Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие слов культура и субкультура. Культура

  • История возникновения массового общества и субкультуры. Массовое общество.

  • Субкультура. Понятие субкультура.

  • Причины возникновения субкультуры. Возникновение молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие: 1).

  • Причины ухода подростков в неформальные движения.

  • Причины участия молодежи в неформальных группах

  • Субкультура и ее влияние на молодёжь. Опрос.

  • Разновидности субкультур.

  • Примеры субкультур. Эмо

  • Соотношение понятий «молодежная субкультура», «культура для молодых» и «контркультура».

  • Молодежные субкультуры современной России. Субкультура хиппи

  • Каким образом необходимо реагировать на данное социальное явление

  • Проект Татьяна Глотова. Понятие слов культура и субкультура


    Скачать 60.16 Kb.
    НазваниеПонятие слов культура и субкультура
    Дата12.04.2023
    Размер60.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроект Татьяна Глотова.docx
    ТипДокументы
    #1055648


    Введение

    Современное общество - это мир, где массовые культуры и субкультуры сосуществуют рядом друг с другом. Массовое общество представляет собой огромное количество людей, объединенных общими ценностями, нормами и традициями, которые определяют их поведение и отношение к миру.

    С другой стороны, субкультуры - это группы людей, которые имеют свои уникальные ценности, интересы и образ жизни, которые отличаются от основной культуры. В рамках нашего проекта по обществознанию мы будем изучать массовое общество и субкультуру, а также их взаимодействие и влияние на нашу жизнь. Мы рассмотрим различные виды субкультур, такие как хип-хоп, панк, готика и другие, а также их влияние на молодежь и общество в целом. Мы также изучим феномен массовой культуры, включая медиа, рекламу, развлечения и как они формируют нашу культуру и общество.

    В конце проекта мы сможем лучше понять, как массовое общество и субкультуры взаимодействуют друг с другом и как они влияют на нашу жизнь.

    Понятие слов культура и субкультура.

    Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья» , «современная культура» и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

    Слово «культура» восходит к латинскому cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях.

    Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурологи. Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохим воспитанием.

    Термин «субкультура» - обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает в общем и целом культуру нации, принимает её основные ценности.

    Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.

    Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других.

    История возникновения массового общества и субкультуры.

    Массовое общество.

    Массовое общество - понятие, употребляемое социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества.

    Стремительное, непрерывное ускорение и обновление, научно технический прогресс, стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. С ростом научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование.

    Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии.

    К числу таких технологий можно отнести:

    • усиленное воздействие различными средствами массовой информации;

    • навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов;

    • внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.

    Формирование массового общества совпало с началом научно технической революции и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

    С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

    Субкультура. Понятие субкультура.

    Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

    Субкультура (подкультура) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

    Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.

    Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

    • плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

    • множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

    • неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;

    • фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

    • изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

    • эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.

    Причины возникновения субкультуры.

    Возникновение молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:
    1). Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества, и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Каково общество - такова и молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.

    2). Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно), и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь

    3). Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось - наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя, мотивы вхождения и пребывания в неформальной группе.

    Причины ухода подростков в неформальные движения.

    Для того, чтобы понять молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.

    Первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания.

    Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре.

    Причины участия молодежи в неформальных группах:

    1. Непонимание в семье, вызов семье.

    2. Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива.

    3. Нежелание быть как все.

    4. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.

    5. Дань моде.

    6. Влияние криминальных структур.

    7. Копирование образцов западной культуры, структур и течений.

    8. Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.

    9. Неразвитая сфера организации досуга в стране.

    10.Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях.

    11. Идейные убеждения.

    12. Вызов обществу, возможность проявить протест.

    Субкультура и ее влияние на молодёжь.

    Опрос.

    Для моей исследовательской работы я провела опрос 30 молодых людей возраста от 15-20 лет.

    Первое, что я хотела узнать - многие ли знакомы с понятием субкультура. Большинство молодых людей ответили «незнаком», это говорит о том, что они мало соприкасались с этой темой, либо не имеют представления о ней.

    Второй вопрос, который был задан, звучал так: «Интересовались ли вы когда-нибудь этим понятием?». От опрашиваемых я узнала, что не всех интересует эта тема, хотя в современном мире эта тема актуальна. Я ответила «да», так как, меня всегда этот вопрос интересовал.

    Следующим вопросом я хотела узнать, как молодёжь думает насчёт вопроса нужна ли субкультура в современном мире. Многие ответили «не знаю», некоторые ответили «Да». Тогда я задала вопрос: «Почему?».

    Один молодой человек ответил: «В наше время есть множество молодёжных течений, начиная от привычных панков, эмо, готов и заканчивая менее известными, к примеру - ЧВК "Рёдан" (уверена, большинство из нас не имеют понятия кто это такие).

    Каждое из них - маленькое общество, имеющее свою культуру, историю, взгляды. Все они имеют какую-то цель, у большинства она одинаковая - способ её достижения разный. Так, что я думаю, что просто необходимо, чтоб они существовали».

    На мой вопрос: «Как вы думаете, правильно ли поступает молодежь, уходя в неформальные движения?» - большинство ответили отрицательно.

    В пятом вопросе было предложено высказывание: «У людей есть масса свободного времени, и они тратят его на самовыражение и другое, уделяя слишком много времени внешности, забывая о внутреннем содержании?». Я спросила у тестируемых, разделяют ли они такое мнение. Мнения оказались разными. Половина разделяет это мнение, а половина нет.

    Следующий вопрос, на который я предложила ответить, был таков: «Хотели бы вы состоять в какой-нибудь субкультуре?». Я сделала вывод, что большинство не хотели бы состоять в какой-нибудь субкультуре.

    На седьмой вопрос, я хотела узнать, опрашиваемые мною люди состоят в какой-нибудь субкультуре. Большинство ответило -«нет». Я так же не состою ни в какой субкультуре.

    Следующий мой вопрос к молодёжи был таков: «Как вы относитесь к субкультуре?». Маленький процент молодёжи ответил как позитивно так и негативно. Большой процент получил вариант «мне всё равно». «Как существовали, так и будут существовать», - такой ответ последовал от молодой девушки.

    Также мне было интересно, как думают молодые люди, много ли сейчас людей, состоящих в субкультуре. Немногие осведомлены этим, так как многие ответили «не знаю».

    И последний вопрос прозвучал так: «У вас есть друзья, состоящие в субкультуре?». Этим вопросом я хотела проследить, многие ли имеют друзей-неформалов. И я выяснила, что большинство не имеет таких друзей.

    Разновидности субкультур.

    Выделяют два вида молодежных субкультур:

    • ингруппы;

    • аутгруппы.

    Ингруппы - группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

    Аутгруппы - группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

    По специфике поведения членов группы выделяют:

    - просоциальные;

    - асоциальные;

    - антисоциальные.

    Просоциальные - группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

    Асоциальные - несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

    Антисоциальные - не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

    Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

    • политизированные субкультуры - активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

    • эколого-этические субкультуры - занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

    • нетрадиционные религиозные субкультуры - в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

    • радикальные молодежные субкультуры - отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

    • субкультуры образа жизни - группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

    • субкультуры по интересам - молодые люди, объединенные общностью интересов - музыкальных, спортивных и других.

    • субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов - ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

    Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

    1. Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

    2. Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

    3. Развлекательно-гедонистические - ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

    4. Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

    Я думаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

    • Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

    • Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

    • Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

    • Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

    • Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

    • Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

    • Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

    • Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

    • Элита: мажоры, рейверы.

    • Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

    • Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

    • Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

    Отличаться между собой субкультуры могут языком то есть сленгом, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой могут быть образ жизни, стилем музыки ну и политическими взглядами. Встречаются субкультуры которые носят экстремальный характер и демонстрируют или выражают протест против общества и определенных общественных явлений. Некоторые носят отчужденный, замкнутый характер, и стремиться к изоляции от внешнего мира или общества. Бывает так, что субкультура развивается и стает единой культурой общества.

    В настоящее время существует множество субкультур.

    Примеры субкультур.

    Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный) - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl - девочка, девушка).

    Готы - представители субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе и мистике.

    Бамйкеры - (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle «мотоцикл») любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

    Паркур - (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant - дистанция, полоса препятствий). Паркур - искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. Основан группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и другие). В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах.

    Панк, панки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х - начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.

    Соотношение понятий «молодежная субкультура»,

    «культура для молодых» и «контркультура».

    Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» - это всего лишь форма «массовой культуры» («поп-культуры», «коммерческой культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, желание сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам - принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры. Но определенное количество молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность, унифицированности массовой культуры.

    Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют - порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь.

    Основные их различия.

    С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры - создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут:

    1) не иметь ничего общего одна с другой;

    2) взаимопересекаться;

    3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз.

    В постмодернистском обществе, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни, сам термин «контркультура» теряет смысл. Можно говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.

    Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования.

    Молодежные субкультуры современной России.

    Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу идеологии хиппи было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса».

    Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи - «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга - тусовки на флэту (от англ. flat - квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.

    Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) - это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы - убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения - марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана - средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы - красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е годы XX века на Ямайке).

    В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики. Толкиен - мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен - ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

    Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

    Готы - результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота - настоящее произведение искусства. Парни-готы, как правило, андрогинны. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы - «анки» (анкх - крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной жизни).

    Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов - кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.

    Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует - есть определенная жизнетворческая интонация.

    Эмокиды - поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

    Самое главное стремление эмокида - найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.

    В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob - «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте, рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Рэперы (они же хип-хоперы) - те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп - или читка - пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе - ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные - богатые), культурным (конформисты - нонконформисты) и другим категориям.

    Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов. Излюбленное место роллеров - площади, скверы, набережные. В основном роллеры - школьники старших классов (13 - 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники.

    Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов - не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

    Байкеры - мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры - это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» - по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера - пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах - только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок - «Ангелы ночи», «Ночные волки».

    «Панк» - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за меру». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков - «Нет будущего!». Философия панков - философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ - стилизованная буква «А». Еще это большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам - видимо, от безделья.

    Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.

    Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случая, когда подростки убивали своего товарищи, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.

    Хакеры - компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий - компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

    Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из неформалов.

    Идеи у них типично нацистские: «Россия - русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам)». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах - тяжелые ботинки - «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка - это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов - все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть - к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, - фанаты какого-либо футбольного клуба.

    Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) - лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

    В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге - «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

    Наконец, криминальная молодежная субкультура - гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение является уголовная романтика. Основные её черты:

    • наличие территории влияния и борьба за ее расширение;

    • установление системы прав и обязанностей участников группировок, а также системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций;

    • поддержание иерархии соподчиненности на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»;

    • образование союзов, объединений, поглощение слабых более сильными;

    • планирование противоправных акций;

    • использование приемов и методов разжигания вражды;

    • сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории.

    Каким образом необходимо реагировать

    на данное социальное явление?

    Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

    Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того чтобы судить - во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, - нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.

    По мнению многих исследователей, молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Эта культура привлекает тех, кому не хватает чувства реальности

    Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:

    1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.

    2. Более трудоемкая, но и более продуктивная - поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.

    3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания.

    Наиболее серьезную проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников.

    Как наиболее результативное направление работы с молодыми людьми, участвующими в подобного рода объединениях, выделяется акцептированная работа. Среди основных положений акцептированной работы с молодежью выделяют:

    1. необходимость предложения и обеспечения социального пространства (предоставление помещений, в которых неформалы могли бы встречаться и проводить свободное время);

    2. принятие объединения как важной социальной группы, социализационной инстанции;

    3. совместную работу при обоюдном доверии и признании (при этом не следует навязывать молодым людям собственные мнения и представления, беседы должны ориентировать на возбуждение сомнений в неформалах относительно их взглядов и действий).

    Акцептированная работа - это часть комплексной социально-педагогической деятельности, направленной на отвлечение молодых людей от участия в экстремистских объединениях. Такая деятельность немыслима без совместной работы специальных социально-педагогических служб, медицинских, правовых учреждений, органов внутренних дел.

    1. Основными факторами, направленными на снижение участия молодых людей в неформальных объединениях экстремистской направленности, являются: создание условий для успешной интеграции молодых граждан в общество, облегчение процесса адаптации в нем.

    2. Содействие получению первого профессионального образования, дальнейшее повышение уровня квалификации.

    3. Забота о молодых семьях, помощь в создании условий для благополучной семейной жизни.

    4. Работа с молодыми иностранцами, детьми переселенцев, преодоление враждебного отношения к своим сверстникам из других стран.

    5. Реализация программы, направленной на обеспечение занятости молодых людей в свободное время.

    Для успешного решения проблемы неформальных экстремистских объединений молодежи в России необходимы теоретические и практические исследования, которые надо осуществлять систематически, в рамках цельной государственной программы, при отслеживании динамики ситуации.

    Заключение

    На страницах данной работы я рассмотрела молодежную субкультуру как социокультурный и психологический феномен. Молодежные субкультуры возникают как бы в "пустотах" существующей культуры, вбирая в себя элементы "оставленные за бортом" культурой общества. В этом аспекте рассмотрения молодежная субкультура продолжает средневековые традиции неофициальной, карнавальной культуры, и именно здесь проявляется ее инновационный характер по отношению к культуре общества.

    Субкультура - хорошая вещь, с одной стороны, потому что молодые люди могут вступить в некоторые группы, где они смогут общаться с друзьями, у которых такие же интересы и хобби, как и у них. У всех них есть общие темы для диалогов. Как правило они - музыкальные поклонники. Это показывает их единство, чтобы думать таким же образом.

    Неформальные движение влияет на человека в большой части, потому что у большинства участников есть некоторые отрицательные особенности. Использование наркотиков, использование алкоголя, их поведения, которое является вне закона. Они - скинхеды, хиппи, панки, готы, байкеры, моды и эмо.

    Мне кажется, субкультура была сформирована с целью, выразить свою индивидуальность, но это не единственный способ сделать это. Спорт, например, является расширяемой приемлемой концепцией.




    написать администратору сайта