мұғалімдерге арналған нұсқаулық. ландшафт дизайн. План исследований
Скачать 3.44 Mb.
|
Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ Введение…………………………………………………………………………………...…..…2 1. Ландшафтный дизайн как садовое искусство……………………………………………….3 2. Законы и приемы ландшафтного дизайна ………………………………………...………...5 2.1 Композиция…………………………………………………………………………..5 2.2 Перспектива…………………………………………………………………………..5 2.3 Цвет…………………………………………………………………………………...7 2.4 Основные понятия о планировке участка…………………………………………..8 3. Ландшафтный дизайн приусадебного участка…………………………………………….10 Заключение………………………………………………………………………………….......11 Список литературы……………………………………………………………………………..12 Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская ВВЕДЕНИЕ Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат — проект. Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура» — тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности. Ландшафтный дизайн - это сфера деятельности, направленная на формирование комфортной архитектурной среды с использованием средств озеленения, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, декоративного покрытия, элементов освещения. Основной задачей ландшафтного дизайна является создание комфортной среды для жизнедеятельности человека по экологическим, функциональным и эстетическим показателям. Целью нашей работы явилось эстетическое оформление и создание зоны отдыха на приусадебном участке. Задачи: - изучить законы и приемы ландшафтного дизайна; - составить схемы оформления приусадебного участка; - воплотить часть проекта в жизнь. Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская 1.ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН КАК САДОВОЕ ИСКУССТВО Начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, "замки", "крепости", "дворцы" или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. [1] Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками. Ренессансные сады напоминали "зеленые кабинеты", в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие "кабинеты" декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями. Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок. Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга, постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать "вещицизм" и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе. XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие. Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре, доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности – вот отличительная черта Фэн-Шуй. Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены. Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская 2. ЗАКОНЫ И ПРИЕМЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА 2.1 Композиция Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта. При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень). Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность. Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. 2.2 Перспектива Данным термином именуют зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Законы этого явления были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения. Описываемое явление имеет два типа. Различают перспективу линейную и воздушную. И в природе, и на картине мы замечаем, как сходятся на горизонте уходящие от нас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Это один из ключевых моментов гармонии пространства. Воздушная перспектива – это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Подобный эффект менее заметен в обычной жизни. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой. В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства – это реальность, и использование законов (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности окраски и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения. Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предлагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если она проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, отбивающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для нее основным принципом явится то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец. Перспектива – это настойчивый направляющий магнит для глаза. Она может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.[2] Перспектива обрамляется тремя плоскостями – верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости – «стены» – могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев или забором. Плоскость или плоскости основания – «пол сада» – могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью – «потолком» служит небо или полог листвы раскидистых деревьев. Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. 2.3 Цвет В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, небо, в том числе и отраженное в воде, и, конечно, окраска дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы на участке не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок. При выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли, в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход, не желателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Окраска потолка должна напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого оттенка до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов. Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной тон. Все остальные оттенки по отношению к основному будут его «сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами». При такой схеме можно ощутить связную органичную систему окраски, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы. В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений: - любая окраска на фоне контрастного воспринимается более насыщенной, сочетание контрастных оттенков позволяет повысить общую насыщенность рисунков; - при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе они располагаются в цветовом круге; - контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности. Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности). 2.4 Основные понятия о планировке участка Правильная планировка – это одна из самых важных задач, которая стоит перед владельцем. К ее решению следует подходить с большим вниманием и никогда не решать наспех. И независимо от того, садовый это участок или приусадебный, к решению формирования ландшафта и его дизайна следует подходить всесторонне.[3] Прежде всего, это правильная расстановка на нем зданий и сооружений, разделение участка на отдельные зоны, учитывающие интересы каждого члена семьи. Начинают планировку на чистом листе бумаги, на котором следует обозначить направление сторон света и условные границы владения. Это поможет определиться с направлением солнечного света, доминирующими ветрами и другими природными явлениями. Почему так важно учитывать направление небесных светил? Дело в том, что в течение суток направление солнечных лучей меняется, и вместе с ними передвигаются тени от зданий и деревьев. Это обстоятельство должно учитываться при расположении площадок для отдыха, выборе места посадки растений с разной восприимчивостью солнечной энергии. Ведь одни растения любят солнечный свет, а другие прекрасно себя чувствуют в тени, и от этого зависит их цветение и плодоносящие возможности. При правильной планировке всем им можно будет выбрать место для благоприятного развития и размножения. Прежде чем изобразить что-либо на чистом листе бумаги, нужно мысленно представить себе будущий участок, со всеми его строениями и растениями. Это избавит от возможных доделок и переделок, которые порой могут стоить больших материальных и физических затрат. Лучше сделать несколько эскизов, выбрав из них наиболее подходящий. Некоторые предпочитают сделать сад таким, чтобы, глядя на него, нельзя было сказать, что он создан руками человека. Другим нравится строгая разбивка участка и благоустройство с прямыми дорожками, покрытыми естественными или искусственными камнями, т.е. так называемая регулярная планировка. Это дело вкуса. Главное – планировка должна учитывать способы удобного ведения хозяйства, правильную организацию отдыха всех членов семьи, противопожарные меры и беспрепятственный подъезд транспорта. И все это следует выполнить с минимальными физическими и материальными затратами. При разработке планировки нужно не только заботиться об отдельных уютных уголках. Важно чтобы они были объединены в единый стиль, превращая участок в настоящий оазис, создавая одно гармоничное целое. Места для отдыха в саду выбирают так, чтобы они отвечали своему назначению и их можно было бы использовать в любую погоду. В прохладные дни самое хорошее место для отдыха то, которое расположено на солнечной стороне и защищено от ветра. В жару обычно стараются отдыхать в тени, а когда идет дождь, прячутся от него на крытой террасе или в беседке. При этом стремятся еще к тому, чтобы все вокруг места отдыха отвечало требованиям эстетики, чтобы перед глазами был всегда красивый вид. В тихой зоне сада или приусадебного парка среди зелени и цветов, как правило, устанавливают беседки. Хорошо, когда беседку закрывает от господствующих ветров склон холма или фоны деревьев, а рядом оборудована игровая площадки или небольшой водоем. Окружать беседку может хвойный или каменистый участок, розарий или моносад, дикорастущие и плодовые кустарники. Для этого садоводами выращиваются специальные зеленые зоны, клумбы непрерывного цветения и даже японские и китайские сады, начавшие в последние годы входить в моду. В этом случае беседку размещают таким образом, чтобы со стороны входа было открытое пространство. Важно чтобы в зону отдыха не проникал посторонний шум, пыль и выхлопные газы от проезжающих автомобилей. Поэтому от дорог общего пользования беседку отгораживают живой изгородью, дополненной перголой с вьющимися растениями. Размещение мест отдыха, разумеется, зависит от расположения самого дома на участке. Место отдыха, находящееся на одном уровне с домом, обеспечивает наилучшую связь между жильем и садовым ландшафтом. На холмистом участке существует две возможности: или соорудить беседку на уровне нижних этажей дома или же построить лестницу, по которой можно будет спуститься или подняться к месту отдыха, находящемуся на уровне сада.[3] Если на участке есть парковая зона или его границы примыкают к лесному массиву, то беседку следует размещать именно в этом месте. Вариантов расположения беседок и других элементов оформления множество. Поэтому планировку малого сада в целом должна отличать лаконичность – простота приемов, естественность, но даже при самых минимальных размерах владения важно обеспечить удобство использования территории. С этой целью нужно продумать зонирование садового участка, выделив несколько функциональных зон. Условно их называют так: входная, производственная, хозяйственная и зона отдыха. Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская 3. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ПРИУСАДЕБНОГО УЧАСТКА Приусадебный участок был разбит на две основные зоны: зона тихого отдыха и зона декоративного сада с водоемом. Дизайн участка разработан в деревенском стиле. Зона тихого отдыха С западной стороны участка расположена зона тихого отдыха. Она состоит их скамьи и декоративного навеса оплетенного вьющимися растениями. Зона декоративного сада С восточной стороны участка расположилась зона декоративного сада. Она состоит из декоративного пруда естественной формы. Далее в приложениях будут приведены схемы по планированию приусадебного участка.( Смотреть Приложение) Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своей работе я сформировала комфортную среду, характеризующейся обеспечению благоприятных условий для произрастания растений. Решение эстетических задач направленое на создание гармоничной среды с использованием растений и водоемов, оказывающей положительное эмоциональное воздействие на человека. Растительность благотворно влияет на температурный режим и влажность воздуха, уменьшает шум. Растения оказывают огромное значение на психологическое и эмоциональное состояние человека. Декоративные свойства растений - разнообразие форм и фактуры - создали широкие возможности для создания современных объектов ландшафтного дизайна. Эти задачи я решила при проектировании объекта ландшафтного дизайна приусадебного участка. Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бриджуотер А., Бриджуотер Дж. – «Ландшафтный дизайн» - Изд.:Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2010 год Длоухи Богдан –«Как правильно обустроить свой сад» - Изд: Мир и образование, 2013 год http://www.bibliofond.ru Еременко Анастасия Евгеньевна Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская МБОУ СОШ №10 имени А.С.Пушкина, 5 класс «Ландшафтный дизайн приусадебного участка». Научный руководитель: Евдокимова Екатерина Алексеевна учитель географии, МБОУ СОШ №10ст. Медведовская ПРИЛОЖЕНИЯ Участок до оформления Изображение водоема Водные лилии Декоративные злаковые Декоративная растительность Декоративна верба Можжевельник Речной галечник для фонтана Планируемый фонтан с 2-мя порогами Место для отдыха (патио) Декоративная растительность |