является нахождение такого решения, которое удовлетворяет системе ограничений и максимизирует или минимизирует целевую функцию.

    6. Память, адресуемая по содержанию. В традиционных компьютерах обращение к памяти доступно только с помощью адреса, не зависящего от содержания памяти. Более того, если допущена ошибка в вычислении адреса, то может быть найденная совсем другая информация. Ассоциативная память или память, адресуемая по смыслу, доступна по указанию заданного содержания. Содержимое памяти может быть вызвано даже по частичному входу или поврежденном содержании. Ассоциативная память может быть использована в мультимедийних информационных базах данных.

    7. Управление. Рассмотрим динамическую систему, заданную совокупностью {u(t), y(t)}, где u(t) - входное управляющее воздействие, а y(t) - выход системы в момент времени t. В системах управления с эталонной моделью целью управления является расчет такого входного воздействия u(t), при котором система действует по желательной траектории, заданной эталонной моделью. Примером является оптимальное управление двигателем.

    1.3. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта

    Тематика искусственного интеллекта охватывает огромный перечень научных направлений, начиная с таких задач общего характера, как обучение и восприятие, и заканчивая такими специальными задачами, как игра в шахматы, доказательство математических теорем, сочинение поэтических произведений и диагностика заболеваний. В искусственном интеллекте систематизируются и автоматизируются интеллектуальные задачи и поэтому эта область касается любой сферы интеллектуальной деятельности человека.

    Среди множества направлений искусственного интеллекта есть несколько ведущих, которые в настоящее время вызывают наибольший интерес у исследователей и практиков.

    Представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях

    Это основное направление в области разработки систем искусственного интеллекта. Оно связано с разработкой моделей представления знаний, созданием баз знаний, образующих ядро экспертных систем.

    Программное обеспечение систем искусственного интеллекта

    В рамках этого направления разрабатываются специальные языки для решения интеллектуальных задач, в которых упор делается на преобладание логической и символьной обработки над вычислительными процедурами. Языки ориентированы на символьную обработку информации — LISP, PROLOG, РЕФАЛ и др. Помимо этого создаются пакеты прикладных программ, ориентированные на промышленную разработку интеллектуальных систем, или программные инструментарии искусственного интеллекта.

    Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод

    Начиная с 50-х годов одной из популярных тем исследований в области искусственного интеллекта яв¬ляется компьютерная лингвистика, и, в частности, машинный перевод. Идея машинного перевода оказалась совсем не так проста, как казалось первым исследователям и разработчикам.

    Интеллектуальные роботы

    Роботы — это электротехнические устройства, предназначенные для автоматизации че-ловеческого труда. Выделяют несколько поколений роботов:

    I поколение. Роботы с жесткой схемой управления. Практически все современ¬ные промышленные роботы принадлежат к первому поколению. Фактически это программируемые манипуляторы.

    II поколение. Адаптивные роботы с сенсорными устройствами. Есть образцы та¬ких роботов, но в промышленности они пока используются мало.

    III поколение. Самоорганизующиеся или интеллектуальные роботы. Это — конечная цель развития робототехники. Основные нерешенные проблемы при со¬здании интеллектуальных роботов — проблема машинного зрения и адекватного хранения и обработки трехмерной визуальной информации.

    В настоящее время в мире изготавливается более 60 000 роботов в год. Фактиче¬ски робототехника сегодня — это инженерная наука, не отвергающая технологий искусственного интеллекта, но не готовая пока к их внедрению в силу различных причин.

    Обучение и самообучение

    Активно развивающаяся область искусственного интеллекта. Включает модели, методы и алгоритмы, ориентированные на автоматическое накопление и фор¬мирование знаний на основе анализа и обобщения данных, обучение по примерам (или индуктивное), а также традиционные подходы из теории распознавания образов.

    В последние годы к этому направлению тесно примыкают стремительно разви¬вающиеся системы анализа данных и поис¬ка закономерностей в базах данных.

    Распознавание образов

    Направление искусственного интеллекта, берущее начало у самых его истоков, но в настоящее время выделившееся в самостоятельную науку. Ее основной подход — описание классов объектов через определенные значения значимых признаков. Каждому объекту ставится в соответствие матрица признаков, по которой происходит его распознавание. Процедура распознавания использует чаще всего специальные математические процедуры и функции, разделяющие объекты на классы. Это направление близ¬ко к машинному обучению и тесно связано с нейрокибернетикой.

    Новые архитектуры компьютеров

    Самые современные процессоры сегодня основаны на традиционной последовательной архитектуре фон Неймана, используемой еще в компьютерах первых поколений, Эта архитектура крайне неэффективна для символьной обработки. Поэтому усилия многих научных коллективов и фирм уже десятки лет нацелены на разработку аппаратных архитектур, предназначенных для обработки символьных и логических данных. Создаются Пролог- и Лисп-машины, компьютеры V и VI поколений. Последние разработки посвящены компьютерам баз данных, параллельным и векторным компьютерам. И хотя удачные промышленные решения существуют, высокая стоимость, недостаточное программное оснащение и аппаратная несовместимость с традиционными компьютерами существенно тормозят широкое использование новых архитектур.

    Игры

    Это, ставшее скорее историческим, направление связано с тем, что на заре исследований искусственного интеллекта традиционно включал в себя игровые интеллектуальные задачи — шахматы, шашки, го. В основе первых программ лежит один из ранних подходов — лабиринтная модель мышления плюс эвристики.

    Сейчас это скорее коммерческое направление, так как в научном плане эти идеи считаются тупиковыми. В настоящее время в компьютерных играх (например, Unreal Tournament, Return to Castle Wolfe Stein, Black & White, Doom, Sim) стали применяться другие идеи искусственного интеллекта – нейронные сети, интеллектуальные агенты, генетические алгоритмы и т.д., которые позволяют создавать персонажей (ботов) с различной степенью «интеллекта». Использование методов искусственного интеллекта в играх позволяет получать новые эффективные решения, создавать шаблоны проектирования, повысить развлекательность и достоверность игр.

    Машинное творчество

    Направление охватывает сочинение компьютером музыки (Айзексон, Хиллер, Зармпов), стихов (Д. Линк), живописи (Х. Фарид, Л. Моура) и даже сказок и афоризмов. Основным методом подобного «творчества» является метод пермутаций (перестановок) плюс использование некоторых баз знаний и данных, содержа¬щих результаты исследований по структурам текстов, рифм, сценариям и т. п.

    Нечеткие модели и мягкие вычисления.

    Это направление представлено нечеткими схемами «вывода по аналогии», взглядом на теорию нечетких мер с вероятностных позиций, нечетким представлением аналитическими моделями для описания геометрических объектов, алгоритмами эволюционного моделирования с динамическими параметрами, такими как время жизни и размер популяции, методами решения оптимизационных задач с использованием технологий генетического поиска, гомеостатических и синергетических принципов и элементов самоорганизации.

    Эвристическое программирование

    В рамках направления исследуют последовательности мыслительных операций, выполнение которых приводит к успешному решению той или иной задачи, моделируют мыслительную деятельность человека для решения задач, не имеющих строгого формализованного алгоритма или связанных с неполнотой исходных данных.

    Искусственная жизнь

    Направление исследований, целью которого является создание искусственных существ, способных действовать не менее эффективно, чем живые существа. Мягкая искусственная жизнь создает вычислительные системы и модели, действующие на базе биологических и эволюционных принципов. Влажная искусственная жизнь синтезирует новые искусственные биологические формы. В рамках этого направления используют генетические алгоритмы, клеточные автоматы, автономные агенты и т.д.

    Когнитивное моделирование

    Научное направление, являющееся плодотворным синтезом когнитивной графики и вычислительного моделирования, позволяющее существенно повысить познавательную эффективность современных ЭВМ. Методология когнитивного моделирования предназначена для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях, основывается на моделировании субъективных представлений эксперта.

    Эволюционное моделирование

    При эволюционном моделировании процесс моделирования сложной социально-экономической системы сводится к созданию модели его эволюции или к поиску допустимых состояний системы, к процедуре (алгоритму) отслеживания множества допустимых состояний (траекторий).

    Многоагентные системы

    Направление искусственного интеллекта, которое рассматривает решение одной задачи несколькими интеллектуальными подсистемами – агентами. Агент – аппаратная или программная сущность, способная действовать в интересах достижения цели, поставленной перед всей системой.

    Социальные системы дают еще одно модельное представление интеллекта с помощью глобального поведения, которое позволяет им решать проблемы, которые бы не удалось решить отдельным их членам. Агенты в таких системах автономны или полуавтономны, у каждого агента есть определенный круг подзадач, причем он располагает малым знанием (или вовсе не располагает знанием) о том, что делают другие агенты или как они это делают. Каждый агент выполняет свою независимую часть решения проблемы и либо выдает собственно результат (что-то совершает) либо сообщает результат другим агентам.

    Онтологии

    В рамках этого направления исследуется возможность всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы – иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила предметной области. Онтологии используются и людьми и программными агентами, позволяют повторно использовать знания предметной области, отделить их от оперативных знаний и анализировать их. Разрабатываются языки описания онтологий (RDF, DAML, OWL, KIF).

    Компьютерные вирусы

    Последнее поколение компьютерных вирусов обладают всеми атрибутами систем искусственного интеллекта. Они способны к размножение, мутации, эволюции, обучению. Современные проблемы по защите от них окажутся незначительными, когда они полностью проникнут в сферу искусственного интеллекта. Методы искусственного интеллекта необходимы как для их создания, так и для разработки эффективных средств защиты.

    Интеллектуальное математическое моделирование

    В данном направлении системы имитируют творческую деятельность математика-профессионала, занимающегося решением, например, краевых задач математической физики. Для этого используются базы знаний, содержащие теоремы, математические зависимости, эвристические правила, такие системы способны к обучению и самообучению.

    Это далеко не все направления искусственного интеллекта, существует множество направлений для решения множества задач.


    написать администратору сайта