Главная страница
Навигация по странице:

  • Правоспособность в Римском праве Современное понимание прав человека (на основе принятой

  • римское право эссе. Римское право ЭССЕ. Понятие правоспособности в римском праве и его соотношение с современным пониманием прав человека


    Скачать 89.5 Kb.
    НазваниеПонятие правоспособности в римском праве и его соотношение с современным пониманием прав человека
    Анкорримское право эссе
    Дата29.05.2022
    Размер89.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРимское право ЭССЕ.doc
    ТипДокументы
    #555107



    ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА


    (1 семестр)
    Дисциплина: Римское право

    Эссе

    Тема: Понятие правоспособности в римском праве и его соотношение с современным пониманием прав человека

    Предрасположенность лица к тому, чтобы иметь права и нести обязанности, называется специальным термином «правоспособность».

    Специальных терминов, которые могли бы выразить понятия «субъект» и «правоспособность», как они определены нами, древние римляне не имели.

    Очевидно, предварительным условием для признания правоспособности физического лица является его фактическое существование. Для того чтобы лицо стало существующим, достаточно, чтобы оно было произведено на свет живым, пускай даже жизнь его продолжается всего одно мгновение. Для доказательства наличия жизни сабинианцы считали достаточным, чтобы новорожденный подал какой бы то ни было признак жизни, в то время как прокулианцы требовали, чтобы новорожденный закричал.

    Новорожденный рассматривался в качестве лица лишь тогда, когда имел человеческий вид, т.е. не был contra naturam hиmanigeneris (не соответствующим человеческой природе). К тому же издревле, аb antiquo,- как можно судить по закону, приписываемому Ромулу,- калечного или уродливого новорожденного обычно предавали смерти немедленно по появлении на свет. Физическое лицо прекращало существование со смертью.

    Соотношение понятий правоспособности в Римском праве и в современном понимании прав человека (на основе принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека») мы изложили в виде таблицы:


    Правоспособность в Римском праве

    Современное понимание прав человека (на основе принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека»)

    Для того чтобы индивидууму стать полностью правоспособным, надо было, что бы он находился в определенном состоянии (status) в отношении трех составляющих:

    Ius libertatis (право свободы);

    Ius civitatis (право гражданства);

    Ius familiae (право семейного статуса).

    Лишь люди, обладавшие всеми тремя состояниями, обладали полной юридической правоспособностью.

    В современном праве в соответствии с ius civile простого материального существования субъекта достаточно для признания в нем юридической личности.

    Статья 2.

    Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

    Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

    Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана emendi vendendique invicem ius, т.е. право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество. Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

    Статья 1.

    Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

    Статья 3.

    Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

    Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. до н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-89 гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено.

    Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства.

    Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданые, не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium.

    Статья 2.

    Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

    Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

    Статья 6.

    Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

    С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим. Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории.

    Статья 4.

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

    Правовое положение рабов определялось тем, что раб - не субъект права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.

    Рабство устанавливалось следующими способами:

    1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было сводное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);

    2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанного с Римом договором;

    3) продажей в рабство (в древнюю эпоху);

    4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

    Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).

    В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

    Статья 3.

    Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

    Статья 4.

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

    Статья 5.

    Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

    Статья 7.

    Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

    В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности, которого опиралось не на цивильное лицо, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

    Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus).

    В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; с лицом сенаторского звания. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его патроном).

    Патрон имел право:

    а) на obsequim, почтительность либертина в отношении патрона;

    б) на operae, выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую).

    в) на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.

    Статья 8.

    Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

    Статья 12.

    Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

    Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от землевладельца. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев, и оказывались в долговой от них зависимости. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.

    В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально-юридически) людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.

    Статья 17.

    1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

    2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

    Правоспособность могла уменьшаться, утрачиваться по следующим причинам:А) Общественное осуждение. Ignoтinia (позор) и infaтia (бесчестье).

    Б) Addictio (принуждение во власть истцу) и пехит (долговая кабала).

    В) Redeтptio аb hostibus (выкyп из вражеского плена).

    Г). Договор auctoramentum (поступление в гладиаторы).

    Д) Юридический статус римской женщины

    Статья 23.

    1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

    Статья 25.

    1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

    2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

    Е) Классы и социальный статус. Правоспособность в сфере частного права могла подчас ограничиваться еще принадлежностью лица к классу общества, который считался низшим по отношению к другим (разным в различные исторические эпохи), обладавшим общественным, а значит, и юридическим превосходством.

    Статья 22.

    Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

    Ж) Религия. Языческая религия в силу своего политеистического характера не могла не быть терпимой: исповедание той, а не иной религии не влекло за собой, вплоть до поздней эпохи, никаких юридических последствий. Когда же государственной религией сделалось христианство, исповедание других религий влекло за собой последствия для правоспособности.

    Статья 18.

    Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

    Статья 19.

    Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

    Утрата одного из трех состояний правоспособности влекла за собою и утрату правоспо­собности - capitis deminutio. Первоначально capitis deminutio рас­сматривалась как гражданская смерть, но с течением времени capitis deminutio стала признаваться изменением состояния лица, permutatio status. Отсюда и различия в степенях capitis deminutio: утрата свободы рассматри­валась как capitio deminutio maxima, утрата гражданства составляла capitis deminutio media, утрата, или точнее, изменение семейно­го состояния признавалась capitis deminutio minima.


    Статья 15.

    1. Каждый человек имеет право на гражданство.

    2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

    Статья 16.

    1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

    2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

    3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.




    написать администратору сайта