Главная страница
Навигация по странице:

  • (курс политологии )

  • Часть 1 Учение Цицерона о государстве

  • Часть 2 Основные принципы концепции Цицерона 2.1 Государственный деятель

  • 2.2 Естественное право

  • 2.3 Формулировка законов

  • Список использованной литературы

  • Реферат Цицерон вер2. Политическое учение Цицерона


    Скачать 55.24 Kb.
    НазваниеПолитическое учение Цицерона
    Дата15.06.2019
    Размер55.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Цицерон вер2.docx
    ТипРеферат
    #81740

    Министерство сельского хозяйства РФ

    ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная академия

    ветеринарий медицины»

    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

    (курс политологии)

    Реферат на тему:

    Политическое учение Цицерона

    Работу выполнила:

    Студентка 1-го курса 3 группы ФВМ

    Кнушевицкая София Вадимовна

    Работу проверил:

    Кандидат философских наук

    ст. преп. кафедры организации,

    экономики и управления

    Ветеринарным делом Савинов Р.В.

    Санкт-Петербург

    2019

    Содержание

    Введение 3

    Часть 1. Учение Цицерона о государстве 4

    Часть 2. Основные принципы концепции Цицерона

    2.1 Государственный деятель

    2.2 Естественное право

    2.3 Формулировка законов

    2.4 Рабство

    Заключение 20

    Список использованной литературы 21

    Введение

    Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах». Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате «Об обязанностях») и в многочисленных речах.1 Впервые в истории политической мысли Цицерон дал определение народу, государству, сформулировал важный правовой принцип законности: «Под действие закона должны подпадать все»2, восхвалил добродетели истинного государственного деятеля. Идеальный гражданин, по мнению Цицерона, обязан познавать истины, справедливость, обладать величием духа и благопристойностью. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.

    Основную причину происхождения государства Цицерон видел во врожденной потребности людей жить вместе. Из семьи, как первоначальной ячейки общества, постепенно и естественным путем возникает государство. Причиной образования государства является охрана собственности. Сегодня, когда во всем цивилизованном мире важнейшее значение придается совершенствованию правовых норм и идеалов гражданственности, очень важно исследовать процесс их формирования, в котором немаловажную роль сыграло интеллектуальное творчество Цицерона.

    Часть 1 Учение Цицерона о государстве
    Цицерону принадлежит знаменитое определение государства как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». 3 Это определение имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, в понятие государства включено понятие народа как особой общности людей; во-вторых, народ не отождествляется с «демосом», способным переродиться в «охлос», а рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами; в-третьих, право рассматривается не как «веление государства», «признак государственной власти», а как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.4 Тем самым государство по мению В.С. Нерсесянца « в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок»».5 Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».

    Семья – первоначальная ячейка общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Цицерон отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.6

    Цицерон писал о видах государственного устройства (монархия, аристократия, демократия) и о неизбежности их вырождения: «Все виды государственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь оказывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой толпой». Смешанное государственное устройство – наиболее стабильно и прочно. «Из трех указанных видов государственного устройства, — писал Цицерон, — самым лучшим является царская власть, но царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства. Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа».7

    В трактовке Цицерона образование государства (как и права) происходит не по произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы. Процесс носит божественный характер и основан на справедливости.

    Разум - высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».8

    Как все древнегреческие мыслители, Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам "наилучшей" формы и т.д.

    Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство - царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».9

    Все эти простые формы государства не совершенны, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе - и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой – народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.10

    Согласно Цицерону, основной порок простых форм государства состоит в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.

    Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.11

    Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т.е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, - подчеркивал он, - желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа».12 В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

    Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов - в полномочиях сената, народной власти - в полномочиях народных собраний и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий - с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа»13.

    Нерсесянц пишет, что достоинства государственного устройства Рим по оценке Цицерона – плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима в других государствах формы правления создавали на основе своих законов и установлений отдельные лица (например, Минос - на Крите; Ликург - в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский - в Афинах и т.д.). Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).14

    Очевидно, Цицерон понимал, что восхваляемый им римский смешанный государственный строй скорее в прошлом, чем в настоящем. Известно, что во времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и, вообще, его суждения о государстве, как деле народа, явно расходились с современными ему социально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римской государственности. Нерсесянц считает, что как теоретик и практический политик, находившийся в гуще борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к перегруппировке сил и власти, к отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их концентрации в руках отдельных лиц, и, прежде всего тех, кто опирался на армию. Об этом красноречиво говорили примеры возвышения Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.15

    В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

    Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона по словам Нерсесянца, состоял в том, отстаивая республиканские традиции - систему республиканских учреждений, он выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Согласно такой интерпретации, крайние сторонники той и другой линии представали как лжеоптиматы или лжепопуляры, которые своими односторонними акциями в угоду соответственно богатым и знатным или же толпе наносили, по оценке Цицерона, ущерб всеобщему благу, государству, праву и справедливости. Эта «срединная» позиция отчётливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и «популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут быть соединены и учтены в рамках «общего согласия», «общего правопорядка» и разумного закона. Себя Цицерон, после избрания его на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии) как истинного защитника народа, как консула-популяра.16

    С позиции «истинного популяра» и борца за «всеобщее согласие» и благо государства он атаковал своих политических противников, в частности таких лжепопуляров, по его оценке, как Рулл, Катилина, Клодий. В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры. В 40-х гг. установление режима личной власти Цезаря он расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44 г. до н.э.) он встретил с радостью.

    В своей деятельности Цицерон оставался верен основным идеям и принципам теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Главная роль отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т.д. Учитывались интересы свободных сословий и граждан римской республики, но не рабов.

    Часть 2 Основные принципы концепции Цицерона

    2.1 Государственный деятель
    Из курса политологии известно, что «…Цицерон считал управление государством сочетанием науки и искусства, требующее не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага. Мудрый государственный деятель должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства. Лица, ведающие государственными делами, должны быть мудрыми, справедливыми, воздержанными и красноречивыми».17

    Академик Нерсесянц пишет: «Цицерон отмечал, что «сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве и праве, «которые могут сделать нас полезными государству». Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив".18

    Если на кону общее дело народа – благополучие государства, истинный государственный деятель, заручившись народной поддержкой должен «как диктатор установить в государстве порядок». В этом случае политик выступает в общих интересах как спаситель республики, а не в своих корыстных целях. «Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела «назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство».19

    Цицерон считал, что идеальный гражданин должен познать истину, справедливость, величие духа и быть благопристойным, должен помогать потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага. Но ни в коем случае не должен «сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, Всемерно восхваляя правовую и политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал также долг гражданина защищать отечество в качестве воина».20

    2.2 Естественное право
    Под «природой», как источником справедливости и права, в учении Цицерона «имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь». 21 Для правовой теории Цицерона характерна апелляция к природе, к ее разуму и законам. В основе права лежит присущая природе справедливость - вечное, неизменное и неотъемлемое свойство.

    Цицерон считал, что природе характерны разум и определенный порядок. Именно ее духовное свойство являются подлинным источником и носителем естественного права. Ее телесно-материальный состав занимает второстепенное место. Как тело по отношению к душе. «Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем».22

    Истинный закон - везде и всегда один и тот же, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей - бог, создатель, судья, автор закона. Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.23

    Естественное право, согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право».24

    Отсюда вытекает, что законы должны соответствовать справедливости и праву, т.к. они не зависят от человеческого мнения.

    «Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404-403 гг. до н.э., а также на римский закон 82 г. до н.э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие "пагубные постановления народов», по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками». Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон придавал введению к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами».25

    «Цель такой преамбулы - укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом»26.

    Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. В общем, виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».27
    2.3 Формулировка законов
    Цицерон писал, что прочность государства зависит от его устройства и от незыблемости законов — «подобно тому, как магистратами руководят законы, так народом руководят магистраты; магистрат — это закон говорящий, а закон — это безмолвный магистрат».28 Он рассуждал о божественном законе разума, образующем единую для всех справедливость: «Закон ...есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное».29 Разум этот, когда он проникает в человека и укрепляется в нем, и есть закон. Следовательно, понятие права следует выводить из закона; он – «мерило права и бесправия». Что касается писаных законов, – а обычно люди только их и считают законами, – то такое толкование практически приемлемо, однако при установлении права следует исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех времен, возник раньше, чем любые писаные законы, раньше, чем возникло какое бы то ни было государство.

    Нетрудно заметить, что справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости. Это, действительно, так — Цицерон порицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право без суда казнить граждан, любые законы, ослабляющие единство римского народа. 30

    Далее Цицерон, подчеркивая преемственность между обоими своими трактатами, говорит, что все законы необходимо сообразовать с тем государственным устройством, превосходство которого было доказано Сципионом. После этого он переходит к рассмотрению вопроса о законах как главной связи между людьми и божеством. «Так как лучше разума нет ничего и он присущ и человеку, и божеству, то первая связь между человеком и божеством – в разуме».31 Но разум есть закон; следовательно, люди связаны с богами также и законом. А все те, кто связан между собой общими правами и законами, представляют собой единую общину. Поэтому весь мир можно рассматривать как единую общину богов и людей.

    Цицерон прежде всего говорит о необходимости охватить вопрос в целом, т.e. сначала выяснить самую природу права, а затем перейти к рассмотрению законов, на основании которых государство управляется, в том числе и к рассмотрению так называемых гражданских прав.

    Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Приводя примеры законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон отмечает, в частности, законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также римский закон 82 г. до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»32.

    Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал введению (преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамбулы - укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Подчеркивая универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом». Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все». В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право.33 Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели - установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными. Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.

    2.4 Рабство
    В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. В своем трактате «Об обязанностях» Цицерон привел перечень занятий и профессий, не достойных свободного человека. К числу презренных людей он отнес мелких торговцев, ростовщиков, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся.

    По мере укрепления своих позиций землевладельческая аристократия оттесняла, как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.34

    Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т.п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.35

    Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что между людьми никакого различия нет, что человек – «гражданин всего мира, как бы единого града» и т.д. 36


    Заключение
    Учение о государстве и праве Цицерона оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители.

    Вероятными причинами, по которым Цицерон начал создание своих этико-политических работ являлись несогласие с существующим режимом и потребность высказать свое мнение, сущность которого состояла в идее нравственной реформы. Ее проведение могло сыграть большую роль в процессе сохранения и ограничения власти одного человека.37

    В целом, основывая свои концепции на мировоззрениях древнегреческих предшественников - Платона, Аристотеля, стоиков (Панеция, Посидония, Полибия), Цицерон творчески перерабатывает их, по-новому расставляя акценты. Он как эклектик сочетает в своих концепциях древнегреческую традицию с собственным политическим опытом и реалиями жизни римского общества своего времени.

    Концепция цицероновского идеального государства восходит к смешанному правлению, гармоничному сочетанию трех элементов власти (сената как аристократического элемента, консулов как монархического элемента, комиций и трибуната как демократического элемента). Стержнем в этой концепции является идея нравственной реформы, которая, коренным образом не меняя институтов политической власти, могла бы помочь выйти из кризиса.38

    Учение Цицерона об идеальном законе сыграли заметную роль в развитии юриспруденции.

    Список использованной литературы
    1. Бобровникова Т.А. Цицерон. Интеллигент в дни революции. М.: Академические проект, 2017 – 538с.

    2. Всемирная история. Т.4 Эллинистический период / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. М: Литература, 1997 - 680 с.

    3. Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск: Современный литератор, 2004. - 1640 с.

    4. Грималь П. Цицерон. М: Молодая гвардия, 1991 - 368 с.

    5. Звиревич В.Т. Цицерон. СПб: Наука, 2016. - 253 с.

    6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией д.ю.н., проф. О.Э. Лейста. М.: "Зерцало", 2006. - 568с.

    7. История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. - 944с.

    8. Кузищин В.И. История древнего Рима. М: Высшая школа, 2002. - 383с.

    9. Львов А.В. Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях: Аристотель, Цицерон: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история государства и права; История политических и правовых учений /А. В. Львов; Науч. рук. Л. С. Мамут. М.,2000. - 16 с.

    10. Меркулов П.А. Политология. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. - 328с.

    11. Мухаев Р.Т. Политология. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 495 с.

    12. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М: Мысль, 1972 – 390 с.

    13. Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты. / Перевод М.И. Рижский. Москва: Наука, 1985. – 91с.

    14. Цицерон. Об обязанностях. М: Наука, 1993 - 315 с.

    15. Цицерон. О государстве. М.: Наука, 1995 г. - 340с.


    1 Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск: Современный литератор, 2004. – с.1328

    2 Цицерон. О государстве. М.: Наука, 1995 г. - с.57

    3 Цицерон М.Т. О государстве М.: Наука, 1995 г. - с.57

    4 По История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. - с.56.

    5 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - с.81

    6 Там же, с.81

    7 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. - с.57

    8 Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты. / Перевод М.И. Рижский. Москва: Наука, 1985. – с.13

    9 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – с.82

    10 Там же, с.82

    11 Там же, с.83

    12Там же, с.83

    13


    14 Там же, с.84

    15 Там же, с.85

    16 Там же, с.86

    17 Меркулов П.А. Политология. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – с.72

    18 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – с. 88

    19 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – с.88

    20 Там же, с.88

    21 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – с.88

    22 Там же, с.89

    23 Там же, с.89

    24 Там же, с.90

    25 Там же, с.90

    26 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. С.91

    27 Там же, с.91

    28 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – с.57

    29 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. С.91

    30 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. – с.58

    31 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986, стр. 217

    32 Там же, с.219

    33Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986, стр. 220

    34 Кузищин В.И. История древнего Рима. М: Высшая школа, 2002. - с. 145

    35 История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – с.87

    36 Там же, с.87

    37 Всемирная история. Т.4 Эллинистический период / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. М: Литература, 1997 - с.315

    38 Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск: Современный литератор, 2004. - с.1329



    написать администратору сайта