Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория познания Платона.

  • Тимократия

  • даосизм. философия платон и даосизм. Платон (429347 до н э.)


    Скачать 17.5 Kb.
    НазваниеПлатон (429347 до н э.)
    Анкордаосизм
    Дата30.04.2022
    Размер17.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия платон и даосизм.docx
    ТипЗадача
    #505792

    Платон (429—347 до н.э.). В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей».
    Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала 1000 лет.

    Два мира:
    Первый — мир идей (эйдос) — действительный, постоянный, совершенный.
    Второй — мир вещей — изменчивый.

    «Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные» знания теней, т.е. житейский опыт и не более.

    Подобно тому, как чувственное восприятие имеет своим объектом чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет — идея (эйдос — вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и реальный.

    Материя у Платона — первичный материал, из которого делаются, неким удивительным способом все существующие вещи. Материя — это возможность, а не действительность. Она может принять любую форму, т. к. неопределенна.

    Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.

    Теория познания Платона.
    Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т. к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
    Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира — поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
    Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу. (Диалог «Тимей»).
    Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа.
    Душа состоит из трех частей:
    1. Разумной.
    2. Пылкой (волевой).
    3. Вожделеющей.

    Отрицательные типы государств:
    1. Тимократия — власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
    2. Олигархия — господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
    3. Демократия — все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
    4. Тирания — вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в воине нужны войны.
    Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное — справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение.
    Доблести в идеальном государстве:
    1. Мудрость.
    2. Мужество.
    3. Сдерживающая мера.
    4. Справедливость.

    Даосизм

    1. Древнекитайская идея дао.
    В Древнем Китае было распространено поклонение явлениям природы. Круговорот в природе и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) — Тянь. Цель, своей религии китайцы определили как сохранение естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях. Причиной всякого рода бедствий служит нарушение гармонии между людьми и природой. Слово даосизм происходит от китайского «дао». Его можно перевести словом «путь», «главное движение всего естественного в мире».

    2. Противоположные принципы инь и ян.
    Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной силы, которая управляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных источниках энергии инь и янь. В то время как инь олицетворяло женское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, ян — деятельность, жизнь и изобилие. Взаимодействие этих двух начал — источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерево преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь. Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни людей. Поэтому еще до появления учения Дао-цзы в Китае были философы, которые, отвергая цивилизацию, хотели жить по законам природы.

    3. Учение Лао-Цзы
    Нет абсолютной уверенности в исторической подлинности существования Лао-Цзы, которого считают основоположником даосизма. Имя его означает «старый философ».Но если такой человек жил, то его рождение можно отнести примерно ко времени между 604 и 570 г. до н. э.
    Учение даосизма содержится в книге «Дао дэ цзин» и состоит из двух аспектов: политического и философского.
    В политике, чем меньше правительство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Об этом повествует также и легенда о жизни самого Лао-Цзы, Главным в существовании человека Лао-Цзы считал философскую сторону его бытия.
    Философия Лао-Цзы принимает принципы дао, инь и ян и, исходя из них, строит философию жизни человека.
    Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую и непобедимую силу, на основе которой существует и движется все в мире, и человек должен согласовывать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб, животных, живет согласно дао, то и для человека не существует причины не жить в гармонии с этим «путем всех вещей» и позволить естественным принципам инь и ян свободно оперировать его жизнью.
    Такой подход Лао-Цзы назвал увэй (бездеятельность и неактивная жизнь) и видел причину бед человечества в пренебрежении силой дао, в старании улучшить ее, или в активном сопротивлении ей. Все, говорится в даосизме, должно происходить естественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не нужно управлять.
    Если все люди будут следовать дао и откажутся от стремления улучшить естественный ход развития с помощью создаваемых ими законов, в мире наступит гармония человеческих отношений.
    Сила добра (дэ), являясь составляющей увэй. препятствует рождению гнева и честолюбия, не допускает непрошеного вмешательства в чужую жизнь. Насильственное же воздержание от проявления человеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных последствий. В монистической системе Лао-Цзы нет места для Бога-Творца, воплощенного в личность, которому нужно молиться и от которого можно ожидать ответа. Человек должен сам решать свои проблемы и спасать себя от бед. Первоначальный даосизм мало отличается от пантеизма, но ему не чужд и атеизм. Смерть — столь же естественное явление, как и рождение. В смерти человек переходит лишь в другую форму существования дао. В конце концов тот же дао, который создал гармонию из хаоса, может снова привести Вселенную в состояние хаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься как нежеланное. Путь дао, по Лао-Цзы,— единственно правильный путь, открытый человеку.

    4. Принципы акупунктуры и акупрессуры.
    Согласно учению Лао-Цзы, человек должен быть пассивным и никоим образом, не мешать действию дао. Словно в нарушение этого главного постулата даосизма древнекитайская идея дао легла в основу создания метода лечения, который получил название акупунктуры (иглоукалывания) и акупрессуры (надавливание на определенные места тела). В этом методе дао проявляется как универсальная энергия ци, воплощающая собой жизнь, неотделимую от тела, единое материальное начало всего живого. В понятии субстанции ци, которая, как говорится, течет сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основы китайской медицины. Считается, что ни вдыхается вместе с воздухом, воспринимается с пищей и питьем. Войдя в тело, она проникает в сеть двенадцати невидимых каналов, называемых меридианами, каждый из которых связан с особым органом, например, с сердцем, мочевым пузырем и т. д.) и разделяет полярность иньи ян этого органа.


    написать администратору сайта