Главная страница
Навигация по странице:

  • В систему духовных основ современности входят 3 большие группы понятий

  • Понятие духовности и её место в развитии общества


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеПонятие духовности и её место в развитии общества
    Дата02.02.2023
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаWjpEI7TUskaPaTpRbvuKJtPeqFFwzQuFREqQP4Cr.pdf
    ТипДокументы
    #916897

    ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ И ЕЁ МЕСТО
    В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

    План
    :

    1. Анализ понятия национально-духовного становления
    народа, выдвинутого Каримовым И., и его концепция пути
    обновления и развития независимого Узбекистана.

    2. Сущность понятия «духовность». Предмет и значение
    курса «Основы духовности».

    3. Основные составляющие понятия «духовность»:

    А) национальное наследие

    Б) духовное богатство народов в развитии духовности

    В) взаимообогащение и заимствование
    общечеловеческих духовных ценностей

    Г) национальная идея и национальная идеология - как
    средства объединения нации

    1.Анализ понятия национально-духовного становления народа, выдвинутого
    Президента РУз Каримовым И., и его концепция пути обновления и развития
    независимого Узбекистана

    Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу Каримов И. особо выделил проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Мы все,- подчеркнул президент, - должны чётко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, зависит насколько результативными будут проводимые реформы».

    Поэтому проблема духовности, проблема духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение.

    Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей.


    Каримов И.А. подчёркивает, что «исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания и национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа - ещё один неиссякаемый источник духовного возрождения».

    Духовное возрождение- это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости. Отказ от старых застывших догм не есть, в нашем понимании отказ от своего исторического прошлого.
    Это отказ от однобокости и узости мышления.


    Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, и явилась важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства.
    Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

    Говоря о дальнейшем духовном обновления общества Каримов И.А. отметил, что перед ним стоит задача сфомировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободних, всесторонне развитих людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа.


    Будущее нашего народа, прежде всего, зависит то него самого, от духовной энергии и творческой силы его национального сознания. Естественное стремление к материальному благополучию не должно заслонить необходимость духовного и интеллектуального роста нации. Духовность и просвещённость всегда были самыми сильными отличительными чертами нашего народа на всём протяжении его многовековой истории.

    Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в новое сообщество.

    2.Сущность понятия «духовность».

    Под духовностью мы понимаем систему ценностей человека, общностей, общества, всего человеческого сообщества, выражающие, воплощающие их потребности, желания, чаяния, интересы, надежды на лучшую, достойную жизнь, веру, убеждённость, возможность и необходимость, её достижения посредством разнообразных усилий. Это значит, что человек, вследствие занимаемого им места в мире и выполняемой роли, выступает как высшая ценность. То есть его жизнь, благо, интересы, всесторонне гармоническое развитие, счастье являются целью для общества, для другого человека, для других людей, но не средством. Это значит, что человек в своей жизнедеятельности не отчуждается от природы, от других людей, от общества, а совершенствуется вместе с ними на своё и всеобщее благо.


    Духовность выступает, как наиболее последовательное и целенаправленное выражение гуманистической природы человека и общества, как важнейший фактор социального прогресса.

    Без духовного возрождения народа невозможно преодолеть последствия господства административно-командной системы во всех сферах жизни общества, невозможно осуществлять курс на демократизацию общества, на установление гармоничных отношений между обществом и природой, между людьми в данном обществе, между обществами, регионами, в масштабах всего человеческого сообщества.


    Духовность в данных из многих своих определений - это содержание и форма знания, ценностей и оценок, деятельности
    - теоретической и практической, способ реализации, функционирования и развития образования, общественного сознания, мнения, общественно-исторической практики.
    Духовность, по самой своей сути, противостоит хаосу: она направлена на его преобразование в упорядоченную систему посредством норм, правил, ценностей и оценок, организации осуществления действий, коммуникаций, социально- культурных институтов, структур и т.п.


    Духовность - понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религиозную практику.

    В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множеств конкретных ценностей.

    Духовность - это стремление глубже познать самого себя, своё место в обществе. Это повышение уровня сознания людей - политического, экономического, правового. Укрепление в сознании людей, особенно молодёжи, незыблемых нравственных и духовных понятий, гуманитарных и демократических ценностей.

    В обыденной жизни духовность чаще употребляется для обозначения продуктов умственной деятельности человека и общества (т.н. духовной культуры), непосредственно не связанных с материальным производством, кроме того, они используются также для обозначения нравственных, религиозных норм, взглядов, убеждений, регуляции обыденной практики.


    Говоря о национальной сущности духовности, нужно иметь в виду её органическую связь с условиями современной человеку политической и экономической жизни, его взаимообусловленность со всеми формами общественного сознания, т. к. духовность, «материализуясь» в культуру конкретного народа, аккумулирует в себе его образ жизни и образ мыслей и передаёт их из поколения в поколение, тем самым определяя и сохраняя национальную самобытность того или иного народа, этнической группы, нации.

    Отсюда следует, что духовность в её самой общей форме есть выражение особого внутреннего мир человека (народа, нации), воплощающего в себя все уровни и стороны его бытия в их единстве и взаимообусловленности и проявляющегося на национально-этнической основе.

    Основные составляющие понятия «духовность».

    Огромным достижением начального этапа процесса обновления общества и реформирования экономики, бесспорно, следует считать те конкретные завоевания, которые нашли своё воплощение в духовной сфере.
    Возрождение духовности и культуры народа, возвращение ему его подлинной истории и самобытности приобретают решающее, определяющее значение для успешного продвижения вперёд на пути обновления и прогресса нашего общества.


    Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. Несмотря на жёсткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.


    Исторический опыт, преемственность традиций - всё
    это должно стать теми ценностями, на которых
    воспитываются новые поколения. Не случайно наша
    культура стала центром притяжения для всего
    человечества: Самарканд, Бухара, Хива - места
    паломничества не только учёных и ценителей искусства,
    но и всех людей земли, которых интересует история и
    исторические ценности.


    Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народ - ещё один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия
    Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоёвывал эти территории, не только приклонялись перед культурой народов
    Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.


    Ещё одним мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях.

    Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать не увековечивание отживавших семейно- родовых отношений, а возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

    Мы должны научиться бережно относиться к тем культурным истокам, которые всегда давали возможность самым широким слоям населения приобщиться к лучшим образцам национальной классической и современной культуры.


    Духовные основы - это прежде всего отношения личности и
    общества к действительности: природе, человеку,
    общественным явлениям. Эти отношения должны основываться
    на рациональной продуктивной вере, убеждении, высокой
    духовности.

    В систему духовных основ современности входят 3
    большие группы понятий:

    1. Следует особо выделить философские сознание, веру, убеждение,
    мораль, эстетическое сознание, правовое сознание, религиозное
    сознание, новое мировоззрение, идеологию национальной независимости.

    2. Различные формы духовной культуры, в т.ч. конкретные виды
    искусства- художественная литература, театр, музыка, живопись и
    т.д.

    3. Народное образование, система научных исследований, творческие
    союзы, печать, полиграфия, средства массовой информации, различные
    учреждения и организации, занимающиеся идеологической и
    воспитательной работой.


    Культурное наследие, будучи мощнейшим средством формирования национального самосознания, национальной гордости, является и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нём сосредоточены и мораль, и право, и обычаи, и традиции, и литература, и уроки истории-всё и вся.

    Всё вышесказанные духовные основы, формирующие новое мышление, являются важнейшими условиями воспитания нового человека и его воли, направленной на защиту, укрепление независимости и суверенитета своей страны.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    написать администратору сайта