Принципы разработки графического интерфейса прикладных приложений. Принципы разработки графического интерфейса прикладных приложени. Пользовательский интерфейс
Скачать 47.49 Kb.
|
Принципы разработки графического интерфейса прикладных приложений" Пользовательский интерфейс – это совокупность правил взаимодействия пользователя с программой или вычислительной системой и средств, реализующих это взаимодействие. В информационных технологиях конечного пользователя важное значение имеет пользовательский интерфейс – совокупность элементов, позволяющих пользователю управлять работой программы или вычислительной системы и получать требуемые результаты. Фактически, пользовательский интерфейс — это канал, по которому осуществляется взаимодействие пользователя и программы. Пользовательский интерфейс реализует работу человека на персональном компьютере посредством элементов взаимодействия. Согласно общепринятой классификации, существующие на практике интерфейсы можно разделить на следующие виды: командный интерфейс; графический интерфейс SILK-интерфейс. 1. Командный интерфейс. Одним из основных и наиболее старых является интерфейс командной строки. Командный (командно-строчный) интерфейс получил наибольшее развитие во времена расцвета больших многопользовательских систем с алфавитно-цифровыми дисплеями. Он характеризуется тем, что пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки, в которую вводятся команды определенного формата, а затем передаются к исполнению. Командный интерфейс повышает эффективность работы профессиональных пользователей, и он до сих пор используется в некоторых приложениях (консольных приложениях). Использо-вание командного интерфейса обусловлено тем, что клавиатура является непревзойденным по скорости средством ввода информации. Конкуренцию клавиатуре в перспективе может составить только голосовой способ ввода. 2. Графический интерфейс пользователя является обязательным компонентом большинства современных программных продуктов, ориентированных на работу конечного пользователя. Основными достоинствами графического интерфейса являются наглядность и интуитивная понятность для пользователя, а также общность интерфейса программ, написанных специально для функционирования в графической среде. Пользователь, научившись работать с одной программой, легко может начать работать и со всеми остальными. Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции мыши и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки. 3. SILK-интерфейс (Speech, Image, Language, Knowledge — речь, образ, язык, знание). В настоящее времяSILK-интерфейс существует лишь как «голосовой» (если не считать биометрических интерфейсов, применяющихся не для управления компьютером, а лишь для идентификации пользователя). Это очень перспективное направление по той причине, что вводить информацию с голоса — самый быстрый и удобный способ. Но его практические реализации пока не стали доминирующими, т.к. качество распознавания устной речи пока далеко от идеала. Принципы проектирования пользовательского интерфейса Создание качественного интерфейса требует значительно большего, чем просто соблюдение некоторых инструкций. Оно предполагает реализацию принципа «интересы пользователя превыше всего» и соответствующую методологию разработки всего программного продукта. Основное достоинство хорошего интерфейса пользователя заключается в том, что пользователь всегда чувствует, что он управляет программным обеспечением, а не программное обеспечение управляет им. Для создания у пользователя такого ощущения «внутренней свободы» интерфейс должен обладать целым рядом свойств, рассмотренных ниже. Элемент взаимодействия — это элемент пользовательского интерфейса, с помощью которого пользователь непосредственно взаимодействует с программой или вычислительной системой. Различают активные и пассивные элементы взаимодействия, представленные Пассивный элемент взаимодействия — это элемент пользовательского интерфейса, через который пользователь не имеет прямого доступа к системным или программным ресурсам, т.е. не может управлять или изменять эти ресурсы напрямую и непосредственно. К пассивным элементам взаимодействия относятся информационные сообщения, подсказки и т.д. Активный элемент взаимодействия - это элемент пользовательского интерфейса, через который пользователь имеет прямой доступ к системным и программным ресурсам с возможностью непосредственного управления и изменения их. К активным элементам взаимодействия относятся команды управления системными настройками и программными ресурсами, средства конфигурации системы, команды работы с файловыми системами. Виртуализация – переход на более высокий уровень абстракции в управлении конкретными конфигурациями вычислительной системы. Высокоуровневое проектирование Схематично работу на данном этапе можно представить, как показано на рисунке. Основной задачей разработки является преобразование потребностей потенциальных пользователей и целей конечного продукта в конкретные требования к контенту и функциональности разрабатываемого продукта. Сценарий пользователя — краткое, простое описание того, как пользователь пытается удовлетворить потребности с помощью разрабатываемого продукта. Представив процедуру, через которую могли бы пройти потенциальные пользователи, можно более точно выработать требования к программному продукту. Сценарии создаются на основе информации, собранной в ходе определения проекта. Обычно в ходе интервью и непосредственного наблюдения за пользователями удается много узнать об их задачах. Цели стабильны и неизменны, задачи же неустойчивы, подвержены изменениям и часто оказываются ненужными в компьютеризованных системах. В процессе разработки сценариев следует находить и вычеркивать задачи, существование которых обусловлено лишь исторической необходимостью. На основе выявленных сценариев работы осуществляется разработка структуры экранов, т. е. определяется количество экранов, функциональность каждого из них, навигационные связи между ними, формируется структура меню и других навигационных элементов. По сути, на этом этапе выделяются отдельные функциональные блоки. Под функциональными блоками будем понимать функцию или группу функций, связанных по назначению или области применения — в случае программы, и группу функций/фрагментов информационного наполнения — в случае сайта. Низкоуровневое проектирование Низкоуровневое проектирование заключается в детальной проработке поставленных задач и в проверке качества разработанных решений. Этапы низкоуровневого проектирования: проектирование основных экранов; юзабилити-тестирование; проектирование второстепенных экранов; финальное юзабилити-тестирование. |