Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение. Новое воспитание и новые проблемы.

  • Часть I . Речевой компонент педагогического профессионализма.

  • Часть II . Характеристика речи современного учителя.

  • Часть III . «Содержательный стиль» речи.

  • Часть IV . «Стиль воздействия» речи педагога.

  • Часть V . Речь педагога и речь учащихся.

  • Часть VI . Мастерство педагогической речи.

  • Часть VII . Эстетический фон речевой деятельности педагога.

  • Часть VIII . Слово педагога. К 100-летию В.А. Сухомлинского.

  • Заключение. Формирование профессиональной речи педагога в педвузе.

  • Часть первая. Пять главных результатов учения.

  • Часть вторая. Разве можно иначе

  • Часть третья. Учиться и учиться, играя.

  • Часть четвёртая. Главные «секреты» успеха.

  • Глава 8. Поведенческие традиции урока.

  • Глава 9. Материальное поле урока.

  • Глава 9. Духовное поле урока.

  • портфолио по педагогике. Портфолио по педагогике. Педагогика


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеПедагогика
    Анкорпортфолио по педагогике
    Дата24.12.2020
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПортфолио по педагогике.docx
    ТипДокументы
    #163911

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    «Московский педагогический государственный университет»
    Институт математики и информатики

    Портфолио

    по дисциплине «Педагогика»

    Выполнила: студентка 2 курса,

    205 группы

    Направления:

    Математика и экономика

    Кузнец Ксения

    Проверил:

    кандидат педагогических наук,

    Полякова Людмила Викторовна

    Москва, 2020

    Оглавление


    «Как говорить с детьми, чтобы они учились?» - А. Фабер, Э. Мазлиш (эссе). 3

    «Истина школы» ˗ Шалва Амонашвили (рецензирование). 8

    «Принципы Вальдорфской педагогики» - Рудольф Штайнер (конспектирование) 10

    «Когда я снова стану маленьким» - Януш Корчак (эссе). 13

    «Речь педагога» - Н.Е. Щуркова (аннотирование). 17

    Павел Астапов - «Будни учителя» (рецензирование). 23

    Людмила Петрановская – «Если с ребёнком трудно» (интеллект-карта) 25

    «Как учиться с интересом» - Ю.Б. Гиппенрейтер (аннотирование). 26

    «Воспитание на уроке» - Н.Е. Щуркова (конспектирование) 29

    «111 баек для педагогов» - Оксана Защиринская (интеллект-карта). 34


    «Как говорить с детьми, чтобы они учились?» - А. Фабер, Э. Мазлиш (эссе).


    Каждый учитель имеет свою манеру общения с детьми, родителями и собственную методику преподавания предмета. Именно личность, профессиональная культура и педагогическая этика являются главным фактором успешности обучения детей и доверительных отношений с учениками. Ведь большинство людей сталкивалось в школе с учителями, к которым совсем не хотелось идти на урок, которые любили кричать и ругаться. А были и такие, которых приятно слушать, которые всегда помогали и с радостью отвечали на все возникшие вопросы. Поэтому я считаю, что главной целью учителя должно быть не только качественное преподавание материала, но и умение пойти на контакт с детьми и их родителями. Но как же вести себя учителю, как разговаривать с детьми, чтобы пробудить в них желание учиться и развиваться? Учитель должен с понимаем и уважением относиться к своим ученикам. Должен учитывать их мнения и интересы, не повышать голос и не унижать детей. Он должен вместе с классом решать возникшие проблемы, а не просто командовать и тем самым пробуждать вражду и ненависть к себе у своих учеников. Остановлюсь на подробном решении поставленной проблемы.

    Во-первых, учитель должен научиться проявлять уважение к чувствам своих учеников. Большинство педагогов не умеют выслушивать детей, не умеют принимать их мнения, потому что считают их неправильными. Однако каждый человек, не только взрослый, но и ребёнок, имеет право на свою точку зрения. А услышав отрицание, упрёки или ненужные советы со стороны учителя, ребёнок может потерять интерес к учёбе, начать замыкаться в себе, ему будет трудно изменить своё поведение. Авторы книги «Как говорить с детьми так, чтобы они учились» пишут о том, что «если мы хотим, чтобы наши ученики выросли настоящими людьми, то должны уважать и признавать их чувства, должны разработать такие методы обучения, которые не ранят их достоинства». Например, вместо того, чтобы ругать ребёнка за плохую отметку или просто сказать ему: «Не волнуйся, исправишь», учитель должен подтвердить и принять чувства ученика. Например, он может сказать: «Понимаю, ты очень расстроен. Обидно получить плохую отметку из-за описки». Только когда негативные чувства подтверждены и поняты взрослым, ученик охотно продолжает учёбу, ему легче изменить своё поведение. «Сочувственная и понимающая реакция на огорчение ученика, кивки и подтверждения помогают ребёнку сосредоточиться на своей проблеме и даже самому найти её решение». Детям очень важно чувствовать, что их понимают. Им, как и взрослым, нужно, чтобы их кто-то выслушал и серьёзно отнёсся к их трудностям. Когда они расстроены, им тяжело усваивать новый материал, потому что сложно сосредоточиться на учёбе, они думают лишь о своей неудаче или проблеме. Да, в основном, эта задача должна ложиться на плечи родителей. Но и учитель играет в этом важную роль, ведь школа является вторым домом для ребёнка, и учитель также занимает важное место в воспитании учеников, в формировании их культуры, нравственности и мировоззрения.

    Во-вторых, учитель должен взаимодействовать с учениками. В современном мире дети сталкиваются со стрессом и проблемами почти в таком же количестве, что и взрослые. Авторы книги пишут: «Роль учителя изменилась, сегодня он берёт на себя многие родительские обязанности». Поэтому в настоящее время учителям нужно избавить детей от эмоционального груза, с которым они приходят в школу, а самое главное – не дать ему испытывать ещё больше переживаний. Ведь если ребёнок приходит на учёбу, беспокоясь о каких-либо трудности, нервничая, он относится к занятиям с полным безразличием, игнорирует просьбы учителя, сопротивляется им. Довольно часто учителя кричат на детей, обвиняют, приказывают им, что делать и как себя вести. Авторы книги пишут, что, чем больше приказов учитель отдаёт детям, тем больше они им сопротивляются, поэтому большинство времени тратится не на обучение, а на установление тишины в классе. Поэтому вместо обвинений, приказов, упрёков и унизительных замечаний в сторону ребёнка, учитель может описать проблему, дать какую-либо информацию, предложить ученику выбор или рассказать о своих чувствах. Например, если ученик рисует на парте, то вместо восклицаний, криков и оскорблений «Что это ты делаешь? Кто тебе позволил портить парту? Бессовестный!», учитель должен сказать: «Парты не для того, чтобы на них писать. Пишут на бумаге». Или же учитель может указать на свои чувства: «Мне не очень нравится, когда мои ученики портят парты рисунками». Когда учитель даёт информацию, не оскорбляя учеников, они с большей готовностью меняют своё поведение. А если учитель скажет о своих чувствах, не обвиняя и не ругая детей, они прислушаются к его словам и будут вести себя более ответственно. Эти способы помогут учителю добиться взаимодействия с учениками, найти контакт с ними. Ведь если учитель только кричит и ругается на детей, в них развивается ненависть и враждебность к преподавателю, они не хотят слушать его, стараются всячески разозлить его ещё больше. Не нужно диктовать детям, что и как они должны делать, загоняя их в угол. Нужно лишь привлечь их внимание к проблеме, чтобы они смогли сами определить свои действия и способы её решения. Именно взаимодействие, доверие и спокойное отношение к ошибкам детей приведут учителя к хорошему отношению с детьми, а, следовательно, и к дисциплине на уроках.

    В-третьих, учитель должен решать проблемы вместе с учениками. Авторы книги разработали следующий план совместного решения проблем:

    1. Узнать чувства и потребности своих учеников.

    2. Резюмировать их точку зрения.

    3. Высказать свои чувства и потребности.

    4. Предложить ученикам устроить «мозговой штурм» и вместе с учителем найти решение проблемы.

    5. Записать все идеи, не оценивая их.

    6. Вместе решить, какие идеи стоит использовать и как это сделать.

    Например, если дети постоянно выкрикивают с места и критикуют друг друга, учитель может решить эту проблему с помощью предложенного плана. Для начала преподаватель узнаёт причины такого поведения у учеников и записывает их на доске. Затем высказывает свою точку зрения о том, что люди должны выслушивать друг друга и относиться уважительно. После учитель предлагает ученикам найти способ решения данной проблемы и записывает предложенные учениками идеи на доске, но не оценивает их. Иначе дети могут испугаться отрицательной оценки своих идеи и процесс поиска решения прекратится. Затем учитель вместе с учениками решает, какие идеи действительно помогут решить поставленную задачу и как воплотить их в жизнь. Например, можно ввести правило: «Не перебивай!» и записать его на доске, составить список позитивных выражений, которыми можно заменить унизительные замечания, а также предложить детям записывать свою мысль, если одноклассник в этом время высказывает свою, чтобы в дальнейшем её озвучить. В результате, решив проблему совместно и сделав определенные выводы о своём поведении, дети перестанут перебивать и критиковать друг друга. Так ученики смогут научиться сами следить за собой. Но, как пишут авторы книги, одной дискуссии может быть недостаточно. Поэтому «гораздо полезнее будет созвать новое собрание, обсудить, что пошло не так, и решить, как исправить ситуацию». Этот метод также полезен тем, что, предлагая ребёнку решить проблему совместно, учитель посылает ему ряд сообщений: «Я верю в тебя», «Я верю в твою способность мыслить разумно и творчески», «Я ценю твой вклад», тем самым помогая ребёнку поверить в то, что он способен решать свои проблемы. А обучая детей тому, как разбить проблему на ряд решаемых частей и как применить для её решения свои способности и интеллект, учитель даёт им важные навыки для взрослой жизни.

    Таким образом, настоящим учителем, который сможет учить детей, добиваться их внимания, устанавливать отличную дисциплину в классе, сможет стать только тот, что научится с уважением относиться к детям. Ведь у каждого ребёнка, как и у взрослого, могут возникать проблемы, требующие решения. А учитель должен стать тем человеком, который всегда поможет своему ученику, примет его чувства, поймёт и поможет справиться с трудностями, тем самым дав толчок к дальнейшему развитию ребёнка.

    «Истина школы» ˗ Шалва Амонашвили (рецензирование).


    Книга «Истина школы» написана советским педагогом и психологом Шалвой Александровичем Амонашвили. Он является разработчиком оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. В своём произведении автор поднимает проблему «страдания» современной школы. Он преподносит школу не как обычное здание, а как одушевлённое, живое существо, говорит о том, что в наше время школа бедствует духовно, страдает от оскорблений и недоверия.

    Своё произведение Ш. Амонашвили адресует друзьям школы: учителям, родителям, нынешним и бывшим ученикам, а также директорам и чиновникам. Публицистический стиль написания полностью соответствует адресатам. Книга читается легко, каждое слово писателя заставляет задуматься, западает в душу.

    Основная идея произведения заключается в призвании спасти школу. Почти каждую часть произведения автор начинает со слов «Школа в опасности!», призывая всех друзей школы спасти её, помочь ей чувствами, любовью, заботой, делами. Ведь школа прошла огромные испытания, «она объединяла народы и нации, взращивала таланты, берегла духовность, возвышала людей и помогала им стать личностями, пробуждала в них чувства». Однако в современном мире люди перестали беречь школу, принуждают её забывать о воспитании или заниматься им время от времени с помощью отдельных мероприятий, классных часов. Но ведь это совсем неправильно. Школа должна давать не только материальные знания, но также и духовность, нравственность, о чём учителя и директора начинают совсем забывать.

    Читая книгу «Истина школы», я вынесла мысль о том, что только от нас зависит то, какой будет наша школа, как она будет воспитывать современное поколение. Школа зависит от чиновников, которые насильно стремятся ввести в тотальное тестирование учеников, идущее из США, обезличивающее школьника, отбрасывающее школу от своей сути – быть мастерской человечности. Школа зависит от директоров, превращающих школу в рынок «образовательных услуг» и сборщика необъявленных налогов с родителей. Школа зависит от родителей, которые перекладывают свои обязанности на школу, забывая о том, что школа только помогает им развивать в ребёнке духовно-нравственное начало. Только когда люди поймут, что школу нужно беречь, говорить детям доброе слово о школе, что нужно возродить корни духовности школы, она станет для ребёнка тем местом, которое поможет ему творить добро, раскроет в нём талант, способность любить мир, готовность получать знания.

    Произведение Ш. Амонашвили «Истина школы» является актуальным в современном мире, в котором школе навязываются чуждые её природе смыслы, дела, задачи и пути. Я считаю, что эту книгу должен прочитать каждый учитель, каждый директор, все дети и родители. Именно она поможет людям возродить в школе духовность, нравственность. Ведь истина школы – это «Дух… Духовность… Бессмертие… Любовь… Жизнь… Свет… Космос… Мысль… Творчество… Забота… Устремление…»

    «Принципы Вальдорфской педагогики» - Рудольф Штайнер (конспектирование)


    Конспект четвертой лекции (с.100-128).

    Самым важным из всего, чем должен овладеть учитель и воспитатель, является мировоззрение, которое могло бы войти как душевная сила во все существо человека, в том числе и воспитывающего человека. Такое мировоззрение позволяет учителю находить воодушевление внутри самого себя. Пережитое мировоззрение, которое учитель постоянно оживляет в своей душе, даст ему внутреннее воодушевление, которое передастся ученикам и вызовет соответствующее состояние в их душах.

    Когда ребёнок научился говорить и фиксировать свою речь на письме, пришло время перейти к обучению чтению. Ребёнка легко будет научить читать, если сначала удалось научить его писать в совершенстве.

    Задача учителя – кропотливо включать ребёнка в учебную деятельность. Нельзя разрабатывать учебные планы, предполагающие перепрыгивание каждый час на занятие чем-то другим. В вальдорфских школах был введён специальный урок, на котором в течение нескольких недель в первые утренние часы преподаётся один предмет, благодаря чему ученик может в него погрузиться. Этот вид преподавания называется преподаванием «эпохами».

    Сегодня необходимо сделать так, чтобы обучающий и воспитывающий человек прежде всего научился поднимать взгляд над просто земным, материальным. Но наша современная цивилизация еще не сформировала мировоззрений, позволяющих заглянуть за пределы Земли, в космические дали.

    Учитель выстраивает с миром поистине живые отношения, из которых он черпает энтузиазм для передачи детям в простых наглядных образах учебного материала, внутренне эмоционально «прожитого». Если учитель осознает свои отношения с миром, то всё, что он преподает, претворяется посредством взглядов ребенка в его детской деятельности в тот образный мир, который необходим для действительного продвижения ребёнка в направлении развития всего человечества.

    Когда учитель в живых наглядных образах рассказывает ученикам о живот существе – Земле, о растениях, он объединяет в сознании детей живую Землю и ареал произрастания растений. И тогда душа ребенка будто расширяется. Расширение души – это ответ на действительное включающее в себя тайны космоса познание, отвечающее внутренним запросам человека.

    Когда учитель действительно сформировал такое мировоззрение, он сумеет упростить материал и сделать его наглядным. Таким образом выстраиваются отношения ребенка с миром. И ребенок, приняв материал, переданный ему в образной форме, внутренне проживает его, материал захватывает его душу.

    Методика обучения должна быть живой, её нельзя выучить наизусть и пользоваться ею всю жизнь. Она должна рождаться из условий, необходимых для воспитания. Это возможно при условии живого космического мироощущения учителя. В класс должен войти учитель, пронизанный тайнами космоса, он должен стать инструментом, с помощью которого мог бы разговаривать с ребенком. Тогда в основе преподавания будет лежать методика, пронизанная внутренними жизненными силами.

    Говоря о методике преподавания и условиях, жизненно необходимых для воспитания, нельзя сказать об энтузиазме, который может пробуждаться только истинными, а не теоретическими воззрениями на мир.

    Самое большое, что учитель может подготовить в ребенке, - это возможность прийти, когда настанет время, через самопонимание к ощущению свободы. Истинная свобода – это внутреннее ощущение, которое приходит, когда благодаря соединению двух сторон своей природы (астрального и эфирного тел) человек проходит через успешное осознание всего, что он раньше лишь созерцал. Истинная свобода может развиться в человеке, если учитель имеет именно такое воззрение на человека.

    «Когда я снова стану маленьким» - Януш Корчак (эссе).


    Учитель является одним из важнейших людей в жизни каждого ребёнка. Роль учителя неоценима, ведь именно от него зависит будущее человека, его развитие, его успешность. Учитель должен дать ребёнку все необходимые знания, умения, навыки, без которых он не сможет добиться своих целей в жизни. Но успешность получения новых знаний в школе зависит не только от знаний самого учителя, но и от его отношения к детям, от умения пойти на контакт с учениками. Каким же должен быть истинный настоящий педагог? Какими он должен обладать качествами? Как учитель должен относиться к школьникам, чтобы они ему доверяли и шли на контакт? Данные проблемы очень актуальны в наше время. Я считаю, что самое главное качество настоящего педагога – это его любовь к детям. Учитель должен понимать, что он берёт на себя огромную ответственность за воспитание тех, кому он преподаёт. Он должен любить свою работу, быть честным и порядочным человеком, не грубить своим ученикам. Только в этом случае дети будут доверять учителю, они будут относиться к нему с уважением, иметь доброжелательный настрой. Дети, видя любовь и доброту своего преподавателя, смогут обращаться к нему не только с вопросами по предмету, но даже со своими личными проблемами и переживаниями, о которых они не могут рассказать родителям и друзьям, что особо важно для каждого ребёнка. Остановимся на подробном решении поставленной проблемы.

    О том, какими качествами должен обладать учитель, я задумалась, прочитав произведение Я. Корчака «Когда я снова стану маленьким». Автор раскрывает проблему отношения педагога к детям на примере учителя, который на время стал маленьким ребёнком и задумался о том, что дети имеют собственные переживания и проблемы, о должном отношении к ученикам. Во-первых, главный герой задумывается о том, что учитель не должен кричать на детей. Он, став ребенком, говорит: «Сразу веру в себя теряешь. Часто даже не слышишь, что кричат, ни единого слова не разберешь. Даже не знаешь, в чем дело. Только в ушах звон». На самом деле, учитель, повышая на детей голос, теряет их доверие. Дети начинают бояться педагога, они не хотят идти на урок, ведь крик – это сильное воздействие на психику детей. Также они могут перестать верить в себя, у них нет стимула для стараний, ведь они знают, что педагог всё равно будет кричать. Во-вторых, автор акцентирует внимание на том, что учитель должен относиться к своим ученикам с понимаем. Главный герой думает: «Если я опять буду учителем, то никогда не стану вызывать ученика, с которым случилась беда. Пусть подумает, успокоится, отдохнет». Действительно, у детей, как и у взрослых, часто случаются неприятности. Для них они предстают такими же масштабными и тяжёлыми. Учитель должен обязательно это осознавать и относиться к детям с пониманием, выдвигать детям те требования, которые посильны им в данный момент. Ведь равнодушие взрослых отрицательно влияет на детей, на их эмоциональное состояние. Поэтому только при чутком отношении педагога у детей обязательно проснётся доверие и ответное уважение к преподавателю. В-третьих, учитель обязательно должен найти с учениками общий язык, пойти на контакт со всеми детьми. Главный герой говорит: «Когда я снова стану учителем, я попробую найти с учениками общий язык. Чтобы не было как бы двух враждебных лагерей: с одной стороны класс, а с другой - учитель и несколько подлиз. Попробую, нельзя ли сделать так, чтоб была взаимная откровенность». На самом деле, у учителя никогда не должно быть отдельных учеников-любимчиков. Неравное отношение педагога к детям отталкивает большинство учеников, у более слабых появляются враждебность, недоверие к преподавателю. Такие школьники могут перестать стараться, ибо они поймут, что учитель всё равно не поставит им хорошую оценку и никогда не похвалит. Поэтому настоящий педагог должен относиться ко всем детям на равных, всем помогать и хвалить даже за малейшие достижения. Только в этом случае у детей будет стимул учиться и получать новые знания, а педагог обязательно заслужит доверие и уважение школьников.

    Учитель должен стать для своих учеников тем человеком, который научит их не только формулам и правилам, но и доброте, милосердию, отзывчивости. Каждый преподаватель должен заложить в ребёнке основы нравственности. Но для этого он сам должен быть отзывчивым и высоконравственным человеком, как в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского». Познакомившись с этим произведением ещё в школе, я поняла, что учитель – это человек не только дающий знания, но и человек, готовый помочь ребёнку в любой трудной для него ситуации. Главная героиня этого произведения, узнав о трудном материальном положении семьи своего ученика, играла с ним на деньги, из-за чего была уволена с работы директором школы. Однако преподавательница даже не жалела о своём поступке, ведь тем самым она помогала мальчику выжить. Да, главная героиня совершила педагогическое преступление, но тем самым она подала ученику пример доброты, милосердия и сострадания. Быть может, можно было найти другое решение данной проблемы, но учительница, не думая о себе, всё же поставила трудности и проблемы ребёнка выше своих. Я считаю, что она является примером для педагогов; примером понимания, отзывчивости и огромной любви к детям. Именно эти качества должны быть присущи каждому учителю. Ведь тогда он сможет воспитать не только умного и образованного, но и, самое главное, высоконравственного человека.

    Пример безнравственных учителей я нашла в произведении Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Главные герои – дети из коррекционного 7 «Е» класса, которых все считаю отбросами, учителя не хотят ни в чём помогать детям, школьники даже не получают хорошего образования. Классный руководитель постоянно кричит на детей, обзывает их болванами, даже не пытаясь понять своих учеников. Учителя и завуч не обращают внимания на проблемы детей из коррекционного класса, считая, что им уже предназначена своя судьба. Учителя даже отказываются брать школьников на экскурсии. Именно из-за жестокого отношения взрослых дети считают себя ненужными. Они видят всю социальную несправедливость, но ничего не могут изменить. А ведь на самом деле, те самые, по словам учителей, «неблагополучные дети», оказываются самыми дружными и отзывчивыми ребятами. И если бы учителя попытались узнать своих учеников лучше, направили бы их таланты в нужное русло, помогли бы им встать на правильный жизненный путь, дети бы расцвели и осознали свою значимость. Безнравственность, равнодушие, жестокость и несправедливость учителей рождает в детях недоверие к миру. Будущее детей зависит от ответственности взрослых, которые обязаны привить детям чувство собственного достоинства. Именно поэтому учитель должен, самое главное, любить детей, понимать их проблемы, помогать и уважать их чувства.

    Таким образом, настоящий педагог – это человек с огромной любовью к детям. Если ребёнок чувствует, что учитель относится к нему с пониманием, уважением, то школьник будет тянуться к знаниям, будет проявлять ответное уважение и доверие к педагогу. Учитель ни в коем случае не должен строить свою педагогическую деятельность так, чтобы ребёнок его боялся. Крики, запугивания, угрозы со стороны педагога рождают в детях лишь ненависть и враждебность, следствием чего является и низкая успеваемость, и плохое поведение школьника. Поэтому учитель должен уметь создать благоприятный психологический климат в классе, быть справедливым, открытым и понимающим.

    «Речь педагога» - Н.Е. Щуркова (аннотирование).


    Аннотирование.

    Щуркова Н.Е. Речь педагога. – М.: Издательство ИТРК. 2019.

    Введение. Новое воспитание и новые проблемы.

    В начале данной главы автор рассуждает о том, что представляет собой Новое воспитание, а также о привлечении в педагогический инструментарий категории «отношение». Центральной задачей современного воспитания он видит отношение человека к изучаемому и исполняемому, а не механическое следование поведенческим нормам. Сегодня это отношение выдвинулось в сознании педагога главным объектом воспитания.

    Автор делает акцент на динамических преобразованиях процесса воспитания. Новое воспитание ставит в центр внимания «Я» воспитанника, свободный выбор школьника заменяет приказы педагога, утверждается потенциальный талант каждого ребёнка, а педагоги учатся нежному прикосновению к личности.

    Далее автор поднимает проблему слабо структурированной речи современного педагога. Но ведь речь является главнейшим компонентом педагогического мастерства, а в первых моментах речевого взаимодействия учителя с классом скрыт секрет успеха и неудач детей.

    Часть I. Речевой компонент педагогического профессионализма.

    В первой части автор рассуждает о том, какую роль играет речь в деятельности педагога.

    Проблема речи педагога может быть решена лишь в контексте общей проблемы языка как средства общения. Во-первых, автор пишет, что язык формирует общество, наделяет личность познавательными и коммуникативными умениями. Во-вторых, язык оттачивает личность согласно культуре. Именно поэтому речь педагога – это базовое средство интеллектуального и духовного воспитания детей.

    Также автор замечает, что речь является выражением индивидуальности педагога, особенности его личности, что в свою очередь рождает ученика к человеку и предъявляемому миру. Но она будет выполнять свои главные функции только будучи продуманной, выстраиваемой, отшлифованной и красивой. Именно поэтому автор подчеркивает, что в современное время речевой компонент опустился до дна и должен быть поднят в воспитании, обучении и сфере культуры общества.

    Часть II. Характеристика речи современного учителя.

    Во второй части автор рассматривает черты низкокачественной и профессиональной речи педагога.

    В начале главы автор акцентирует внимание на том, что именно через речь дети усваивают отношение педагога к учебному предмету, к работе, каждому ребёнку отдельно, а также к самому себе. Эти отношения в свою очередь служат примером для подражания и вовлекают школьников во взаимодействие с людьми.

    Также автор описывает характеристики, которые должны быть присущи речи педагога в соответствии с возрастом детей, с которыми он работает.

    Очевидными негативными характеристиками речи сегодняшнего учителя являются бесцветность речи, выражения оценки в форме насмешки, грубые выражения, угрозы, агрессивные высказывания, а также слова-паразиты. Поэтому автор заявляет, что в речи педагога должно быть абсолютное табу и запрет на сквернословие.

    Профессиональная и качественная речь должна быть художественно окрашенной, возвышенной, должна стимулировать познавательную активность детей и соответствовать поведению и внешнему облику педагога.

    Часть III. «Содержательный стиль» речи.

    В начале главы автор определяет, что речь обретает своё содержание, если существует объект речи. Концентрируя внимание на этом объекте, педагогу легко вести осмысление явления.

    Далее автор описывает основные функции содержательной речи и формы «содержательного стиля». А также акцентирует внимание на том, что критерием оценки данного стиля работы педагога является цепочка: осмысление – отношение – воплощение со стороны детей.

    «Содержательный стиль» обязательно сохраняется и в диалогической речи педагога с детьми, которая, являясь средством осмысления жизненного опыта школьником, выстраивается по принципу осмысленности детьми объекта изучения. Именно в диалоге происходит взаимообмен ценностями и смыслами.

    Автор заключает, овладение «содержательным стилем» предполагает, что педагог достаточно свободно владеет материалом, преподнося его детям. Этот стиль увлекает и самого педагога, порождая эмоциональность и красивое интонирование преподносимого материала, что служит успешности деятельности учащихся.

    Часть IV. «Стиль воздействия» речи педагога.

    В начала главы автор отмечает, что «стиль воздействия» как волевое воздействие педагога на учащихся выстраивается на основе распоряжений «что делать и как делать».

    Далее автор акцентирует внимание на том, что противопоставлять данный стиль «стилю содержания», так как содержание речи педагога обеспечивает мотивационную сторону деятельности, а речевое воздействие – предметное исполнение обязательных действий.

    Далее определяются основные функции и формы педагогического воздействия. «Стиль воздействия» обеспечивает общую достаточную работоспособность детей и всегда несёт в себе принудительность.

    Однако «чистое воздействие» может привести к отрицательным результатам, подавить свободную волю ребёнка, сформировать в нём негативное отношение к важным явлениям и объектам жизни. Автор приводит наглядные примеры такого воздействия и обращает внимание на то, что педагог должен использовать методические формы предъявления неукоснительного требования, которые носят мягкий уважительный характер. Например, императив, просьба-вопрос, просьба-предложение, просьба в сослагательном наклонении предоставляют ученикам именно «свободный выбор».

    Часть V. Речь педагога и речь учащихся.

    В начале пятой главы автор отмечает, что кроме того, что характеристики речи педагога влияют на овладение учебным материалом, элементы речи встраиваются и в речь ученика. И ничто так строго не оценивается детьми, как речь педагога, они не прощают неграмотной речи, грубых слов и нищего лексикона.

    Автор акцентирует наше внимание на том, что там, где нет профессионализма педагога, нет и достойных воспитанников. Чтобы ответить на возникающий вопрос о том, как же учителю организовать интеллектуальную беседу, чтобы раскрыть потенциал интенсивного развития ученика, автор предлагает алгоритм беседы педагога с учениками. А также приводит вариант такой беседы.

    Возвышенная речь педагога не может выражаться в грубой форме, криках и повышении голоса. Ведь именно мягкая форма воздействия позволит ученикам найти своё «Я» и свободно раскрыться.

    Часть VI. Мастерство педагогической речи.

    В данной главе автором рассматриваются важные принципы педагогического профессионализма. Он акцентирует внимание на значимых компонентах речи педагога, которые позволяют ему повышать коэффициент воспитательного влияния в каждый момент взаимодействия с детьми.

    Речь педагога должна состоять из качественных элементов: интеллектуального, этического, эстетического и технического. Автор раскрывает их и говорит о том, что педагог обязан отрабатывать речевой навык, эффективную отточенность речи. Это поможет ему достигнуть педагогического успеха. А мастерство, отшлифованное педагогом, должно постоянно развиваться – иначе оно теряет свою силу и плодотворность.

    Чтобы обучать детей культуре, педагог, по мнению автора, должен быть самом читающим человеком на земле. Ему надо прослеживать развитие и обновление культуры.

    Часть VII. Эстетический фон речевой деятельности педагога.

    Обязательным элементом, встроенным в речь педагога, должен быть речевой этикет. Он является характерологической чертой учителя.

    Автор акцентирует внимание на правилах внешнего облика, профессиональной дисциплины педагога, приветствии и установлении контакта, этикете общения. Также он определяет характеристики педагогической мизансцены, способы разрешения конфликтов, а также отношения «педагог-коллеги» и «педагог-родители».

    Также в данной главе раскрывается проблема группы и личностного «Я» как важнейших объектов воспитания. Решением вопроса об одновременной работе с группой и выходом на прикосновение к индивидуальности каждого ребёнка является свободный выбор. В конце главы автор приводит 7 методик содействия свободного выбора субъекта.

    Часть VIII. Слово педагога. К 100-летию В.А. Сухомлинского.

    Проблеме речи учителя В.А. Сухомлинский посвятил ряд научных публикаций. Главными составляющими эффективности слова учителя, по его мнению, являются честность, единство слова и поведения и эмоциональная культура. А педагогическая сила слова определяется целевой установкой: доверие, похвала, побуждение, разъяснение, внушение, введение в суть.

    Автор приводит примеры из практики В.А. Сухомлинского «вочеловечения», «вчувствования», при котором явления окружающей действительности наполняются чувством учителя, и благодаря этому знания «оживают».

    Искусство воспитания, по Сухомлинскому, это «прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».

    Заключение. Формирование профессиональной речи педагога в педвузе.

    Автор заявляет, что система высшего образования педагогического вуза обязана предусматривать речевое развитие и совершенствование будущего педагога. Должна быть целенаправленная работа профессионального овладения речевой методикой и речевым искусством.

    Павел Астапов - «Будни учителя» (рецензирование).


    «Будни учителя» - это сборник реальных школьных историй из жизни бывшего преподавателя русского языка и литературы, автора данной книги, Павла Астапова. Это произведение посвящено очень острой и актуальной в современное время проблеме – отношению к учителю в обществе.

    Данный сборник написан простым доступным языком, имеет четкую структуру и построение. Основной идеей автора было стремление погрузить читателя в учительские будни, описать всю рутину работы педагога. И ему это прекрасно удалось. Читая книгу, невольно сам становишься участником школьных историй.

    Автор с помощью собственного опыта освещает нам огромную проблему современности, которая заключается в том, что в наше время люди совершенно перестали уважать учителя. И если раньше педагог считался образцом, его боялись школьники, уважали все родители, советовались с ним, то сейчас учитель зачастую становится объектом для издевательств и насмешек. Ученики, родители, руководство школы обвиняет учителя во всех бедах.

    Также в данном произведении затрагивается следующая важная тема – кризис современного образования. Автор рассуждает о низкооплачиваемом труде педагога, о ненужных экзаменах, о том, насколько некорректно составлена современная российская система образования. Он делает вывод, что наше образование направлено не на практическое применение полученных в школе знаний, а лишь на успешную сдачу экзаменов. Современная школа нацелена только на высокие показатели, на формирование высокого рейтинга, она не помогает детям раскрывать индивидуальность, не формирует научную картину мира. Именно поэтому современные школьники всё чаще не проявляют никакого интереса к учёбе и остаются безграмотными.

    Кроме того, автор также даёт полезные советы учителям о том, как наладить контакт с детьми, как найти с ними общий язык и чего следует избегать при общении с учениками. Эти советы действительно очень полезны как педагогам, которые только начали преподавать в учебных заведениях, так и студентам, которые готовятся стать частью педагогического коллектива. Однако данные советы занимают малую часть произведения, большая часть книги всё же посвящена раскрытию проблем учителя, классного руководителя. Это я сочла недостатком данного сборника, потому что более полные живые примеры и практические советы были бы очень полезны читателю-педагогу.

    Данное произведение обращено к широкому кругу читателей. Прочтение этой книги будет очень полезно студентам педагогических вузов и школьникам, которые собираются стать преподавателями. С её помощью они смогут прочувствовать жизнь педагога, все её трудности, осознать, в чём заключается главный посыл профессии учителя. Также данное произведение будет полезно для родителей, оно поможет им посмотреть на профессию учителя изнутри и, возможно, научит уважать и ценить труд педагогов.

    Автор не формулирует никаких выводов, так как из всех прочитанных историй и рассуждений каждый читатель сделает для себя собственные. Кто-то, мечтая о будущей профессии педагога, откажется поступать в педагогический университет, а кто-то наоборот задумается о том, как исправить ошибки других педагогов, как развивать систему образования.

    Людмила Петрановская – «Если с ребёнком трудно» (интеллект-карта)


    «Как учиться с интересом» - Ю.Б. Гиппенрейтер (аннотирование).

    Аннотирование.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Как учиться с интересом. – М.: Издательство АСТ. 2016.

    Часть первая. Пять главных результатов учения.

    В первой части автор раскрывает пять главных результатов учения, которых должен добиться родитель или учитель. И, самое главное, они ни в коем случае не должны рассматриваться и добиваться отдельно.

    Также автор описывает, как и с помощью чего можно добиться представленных результатов учения. Главным аспектом результативного обучения является удовольствие ребёнка учиться, накопление им положительных эмоций. Именно это игнорирует современная программа образования, основанная на повиновении обязательному, лишающая ребёнка радости самостоятельных открытий и познания мира.

    Данный вывод психолог подкрепляет примером того, как отличается увлечение ребёнка футболом от принуждения к урокам, и говорит, что, будучи зажатыми в прокрустово ложе обязательными школьными требованиями, дети не могут учиться полноценно.

    Часть вторая. Разве можно иначе?

    Во второй части автор на примерах талантливых учителей и родителей раскрывает способы формирования у детей удовольствия к учёбе.

    Во-первых, главным принципом воспитания является свободная деятельность ребёнка, основанная психологом Марией Монтессори. Подчеркивается, что учитель не должен вмешиваться в занятия ребёнка, а лишь наблюдать и «обогащать среду», которая стимулирует собственную активность ребёнка. Ведь лишая ребёнка свободы действий, воспитатель убивает естественные силы развития ребёнка.

    Во-вторых, особо важно увлечь ребёнка поставленными задачами и дать ему возможность самому решить их решить. Воспитатель не должен назидать и натаскивать на правильный ответ, а дать ребёнку возможность обнаружить настойчивость, увлеченность и свою логику. Подкрепляет эти рассуждения автор примером задач и вопросов Александра Звонкина.

    В-третьих, на примере детства Ричарда Фейнмана автор подчёркивает значимость особых отношений между ребёнком и учителем (родителем), которая заключается в создании особой атмосферы общения, пропитанной тонким пониманием ребёнка, уважением к его размышлениям.

    Часть третья. Учиться и учиться, играя.

    В начале третьей части автор акцентирует внимание на том, что именно в играх дети получают возможность учиться, развиваться и совершенствоваться без принуждения, вдохновляемые собственными интересами.

    Далее автор информирует нас о ценности загадок и задач, развивающих интеллект ребёнка, сюжетных игр, позволяющих родителям узнать больше о переживаниях и проблемах детей, сказок и историй, которые нужны детям как воздух, и развивающих бесед. Каждый из приведенных способов развития ребёнка проиллюстрирован красочными жизненными примерами.

    Также в этой части автор раскрывает значимость учителя в жизни каждого ребёнка. По мнению автора, главное качество, которым должен обладать учитель – это умение вовлечь в совместное переживание удивления и радости познания. Педагогом становится взрослый, который смог сохранить в своей душе живую энергию ребёнка.

    Часть четвёртая. Главные «секреты» успеха.

    В заключительной части своей книги Ю.Б. Гиппенрейтер раскрывает три «секрета» опыта успешных родителей, которые заключаются во внимании к природе ребёнка, создании «обогащённой среды» и создании особой атмосферы общения.

    А также, подводя итоги, автор перечисляет успешные и неуспешные воспитательные действия родителя (учителя), которые помогут читателю найти пути творческого решения трудной и увлекательной задачи воспитания детей.

    «Воспитание на уроке» - Н.Е. Щуркова (конспектирование)

    Конспект глав 8-10 (с.79-102).

    Глава 8. Поведенческие традиции урока.

    Помимо передачи научных знаний о мире педагоги могут столь же успешно оснащать учеников культурой поведенческого опыта, жизненно важными привычками. Праксиологический (деятельный) элемент, заключающийся в оснащении детей этими привычками, является обязательным элементом воспитательного процесса.

    Поведенческие традиции освобождают сознание от необходимости постоянно контролировать своё социально-нормативное поведение, оно готово для мыслительной работы, и успех учебной деятельности неизбежен.

    Первый круг традиционных норм – дисциплинарного порядка:

    • подготовка к уроку до урока;

    • тишина мыслительной работы группы;

    • обустройство рабочего места ученика по принципу «на рабочем столе – ничего лишнего»;

    • право на свободное передвижение по классу – в соответствии сложившимся условиям работы;

    • выполнение учебных обязанностей во избежание ущерба общей работы группы.

    Второй круг традиционного поведения – этического плана:

    • дети и учитель обращаются друг к другу по имени;

    • взаимодействие всех участников урочной работы сопровождается взаимной благодарностью;

    • традиция «открытых ладоней» в сторону ученика;

    • первыми входят в класс и выходят последними мальчики (юноши);

    • каждый готов оказать посильную помощь товарищу;

    • на уроке не бывает последних парт и нет детей, сидящих на последней парте.

    Третий круг классно-урочных традиций – эстетических:

    • красивое оформление исполняемой работы;

    • красивое убранство учебного кабинета;

    • красивое платье школьника, красивый костюм педагога;

    • красивые жесты всех участников учебных занятий.

    Четвертый круг традиций – гигиенических:

    • в грязном кабинете занятия не ведутся;

    • в кабинете всегда располагаются рядом с доской вода, мыло, полотенце;

    • кабинет до занятий и после проветривается;

    • кабинет достаточно хорошо освещается;

    • в кабинете вещи не валяются на полу, никто не оставляет после себя мусора или грязи;

    • при плохом самочувствии человека занятия прекращаются до оказания помощи.

    Пятый круг традиций – учебно-познавательный труд школьников:

    • учебники, тетради и учебные приборы располагаются справа на столе;

    • каждая отдельная тема начинается с новой страницы;

    • в процессе работы надо иметь закладки для книг, черновик и дневник;

    • задавая вопрос, следует воспроизводить фразу выступающего, которая вызвала вопрос;

    • нельзя допускать дискуссий, пока не определён предмет разногласий;

    • нет глупых суждений, которые не содержат в себе истины.

    Названные поведенческие традиции, вырабатывая и укрепляя педагогические привычки ребёнка, имеют для него жизненно важное значение. А их внедрение нуждается в крепкой аргументации, чтобы дети понимали смысл требуемого.

    Особое место занимает противоречие между асоциальными привычками детей, с которыми они уже приходят в школу, и школьными социально ценностными традициями. Бесполезно бороться против дурных привычек – их следует замещать и вытеснять благородными формами, первоосновой чего, несомненно, является поведение педагога. Именно он в первую очередь предъявляет высокие нормы поведения.

    Глава 9. Материальное поле урока.

    Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования. При условии уважительного отношения к школе, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства класса представляется важной стороной дела воспитания детей.

    К общим правилам материального обустройства учебных занятий в классе относятся:

    • функционирование каждого элемента предметного пространства;

    • удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий;

    • взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю видеть лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса;

    • наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому;

    • полномочия по содержанию и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.

    Эстетические правила обеспечивают особое благоприятное состояние путём введения положения «ничего лишнего», правил гармонии цвета, одного композиционного центра, единства фактуры, сочетания «верха и низа» и ритма.

    Техническое оборудование урочных занятий играет свою существенную роль. Правда, педагог должен уметь распредмечивать технические предметы.

    Присутствие и использование аппаратуры играет существенную роль в воспитании, т.к. благодаря технике ребёнок входит в контекст цивилизации, аппаратура расширяет возможности динамического показа явлений жизни, а эстетичность демонстрации задевает сферу эмоционального переживания.

    Существуют следующие правила эксплуатации технического оборудования:

    • высокая качественность технической аппаратуры;

    • целевое использование технических средств;

    • строжайшее исполнение правил техники безопасности;

    • постоянное место для аппаратуры, устойчивость крепления и безопасность расположения;

    • осторожное обращение с техническими аппаратами;

    • непозволительно просмотр сопровождать репликами, выражая свою реакцию на увиденное.

    Итак, материальное обустройство урока играет важнейшую роль условия качественности преподавания и обеспеченности комфортности психологического состояния учеников и учителя. Однако надо помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям.

    Глава 9. Духовное поле урока.

    Духовным полем мы называем то социальное пространство, в котором разворачивается взаимодействие детей и педагога, наполненное определенными устойчивыми социально-психологическими отношениями, проявляемыми детьми и педагогом и влияющими на состояние души каждого присутствующего на уроке.

    Духовное поле урока порождается и поддерживается системой поведенческих традиций, позволяющих за счет их привычности постоянно сохранять высокий уровень взаимоотношений между людьми.

    Педагогическим ключом к созданию духовного (социально-психологического) поля урока является установление главенствующим принципом урока внимание к Человеку.

    Социально-психологический климат урока полностью зависит от меры принятия ценности Человека и всей системы гуманистической культуры. Привнесённые в урок ценности порождают невидимое отношенческое поле, решительным образом влияющее на каждого.

    Социально-психологическая атмосфера повышается неотвратимо, стоит привнести в группу ценность. Педагог соответственно сложившейся ситуации в группе и логическому хочу учебной работы избирает возможность поставить ценностные акценты на изучаемом предмете. Присутствующий сразу улавливает повышение духовной атмосферы в группе.

    Чем шире палитра проживаемых отношений, тем реальнее вхождение ребёнка в поле ценностных отношений.

    Мизансцена урока – расположение всех участников по отношению друг к другу, внешний образ которого представляет очевидность существующих отношений.

    С одной стороны, мизансцена материализует отношения между людьми, а с другой стороны, выстраивая расположение людей в пространстве, она порождает соответствующему рисунку мизансцены определенные отношения. И, выстраивая мизансцену, педагог, с одной стороны, создаёт материальное поле урока, а с другой – оказывает влияние на духовное поле урока.

    Вот почему мизансцена урока – своеобразный связывающий мостик сферы материального обставления урока и сферы духовного окружения ребёнка.

    Если мизансцена однообразна, это сказывается на потере интереса, на угасании положительного отношения к учителю. Ее динамика должна быть подчинена очень важной педагогической идее: центром мизансцены должен бывать каждый ребёнок, помимо педагога.

    Также характер духовного поля значительно обогащается, если использовать музыку. Она непосредственно апеллирует к чувствам человека, поэтому она величайший фактор создания духовного поля активности человека.

    Итак, обеспечивая содержательность материального и духовного поля урока, педагог тем самым содействует единой воспитательной среде, стратегом которой является директор школы. И только тогда урок входит в систему школьного воспитания как её элемент, а ученик естественно и просто входит в контекст культуры.

    «111 баек для педагогов» - Оксана Защиринская (интеллект-карта).



    написать администратору сайта