Главная страница
Навигация по странице:

  • - что такое масса - почему масса так сильно влияет на человека, трансформируя его состояние

  • З. Фрейд. Массовое сознание. 285 Массов. сознание. Первая часть задания


    Скачать 35.6 Kb.
    НазваниеПервая часть задания
    АнкорЗ. Фрейд. Массовое сознание
    Дата08.05.2022
    Размер35.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла285 Массов. сознание.docx
    ТипДокументы
    #517950

    Массововое сознание

    Содержание



    Первая часть задания 3

    Вторая часть задания 9

    Список литературы 11


    Первая часть задания


    1. Понятие «массы» как одного из элементов стихийных социальных групп до сих пор однозначно не определено, хотя солидных работ по психологии стихийных человеческих образований несравненно больше, чем по психологии больших социальных групп.

    Первое представление о понятии «массы» связывают с интерпре­тацией 3. Фрейда, который считал массу сообществом людей, где существует либидинозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса» - это масса, имеющая вождя и не обладающая качествами индивида. Это какое-то количест­во индивидов, которые сделали своим «Я-Сверх» один и тот же объ­ект и оттого в своем «Я» идентифицировались между собой. Фрейд ввел понятие и массы гомогенной - массы психологической, состоя­щей из однородных индивидов.

    Фрейда глубоко интересовало соотношение массовой и индивидуальной психологии.

    Исследуя феномен «массообразования» Фрейд ставит перед собой 3 вопроса:


    - что такое масса?


    - почему масса так сильно влияет на человека, трансформируя его состояние?


    - в чем именно состоят изменения в человеке, находящемся в массе?

    Изучая массу Фрейд, ведет дискуссию с Лебоном:

    - Лебон утверждал, что в массе появляется некое общее коллективное бессознательное, а не связь бессознательного отдельного человека с другими людьми, объединившимися в массу. - У Фрейда речь не идет о коллективном бессознательном, общем фундаменте для всех, а речь идет о бессознательном исключительно конкретного субъекта.

    - Лебон видит феномен множественности - образование новых качеств у людей, которыми ранее они не обладали. Фрейд связывает эти проявления с ослаблением действия вытеснения бессознательных первичных импульсов, благодаря нахождению в массе людей и связанных с этим ослаблением чувства ответственности и совести, в истоках которой, по мнению Фрейда, лежит «социальный страх».

    - Фрейд считает, что феномены заражаемости и внушаемости у Лебона недостаточно четко дифференцированы. Фрейд предлагает рассматривать феномены заражаемости, как относящиеся к воздействию индивидов друг на друга внутри массы (как бы воздействие по горизонтали), а феномен внушаемости – как следствие влияния чего-то извне данной массы, для чего нужна внешняя идея или авторитет (воздействие по вертикали, пришедшее извне массы).

    - Критика Фрейдом Лебона в том, что недостаточно прописана фигура вождя, роль вождя отсутствует.

    Фрейд выводит аналогии, касающиеся гипноза, влюбленности и массообразования, пытаясь определить то единое, что их связывает, и приходит к мысли о том, что масса объединяется силой эроса, т.е. энергией сексуального влечения.

    2. Фрейд выделяет различные виды масс по своей структуре – постоянные и не постоянные, гомогенные по своему составу и не гомогенные, естественные и искусственные, примитивные и высокоорганизованные. Фрейд анализирует два вида масс – церковь и войско – считает их высокоорганизованными, постоянными, тщательно оберегаемыми от распадения, искусственными, т.е. нуждающимися во внешнем руководстве и принуждении, чтобы удерживать их от распада.

    Они схожи в построении вертикальной структуры, иерархичны. В этих двух искусственных массах каждый отдельный человек либидонозно связан, с одной стороны, с вождем (Христос, полководец), а с другой стороны – с другими индивидами.

    Разница между церковью и войском в том, что вождь в церковной массе фантазийный, а вождь в войске реальный. Но и в том, и в другом случае у членов массы поддерживалась иллюзия о том, что вождь (бог) любит одинаково сильно каждого из них.

    3. Повторим, что сущность масс – либидные связи. Когда индивид начинает беспокоиться только о себе самом, это говорит о том, что аффективные связи, которые позволяли ему до этого справляться с опасностями, прекращены. Встретившись один на один с опасностью, человек склонен сильно ее преувеличивать, поэтому возникает паническая реакция. Фрейд считает, что панический страх предполагает ослабление либидинозной структуры массы.

    Страх у индивида может вызываться размерами опасности, а также прекращением эмоциональных связей (либидинозной заряженности) – этот вид страха он называет невротическим. Распад массы вызывает панику, следствием чего является прекращение индивидами учета чужих интересов.

    Паника нам может что-то показать в самом структурировании массы. Рушится связь с вождем и это приводит к тому, что распадаются существующие в массе горизонтальные связи, человек уже не думает о всех, только о себе. Распались связи, которые удерживали всех членов массы вместе, это говорит о том, что связывала их эта связь с вождем, с полководцем.

    Таким образом, Фрейд усматривает именно в либидинозных связях сущность массы, либидинозные связи – это то, что может объединять индивидов в массы и удерживать их вместе. Причем связь с вождем играет более определяющую роль, нежели связь индивидов между собой.

    4. Идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением, как нежности, так и агрессии. Суть этого процесса в том, что ребенок берет за образец другого и формирует собственное Я по его подобию.

    Через анализ индивидуальных процессов Фрейд постепенно подводит к рассмотрению их параллели с идентификационными процессами при массообразовании. Фрейд говорит об инстанции в структуре Я, которое дифференцировалось от Я – так называемый Я-идеал, который очень важен для понимания структуры образования масс. Это наследие первоначального нарциссизма, в котором детское Я удовлетворяло само себя. Эта инстанция формируется из влияний окружающих, и складывается из отношений с другими, из требований, предъявляемых к ребенку.

    Речь идет об эмоциональных связях - идентификация или отождествление.

    Благодаря тому, что есть идея, некая идеальная функция, появляется тот идеальный другой, и я могу с ним идентифицироваться. И это взаимопроникающие процессы – не только отдельного человека не существует, но и нет массы без отдельного человека.

    Вывод Фрейда - идентификация – это механизм, благодаря которому мы становимся способными объединяться с другими людьми.

    5. В состоянии влюбленности Я обедняется, объект как бы поглощает Я, происходит ограничение нарциссизма, все хорошее приписывается объекту влюбленности, ему приписываются все самые лучшие качества, которые не замечаются у других людей. Объект влюбленности перетягивает на себя часть нарциссического либидо.

    Гипнотическое состояние очень похоже на состояние влюбленности – та же идеализация объекта (гипнотизера), отсутствие критики, слепое подчинение, уступчивость. Т.е. мы видим, что как и в состоянии влюбленности, так и в состоянии гипноза объект занимает место Я-идеала. И все это происходит благодаря идентификационным процессам в Я в связи с его отношениями с значимым для индивида объектом. Но в гипнозе сексуальные устремления полностью заторможены.

    Далее Фрейд развивает аналогию состояний влюбленности, гипноза и процесса массообразования, подчеркивая, что гипноз от массообразования отличается лишь численностью участников, а состояние влюбленности отличается от массобразования только наличием сексуальных целей в отношении объекта.

    6. Интересный вывод делает Фрейд: поскольку массообразование владеет умами людей, мы в нем узнаем продолжение первобытной орды. Фрейд делает предположение о том, что психология массы значительно старше индивидуальной психологии, и индивидуальная психология выделилась из древней массовой психологии.

    Психология массы по своим психологическим характеристикам сравнивается с характеристиками первобытной орды. Фрейд отмечает, что так же как в каждом отдельном индивиде первобытный человек сохранился, так и любая человеческая толпа может превратиться в первобытную орду.

    Огромна роль вождя. Фрейд выделяет отдельно еще психологию отца, или вождя – первую индивидуальную психологию. Фрейд говорит о том, что интеллектуальные акты вождя отличались силой и независимостью, а воля не нуждалась в подтверждении волей других членов массы. Значит Я вождя не было связано либидинозно, как у других членов массы, его Я никому не отдавало своих частей, своих излишков. Фрейд говорит о том, что сексуальная зависть и нетерпимость вождя стали в конце концов причиной массовой психологии.

    Он объясняет связи, на которых основана масса, природой заторможенных в отношении цели сексуальных позывов. Прямые же сексуальные стремления, не подвергающиеся торможению, по мнению Фрейда, неблагоприятны для массообразования.

    7. Гипнозу присуще нечто ужасное, в этом всегда есть нечто пугающее. Для человека, подвергающегося гипнозу, гипнотизер представляется абсолютным авторитетом, уничтожающим его собственную волю. Фрейд сравнивает эту таинственную силу гипнотизера с тем, что у примитивных народов считалось источником табу, с той силой, которая исходит от вождя, некий сакральный элемент в жизни массы. И человек, подвергающийся гипнозу, невольно этой силой наделяет гипнотизера.

    И гипнотизер, используя определенные технические приемы, активирует в человеке эту древнюю, архаичную часть в нем, которая проявлялась и по отношению к родителям. В человеке во время гипнотического транса оживает представление, направленное на гипнотизера, о сверхмогущественном, обладающем огромной властью над ним сверх человеке. И именно таково было, по мнению Фрейда, отношение индивидов первобытной орды к вождю, к праотцу.

    И теперь мы можем понять характер массообразования, почему столь сильно масса влияет на каждого отдельного индивида, и это можно объяснить происхождением от первобытной орды. Это страх перед вождем, но и желание, чтобы он управлял массой. Праотец, таким образом, является Я-идеалом каждого индивида массы, и благодаря этому он может управлять и владеть Я отдельных индивидов, находящихся в массе.

    8. Без массы нет индивида, но также и массы нет без каждого отдельного индивида. Мы видим, что каждый человек является частью различных масс, и он связан идентификацией с совершенно разных сторон, он создал свой Я-идеал, используя с этой целью разные образцы.

    Он описывает важную ступень в развитии Я – формирование инстанции «Я-Идеал», которая может очень многое нам объяснить и в психологии масс и в плане понимания индивидуальной психологии.

    Появляется важный аспект - Идеал Я благодаря замене прямых сексуальных устремлений в отношении цели заторможенными устремлениями. Вождь, или тот человек, в кого мы влюблены, гипнотизер – для всех этих объектов есть психическое место во внутреннем мире человека. И на это место, которое уже психически прописано, может попадать вождь, полководец, гипнотизер, значимая идея и т.п.

    Когда Я и Я-идеал совпадают – человек ощущает прилив сил. Если же возникают напряжения между Я и Я-идеалом – человек испытывает чувство вины, собственной неполноценности, он страдает. Острый раскол между Я и Я-идеалом делает человека беспощадным по отношению к самому себе.

    И в этом смысле процесс массообразования предоставляет человеку возможность для того, чтобы снизить это внутреннее напряжение между Я и Я-идеалом, т.к. Я-идеал в этом процессе экстернализуется во внешний объект.

    Вторая часть задания


    1. "...индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном понимании".

    Индивидуальная психология одновременно является психологией социальной в том смысле, что, во-первых, человек являет собой отображение этого самого социума, одной единицы огромного «организма», в котором жизнь одного человека так или иначе взаимосвязаны с десятками, сотнями других жизней. Изучая особенности одного человека можно сделать выводы о том, какие закономерности развития проходит и общество, какие факторы вызывают ответ на тот или иной раздражитель, как отражается существующая реальность в психике.
    С другой стороны, человек проявляет себя как раз в социуме в результате различных коммуникаций, в результате взаимовлияния человека на общество в целом (в интеллектуальном, эмоциональном и других аспектах) и самого общества, принятых в нем норм и правил, стереотипов поведения на существование отдельного человека. Изучая социум, можно высказать предположения о том, как функционирует человек, какие личностные особенности принимаются и отвергаются в человеке, как развивался сам человек (например, развитие мышления, развитие коммуникативных навыков).

    Невозможна индивидуальная психология в отрыве от общества.

    2. "...во-первых, идентификация является первоначальной формой эмоциональной связи с объектом, во-вторых, она становится регрессивным путем, так сказать, благодаря интроекции объекта в Я, заменой либидинозной связи с объектом, и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь воспринятой общности с человеком, не являющимся объектом сексуальных влечений".  

    При первоначальной связи с объектом у нас возникает идентификация. Но она ведет нас в ранние переживания и эта идентификация как бы встраивается в наше Я и заменяется состоянием влечения к объекту и может возникать при каждой ситуации к человеку, к которому нет сексуального влечения.

    Например, первоначальная идентификация ребёнка с грудью матери - это сытость, тепло, любовь, это форма первая форма общения между ребёнком и окружающим его миром. Это безопасность, комфорт. и впоследствие те ситуации общения с кем-либо, которые возвращают нас в состояние этого удовольствия, комфорта, безопасности, встроенные в наше Я, являются почвой для возникновения эмоциональной связи с этим объектом.

    3. "... социальное чувство покоится  на изменении чувства, бывшего когда-то враждебным, в позитивно окрашенную связь, носящую характер идентификации".

    При возникновении идентификация враждебные чувства (злость, агрессия) переходят в позитивно окрашенные состояния и связь.


    Список литературы



    Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». – М.: ЭКСМО, 2004. – 859 с.



    написать администратору сайта