Древнеримская культура. Семинар по ИМК. Древнеримская культура. Пантеон (др греч. храм или место, посвящённое всем богам)
Скачать 0.88 Mb.
|
“Сириянка” называют портретом сириянки из-за семитских черт ее лица. Портрет работы греческого скульптора, вероятно, был частью заупокойной статуи: он интимен, лишен торжественности. Изящная головка, увенчанная высокой прической, слегка наклонена. Взгляд больших глаз кажется рассеянным и задумчивым, как у человека, погруженного в себя. Губы тронуты легкой улыбкой. Облик сириянки исполнен удивительного обаяния, а в ее настроении преобладает меланхолия с оттенком скептицизма. Эти чувства было принято передавать в римских портретах конца II в., когда распространились мистические восточные культы, усилилось христианство. Среди философских течений был популярен стоицизм, призывающий человека мужественно исполнять свое предназначение. Вопрос 1Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам) «Храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Пантеон возвышается над землей на 42 метра, причём 22 из них занимает купол. Ротонда и купол выполнены из монолитного бетона. Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Лишь у нижней части купола для его поддержки установлены арки из кирпича. Чтобы сделать конструкцию ротонды более легкой, её разделили на восемь частей. В одной их них сделали вход, остальные представляют собой прямоугольные или полуциркульные ниши. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Стены и пол в нём облицованы мрамором разных цветов. Вход в храм совершают через огромные ворота, изготовленные из бронзы. Их высота составляет около 7 метров. Ворота сохранились с эпохи античности. Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма. 13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников. В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I. Особенность Пантеона — отверстие в крыше диаметром 9 метров. Входят в храм обычно через вестибюль, который переходит в портик с 16 колоннами. Каждая колонна выглядит очень массивно. Их основные части выполнены из египетского красного гранита, а базы и капители – из греческого мрамора. Несмотря на внушительные размеры портика он словно сглаживает массивный цилиндр ротонды и, несомненно, служит её украшением. Идея Пантеона заключается в гармонии с окружающим миром. При проектировке сооружения его размеры были заложены так, что высота всего здания равна диаметру ротонды. Если мысленно завершить купол, дорисовав его до полного шара, то он как раз коснётся земли. С древних времен человечество считало шар самой гармоничной фигурой во Вселенной. В 25 году до нашей эры, полководец Марк Агриппа приказал построить там бассейн для бани. Это сооружение простояло около 100 лет, но в конце 1 века нашей эры в нём произошел пожар. И только в начале 2 века по приказу императора Адриана оно было перестроено в Пантеон, каким мы его видим сейчас. В 7 веке Храм богов стал христианской церковью. Византийский император Фока подарил его папе Бонифацию IV. В начале 7 века он был назван церковью Богоматери Мучеников. Позже, в 14-16 века Пантеон пережил множество сражений, так как использовался как оборонительное сооружение. Но на смену мрачному средневековью пришла эпоха Возрождения, и Храму богов вернули его имя. Вместе с тем была произведена реставрация здания под руководством великого зодчего Рафаэля. Архитектор и живописец был похоронен в одной из ниш Пантеона по собственному желанию. Также в храме находятся захоронения художников Дзуккари и Каррачи и некоторых членов королевских семей. Гробница Цецилии Метеллы (лат. Caecilia Metella) Монументальное сооружение круглой формы на третьем километре Аппиевой дороги в Риме. Гробница была возведена около 50 года до н. э. для Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Целия Метеллы Кретика, супруги сына Красса. Сооружение, снаружи облицованное травертином, имеет вид башни цилиндрической формы (29 м в диаметре, высотой 11 м). Сооружение было построено из камня без использования раствора. Верхний уровень башни украшен мрамором, на котором изображены бараны и волы. Саркофаг Цецилии Метеллы был помещен в центральное углубление башни. Глядя на цилиндрический корпус, посетители могут увидеть надпись с видом на Аппиевую дорогу. В переводе эта надпись гласит: «Для Цецилии Метеллы, дочери Квинта Кретику и жены Красса». Дворец Диоклетиана Дворец, построенный римским императором Диоклетианом, правившим с 284 по 305 год н. э. Дворец Диоклетиана считается наиболее сохранившимся дворцом периода Римской империи. Дворец прямоугольной формы занимает площадь около 3 гектаров. Он был обнесён мощными стенами высотой до 20 метров с пятнадцатью башнями (сейчас сохранились три). Внутренний двор под прямым углом пересекают две главные улицы. Южный фасад с колоннадой выходил к морскому заливу, к нему примыкали императорские покои. Также дворец включал парадный зал, вестибюль с куполом, императорский мавзолей, храмы Юпитера, Кибелы и Венеры. К настоящему времени сохранились только мавзолей, перестроенный в католический собор, и храм Юпитера, перестроенный в баптистерий. Дворец в основном построен из кирпича, привезённого с острова Брач известняка и добытого в близлежащих реках туфа. Мрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы. Для водоснабжения дворца был возведён отдельный акведук. Дворец Диоклетиана, в ту пору вмещавший в себя почти весь город, был сооружен по образцу римского военного лагеря. Он имел форму прямоугольника и был обнесен мощными стенами (толщиной 2,5 и высотой 15 - 20 м) с 15 сторожевыми башнями, из которых уцелели три. Южный фасад дворца, за которым находились покои самого Диоклетиана, выходил к морскому заливу. Далее находились вестибюль, парадный зал, храм Юпитера, который должен был символизировать божественное происхождение Диоклетиана, а также заранее построенный восьмиугольный мавзолей для него и членов его семьи. Украшением дворца служил внутренний двор (перистиль), окруженный пышной колоннадой. В каждой из четырех его стен были ворота, называвшиеся соответственно золотыми, серебряными, бронзовыми и железными. Стена Адриана Выдающийся памятник античности. Он построен римлянами по приказу императора Адриана в 122 году нашей эры. Двойные каменные стены, снабженные постами и башнями, простираются на 120 км, пересекая северную Англию. Историки и археологи долгие годы спорили о назначение таинственной стены из камня и торфа. Возобладало мнение, что император Андриан воздвиг сооружение, чтобы отгородиться от северных варваров. Стена была воздвигнута в самом узком месте северной Британии, вдоль реки Тайн. Подсчитано, что при устройстве одного только рва потребовалось переместить 2 млн. м³ земли и камня. В грандиозный проект были вовлечены тысячи землемеров, землекопов, каменотесов и воинов. Эта огромная масса людей осилила строительство лишь за 8 лет. Основную часть работ выполняли солдаты трех римских легионов, постоянно находящихся в Британии. При раскопках было найдено много сделанных на стене надписей. По ним можно понять, что строительство было распределено между воинскими частями по участкам. В ходе работ план модифицировался. Например, толщина стены в разных местах существенно варьируется, а ее западная часть, сложенная поначалу из торфа, затем была переделана и заменена каменной кладкой. Средняя ширина сооружения достигала 3 метров при пятиметровой высоте. Реставрация позволила выяснить особенности сооружения. По всей длине вала имелись наблюдательные башни, а с обеих сторон шли рвы глубиной 8 метров. Через неравные интервалы в стратегически важных точках было выстроено 16 крупных фортов (среднее расстояние- одна римская миля- 1481 метр). Наиболее известным из укреплений, располагавшихся вдоль стены, является Римская крепость Хаузестедс. Через каждые 1 300 метров располагались небольшие башни, а через 500 метров - вышки с лестницами, служившие убежищем от непогоды. С южной стороны вдоль вала проходила военная дорога. Позднее достроили еще 14 крепостей, что сделало вал неприступным для врага. Симметрично вдоль стены строились дороги, специальные строения для хранения оружия и продовольствия. Несмотря на такую защитную мощь, Адрианов вал трижды попадал в руки неприятеля (в 197, 296 и 367 гг.н.э.), затем несколько раз восстанавливался. Примерно в 400 году укрепление было окончательно заброшено. Три цитадели (в Гейстхеде, Честере и Бердсволде) сохранились в прежнем, неизменном виде до наших дней. Мавзолей Августа (итал. Mausoleo di Augusto) мавзолей, построенный Октавианом Августом на Марсовом поле в Риме. В 28 году до н. э. Август начал строить усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля. Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников — тумулусов: в основе располагалось цилиндрическое строение (диаметром 87 м), над ним возвышались барабаны меньшего диаметра (общая высота составляла 44 м), последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечнозелёные деревья. Внутри хранились урны с прахом членов императорской фамилии: здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник Марцелл, а также императоры Тиберий, Клавдий и Нерва, другие представители рода Юлиев — Клавдиев и известные римские личности. Перед входом в мавзолей находились два обелиска (возможно, символы победы Августа над Антонием и Клеопатрой) и бронзовые плиты с жизнеописанием Августа. Т «Архитектура эпохи Августа, отличавшаяся классицистическим характером, была открыта и для эллинистических влияний. Не игнорирует она, как подтверждает трактат Витрувия, и этрусские традиции. Когда Август велит соорудить себе мавзолей, то в нем сливаются воедино восточное представление о монументальности царской усыпальницы и концепция этрусского тумулуса. АППИЕВА ДОРОГА (via Appia) древнейшая и самая знаменитая из великих римских дорог, известная в древности как regina viarum, или «царица дорог». Длина via Appia – более 570 км, она соединяла Рим с портом Брундизием (совр. Бриндизи) на Адриатике, в пятке итальянского «сапога». Это была крупная военная магистраль, она связывала Рим с рядом важных морских портов, которые обеспечивали торговлю с Грецией и восточным Средиземноморьем. Благодаря превосходному качеству постройки Аппиева дорога использовалась еще в 6 в. н.э. Даже в наши дни значительная часть этой живописной дороги сохранилась и пригодна к эксплуатации. Постройку дороги начал ок. 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий Цек. Первый ее отрезок длиной в 212 км соединял Рим с Капуей. Первоначально дорога была посыпана гравием. До Таррацины, или Анксура, она была почти прямой, несмотря на пересеченную местность и Помптинские болота, которые приходилось постоянно осушать, чтобы поддерживать сохранность дороги. Отрезок Рим – Капуя строился в течение ок. 100 лет начиная с 298 до н.э. Начальные несколько километров дороги римляне облюбовали для постройки красивых гробниц и памятников. Второй отрезок дороги, от Капуи на юг, был проложен ок. 244 до н.э. и шел к Брундизии. Дорога, имевшая ок. 6 м в ширину, была вымощена массивными блоками из базальта. Скрепленные известковым раствором, блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело выпуклую форму, благодаря чему вода могла быстро с него стекать. Отдельные участки дороги проходили по насыпям, пересекавшим неглубокие овраги, в ряде мест вдоль нее были сооружены каменные стенки и скамьи. Аппиева дорога имела ответвления, соединявшие ее с другими большими дорогами, такими, как via Domitiana, via Aurelia и via Herculia. Колонна Траяна в Риме: история и описание Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором - Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика — здание, предназначенное для политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки — греческая и латинская, между которыми была установлена колонна Траяна. Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны. Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. Колонна Траяна сверху донизу покрыта рельефными изображениями: сражения, перемирия, религиозные ритуалы, пожары, взятия городов, вереницы пленных и т.п. В частности, заявление историков, будто некоторые фигуры изображают самого императора Траяна, является лишь гипотезой, не подкрепленной никакими конкретными аргументами. Повторим, что надписей нет. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием. Странно, что на самой колонне НЕТ НИ ОДНОЙ НАДПИСИ, не упомянуто ни одного имени, ни одного названия. Единственная надпись есть лишь на цоколе. Вопрос 2Периоды истории византийского искусства: • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века) • иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. • период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081—1185) • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453). Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — произведение посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ. История византийской мозаики восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях. Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии. Юстиниан I Императрица Феодора Рисунок 1. Богородица Одигитрия Византийская мозаика. Базилика в Чефалу. Христос Пантократор Иконографический канон После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты. Техника иконописи Техника станковой живописи На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями. Пропорции фигур Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность и поза Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа. "Уплощение", игнорирование линейной перспективы Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу. Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания. Линейная перспектива античности ("прямая" перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н. "обратная" перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя). Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку. Палитра цветов, игнорирование светотени Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги). Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг композиций, допустимых в иконописи. Благодаря этой системе условностей возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошли даром - они привели к созданию нового вида искусства. И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать? Первоисточники были, такие иконы называют "первоявленными". Каждая "первоявленная икона" - результат религиозного озарения, видений, видений. Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще, без мистики - "первоявленные" иконы - это великие произведения неизвестных средневековых гениев, действительно достойные подражания. На первой из приведенной иллюстраций - икона "Христос-Пантократор" монастыря Святой Екатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики. Икона создана в VI веке - задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора в основном пишут именно так. Конечно, в рамках любого канона допустимы некоторые вариации. Видение иконописца - это трактовка канонического изображения на основе собственного духовного опыта (таланта). |