Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие философии

  • 2. Понятие религии

  • Понятие атеизм

  • 4. Сходства и различия философии и религии

  • Заключение

  • Список реферируемой литературы

  • реферат Философия, религия, атеизм. Понятие философии


    Скачать 47 Kb.
    НазваниеПонятие философии
    Дата11.11.2021
    Размер47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат Философия, религия, атеизм.docx
    ТипДокументы
    #268867

    Оглавление



    Введение  3
    1. Понятие философии 4
    2. Понятие религии  7

    3. Понятие атеизм 10
    4.Сходства и различия философии и религии 13
    5. Сравнение понятий религия и атеизм   17
    Заключение  19
    Список реферируемой литературы 20
    Введение

     

    Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Потому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека - наукой, искусством, нравственным сознанием, идеологией и т. д.

    Особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии с религией, религиозным сознанием, понятием атеизм.

    Как следует из названия работы, мы рассмотрим взаимодействие философии, религии и атеизма.

    Это обуславливает актуальность рассматриваемого вопроса.

    Цель данной работы заключается в изучении понятий и взаимодействие философии, религии и атеизма.

    Для того, чтобы достичь поставленную цель необходимо:

    - охарактеризовать понятия философия, религия и атеизм;

    - рассмотреть сходства и различия философии и религии;

    - охарактеризовать сравнение понятий религия и атеизм.

     


    1. Понятие философии


    Философия с греческого переводится как любовь к истине, мудрости и представляет собой науку об универсальных принципах и законах формирования мира, материального и духовного.

    Философия традиционно описывается как одна из форм мировоззрения и человеческой деятельности, особенный способ познания, теория или наука. Она формирует обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем. Она изучает познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое взаимоотношение человека к миру.

    В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии или на какие разделы делится философия, не всеобщего мира. Обычно к важнейшим философским дисциплинам причисляют этику, эстетику, логику, эпистемологию, онтологию, метафизику, то есть те науки, в которых есть вопросы, как, к примеру, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?». Но между данными дисциплинами нет чётких границ. Имеются такие философские вопросы, относящиеся одновременно более чем к одной из данных дисциплин, и имеются такие, которые не касаются ни к одной.

    Вне этих широких дисциплин имеются и иные сферы философского познания. Исторически к области интереса философов причисляли, и сейчас ещё часто причисляют политику (которая рассматривалась Аристотелем как элемент этики), физику (когда она изучает суть вещества и энергии) и религию. Кроме этого, существуют философские дисциплины, которые посвящены отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины сходится с предметной областью соответственной науки. К примеру, разделение физики от философии в Новое время приводит к возникновению натурфилософии, а отделение политической теории - к возникновению политической философии.

    Кроме разделения философии на дисциплины имеется и более общее разделение её на теоретическую, рациональную и практическую философию.

    Фундаментальным методом философии выступает построение умозаключений, которые оценивают те или другие аргументы, относящиеся к подобным вопросам. Между тем, истинных границ и единой методологии философии не. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии разнообразно во многих философских школах.

    В философии предметом выступают всеобщие свойства и связи действительности - человека, природы, взаимоотношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, жизни и мышления. Где всеобщее представляет собой характеристики, связи, взаимоотношения, свойственные как объективной действительности, так и субъективному миру. Качественная и количественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и прочие свойства связи касаются всех сфер реальности: природе, сознанию. Но предмет философии нужно различать от проблем философии, так как проблемы философии существуют объективно, независимо от философии.

    Кроме этого, философия характеризуется как система взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые назначены для исполнения всего сформировавшегося духовного потенциала в истинную действительность. Все разнообразие функций философии можно сгруппировать по различным основаниям и в различные группы, каждая из которых определена для решения того или прочего круга философских задач и проблем.

    Разнообразие функций философии определено той ролью, которую философия играет в человеческой жизни. Рассмотрим функции философии:

    - мировоззренческая, способствует созданию целостности картины мира, суждений об его устройстве, месте индивида в нем, принципов связи с окружающим миром;

    - гносеологическая является одной из основополагающих функций, имеющий цель правильно и достоверно познавать окружающую действительность;

    - методологическая, содержится в том, что философия формирует важнейшие методы познания окружающую реальность;

    - логическая, состоит в применении философских категорий, идей и принципов, в виде методов, которые создают процесс мышления в предустановленном целью течении;

    - аксиологическая, состоит в оценивании вещей, процессов окружающего мира с точки зрения разнообразных ценностей - этических, социальных, морально-нравственных, идеологических и т.д.;

    - эвристическая, организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых познаний о них в различных сферах жизни;

    - прогностическая, состоит в том, чтобы на основе существующих философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать направления развития, сознания, познавательных процессов, будущее материи, человека, природы и общества;

    - идеологическая, состоит в том, что она поддерживает все общество, а также социальные группы вырабатывать и применять руководящие идеи и принципы, сосредоточенные на формирование политических, правовых, социально-экономических процессов в такой тенденции, которое приведет к достижению поставленных целей, к решению вопросов;

    - праксиологическая, выражается в опосредованном ее влиянии на практическую работу людей, установление их социальных целей и идеалов, предпочтение ресурсов и методов индивидуальных и массовых деяний.

    Таким образом, все данные функции философии открывают богатство и разнообразие ее возможностей в познании мира.

    Надо сказать, что смысл философии состоит не в практической полезности, а в нравственной, так как философия в поиске идеала для людей. Прежде всего, идеал нравственный, который связан с поиском смысла жизни человека и общественного формирования. При этом философия сориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответственное ее специфике оригинальность.
    2. Понятие религии
    Религия переводится с латинского как благочестие, святыня, предмет культа, имеет с явлениями, которые относятся к чему-то высшему, святого, сверхчеловеческого в человеческой жизни. Подобное высшее, абсолютное, является общим названием Бога, хотя любая религия его называют по разному. Надо отметить, что нет религии без Бога, то есть какого-либо представления о Боге, Бог есть начало и значение каждой религии.

    Надо сказать, что религия, как и философия, выступает мировоззрением, правдой, специфическим и одновременно содержит в себе установленное поведение и попытки, которые основаны на вере в бытие ряда (политеизм) или одного (монотеизм) богов, т.е. такого начала, которое выступает «священным», недоступным, сверхъестественным пониманию разумом человека. «...Всякая религия, - писал Ф. Энгельс, - выступает не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

    По сути, религиозные мысли становятся первым видом понимания человеком мира и, может, оно, по последним научным сведениям, имеет начало примерно 40 - 50 тыс. лет тому назад. Возникновение религии было определено такой степенью и качеством мышления человека, когда его интеллект оказался способным отъединить личную мысль (в форме образа, слова, фетиша) от окружавшей его настоящей действительности. В будущем, по степени своего формирования, человек смог конструировать личные представления об окружающей его среде,- основываясь не на предметы, явления, вещи, а оперируя трудами умственной работы, то есть образами, словами, фетишами.

    Кроме этого, религия выступает не только лишь изображением о Боге, не только сознанием, это и настоящая жизнь, деяния людей - культ, церковная организация, богослужение, наконец, это формы и принципы объединения общественного бытия, в той или иной степени основываются на религиозных началах. То есть религия представляет собой соответствующее мировосприятие и назначенная сфера бытия человека.

    Таким образом, само понятие религии прямо связано с понятием Бога. Надо сказать, что Бог существует, главным образом, Абсолют, который стоит выше всяких природных или человеческих сил, способностей, качеств и взаимоотношений.

    Бог выступает трансцендентным, то есть потусторонним, таким, который не помещается в пределы подобного замкнутого круга сознания (имманентного). Потому человек не сможет открыть Бога, «увидеть его», увидеть так, как он может увидеть всякое природное явление. Только сам Бог сможет раскрыться человеку, может перейти эту самую грань между трансцендентным и имманентным.

    Теология и наука слишком долгое время ищут доказательства как за, так и против бытия Бога. Но выводом данных поисков выступает то, что данные доказательства излишни. Они ничего не обосновывают человеку, который не верует, и они не необходимы человеку, который верит. Еще И. Кант полагал, что бытие Бога невозможно логически ни доказать, ни опровергнуть.

    О внутреннем аспекте религии говорить намного сложнее, так как она является областью таких постижений и переживаний, которые языком слов и понятий не могут быть сформулированы. Сложность передать даже обычных чувств несомненна. Мы сообщаем: «У меня тяжело на душе». Или: «Было очень весело». Но что стоит за данными словами - другому человеку никогда не испытать: внутренний мир глубоко субъективен и по сути невыразим. Также и в религии. Для реально, а не номинально верующего она обнаруживает особенный духовный мир, Бога и такое безгранично богатое разнообразие духовных волнений, которые иному человеку невозможно словами передать. Один из русских мыслителей, а после богослов С.Н. Булгаков в таких словах выражает данную мысль [2]: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом».

    Но религиозное переживание свидетельствует человека в реальности другого, Божественного мира не тем, что обосновывает его бытие, но тем, что ему его изображает.

    Кроме этого, существуют такие функции религии, как:

    - мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, определяет их жизни особым значением и смыслом;

    - компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая - связана с мировоззренческой функцией и обрядовой частью: сущность её заключается в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от социальных и природных катаклизмов, не ощущать собственное бессилие, переживания личных невезений, обид и тяжести жизни, страх перед смертью;

    - коммуникативная - «общение» с богами, общение верующих между собой, ангелами (духами), душами умерших, святыми, выступающие как совершенные посредники в повседневной бытовой жизни и в общении между людьми;

    - регулятивная - понимание индивидом содержания установленных ценностных указаний и нравственных норм, которые формируются в любой религиозной традиции и являются оригинальной программой поведения людей;

    - интегративная - разрешает людям понимать себя как единое религиозное единство, скреплённую совместными ценностями и целями, доставляет человеку возможность самоопределяться в общественной системе, в которой существуют такие же взгляды, верования и ценности;

    - политическая - лидеры разнообразных общностей и стран применяют религию для разъяснения своих поступков, сплочения или разделения людей по религиозной принадлежности в политических идеях;

    - культурная - религия влияет на распространение цивилизации группы-носителя (иконопись, музыка, письменность, этикет, мораль, философия и др.);

    - дезинтегрирующая - религия может использоваться для разделения людей, для раззадоривания вражды и даже войн между различными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Зачастую дезинтегрирующее свойство религии распространяется последователями, оригинально интерпретирующими заповеди своей религии.


    1. Понятие атеизм


    Атеизм с греческого а переводится как отрицание, а theos — бог, буквально — безбожие. Атеизм представляет собой философско-материалистическое учение. С одной стороны, атеизм постулирует несостоятельность каждой религии как искаженного, фантастического отражения действительности, отвергает веру в истинность бытия всего сверхъестественного, духов, бога, богов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в прочие, отвергает реальность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой стороны понимает несотворимость и вечность материального мира, формирование природы и общества по своим собственным закономерностям и помогает развитию у людей материалистического мировоззрения.

    Систематизации атеизма в отечественной и западной литературе многообразны. Во многом они индивидуальны, хотя в той или иной степени учтут реально существующие отличия между формами свободомыслия и атеизма. Так распознают экзистенциальный (Сартр, Лепп), практический и теоретический атеизм (Бруггер), рационалистический, агностический, стихийный, постулатный (Шмидт); три формы атеизма связаны с именами О. Конта, К. Маркса и Л. Фейербаха, а также Ф. Ницше (А. де Любак), Б. Рассела и З. Фрейда; порой в понятие атеизма неправомерно охватывают буддизм и даосизм.

    Не существует только суженная трактовка атеизма, как отрицания бытия бога. В данном случае, атеизм выступал бы просто верой в неверие, то есть принципиально не выделялся бы от религиозного мировоззрения. Наоборот, научный атеизм берет начало с тщательного исследования религии, всех ее направлений, форм и разновидностей. Например, не все верующие знают, что в мире сейчас имеется более трех тысяч религий с личными представлениями о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые думают, что собственно их религия выступает подлинной. И очень нередко верующие искренне верят, что иные религии – “вымысел людей”, а своя, – “откровение Бога”. И лишь научный атеизм учит все виды и типы религий равно тщательно и объективно, сопоставляет их между собой, выводит общие законы их формирования, причины появления, ту роль, которую они играли и играют в бытие человека, государства, всего человечества. Атеизм не в положении только своими силами изучать разные религии и разные формы проявления религиозности раньше и сейчас. Он применяет сведения истории и археологии, психологии и биологии, этнографии и религиоведения, астрономии и физики, социологии и многих других наук.

    Как уже писалось, буквальный перевод слова “атеизм” – “безбожие”. Это сразу дает отрицательный аспект в данном термине. Но на самом деле, атеизм является позитивным знанием и гуманистической жизнеутверждающей позицией. Атеизм, в различие от религиозного нигилизма, не пренебрегает общечеловеческими ценностями религии, но избавляет их от мистического сияния, тем самым, оголяя и усиливая их мирское, земное содержание. Вере в сверхъестественное он противополагает веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и научного знания, а преклонению перед церковными авторитетами – собственную критичность. Но самое главное: не уславливаясь с идеей загробного бытия, атеизм предлагает ценить короткую и хрупкую земную жизнь в виде величайшего дара природы. Собственно потому он указывает человеку подчиняться не вере в сверхъестественное, а закономерностям природы, приносящим личности ориентиры легкой деятельности и возможности наиболее совершенной личной самореализации. Одним словом, в религии центр бог, а в атеизме – человека.

    Сегодня в обществе, как нам кажется, имеются ложные представления о том, что такое атеизм и кто такие атеисты:

    Предвзятые критики атеизма часто изображают его видом суеверия (“верой в неверие”), а то и оригинальным оборотнем, “религией наоборот”. Но не правильно полагать суеверием двухтысячелетнюю культурную традицию, неразделимую от истории науки и философии. Атеизм не выступает также “религией наоборот”. Довольно указать, к примеру, на отсутствие в атеизме культа, церкви, обрядности, догматов и прочие.

    Атеисты, по понятию, не выступают сатанистами или язычниками.

    Атеисты не безнравственны.

    В настоящее время, в силу кризисных ситуации, Россия застопорилась к серьезному научному исследованию феномена атеизм. Потому, к сожалению, все большее число распространений приобретают религиозно-философские и богословские изображения об атеизме, который часто отождествляется с нигилизмом и богоборчеством. Общее положение “атеизм есть отрицание бога” дополняется тезисами вида А. – “извращение мыслей” (С. Булгаков), “суррогат веры” (Н. Бердяев, А. Мень), “дьявольское искушение”, “хуление бога”, низменные побуждения, эгоизм и др.

    В заключение, хочется сказать, что теоретическая сторона атеизма существует всего примерно трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. В первый раз он обрел бытие благодаря стараниям французских просветителей, формируется в лоне марксизма, секулярного гуманизма, философского натурализма. Атеистическое мышление, будучи по сути прогрессивным и новаторским, еще не изучено большей частью человечества – чрезмерно сильна и реакционна многовековая религиозная традиция, излишне трагичны жизненные условия. Атеизм – это мировззрение будущего. В идеале атеист представляет собой свободолюбивую сильную личность, бесстрашную в интеллектуальном и гражданском плане, главная цель которой – улучшение земной жизни; в худшем варианте это индивид, считающий, что “без бога все можно”, - в данном случае его сторона смыкается с религиозным нигилизмом.
    4. Сходства и различия философии и религии
    Рассматривая сходства философии и религии, я бы хотела сказать, что в религии, как и в философии, говорят об общих представлениях мира, то есть о Боге, о бессмертии души, о заповедях.

    Г. Гегель [4], сравнивая религию с философией, особенное внимание обращал на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

    Также надо сказать, что и философия, и религия хотят ответить на главный вопрос о месте человека в мире, о отношении человека и мира. Существуют еще такие вопросы, как: Что есть зло? Что есть добро? Откуда берется добро и зло? Как стать лучше? Что включает всё? Откуда все взялось?

    Как и религии, философии свойственно трансцендирование, то есть выход за пределы опыта, за границы возможного, иррационализм, в ней есть часть веры.

    По поводу какие существуют различия между религией и философией, можно отметить, что религия явление массовое. Философия же является явлением теоретическим, элитарным. Религии необходимо беспрекословно верить, а философия доказывает свои истины, апеллирует к разуму. Также, философия в любой момент за научные открытия как условия роста наших истин о мире.

    Рассмотрим мнения философов на вопрос отличий философии и религии.

    Так, по Гегелю отличие между религией и философией, в том, что философия основывается на понятиях и представлениях, а религия в свою очередь - в основном только на представлениях. [4] Потому философия может понять религию, а религия философию - никогда. "Философия, как постигающее мышление... - пишет он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли".

    В религии в основном упор верят, откровенничают, а в философии - интеллектуально постигают сущность. Тем самым, можно сказать, что философия помогает постигать смысл и осмысление мудрости, заложенные в религии.

    В религии главное вера, в философии – знание и мысль. Религия гибка, а философия антидогматична. В религии существует культ по сравнению с философией. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя».

    Рассмотрим и иные рассуждения. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова подмечают следующие особенности [5]:

    1) мировоззрения (в философии главная опора теоретические знания, в религии - на веру);

    2) мышления (религия нуждается в авторитете (Бог), а в философия существует в свободе от догм, она не должна сковываться никаким авторитетом);

    3) сознания (философия хочет дать целостное представление о жизни, в религии же выходит, что мир делится на земную (естественную) и небесную (сверхъестественную)).

    Такие же мысли можно увидеть и в работах А.С. Кармина [7]:

    1) религиозные идеи не доказываются, а принимаются на основании веры и не требует никакой критики, философия же хочет доказывать все собственные утверждения;

    2) в отличие от религии, философия непрерывно критикует собственные выводы;

    3) религия авторитарна, навязывает человеческому уму обусловленные «сверхразумные» догматы, философия же хочет самостоятельности мышления, в ней разум не повинуется никаким авторитетам.

    И Семен Франк в своей работе «Философия и религия» [1] говорит, что философия и религия обладают различными задачами и сутью, различны по существу форм духовной деятельности. Религия является жизнью в общении с Богом, у которой цель удовлетворение собственной потребности человеческой души в избавлении, в отыскании последней крепости и удовлетворенности, непоколебимого душевного покоя и радости. Философия по сути - это совершенно независимое от каких то личных интересов высшее, заканчивающее постижение жизни с помощью усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по сути, разные формы духовной жизни совмещаются между собой в том взаимоотношении, что обе они могут существовать лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, вернее через живое, опытное усмотрение Бога.

    Диалектика взаимодействия философии и религии показывается в:

    1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете в работе философа степени и направленности религиозности в обществе;

    2) философизации религии: а) деятельности философией служителей культа; б) образовании философских школ (направлений) на религиозной базе.

    Религия сходится с философией при решении задачи подтверждения существования Бога, рационального обоснования религиозных догматов. Сформируется особенное философское течение - религиозная философия (теоретическое богословие, теология).

    Кроме этого, философский анализ религии образовывается в европейской культуре, начиная с XVII-XVIII в., он властвует вплоть до середины XIX в.

    Как отмечает А. А. Радугин в своей работе «Введение в религиоведение» [3], отличие между философией и наукой о религии выражается не только в предметной среде, но также и в методах изучения религии. Философия не осуществляет эмпирического изучения действительности.

    Кроме этого, с самого начала его создания научного религиоведения широко используется исторический метод, предусмотревший исследование религиозных систем в процессе их образования, становления и формирования, а также учет взаимодействия в данном процессе, как общих законов истории, так и оригинальных конкретных условий. Исторический метод может расследоваться в форме генетического подхода, когда исследователь исключает все последовательные этапы из начальной фазы. В формировании данной процедуры важное значение имеет отыскание всех промежуточных этапов в цепи эволюции религии. Часто применяются в религиоведении и сравнительно-исторические изучения. В процессе данного изучения сравнивают разнообразных стадии формирования одной религии в разных моментах времени, разнообразных религий существующих в то же время, но стоящих на разных стадиях.

    5. Сравнение понятий религия и атеизм
    Религию и атеизм разумно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога, применяющие соответственные научные и другие критерии: присутствие подтверждающих факторов невозможное; экспериментальной проверки основных положений теории Система, которая не отвечает данным критериям, может рассматриваться лишь как гипотеза.

    В таком научном контексте религия и атеизм представляются в следующем виде. Религия предлагает множество таких фактов, которые говорят о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума {Бога), души и т.д. В то же время религия дает и конкрет­ный практический путь познания данных духовных реальностей, то есть дает путь проверки истинности личных утверждений.

    Атеизм же не имеет фактов, подтверждающих небытие Бога и мира духовного. При беспредельности познания миря и вширь, и вглубь небытие Бога никогда невозможно будет обосновать хотя бы в силу того, что все знания человеческие в любое время выступают только островком в океане непознанного. Потому даже если бы Бога не существовало, это была бы вечной тайной для человека.

    Второе и не менее значимое для атеизма – дать ответ на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедится в небытии Бога? В атеистической теории данный вопрос не имеет убедительного ответа. Для верующего ответ есть: нужно лично стать на религиозный путь и тогда лишь можно будет приобрести соответственное знание.

    Религия также может быть рассмотрена с двух позиции: с внешней, то есть как она изображается постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая раскрывается верующему и живущему по духовным и нравственным принципами.

    С внешней стороны религия представляет собой мировоззрение, устанавливаемое системой конкретных положений, без которых она теряет самого себя, выражаясь в колдовстве, оккультизме, сатанизме и др. Все данные псевдорелигиозные явления, хотя и включают в себя некоторые компоненты религии, в действительности выступают только продуктом ее распада, извращения, деградации.

    Еще одним важным компонентом, свойственный религии, выступает убеждение в том, что человек может общаться, уединяться с Богом. Данная аксиома религиозного учения является фактически самой его сутью. От нее и сама религия приобрела свое название, так как латинское слово "репитере", от которого выходит слово "религия", обозначает "связывать", "соединять".

    Таким образом, религия (святыня, набожность, предмет культа), мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфичные действия (культ), сформирована на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы формирования религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). А атеизм (безбожный) представляет собой исторически разные формы отвержения религии и культа и утверждение самоценности жизни мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и т.д. Современный атеизм анализирует религию как иллюзорное сознание.

    Заключение

    Таким образом, изучив понятия философия, религия и атеизм, можно сделать такие выводы.

    Философия, выступая наукой о всеобщем, исследует свойства внешнего мира, помогает нам понять его и “разговаривать” с ним на одном языке.

    Религия в той или иной мере соединена с каждым из нас, причем сила данной связи устанавливается каждым человеком самостоятельно. Так как изначально данное явление появилось в связи с невозможностью объяснения всех окружающих нас событий, потому с развитием науки и появлением возможности научного определение происходящего, роль религии в объяснении исходного физического основания постепенно отходит на второй план. Но, на мой взгляд, роль этого явления в духовной жизни человека все еще очень велика и его влияние не должно ослабевать.

    И действительно, только от человека зависит, как он воспримет то, о чем ему говорит религия. Как и в любом другом явлении человек может почерпнуть в ней для себя что то новое и использовать эти знания, полученные в ходе познания окружающего мира, в своей жизни. В правильном осознании и более глубоком понимании этого знания человеку и может помочь философия.

    Атеизм исторически имел разные формы отвержения религии и культа и утверждение самоценности жизни мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и т.д. Современный атеизм анализирует религию как иллюзорное сознание.

    Список реферируемой литературы
    Франк С. Философия и религия«Проблемы духовной культуры и религиозной философии», - М., 1999.

    С.Н.Булгаков. «Свет невечерний: Созерцания и умозрения» - М., 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).

    А. А. Радугин. «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии», курс лекций. - М., 2000.- 240с.

    Г. Гегель. «Сочинения» Том IX. - Спб., . 1998.

    Н.А. Моисеев, В.И. Сороковикова «Философия, краткий курс» - СПб., 2009. - 352 с.

    Интернет ресурс «Википедия» - wikipedia.org .

    Кармин А.С. « Культурология» - СПб., 2004. - 928 с.



    написать администратору сайта