Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЯ (дисциплина) Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения

  • Исторические источники и методы работы с ними. ПКЗ История Гончаров. Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения


    Скачать 83 Kb.
    НазваниеПисьменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения
    АнкорИсторические источники и методы работы с ними
    Дата26.02.2021
    Размер83 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПКЗ История Гончаров.doc
    ТипДокументы
    #179792

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



    Кафедра международных отношений и гуманитарного сотрудничества

    ИСТОРИЯ

    (дисциплина)

    Письменное контрольное задание

    для студентов дистанционного обучения



    Студент Гончаров Дмитрий Николаевич




    Группа 19421




    Дата 04.02.2020










    Преподаватель





























    Новосибирск 2020г.

    1. Исторические источники и методы работы с ними

    Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. [6]

    Для изучения темных пятен прошлого, для раскрытия тайн или неясностей в достаточно известных событиях историк пользуется источниками. О том, что история пишется по документам, говорили еще в XIXв. французские историки Ш.-В. Ланглуа и Ш.Сеньобос. Конечно, этот тезис нельзя понимать буквально, историки пользуются не только документами, но и данными различных наук: астрономии, геологии, биологии, географии и т.д. Требование учета всех имеющихся источников направлено против произвола исследователя, чтобы не было надуманных гипотез и фальсификации истории.

    В качестве базы для исторического познания выступают исторические источники. Исторические источники очень разнообразны:

    Археологические находки (вещественные памятники) проливают свет на те периоды, о которых у нас нет представлений и нет письменных доказательств. Это могут быть архитектурные сооружения, скульптуры, клады монет, орудия труда, изделия мастеров-ремесленников, утварь, украшения, оружие, остатки одежды и даже украшенная богатой татуировкой человеческая кожа. Вещественные памятники, будучи остатками изучаемой культуры, содержат разнообразную информацию о ней.

    Этнографические памятники — дошедшие до нашего времени традиции, обычаи в жизни различных народов и особенно реликтовых племен, дающие нам представление о том, как жили древние люди и как они были организованы.

    Фольклорные памятники — дошедшее до нас устное народное творчество (предания, сказки, пословицы и поговорки, легенды).

    Лингвистические памятники — географические названия местностей, личные имена, прозвища.

    Письменные источники — это наиболее многочисленная и надежная группа источников, дающая представление о разных эпохах, хотя при изучении этих источников нельзя забывать, что деятельность человека могла привести к искажению части таких источников в целях политической или иной выгоды. Поэтому строить исторические гипотезы только на основе одного-двух даже замечательных письменных источников нельзя, надо принимать во внимание и все другие имеющиеся в распоряжении ученого источники. Только тогда наше знание об эпохе или о событии будет объективным. [1]

    Наличие источников и информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого, поскольку информация о прошлом претерпевает в силу субъективного характера источников множество искажений. Источники представляют собой остатки культуры прошлого, отделённой от нас не только временем, но и разрывом в традиции. Это затрудняет их интерпретацию. Поэтому необходимо, во-первых, максимальное расширение источниковой базы, а во-вторых, нужна внешняя и внутренняя критика источников как последовательная совокупность источниковедческих процедур.

    Здесь на помощь исследователю приходят так называемые вспомогательные исторические дисциплины, которые изучают определённые виды и отдельные стороны исторических источников. Это архивоведение (теория и практика работы архивов); генеология (изучение родословных); геральдика (наука о составлении и интерпретации гербов); кодикология (изучает историю изготовления, содержание и судьбу рукописной книги); дипломатика (изучает подлинность официальных исторических документов); историческая метрология (изучает историческую эволюцию мер и весов), нумизматика (наука об истории чеканки монет); палеография (изучает особенности древней письменности); герменевтика (искусство толкования древних текстов); сфрагистика (анализ содержания печатей); хронология (наука об изучении исторического времени); эпиграфика (изучает древние надписи на камне, керамике, стекле), а также такая комплексная дисциплина, как источниковедение– отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику, технику изучения и использования исторических источников. Необходимо также соблюдать последовательность в изучении источников, учитывать, что часть информации в источнике является скрытой, а также осознавать необходимость комплексного подхода к изучению источника (так, например мемуары, не подтверждённые документальными материалами, объективным историческим источником считаться не могут). [2]

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что факты информации, изложенные в источнике, выступают по отношению к историку только как историческое сырьё, на базе которого он должен реконструировать научный факт, который, в отличие от факта исторического, отражает определённое явление действительности не в объективной реальности, а в нашем сознании. А для этого на помощь историку должна прийти теория, весь комплекс накопленных им знаний и критические методы работы с источником. Поэтому успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот; повышением их информационной отдачи; новым прочтением и доведением важнейших из них до массового сознания; совершенствованием методов обработки, хранения, анализа и передачи информации.

    2. Петровские реформы и их оценка современниками и историками.

    Реформы Петра I преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. [6]

    Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода:

    I) 1696—1715 годы

    II) 1715—1725.

    Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными. [4]

    Ряд проектов и предложений реформ, похожих на реформы Петра I, был еще в середине XVII в. составлен боярами Б. Морозовым, Н. Романовым и А. Матвеевым - ближайшими советниками царя Алексея I. Двумя десятилетиями позднее, в правление царевны Софьи, видный государственный вельможа (и фаворит Софьи) князь Василий Голицын разработал проект реформ, во многом совпадавший с петровскими реформами.

    Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. [3]

    Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие.

    Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Как писал В.О. Ключевский,

    «Петр стал преобразователем как-то невзначай, как будто нехотя, поневоле... уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформой Петра, в ином шедшая даже дальше ее». [8]

    По мнению М.Н. Покровского, роль Петра в административной реформе 1698-1699 гг. ограничилась лишь тем, что он предложил переименовать глав областей из «воевод» в «бурмистров» - слово, которое он привез из Голландии. Он также ссылается на свидетельства иностранцев, путешествовавших с Петром: они писали, что не понимают, когда русский царь управляет государством, они целыми днями или даже неделями неотлучно находились возле него и ни разу не видели, чтобы он занимался какими-то государственными делами. [9]

    Историк А.М. Буровский полагает, что Петр I по своему характеру не был способен к осуществлению сколько-либо последовательных реформ, многие его указы были противоречивы и «клались под сукно» его окружением, которое и играло главную роль в осуществлении реформ.

    Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ. Например, Н.И. Павленко указывает на большую личную роль Петра в реформе государственного аппарата; в то же время он указывает на непоследовательность в их осуществлении, отмечая как закономерность то, что Петр, начав что-то менять и разрушив старое, бросал все в незавершенном виде и лишь спустя много лет принимался доводить до конца что было им начато. [2]

    Е.В. Анисимов полагает, что главная идея преобразований вытекала из взглядов самого Петра на то, как должен выглядеть «совершенный государственный аппарат» и указывает на его большой личный вклад в осуществление реформ. [10]

    3. Русская эмиграция «первой волны»: эпоха и судьбы.

    Первая волна (1917–1939) – послереволюционная, вызванная в первую очередь политическими причинами (смена общественного строя, разногласия внутри победившего социал-демократического лагеря, поражение белых армий). Центры расселения эмигрантов – западноевропейские страны, страны Центральной и Южной Европы (Чехословакия, Болгария, Сербия, Турция), Юго-Восточная Азия (Маньчжурия, Харбин, Шанхай). [4]

    Первая волна русской эмиграции - это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

    Первая волна русской эмиграции — явление, аналога которому нет в мировой истории. Пароходы были переполнены. Люди были готовы терпеть невыносимые условия, лишь бы покинуть страну, в которой победили большевики.

    После революции члены дворянских семей подверглись репрессиям. Те, что не успели убежать за границу, погибли. Были, конечно, исключения, например, Алексей Толстой, которому удалось подстроиться под новый режим. Дворяне, не успевшие либо не пожелавшие уезжать из России, меняли фамилии, скрывались. Одним удавалось прожить под чужим именем много лет. Другие, будучи разоблачены, попадали в сталинские лагеря.

    Начиная с 1917-го, Россию покидали писатели, предприниматели, художники. Есть мнение, что европейское искусство XX века немыслимо без русских эмигрантов. Судьбы людей, оторванных от родной земли, были трагичны. Среди представителей первой волны русской эмиграции немало всемирно известных писателей, поэтов, ученых. Но признание не всегда приносит счастье.

    Среди представителей первой волны русской эмиграции не только творческие люди, но и предприниматели, которым удалось сколотить состояния собственным трудом. Среди фабрикантов были и те, что сперва радовались революции. Но недолго. Вскоре они поняли, что и им нет места в новом государстве. Фабрики, предприятия, заводы были в Советской России национализированы. [7]

    В эпоху первой волны русской эмиграции судьбы обычных людей мало кого интересовали. Не волновала новую власть и так называемая утечка мозгов. Люди, оказавшиеся у руля, полагали, что для того чтобы создать новое, следует разрушить все старое. Советскому государству не нужны были талантливые писатели, поэты, художники, музыканты. Появились новые мастера слова, готовые донести до народа новые идеалы.

    Причины эмиграции: 1) Добровольная эмиграция – высшие слои, которые решили, что они не хотят жить с новой властью (Революция – царство хама). 2) Самая массовая причина эмиграции – случайная. К случайным можно отнести всех, но по большей части это были крестьяне и солдаты, которые вслед за знакомыми, людьми, имеющими в их глазах авторитет, выезжали из страны. (стадный инстинкт). Петр Краснов – донской казак, офицер. Его боялись и уважали. Он был очень хорошо образован. У него хорошее представления о чести. Солдаты ему верили с полуслова. Примерно 800 тысяч человек покинули Россию вслед за Красновым. 3) Насильственная эмиграция – высылка из страны. В 1924г. По последнему распределению Ленина, были созданы философско-профессорские пароходы. На них увозили из страны всю российскую профессуру. Самые большие умы страны были посажены на эти пароходы и высланы из страны. Там были и философы, и актеры, и писатели, и культурные деятели. Россия лишилась своего богатства, а Европа получила огромный подарок, который помог ей скорее развиваться и делать великие научные открытия. (Сикорский создатель первого самолета; Рябушинский – первый вертолет; Алехин – непревзойденный чемпион мира по шахматам.). Также в 1919г. те, кто уезжал за границы России, за ночь стал эмигрантом, так как за одну ночь советские власти запретили въезд в страну с других стран.

    Пути эмиграции:

    1) Западный проходил через польско-русскую границу. Она не охранялась, поэтому пройдя сложный путь можно было выбраться из страны. Но это было опасно, если поймали, то могут убить, так как граница была нелегальной. (Так миновали границу З. Гиппиус и Д. Мережковский).

    2) Северо-западный путь. Люди уезжали в Прибалтику, в Финляндию, а оттуда кто хотел двигались дальше.

    3) Южный. Через Одессу уезжали по морю в Константинополь, а оттуда в Европу. Пароходов почти не было, а если они ходили, то были перегружены в 2-3 раза. Этот путь очень долго продержался.

    4) Восточный путь – в Китай через Маньчжурию. Надо было преодолеть большое расстояние, на котором было много препятствий (амурские тигры). Эта территорию не принадлежала никому, она не охранялась, можно было ездить туда-сюда несколько раз. Так купцы Демидовы вывезли с собой половину своих заводов. А Омский Императорский банк через Маньчжурию переехал в Китай. С тех пор Гонконг является одним из богатейших в мире городом. В Китай уезжали в основном артисты. [2]

    Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, Л. Шестов, Л. Карсавин. Эмигрантами стали Ф. Шаляпин, И. Репин, К. Коровин, известные актеры М. Чехов и И. Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С. Рахманинов и И. Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: И. Бунин, И. Шмелев, А. Аверченко, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Дон-Аминадо, Б. Зайцев, А. Куприн, А. Ремизов, И. Северянин, А. Толстой, Тэффи, И. Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М. Цветаева, М. Алданов, Г. Адамович, Г. Иванов, В. Ходасевич. Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина. [7]
    Список литературы


    1. Амелина, В. В. История [Электронный ресурс] : электронное учеб. пособие для дистанц. обучения студентов по направлениям Государственное и муниципальное управление; Экономика; Управление персоналом / В. В. Амелина, Д. А. Михайлов ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. – Электрон. дан. - Новосибирск: СИУ РАНХиГС, 2016. - Доступ из Б-ки электрон, изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа: http://siu.ranepa.ru/UMM_1/3099/index.htm, требуется авторизация (дата обращения: 25.07.2016)

    2. Павленко, В. Г. Всеобщая история. Основы истории Средних веков [Электронный ресурс]: учеб, пособие / В. Г. Павленко. — Электрон, дан. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2010-118c.-Доступ из ЭБС «Унив.б-ка ONLINE» Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227760

    3. Зиновьева, В. И. Отечественная история [Электронный ресурс]: учеб, пособие / В. И. Зиновьева, М. В. Берсенев ; Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Электрон, дан. - Томск: Эль Контент, 2012. - 162 с. – Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705

    4. Георгиев В А. История России: Учебник / Под ред. В. А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, А.С. Орлова и др. 4-е изд., пере- раб, и доп. М.: Проспект, 2016. С. 528.

    5. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 2016. С. 576.

    6. Материалы из интернет-энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org

    7. Д. Жуковская «Причины и судьбы эмиграции после революции 1917 г.» – Общественно-политический журнал «Историк» – http://www.historicus.ru;

    8. Ключевский В. Курс русской истории, Лекция LXIII

    9. Н. Покровский. История России с древнейших времен

    10. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. http://bookre.org/reader?file=589354&pg=3



    написать администратору сайта