Главная страница
Навигация по странице:

  • Список используемых источников

  • юр герменевтика. П. Рикер и проблемы юридической герменевтики стка гр. Ию612М30


    Скачать 20.39 Kb.
    НазваниеП. Рикер и проблемы юридической герменевтики стка гр. Ию612М30
    Дата27.01.2020
    Размер20.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаюр герменевтика.docx
    ТипРеферат
    #106094

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    Учреждение высшего образования

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАФЕДРА ФИЛОСОЦИИ И СОЦИОЛОГИИ
    Реферат по дисциплине:

    Юридическая герменевтика

    Тема:

    П. Рикер и проблемы юридической герменевтики

    Выполнила: ст-ка гр. ИЮ612М-30

    Никонова М. А.


    Екатеринбург 2020

    Герменевтика, согласно П. Рикёру, - это этап в работе по присвоению смысла, этап между абстрактной рефлексией и конкретной рефлексией, это выявление мышлением смысла, скрытого в символе.

    В юридической герменевтике существует ряд нерешенных проблем, одна из них это проблема соотношения объяснения и понимания, входящая в герменевтический круг. Долгое время существовало предубеждение, традиционное, идущее от Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, о герменевтической философии против «объяснения» в пользу «понимания». Данная проблема актуальна и для изучения современными философами.

    Одним из таких философов, внесшим большой вклад в изучение данной темя является Поль Рикер (1913–2005) – один из самых выдающихся мыслителей современности. Отличительная особенность герменевтической философии Рикера заключается в акцентировании хрупкости человеческого бытия. Французский философ доказал наличие диспропорции в природе людей, которая обусловлена предельными и беспредельными человеческими способностями. С одной стороны, человеческие индивиды предстают как ограниченные в своих телесных возможностях существа, с другой, как рациональные и безграничные в своих творческих способностях. По причине данной диспропорции мы никогда не достигаем целостности своего экзистенциального бытия, допускаем ошибки, подвержены заблуждениям. Герменевтическое творчество Рикера служит нам напоминанием о хрупкости и противоречивости телесно-душевной структуры личности. Рикер призывает нас быть более скромными и ответственными.

    Герменевтика Рикера выражает надежду, что следуя в направлении символического мышления, мы сможем лучше и глубже понять ситуацию бытия. Но эта надежда умеряется у него осознанием того, что символы никогда не смогут дать нам абсолютного знания или полноты существования. Эта надежда умеряется неусыпным подозрением. Под влиянием Фрейда Рикер признает, что все символы скрывают иллюзии или проекции чрезмерного страха или желания. Согласно герменевтике Рикера, надежда, которая подкрепляет жизнеутверждающую силу символов, сочетается с подозрением, которое вскрывает маскируемое ими ложное сознание. Подозрение является негативным элементом, раскрывающим утверждающую силу символов настолько, что способно постоянно подтверждаться нами различными способами.
    П. Рикер всегда поддерживал позитивный герменевтический диалог с науками, в которые были вовлечены в процессе истории многие великие мыслители прошлого.

    П. Рикером привнес в данную тему новое видение, он восстановил баланс между этими двумя познавательными операциями.

    По данной проблеме П. Рикёр высказывает следующее мнение. Прежде всего он отмечает, что объяснение не следует отождествлять с пониманием.

    Последнее, как он считает, имеет интуитивную основу по причине изначального родства между интерпретатором и тем, о чем говорится в тексте. А слово «объяснение» необходимо, по его мнению, употреблять по отношению к пониманию, направленному на зафиксированные в письменной форме знаки.

    В этой связи П. Рикёр «борется на два фронта»: с одной стороны, он отвергает иррационализм непосредственного понимания, с другой — усиленно отвергает рационализм объяснения, применяющий к тексту структурный анализ знаковых систем. Поэтому, считает французский философ, слово «понимание» следует закрепить за общим явлением проникновения в другое сознание с помощью внешнего обозначения. Тем самым, интерпретация (объяснение) — толкование текста, понимание — постижение знаков. «Сама работа интерпретации обнаруживает глубокий замысел — преодолеть культурную дистанцию, расстояние, отделяющее читателя от чуждого ему текста, и таким образом включить смысл этого текста в нынешнее понимание, каким обладает читатель»1. При этом надо иметь в виду, что один и тот же текст имеет несколько смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга.

    Этим двум «односторонним установкам» французский философ противопоставляет «диалектику понимания и объяснения». При этом понимание он трактует «как способность воспроизводить в себе работу структурации текста, а объяснение — как операцию второго уровня, срастающуюся с пониманием и состоящую в прояснении кодов, лежащих в подоснове этой работы структурации, в которой соучаствует читатель». Тем самым, диалектика понимания и объяснения «работает» на уровне имманентного смысла текста.

    Таким образом, суть указанной диалектики Рикёр видит в том, что понимание предполагает объяснение в той мере, в которой объяснение развивает понимание. Это «двойное соотношение» он резюмирует в девизе: «больше объяснять, чтобы лучше понимать». При этом приоритетным в данном соотношении Рикёр считает понимание, поскольку оно не перестает предварять, сопутствовать и завершать объяснительные процедуры.

    В своих философских исследованиях Рикёр руководствуется двумя важнейшими методологическими принципами — «регрессивно-прогрессивным» (т. е. историческим методом) и деятельностным. Первый принцип позволяет ему осмысливать явления в единстве их трех временных измерений: прошлого, настоящего и будущего. Второй — деятельностный — принцип дает ему возможность обосновать роль человека как субъекта культурно-исторического творчества, в котором и благодаря которому осуществляется связь времен и которое зиждется на активной деятельности индивида.

    Рикёр ставит вопрос о диалектическом взаимодействии между философско-герменевтическим и научным подходами в постижении человека и мира культуры. По его словам, диалектика объяснения и понимания, развертывающаяся на уровне текста, становится узловым моментом интерпретации и образует отныне важнейшую тему и главную цель интерпретации2.

    Отличительная особенность герменевтической философии Рикера заключается в акцентировании хрупкости человеческого бытия. Французский философ доказал наличие диспропорции в природе людей, которая обусловлена предельными и беспредельными человеческими способностями. С одной стороны, человеческие индивиды предстают как ограниченные в своих телесных возможностях существа, с другой, как рациональные и безграничные в своих творческих способностях. По причине данной диспропорции мы никогда не достигаем целостности своего экзистенциального бытия, допускаем ошибки, подвержены заблуждениям. Герменевтическое творчество Рикера служит нам напоминанием о хрупкости и противоречивости телесно-душевной структуры личности. Рикер призывает нас быть более скромными и ответственными.

    Герменевтика Рикера выражает надежду, что следуя в направлении символического мышления, мы сможем лучше и глубже понять ситуацию бытия. Но эта надежда умеряется у него осознанием того, что символы никогда не смогут дать нам абсолютного знания или полноты существования. Под влиянием Фрейда Рикер признает, что все символы скрывают иллюзии или проекции чрезмерного страха или желания. Согласно герменевтике Рикера, надежда, которая подкрепляет жизнеутверждающую силу символов, сочетается с подозрением, которое вскрывает маскируемое ими ложное сознание. Подозрение является негативным элементом, раскрывающим утверждающую силу символов настолько, что способно постоянно подтверждаться нами различными способами.

             Таким образом, суть указанной диалектики П. Рикёр видит в том, что понимание предполагает объяснение в той мере, в которой объяснение развивает понимание. Это «двойное соотношение» П. Рикёр резюмирует в девизе: «больше объяснять, чтобы лучше понимать». Причем приоритетным в этом соотношении он считает понимание, поскольку оно не перестает предварять, сопутствовать и завершать объяснительные процедуры.

    Список используемых источников:

    Философия права и юридическая герменевтика: Монография / Малинова И.П. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 176 с.

    Ягудина Дина Сергеевна Объяснение и понимание в герменевтической процедуре // Logos et Praxis. 2014. №2.

    Медведев Николай Владимирович Герменевтическая философия Поля Рикера // Вестник ТГУ. 2012. №10.

    1 Медведев Николай Владимирович Герменевтическая философия Поля Рикера // Вестник ТГУ. 2012. №10.

    2 Ягудина Дина Сергеевна Объяснение и понимание в герменевтической процедуре // Logos et Praxis. 2014. №2.


    написать администратору сайта