Главная страница
Навигация по странице:

  • Лабдака сына, внука Полидора, Чей дед был Агенор и Кадм – отец 2

  • Тиресий Все сбудется, хотя бы я молчал. Эдип Тем более ты мне сказать обязан.

  • Тиресий Уже избег: я правдою силен. Эдип За эту речь не ожидаешь кары Тиресий

  • Глаз никто не поражал мне, – Сам глаза я поразил.

  • Задания по Софоклу. Поэтика трагедии Софокла Эдипцарь


    Скачать 20.78 Kb.
    НазваниеПоэтика трагедии Софокла Эдипцарь
    Дата18.10.2022
    Размер20.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания по Софоклу.docx
    ТипДокументы
    #740256

    Поэтика трагедии Софокла «Эдип-царь»

    Выполните задания.

    Задание 1

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место фрагмент занимает в структуре произведения? Какова характеристика главного героя в этом фрагменте? Сформулируйте на ее основании характеристику нормативного героя в трагедиях Софокла, используйте и другие части трагедии, необходимые для этого.
    Наш город, сам ты видишь, потрясен

    Ужасной бурей и главы не в силах

    Из бездны волн кровавых приподнять.

    Зачахли в почве молодые всходы,

    Зачах и скот; и дети умирают

    В утробах матерей. Бог-огненосец –

    Смертельный мор – постиг и мучит город.

    Пустеет Кадмов дом, Аид же мрачный

    Опять тоской и воплями богат.

    С бессмертными тебя я не равняю, –

    Как и они, прибегшие к тебе, –

    Но первым человеком в бедах жизни,

    Считаю и в общении с богами.

    Явившись в Фивы, ты избавил нас

    От дани той безжалостной вещунье,

    Хоть ничего о нас не знал и не был

    Никем наставлен; но, ведомый богом,

    Вернул нам жизнь, – таков всеобщий глас1.

    Пер. С. Шервинского
    Задание 2

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Чей это монолог? Какое место фрагмент занимает в структуре произведения? Какова характеристика главного героя в этом фрагменте? Найдите в данном отрывке примеры трагической иронии. Какую роль играет этот прием в перипетии трагедии «Эдип-царь»?

    Повторите фиванский цикл мифов и дайте характеристику героям, перечисленным в выделенных строках.
    Дальнейшую мою узнайте волю:

    Приказываю, кто бы ни был он,

    Убийца тот, в стране, где я у власти,

    Под кров свой не вводить его и с ним

    Не говорить. К молениям и жертвам

    Не допускать его, ни к омовеньям, –

    Но гнать его из дома, ибо он –

    Виновник скверны, поразившей город.

    Так Аполлон нам ныне провещал.

    И вот теперь я – и поборник бога,

    И мститель за умершего царя.

    Я проклинаю тайного убийцу, –

    Один ли скрылся, много ль было их, –

    Презренной жизнью пусть живет презренный!

    Клянусь, что если с моего согласья

    Как гость он принят в доме у меня,

    Пусть первый я подвергнусь наказанью.

    Вам надлежит исполнить мой приказ,

    Мне угождая, богу и стране,

    Бесплодью обреченной гневным небом.

    Но если б даже не было вещанья,

    Вам очищенье все же подобало б,

    Затем, что славный муж и царь погиб.

    Итак, начните розыски! Поскольку

    Я принял Лая царственную власть,

    Наследовал и ложе и супругу,

    То и детей его – не будь потомством

    Он обделен – я мог бы воспитать…

    Бездетного его беда настигла.

    Так вместо них я за него вступлюсь,

    Как за отца, и приложу все силы,

    Чтоб отыскать и захватить убийцу

    Лабдака сына, внука Полидора,

    Чей дед был Агенор и Кадм – отец2.

    Пер. С. Шервинского

    Задание 3

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место данный диалог занимает в структуре произведения?

    Как называется драматический прием, используемый в выделенных строках? Какую функцию он выполняет? Найдите другие примеры этого приема в трагедии «Царь Эдип» и определите его функцию.

    Найдите слова, имеющие для зрителей трагедии более ясный смысл, чем для ее героев. Выделите в этом диалоге мотивный комплекс, лежащий в основе конфликта трагедии.

    Какие существуют противоположные точки зрения на свойства характера Эдипа и его вину в трагедии «Царь Эдип»? Сформулируйте на основе данного диалога аргументы оппонентов. Какая точка зрения представляется вам более обоснованной в контексте этого отрывка и всей трагедии?

    Хор

    Бессмертных ради, – зная, не таись,

    К твоим ногам с мольбою припадаем.

    Тиресий

    Безумные! Вовек я не открою,

    Что у меня в душе… твоей беды…

    Эдип

    Как? Знаешь – и не скажешь? Нас предать

    Замыслил ты и погубить свой город?

    Тиресий

    Себя терзать не стану, ни тебя.

    К чему попрек? Я не скажу ни слова.

    Эдип

    Негодный из негодных! Ты и камень

    Разгневаешь! Заговоришь иль нет?

    Иль будешь вновь упорствовать бездушно?

    Тиресий

    Меня коришь, а нрава своего

    Не замечаешь – все меня поносишь…

    Эдип

    Но кто бы не разгневался, услышав,

    Как ты сейчас наш город оскорбил!

    Тиресий

    Все сбудется, хотя бы я молчал.

    Эдип

    Тем более ты мне сказать обязан.

    Тиресий

    Ни звука не прибавлю. Волен ты

    Пылать теперь хоть самым ярым гневом.

    Эдип

    Я гневаюсь – и выскажу открыто,

    Что думаю. Узнай: я полагаю,

    Что ты замешан в деле, ты – участник,

    Хоть рук не приложил, а будь ты зряч,

    Сказал бы я, что ты и есть убийца.

    Тиресий

    Вот как? А я тебе повелеваю

    Твой приговор исполнить – над собой,

    И ни меня, ни их не трогать, ибо

    Страны безбожный осквернитель – ты!

    Эдип

    Такое слово ты изверг бесстыдно?

    И думаешь возмездья избежать?

    Тиресий

    Уже избег: я правдою силен.

    Эдип

    За эту речь не ожидаешь кары?

    Тиресий

    Нет, – если в мире есть хоть доля правды.

    Эдип

    Да, в мире, не в тебе – ты правде чужд:

    В тебе угас и слух, и взор, и разум.

    Тиресий

    Несчастный, чем меня ты попрекаешь,

    Тем скоро всякий попрекнет тебя.

    Эдип

    Питомец вечной ночи, никому,

    Кто видит день, – и мне, - не повредишь!

    Тиресий

    Да, рок твой – пасть не от моей руки:

    И без меня все Аполлон исполнит.

    Эдип

    То умысел Креонта или твой?

    Тиресий

    Нет, не Креонт, а сам себе ты враг3.

    Пер. С. Шервинского

    Задание 4

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место данный диалог занимает в перипетии трагедии? Почему перипетию трагедии «Царь Эдип» Аристотель считал образцовой? Аргументируйте свой ответ, используя данный фрагмент и другие части трагедии.

    Каковы традиционные функции Вестника в аттической трагедии? В чем особенность этого персонажа в трагедии «Царь Эдип»?
    Вестник

    Могу ль от вас узнать, о чужестранцы,

    Где здесь царя Эдипа дом? А лучше

    Скажите, где находится он сам.

    Хор

    Вот дом его; он сам – внутри, о гость.

    А вот – царица, мать его детей.

    Вестник

    Будь счастлива всегда и весь твой дом,

    Царя благословенная супруга!

    Иокаста

    Прими в ответ благое пожеланье –

    Его ты заслужил своим приветом.

    Но с просьбой или с вестью прибыл ты?

    Вестник

    Обрадую и дом твой, и супруга.

    Иокаста

    Что разумеешь? Кто прислал тебя?

    Вестник

    Я – из Коринфа. Весть моя, пожалуй,

    И радость принесет тебе, и скорбь.

    Иокаста

    Что за слова? В чем их двойная сила?

    Вестник

    Коринфяне хотят Эдипа сделать

    Правителем. Таков их приговор.

    Иокаста

    Как? Разве власть уж не в руках Полиба?

    Вестник

    Недавно смерть свела его в могилу.

    Иокаста

    Что говоришь? Полиб скончался?

    Вестник

    Если

    Сказал я ложь, то сам достоин смерти.

    Иокаста

    Служанка, поскорее в дом беги,

    Зови царя… Где вы, богов вещанья?

    Боялся царь Эдип его убить –

    И прочь бежал; Полиб же сам скончался,

    Как рок велел, не от его руки4.

    Пер. С. Шервинского

    Задание 5

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место данный диалог занимает в перипетии трагедии? В чем функции персонажа, о котором идет речь в диалоге? Как изменились цели расследования Эдипа по сравнению с прологом и первым эписодием? Почему Иокаста препятствует расследованию? Какая черта нормативного героя проявляется в этом диалоге?

    Найдите в этом отрывке стихомифию. В чем ее функции в аттической трагедии? Приведите другие примеры стихомифии в трагедии «Царь Эдип»
    Эдип

    Из вас кому-нибудь известен, старцы,

    Пастух, помянутый сейчас гонцом?

    Кто с ним встречался здесь иль на лугах,

    Ответьте! Срок настал всему раскрыться.

    Хор

    Он, думаю, не тот ли поселянин,

    Которого увидеть ты желал?..

    Но разъяснит всех лучше Иокаста.

    Эдип

    Жена, гонцом помянутый пастух –

    Не тот ли, за которым мы послали?

    Иокаста

    Не все ль равно? О, полно, не тревожься

    И слов пустых не слушай… позабудь…

    Эдип

    Не может быть, чтоб, нить держа такую,

    Я не раскрыл рожденья своего.

    Иокаста

    Коль жизнь тебе мила, молю богами,

    Не спрашивай… Моей довольно муки!

    Эдип

    Мужайся! Будь я трижды сын рабыни,

    От этого не станешь ты незнатной.

    Иокаста

    Послушайся, молю… О, воздержись!

    Эдип

    Не убедишь меня. Я все узнаю.

    Иокаста

    Тебе добра хочу… Совет – благой…

    Эдип

    Благие мне советы надоели.

    Иокаста

    Несчастный! О, не узнавай, кто ты!

    Эдип

    Ступайте, приведите пастуха, –

    Пусть знатностью своей одна кичится.

    Иокаста

    Увы, злосчастный! Только это слово

    Скажу тебе – и замолчу навек5.

    Пер. С. Шервинского
    Задание 6

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Как называется такая совместная вокальная партия героя и хора? В какой еще части трагедии «Царь Эдип» есть такая вокальная партия? Объясните строфическое членение партий хора в аттической трагедии (строфа, антистрофа, эпод).

    Как характеризуют нормативного героя выделенные строки?

    Как объясняет Эдип самоослепление? Используйте для ответа также монолог Эдипа, следующий за этой вокальной партией. В чем функция самоослепления в трагедии?
    Хор

    О страшное свершивший! Как дерзнул

    Ты очи погасить? Внушили боги?
    Эдип

    Строфа 2

    Аполлоново веленье,

    Аполлон решил, родные!

    Завершил мои он беды!

    Глаз никто не поражал мне, –

    Сам глаза я поразил.

    Горе, горе… На что мне и очи теперь,

    Коль ничто усладить их не может?

    Хор

    Свершилось все, как ты предрек.

    Эдип

    На что смотреть мне ныне?

    Кого любить?

    Кого дарить приветствием?

    Слушать кого с умилением?

    Прочь поскорее отсюда

    Вы уведите меня,

    Скройте постыдную скверну!

    Я трижды проклят меж людей. Бессмертным

    Всех ненавистней я!

    Хор

    Ты, чья судьба и дух равно печальны,

    Тебя мне лучше вовсе б не встречать!

    Эдип

    Антистрофа 2

    Пропади на веки вечные,

    Кто с моих ступней младенческих

    Снял ремней тугие путы

    И меня от мук избавил,

    Не на радость мне, увы!

    А умри я тогда, ни родные, ни я

    Не узнали б столь горького горя!

    Хор

    Так лучше было бы, ты прав.

    Эдип

    Сюда я не пришел бы

    Убить отца,

    Не стал бы мужем матери.

    Ныне богами отвергнутый,

    Я, порожденье преступницы,

    Ложе ее унаследовал –

    То, что меня породило.

    О, если в мире есть беда всем бедам,

    Ее вкусил Эдип!..

    Хор

    Хвалить ли мне поступок твой – не знаю…

    Но лучше не родиться, чем ослепнуть…6



    1 Софокл. Трагедии: Пер. с древнегреч. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – с. 22.

    2 Там же. – с. 32–33.

    3 Там же. – с. 36-38.

    4 Там же. – с. 69–70.

    5 Там же. – с. 77–78.

    6 Там же. – с. 95–96.


    написать администратору сайта