Главная страница
Навигация по странице:

  • Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения по дисциплине: «История мировых цивилизаций»

  • Древний Египет

  • КИТАЙ: КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

  • ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

  • История мировых цилизаций. Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения по дисциплине История мировых цивилизаций


    Скачать 159.98 Kb.
    НазваниеПисьменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения по дисциплине История мировых цивилизаций
    Дата06.01.2021
    Размер159.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория мировых цилизаций.docx
    ТипДокументы
    #166177

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


    Кафедра Государственное и муниципальное управления

    История мировых цивилизаций

    (дисциплина)

    Письменное контрольное задание

    для студентов дистанционного обучения

    по дисциплине: «История мировых цивилизаций»



    Студент Горбатенко Н. А.




    Группа 19414




    Дата 25.05.2020

    Преподаватель Михайлов Д. А. доцент кафедры гуманитарных основ государственной службы, кандидат исторических наук










    Новосибирск 2020г
    Оглавление

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 1

    Задание 1 3

    Задание 2 8

    Задание 3 12

    Задание 4 20

    Задание 5 26

    Список использованной литературы 28








    Задание 1


    Характеристика цивилизаций Древнего Востока

    Цивилизация – это присущий какому-либо культурно-историческому типу способ организации, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики, культуры.

    Цивилизация Древнего Востока включает в себя страны, которые расположены к востоку от греко-римского мира. Хронологические рамки Древнего Востока охватывают несколько тысячелетий - от конца IV тыс. до нашей эры, когда возникли первые государства, до середины I тыс. нашей эры, когда последние из них, как считают, вступили в средневековую фазу своего исторического развития. Хронологический рубеж между Древнем Востоком и Востоком средневековья более условный, и мало совпадает с реальным.

    Древний Восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки:

    • экономическим основанием является мелиоративное земледелие;

    • земля и вода находятся в собственности государства;

    • государственная власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией;

    • абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, император);

    • население находится в полной зависимости от государства;

    • большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах.

    На Древнем Востоке с разложением и распадом общинно-племенных отношений, появлением собственности на средства производства и продукты труда, возникает стремление отдельных лиц наживаться за счет других, и тем самым увеличивать свое богатство. В общинах складывается имущественное неравенство - появляются богатые и бедные, угнетению подвергаются не только рабы, но и менее состоятельные соплеменники.

    Уже в III-II тысячелетиях д. н. э. население Древнего Востока делилось на имущих и бедных, рабов и их владельцев. Земледельцы, скотоводы и другие слои населения начинают оказывать сопротивление имущественному угнетению, захвату земель знатью; рабы стремятся вернуть себе свободу и не хотят трудиться на рабовладельцев. Накопление вождями племен богатства дает им возможность брать себе на службу стражников и отряды воинов, с возрастанием числа которых усиливается и власть вождя, который становится полновластным повелителем племени и сам решает все дела. Вожди со временем становятся царями.

    Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели.

    Древневосточные цивилизации относятся к типу традиционных цивилизаций. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родоплеменного строя корпоративность - включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности.

    Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия - неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.

    Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Глава государства обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, он назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией.

    Важный показатель восточного деспотизма - политика принуждения. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в её носителей. Тиран в глазах подданных предстаёт как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящее на всех ступенях продажной администрации.

    Политическую основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трёх ведомств:

    • военного (поставляло рабов-иностранцев);

    • финансового (изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей и т. д.);

    • публичных работ (занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и всего прочего).

    К древневосточным принадлежат цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до н. э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками: Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

    Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - городов-государств в Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра - и охватывает конец V - IV тысячелетия до н. э. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лён, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения-каналы. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом, до тех пор пока в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал - крупное шумерское государство.

    Второй этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до н. э. Возникшие в это время цивилизации Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно. Для этой этого этапа характерно господство натурального хозяйства.

    Третий этап - первая половина I тысячелетия до н. э. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития. Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности. Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до н.э.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени, развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

    Древним Востоком обычно называют Древний Египет и страны Двуречья, располагавшиеся в долинах рек Евфрат и Тигр (Месопотамию). Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет, и Двуречье входили в состав римской империи и были по отношению к Риму действительно востоком. Раскопки и исследования ХIХ - ХХ вв. расширили смысл выражения «Древний Восток», в который стали входить Древняя Индия, Древний Китай, а также Древняя Палестина, Древняя Сирия.1

    Задание 2


    Характеристика Древнеегипетской цивилизации

    Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил.

    Основные черты древнеегипетской цивилизации:

    • Медленное развитие

    • Застойная экономика

    • Замкнутость территории

    • Всеобщий культ природы

    • Более двух тысяч богов

    • Культ загробной жизни

    • Идея сохранения тела(бальзамирование)

    • Строгое следование канону

    • Обожествление фараона

    • Монументальность

    • Скульптура, как двойник человека

    • Ведущие художники – жрецы и высокопоставленные лица.

    • В гробницу складывали все, что может понадобиться в загробной жизни: утварь, оружие. Человеческих жертв не было, вместо слуг – небольшие статуэтки – УШЕБТИ

    За всю историю Древнего Египта поменялось тридцать династий правителей. Тридцать второй год до н. э. считают рубежом существования цивилизации Древнего Египта.

    Горы окружали Египет, это предопределило замкнутый характер появившейся здесь цивилизации, носившей земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, из за благоприятных климатических условий, не требовал больших физических затрат, египтяне собирали урожай дважды в год, занимались обработкой глины, камня, дерева и металла. Орудия земледелия изготовлялись из обожженной глины. Кроме этого, использовали еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали временами из горного хрусталя.

    Восприятие и измерение времени древние египтяне обуславливали ритмом разлива Нила. Каждый последующий год расценивался ими как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, которое было необходимо для сбора урожая. У месяцев не было названий, а нумерация. Каждый четвертый год был високосный, каждый пятый день декады был выходной. Счет времени вели жрецы.

    Египтяне разделяли день на 12 часов и на 12 — ночь. У каждого часа было свое название. Первый час дня называли «блистающим», шестой — «час подъема» и т. п.

    Египетские пирамиды на сегодняшний день являются последним «действующим» чудом света. Другие чудеса растаяли во мгле истории без следа. Большую пирамиду Хеопса построили около 3 000 лет тому назад. На ее возведение ушло 2 300 000 громадных каменных блока, суммарная масса которых составляет 7 000 000 тонн.

    Высокий жизненный уровень и благополучие в Древнеегипетской цивилизации подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, которые были не характерны для других цивилизаций древности: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев.

    Основная одежда египтян это набедренная повязка. Сандалии они носили довольно редко, а основное средство демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов).

    Древние египтяне верили, что все в мире принадлежит богам, что боги это источник всеобщего процветания, что им ведомы их помыслы и желания и они могут в любое время вмешаться в дела людей. Тем временем природа богов была единосущна с человеческой: богам приписывали человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи.

    Египтяне верили, что после смерти они попадут на суд бога Осириса (Усир — царь загробного мира), который взвесит на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы жизнь в загробном мире ничем не отличалась от жизни земной. Тела подвергались бальзамированию. Состоятельный человек заранее готовил для себя загробный дом, потому каждый город живых имел город мертвых — он располагался в пустыне рядом с городом.

    В древнеегипетском государстве имелось 4 централизованные деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: он объединял административную, судебную и военную власть. Египтяне полагали, что бог Ра (бог солнца по египетской мифологии) проявляет заботу об их благосостоянии и посылает на землю своего сына — фараона. Каждого фараона расценивали как сын бога Ра. В обязанности фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Ежедневная жизнь фараона строго регламентировалась, потому как он был верховный жрец всех богов.

    В цивилизации Древнего Египта уже с додинастических времен была эффективная система внутренней и обменной торговли. В особенности большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тысячелетии до н. э., когда в лексиконе египтян впервые появляется слово «торговец». Слитки серебра постепенно вытеснили зерно как мерило рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, потому как золото было символ божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь. Главное транспортное средство в Египте, это корабли и лодки, основные торговые пути, это реки и каналы. На сухопутных дорогах, проложенных по дамбам, использовали вьючных животных, прежде всего, ослов.

    Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основная должность — воин, ремесленник, жрец, чиновник — наследовались, но возможно было и «вступить в должность» или быть «назначенным на должность». Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Древние египтяне использовали голубей для передачи сообщений друг другу.

    Традиционная периодизация:

    • Додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

    • Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

    • Первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

    • Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

    • Второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

    • Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

    • Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

    • Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

    Наряду с другими древними цивилизациями древние египтяне были одними из первых людей в мире, которые придумали письмо, используя для него бумагу и чернила.

    Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отражает богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители — любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. 2

    Задание 3


    Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековый период.

    • Сохранение наряду с феодальным укладом элементов рабовладельческого и родо-племенного строя;

    • Устойчивость общинных институтов, препятствующих социальной дифференциации крестьянства;

    • Преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и властью феодалов;

    • Города не имели самостоятельности отличие от Европы и подчинялись феодалам или государям;

    • Происходило возвышение неизвестных ранее народов;

    • Это период господства мировых религий.

    Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там, вплоть до конца XVIII в., был значительно выше, чем на Западе, города по своей численности превосходили европейские.

    В крупных городах Востока развивалось ремесло, достигшее очень высокого для средневековья уровня. Европа покупала на Востоке шелк, фарфор, оружие, пряности, но долгое время она мало что могла предложить взамен.

    Между тем жизнь средневекового Востока была неспокойна. Его политическая карта, особенно со времени появления исламской цивилизации, многократно перекраивалась. Распадались старые империи, и на их месте возникали новые государства. Орды кочевников разрушали древние очаги культуры, ставя под угрозу само существование цивилизации. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от этой опасности, то на Востоке еще долгое время спустя продолжалась борьба с кочевниками.

    Рассмотрим историю каждой цивилизации более подробно.

    КИТАЙ: КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения всех основ. Средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений историки датируют временем от XI до IV в. до н.э., хотя считается, что наилучшие возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение. Формировались феодальные отношения в их своеобразном варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.

    В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551—479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

    Конфуцианство с его идеей гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат. Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом долголетия и устойчивости. Потому что на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практически в неизменном виде.

    Между тем история Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

    Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников росла коррупция, крупные земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной власти. Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники которого требовали смены правящей «плохой» династии.

    Именно в таких условиях – жесточайшего экономического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний – в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуцианская империя, которой правила династия Хань. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы. Ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.

    В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Но, в конце III в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий.

    В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками.

    Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.

    Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X—XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия.

    Во времена правления Сунской династии, Китай пережил новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280-1368). Экономика страны в ходе долгих войн была разрушена, ирригационные сооружения, от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство.

    Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин.

    Минское правительство сумело восстановить экономику страны: было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но, в конце XVI века последовал очередной кризис, закончившийся весьма драматично. В начале XVII в. небольшое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами начали вести вооруженную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Эта династия просуществовала вплоть до начала XX в.

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

    Другой, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Там проявились и черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели.

    Япония - молодая цивилизация. Государственная власть стала складываться лишь к IV—VI вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь — правитель, опиравшийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог.

    Начиная с VI в. Япония, которая только вступила в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться очень высокими темпами, преодолевая ту гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая.

    В 604-605 гг. принц Сетоку-Тайси, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сетоку посылал молодых японцев учиться в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых.

    Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару. Его перемены коснулись структуры административного аппарата, распределения наделов между крестьянами и чиновниками, системы уплаты ренты-налога. В Японии было принято китайское иероглифическое письмо, китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма.

    Но не смотря на то, что Япония много заимствовала из других стран, в частности Китая, она не потеряла свою оригинальность. Элементы китайской цивилизации, которые были перенесены на острова, существенно трансформировались и давали другие результаты.

    С XVI в. Япония превратилась в одну из самых закрытых и изолированных цивилизаций. Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, которые были пригодны для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев — исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось, но с небольшими ограничениями вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но, даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур. Ученая элита Японии пользовалась плодами западной культуры и только в XIX веке, смогла применить их для преобразования своей страны.

    В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций — способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества.

    ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Исламская цивилизация, как и японская, — одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия.

    Большая часть Аравийского полуострова представляет собой пустыню. Лишь только по побережью простираются плодородные земли. Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности.

    Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова - кочевников-бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали (за определенную плату) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей.

    Таким образом, к VII в. Аравия в культурном и социально-экономическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Появление новой религии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль.

    Почти одновременно с распространением ислама начала складываться арабская цивилизация. Но, огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, оказалась не слишком прочным образованием. Только что созданная государственность не обладала силой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономическом и культурном отношении регионы. Централизованная власть ослаблялась борьбой различных группировок за политическое первенство.

    К IX в. правители наместничеств - эмиры - превратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Политическая карта Ближнего Востока без конца менялась. Халифы продолжали существовать, но в действительности сохраняли в основном лишь духовную власть.

    Со временем на месте распавшегося халифата появились и более крупные и мощные государственные образования. В XVI в. было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Преемницей Арабского халифата считала себя могущественная Османская империя, которая продолжала вести завоевательную политику и являлась серьезной угрозой европейским странам вплоть до XIX в.3

    Задание 4


    Характеристика Африканских цивилизаций в Древнее время и Средневековье.

    История народов Африки уходит в глубокую древность. На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций — древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники. Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.

    Начиная с III в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В VIII в. до н. э. — IV в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название “Африка” появилось в конце IV в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену провинцию Африка. После чего и сам материк начали называть Африкой.

    Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров. В 533—534 гг. её завоевали византийцы. В VII в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.

    В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением торговли между городами в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа.

    Письменные источники о первом из них, государстве Гана, появляются в VIII в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к IV в. Ее расцвет относится к VIII—XI вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота, она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко — альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.

    В XIV в. огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао. Там жил народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов и все таки династические распри привели к его упадку.

    Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгаи, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине XVI в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество. В конце XVI в. его захватили марокканцы.

    В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Ка́нем и Бо́рну (IX—XVIII вв.). Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля.

    Мероэ и Аксум — наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между IV в. до н. э. и VI в. н. э. Царства Куш и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум — на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества. До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских. Перенос столицы из Напаты в Мероэ был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.

    Период расцвета Мероэ охватывает III в. до н. э. — I в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники — пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной — мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.

    Государственная религия следовала египетским образцам, боги египтян — были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность, алфавит содержал 23 буквы, до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине IV в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.

    Аксум — предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет — к IV—VI вв. В IV в. государственной религией стало христианство. По всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие.

    Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила.

    В VII в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с VIII по XIII в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр. Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов, так же получают развитие барщина и натуральные поставки.

    Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории, переводятся труды коптов (по истории христианства, всемирной истории. В XV в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале XVI в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.

    В XVI в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в XIX в.

    На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, такими как, Передняя Азия и Индия. Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру.

    Начиная с X в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце XV в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки. Начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. Арабские источники X в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве наиболее известна в период государства Мономотапа. Крах империи Мономотапы наступил в конце XVII в. в связи с расширением португальской работорговли.

    В средние века на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба — Ифе, Ойо, Бенин. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В XVI—XVIII вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце XVIII в.

    Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в XII-XIII вв.

    В бассейне реки Конго в XIII—XVI вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго. Однако с приходом в XVI в. португальцев их развитие было также прервано.

    Мадагаскар в I—X вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов. Население острова состояло из нескольких этнических групп — мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина.

    Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки. Проникновение европейцев в конце XV в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.4

    Задание 5


    Составьте ТОП-10 памятников культуры Древнего Востока и Древнего Египта. Составьте описание одного из них. Ответьте, почему Вы выбрали данный объект культуры и оцените его значение и вклад в развитие мировой цивилизации.

    1. Пирамиды в Гизе

    2. Древний город Петра

    3. Статуя Рамзеса II

    4. Ворота Иштар

    5. Храм Балла в Пальмире

    6. Сфинкс

    7. Розеттский камень

    8. Храм Хатшепсут

    9. Ур Халдейский

    10. Карнакский храм

    Из всех памятников культуры, я выбираю пирамиды в Гизе.

    П ирамиды в Гизе – это комплекс древних памятников на плато Гиза в пригороде Каира, столица Египта. В состав этого комплекса входит самая крупная пирамида – пирамида Хеопса. Так же сюда входят и другие пирамиды: пирамида Хефрена, пирамида Мекерина, большой Сфинкс и многое другое. Ниже предоставляю список всех памятников и их расположение.

    Они были построены во времена египетских фараонов IV династии, которая правила в древнем государстве в 2639-2506 годах до нашей эры. Рядом с огромными сооружениями находятся маленькие храмы и пирамиды, в которых похоронены жёны фараонов, их чиновники и жрецы.

    Я выбрала комплекс этого памятника, потому что меня привлекли интересные факты о этом памятнике. Например, некоторые ученые утверждают, что сооружения на плато Гиза идеально гармонируют друг с другом: высота, угол наклона, их расположение. Но из всех интересных фактов, меня заинтересовал один астрономический факт.

    В 1980-х годах бельгийский инженер и египтолог-любитель Роберт Боваль решил, что, якобы, три самые крупные пирамиды Гизы расположены точно в соответствии с тремя яркими звёздами в поясе созвездия Ориона. Некоторые считают, что даже размеры пирамид совпадают в соотношении с размерами этих звёзд. Почему же именно созвездие Ориона, потому что древние египтяне считали, что туда отправлялись души умерших фараонов.

    Интересный факт, не правда ли. Не уже ли древние египтяне обладали знаниями о космосе и как он могли рассчитать все эти значения для построения пирамид. 5

    Список использованной литературы


    1. История мировых цивилизаций : учеб.пособие / под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С. Паниотовой. – Москва: КноРус, 2012. - 464 с.

    2. Васильев, Л. С. История Востока : учебник : В 2 т. / Л. С. Васильев – Москва, 2008

    3. Всемирная история в датах и событиях : пер. с фр. - Москва : Радуга, 2002. - 631 с

    4. Захарова, Л. Л. История мировых цивилизаций: учеб.пособие / Л. Л. Захарова. Томск : Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 146 c.

    5. История мировых цивилизаций : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Харин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 392 стр.

    6. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.:Феникс, 2012.

    7. Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.

    8. Электронный ресурс: сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/

    9. Всемирная история : энциклопедия / под общ. ред. В. М. Макаревича [и др.]. - Москва : Большая Рос.энцикл., 2003. - 672 с.



    1 Всемирная история в датах и событиях. - М: Радуга, 2002. [стр. 19-33.]

    История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.:Феникс, 2012. [стр. 50-55.]

    Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.- Т.1. [стр. 62-132.]


    2 Захарова, Л. Л. История мировых цивилизаций: учеб.пособие / Л. Л. Захарова. Томск : Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 146 c. [стр. 35-46.]

    История мировых цивилизаций : учеб.пособие / под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С. Паниотовой. – Москва: КноРус, 2012. - 464 с. [стр. 40-48].


    3 История мировых цивилизаций : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Харин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 392 с [стр. 49-63, 129-137.]

    История мировых цивилизаций : учебное пособие / коллектив авторов ; под науч. ред. Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. — 4-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 480 с. [стр. 414-429]

    4 История мировых цивилизаций : учебное пособие / коллектив авторов ; под науч. ред. Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. — 4-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 480 с. [стр. 466-475]

    5 Сайт Википедия

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%93%D0%B8%D0%B7%D1%8B

    https://klikabol.com/2018/12/10-samyh-lyubopytnyh-faktov-o-egipetskih-piramidah-i-svyazannyh-s-nimi-taynah.html



    написать администратору сайта