Главная страница
Навигация по странице:

  • // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы V1 междунар. науч.-теорет. конф., г.Минск, 22 апр. 2013 г. / Бел. гос. пед.

  • Политика. Политическая символика как способ политической коммуникации. Политическая символика как способ политической коммуникации


    Скачать 72.09 Kb.
    НазваниеПолитическая символика как способ политической коммуникации
    АнкорПолитика
    Дата15.10.2021
    Размер72.09 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитическая символика как способ политической коммуникации.pdf
    ТипДокументы
    #248396

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КАК СПОСОБ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
    КОММУНИКАЦИИ
    Т.Г.Соловей
    БГУ (Минск)
    Политическая символика является важным структурным элементом общественного сознания и политической культуры. Символ – это знак, служащий условным обозначением какого-либо образа или идеи. Общим для знака и символа является их способность представлять или замещать отличные от себя предметы и отношения. Но знаковость – это лишь одна из характеристик символа. Символ неотделим от его образной структуры и отличается многозначностью, многослойностью своего содержания.
    Символом может стать термин, имя или изображение в том случае, если они обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу.
    Символ – один из способов познания человеком окружающего мира.
    Символы помогают человеку осваивать действительность, получать и передавать информацию, осуществлять формирование и развитие социально-культурного пространства общества. Cимвол представляет собой универсальную форму выражения человеческого бытия в культуре.
    Человека можно понять именно через призму отличительной способности к символическому оформлению мира. Вся человеческая культура есть система символов. Символическими формами являются язык, миф, религия, искусство, наука.
    Политика, как и другие сферы общественной жизни, порождает свой символический мир. Под политической символикой будем понимать символы, существующие и используемые в политической жизни.
    Политическая символика – совокупность символов, воплощающих идеалы, представления и ценности, которые используются политическими субъектами (индивидами, партиями, организациями и институтами) с целью объединения людей и побуждения к политическим действиям.
    Политический символ есть смысловое и образное построение социально- политической действительности. Посредством политической символики происходит интерпретация политической реальности общественным сознанием, обеспечивается идейно-политическая и практическая перестройка политического пространства. Политическая символика
    является неотъемлемой частью политики и связанных с ней идеологий.
    Без символики, вне символики политика как социальный процесс не может состояться [1, с.17].
    Политическая символика представляет собой сложное структурное образование, состоящее из знаковых систем различного рода, вовлеченных в политический процесс. Центральное место среди них занимает национально- государственная символика. Государственные символы – герб, флаг, гимн
    – являются неотъемлемым атрибутом суверенитета, показателем самостоятельности и независимости государства.
    Роль политического символа могут играть памятники архитектуры и скульптуры, произведения других видов искусства, различные значимые предметы и объекты, например, Белый дом в Вашингтоне, Московский
    Кремль, Китайская стена, статуя Свободы в США, колокол мира в Японии и др. Специфическими видами политической символики являются знаки отличия, различия и иерархии (ордена, медали, титулы, регалии), денежные знаки, условно-графические символы (советские серп и молот, всевозможные звезды, кресты и т.п.).
    Большое значение принадлежит также ритуально-процессуальной символике, включающей в себя военные парады, манифестации, партийные съезды, заседания парламентов, инаугурацию президентов и др., а также наглядно-агитационной символике (лозунги, слоганы, плакаты, карикатуры). Символический смысл приобретают политическая топонимика, политический язык, политическая мода. В качестве политических символов могут выступать и люди – видные политические лидеры, главы государств, национальные и легендарные герои (Цезарь,
    Линкольн, Ленин) и даже вымышленные фигуры – Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США и т.п. Различные виды политических символов взаимосвязаны между собой, дополняют и поддерживают друг друга.
    Символы являются цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Символы играют значительную роль в политической жизни общества, выполняя целый ряд социально значимых функций. Являясь знаковой системой, политическая символика служит целям коммуникации, обеспечивает политическое общение членов общества, их взаимопонимание и взаимодействие в рамках политической системы.

    Политическая символика выступает в качестве важного способа и средства массовой политической коммуникации, способствует формированию, хранению и трансляции политической информации в обществе. Символ обладает мощным коммуникативным потенциалом. Он может нести в себе и эффективно доставлять адресату несоизмеримо большее содержание, нежели любой другой знак. Символичная форма политической коммуникации имеет ряд преимуществ: позволяет избежать информационных перегрузок психики и сознания отдельных индивидов и групп, обеспечивает накопление информации во времени
    (кумулятивность).
    Любая символика, выражая обозначаемый предмет или идею, несет определенную информацию. Знакомясь с символами нации и государства, человек получает представления о политике и власти, усваивает накопленный социально-политический опыт, интегрируется в мир властных отношений.
    Символ в чувственно-воспринимаемой форме выражает, сохраняет и транслирует идеалы и ценности, основополагающие для развития и функционирования культуры. В символах воплощаются такие разнообразные политические ценности, как суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, интернационализм, приверженность демократии и т.д. Национально-государственные символы тесно связаны с общественными идеалами. Например, один из основополагающих идеалов Америки - свобода – проявляется в таких символах американской нации, как Декларация независимости, статуя
    Свободы, звездно-полосатый флаг, образы отцов-основателей США и др.
    Представляя и закрепляя основополагающие политические идеалы и ценности, символы способствуют формированию и воспроизводству идентичности нации и государства. Единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики.
    Коммуникативное воздействие политической символики происходит на различных уровнях - когнитивном, аффективном и конативном.
    Политические символы воздействуют не только на разум, но и на эмоционально-бессознательную часть человеческой психики, пробуждая определенные чувства людей. Символы придают политике особый эмоциональный смысл, делают ее более значимой и привлекательной для людей. Символическая политика сплачивает общество, обращаясь к национальным чувствам народа, патриотизму и гражданственности.

    На конативном уровне коммуникации политический символ оказывает влияние на формы социального поведения граждан.
    Политические символы обладают большой мотивирующей и побудительной силой. Они направляют и упорядочивают действия людей, выступают как средство мобилизации и интеграции масс. Достаточно вспомнить символ Родины-Матери, вызвавший сильные патриотические чувства и самоотверженное поведение советских людей во время Великой
    Отечественной войны 1941-1945гг.
    Политические символы являются мощным средством идеологического воздействия, важным фактором политического воспитания и социализации личности. Символы участвуют в процессе становления индивида как субъекта политических отношений, в формировании его убеждений, ценностных ориентаций и установок.
    Вместе с тем, необходимо учитывать, что политические символы могут использоваться определенными политическими силами и политтехнологами в целях манипулирования общественным сознанием, для идеологических спекуляций и провоцирования нужных поведенческих реакций. Предрасположенность символической системы политики к манипуляции общественным сознанием объясняется ее иррациональной, архетипической природой.
    Политическая символика отражает особенности исторического, социально-экономического, культурного развития разных стран и народов.
    Эффективность политической символики как способа коммуникации определяется соответствием символики насущным социальным проблемам, исторической связью символа с культурно-национальной и политической традицией, эмоционально-чувственной насыщенностью и идеологической ценностью символов.
    В настоящее время для постсоветских государств актуальной является проблема социальной трансформации символа, построения нового символического пространства. В переходных обществах идет процесс обновления политической символики, развенчания старых и рождения новых символов. Так, в политическом пространстве Беларуси взаимодействуют модифицированные советские символы и новые национально-демократические формы и ценности [2, с.11]. Выбор символа превращается порой в важную политическую задачу и предмет острой идеологической конфронтации. Белорусское общество находится в сложном поиске символов, которые могли бы в идейно-смысловом плане
    консолидировать народ. Легитимность власти невозможна без признания народом ее основных символов. Демократическое правовое государство, к построению которого стремится Республика Беларусь, должно воспитывать граждан в духе уважения к национально-государственным символам. При этом в условиях всеобщей глобализации возрастает роль символа как способа установления межкультурной коммуникации, способа взаимообогащения национальных культур.
    Посредством символов передаются традиции, подчеркивается связь времен, воспитывается уважительное отношение к истории страны.
    Символика обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политического процесса. Занимая важное место в системе ценностей и политических ориентиров, символы приобретают громадное политико- культурное значение.
    Литература
    1. Мисюров, Д.А.Политика и символы в России /Д.А. Мисюров. – М.:
    МАКС Пресс, 2004. – 144 с.
    2. Роговцов, Д.А. Политическая символика как способ организации политического пространства переходного общества: автореф. дис. …канд. полит. наук: 23.00.02 /Д.А.Роговцов; Белорус. госуд. ун-т. – Минск, 2003. –
    20 с.
    // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы V1
    междунар. науч.-теорет. конф., г.Минск, 22 апр. 2013 г. / Бел. гос. пед.
    ун-т им. М.Танка; редкол. В.В.Тугай (отв. ред.), А.П.Житко,
    Г.А.Космач и др. – Минск: БГПУ, 2013. – С.108-109.


    написать администратору сайта