Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиция и архитектоника художественного текста Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение

  • Стихотворение в прозе: основные художественные особенности Стихотворение

  • .Эпос. Эпические жанры литературы

  • Лирические жанры литературы

  • Драма. Драматические жанры литературы

  • 8. Лиро-эпические жанры литературы

  • Фонетические средства выразительности в художественной литературе

  • Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет ТРОП

  • Виды рифм По слоговому объему

  • По положению в стихе

  • Виды анализа художественного текста

  • Стопа́

  • ответы на вопрос. Понятие детской литературы, ее основные признаки. Отличие детской литературы от литературы для взрослых


    Скачать 27.35 Kb.
    НазваниеПонятие детской литературы, ее основные признаки. Отличие детской литературы от литературы для взрослых
    Дата23.03.2022
    Размер27.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на вопрос.docx
    ТипЛитература
    #411164

    1. Понятие детской литературы, ее основные признаки. Отличие детской литературы от литературы для взрослых.

    Детская литература – это комплекс произведений, созданный специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. В быту детской литературой считаются все книги, которые читают дети.

    Основные признаки:

    • Детям отводится главная роль.

    • По тематике соответствует детскому возрасту.

    • Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).

    • Простой язык.

    • Много диалогов и действия

    • Много приключений.

    • Счастливый конец (победа добра над злом)

    • Воспитывает ребёнка

    2. Композиция и архитектоника художественного текста

    Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения» всех его элементов.:

    1) архитектоника, или внешняя композиция текста,

    2) система образов персонажей художественного произведения;

    3) смена точек зрения в структуре текста;

    4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого

    5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).

    3. Проза и поэзия. Промежуточные формы: ритмическая проза, белый стих

    Поэзия и проза (поэзия: греч. póiesis, от poiéo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперёд, ср. лат. versus — стих, буквально— повёрнутый назад), два основных типа организации речи художественной, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма.

    Ритмическая проза — культовая, риторическая (преимущественно ораторская) или поэтическая проза, в которой намеренно повторяются определённые ритмические фигуры или метрические модели.

    Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

    Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.

    4. Стихотворение в прозе: основные художественные особенности

    Стихотворение в прозе – прозаическое произведение, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же полным его отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой-то одной мысли, одного переживания, одного образа.

    Особенности :

    1. Отсутствует рифма

    2. Небольшое по размеру

    3. Использование средств художественной выразительности.

    4. Частое членение на мелкие абзацы

    5. Авторская эмоциональность.

    5.Эпос. Эпические жанры литературы

    Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности

    Жанры:

    • Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

    • Средние — повесть,

    • Малые — рассказ, новелла, очерк.

    1. Лирические жанры литературы

    Лирика- род литературы, который изображает переживания человека. Лирика отличается монологичностью, ориентацией на чувства и эмоции, особым типом персонажа — лирическим героем, необычностью формы

    Жанры:

    • ода — хвалебная песня;

    • гимн — торжественная песня в честь героев и важных событий;

    • элегия — стихотворение, проникнутое грустью;

    • сонет — произведение со строгой структурой, состоящее из 14 строк;

    • послание — поэтическое письмо кому-либо;

    • романс — чувственное стихотворение, исполняемое под аккомпанемент;

    • эпиграмма — короткое шутливое стихотворение;

    • эпитафия — поэтическое изречение по случаю чьей-то смерти.

    1. Драма. Драматические жанры литературы

    Драма – более серьезный жанр драматического произведения по сравнению с комедией. В основе драмы лежит драматический конфликт между героем и обществом.

    Жанры:

    - Трагедия

    - Комедия

    -Драма

    8. Лиро-эпические жанры литературы

     Лироэпические жанры  это такие произведения, которые сочетают в себе признаки лирики (эмоциональность) и эпоса (сюжетность)

    Примеры лиро-эпических произведений: баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова, стихотворение Некрасова «Железная дорога».

      1. Фонетические средства выразительности в художественной литературе

    Основные фонетические средства выразительности речи — это звукоподражание, различные звуковые повторы (например аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, анаграмма), благозвучие или неблагозвучие, звуковой символизм, произносительная деформация слова, парономазия (поэтическая этимология), ритм и рифма

      1. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет

    ТРОП (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

    Матофора -Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.

    Метонимия - Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними

    Синекдоха - Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

    Эпитет- Художественное, образное определение.

    Рифма. Виды рифмы.

    Рифма— созвучие в окончании двух или нескольких слов, концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. 

    Виды рифм

    По слоговому объему рифмы делятся на:

    • мужские (ударение на последнем слоге),

    • женские (ударение на предпоследнем от конца слоге),

    • дактилические (ударение на третьем от конца слоге),

    • гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге).

    • Если рифма оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.

    По характеру звучания (точности созвучий) различаются рифмы:

    • точные и приблизительные,

    • богатые и бедные,

    • ассонансы, диссонансы,

    • составные,

    • тавтологические,

    • неравносложные,

    • разноударные.

    По положению в стихе рифмы бывают:

    • конечные,

    • начальные,

    • внутренние;

    Виды рифмовок

    Смежная рифмовка

    – способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:

     

    Я тебя сегодня полюбила,

    Я про горе прошлое забыла,

    Я поверила сегодня в яркий свет,

    Я нашла потерянный ответ.

    Перекрёстная рифмовка

    В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:

     

    Мне недалеко уйти пришлось:

    Я забыла собственное сердце.

    Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,

    Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

     

    Кольцевая рифмовка

    действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:

     

    Я обошла давно весь свет.

    Тебя ли я в нём потеряла?

    Себя ли я тогда искала?

    Я не могу найти ответ.

     

     

    Сплетённая рифмовка

    – это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:

     

    Никто не заставлял тебя страдать,

    Качаться, словно тонкая рябина

    И плакать, будто всё прошло,

    Ведь нам от жизни стоит брать,

    То, что даётся прямо в спину,

    И то, что нам с судьбой пришло.

    Виды анализа художественного текста
    • предварительный

    • информативный

    • комплексный

    • лингвистический

    • стилистический

    • литературоведческий

    • филологический

    Сонет как твердая форма стиха

    Сонет − классическая твердая форма европейской лирической поэзии, требующая выполнения ряда строгих условий: 1. Ровно 14 строк, сгруппированных таким образом, чтобы первые восемь строк были отделены от последующих шести, или чтобы было три катрена и двустишие.
    2. Рифмовка сонетов подчиняется чётким правилам (см. ниже).
    3. Строгое соблюдение правила альтернанса.
    4. Не допускаются строфные перебросы: каждая строфа должна представлять собой законченное предложение.
    5. Рифмы должны быть точными, звучными.
    6. Классический сонетный размер – пятистопный или шестистопный ямб.
    7. Запрет на повторы значащих слов.
    8. Неторопливая, строгая интонация, «высокая» лексика.
    9. Строгие требования к композиции: лирический сонет должен быть выстроен по схеме «тезис – антитезис – синтез», лироэпический – по схеме «завязка – кульминация – развязка», и заканчиваться должен т.н. «сонетным замкóм» − основной мыслью, самой сильной и образной, афоризмом, неожиданным выводом (1-2 последние строки).

    Строфа. Виды строф

    СТРОФА - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

    Виды стров

    ВДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

    ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

    ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

    ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). 

    ОКТАВОЙ называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.


    Ритмическая организация стиха: стопа, виды размеров

    Ритмическая организация стиха- закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.

    РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха - это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный.

    • хорей – _U | _U |; -2 сложный

    • ямб – U_ | U_ |;- 2 сложный

    • дактиль – _UU | _UU |; 3 сложный

    • амфибрахий – U_U | U_U |; 3 сложный

    • анапест – UU_ | UU_|.3 сложный

    СТОПА

    Стопа́ — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.

    Синтаксические средства выразительности: повторение, рефрен, ирония, градация, эллипсис, антитеза

    Антитеза- противопоставление предметов, явлений, свойств.( Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые)

    Градация- расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего (Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;)

    Эллипсис-пропуск подразумеваемого слова (Не тут-то было)

    Повторение- повтор, помогает изобразить явления и придать тексту яркую окраску.

    Рефрен- повторение каждой строки или нескольких строк в конце строфы

    Ирония- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.

     


    написать администратору сайта