Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) какому типу производственных отношений соответствует данное государство (какая форма собственности в нем преобладает)

  • лекции тгп. Понятие, сущность и типология государства


    Скачать 24.96 Kb.
    НазваниеПонятие, сущность и типология государства
    Дата28.03.2019
    Размер24.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции тгп.docx
    ТипДокументы
    #71807

    Понятие, сущность и типология государства
    В процессе развития человечества было сформировано множество понятий и определений государства. Оно характеризовалось и как самодовлеющее общение граждан (Аристотель), и как общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы (Д. Локк), и как организация совместной народной жизни (Р. Молль), и как организация насилия для подавления эксплуатируемых (В.И. Ленин). Одни авторы отдавали предпочтение внешним, формальным свойствам. Другие – внутренним, содержательным, акцентируя внимание на сущностной природе явления. Такой плюрализм мнений обусловлен сложностью и многозначностью самого явления государства, разнообразием форм его реального существования, субъективным характером их восприятия, идеологическими позициями авторов и т. д.

    Представляется, что наиболее точное и полное представление о государстве можно получить через анализ признаков, аккумулирующих как формальные, так и сущностные свойства явления, отличающие его от иных родственных организаций, осуществляющих политическую деятельность по удовлетворению интересов различных социальных групп. Причем важное значение имеет не только и не столько содержание составных элементов и свойств государства, сколько их системные связи и взаимовлияние. Забвение устойчивых и подвластных связей между ними чревато государственными ошибками, потерями социальной востребованности государства и снижением эффективности его управленческой деятельности.

    1. Государство – это такая организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление обществом на основе согласования многообразных интересов.

    2. Государство – это сложный, универсальный, структурно организованный механизм, который представлен системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов, осуществляющих с помощью профессиональных служащих повседневное управление общественной жизнью.

    3. Государство – это территориальная организация власти, объединяющая людей вне зависимости от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности в рамках государственных границ, обозначающих пределы осуществления государственной власти. Оно не только объединяет, но и обеспечивает территориальное, юридическое и политическое единство населения.

    4. Государство – это организация, обладающая свойством суверенитета, который формально представлен государственными символами (герб, флаг, гимн) и выражается в верховенстве власти внутри страны и ее независимости на международной арене. При этом абсолютность суверенитета ограничена правом, выражающим сбалансированную волю общества и международными обязательствами. Служение государства гражданскому обществу, человеку и человечеству отражает принцип самоопределения наций и народностей и является важным проявлением суверенитета.

    5. Государство наделяется монопольным правом на правотворчество и организованное легальное применение силы в отношении своего населения с помощью специально созданного аппарата принуждения. Это единственная организация, создающая или санкционирующая от имени народа общеобязательные правила поведения и обеспечивающая их исполнение под страхом наказания.

    6. Государство наделяется определенной материальной базой, возможностью распоряжаться национальными ресурсами и проводить эмиссию денежных знаков, которые направляются с помощью особой финансовой системы.

    Таким образом, что государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая на основе права и с помощью специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего общества, используя для этого его национальные ресурсы.

    Назначение государства состоит в том, чтобы выявлять, закреплять и обеспечивать общезначимые, публичные интересы. Политики либерального толка и некоторые ученые стараются принизить значимость этих интересов, противопоставив их частным интересам отдельных личностей, объявив их удовлетворение проявлением тоталитаризма и наступлением на демократию. Между тем публичный или общественный интерес есть не что иное, как актуализация, повышение значимости и масштабности частного интереса. Нет общественного интереса вообще. Он формируется при условии проблемности удовлетворения интересов многих частных лиц как своеобразная равнодействующая сила, выражающая общественный компромисс, объективно необходимый баланс разноплановых интересов. Данное обстоятельство определяет не только содержание деятельности государства, но и его структуру призванную организационно поддерживать паритет этих интересов, защищая на равной основе интересы всех индивидов и ограждая от попыток некоторых социальных групп и личностей приватизировать власть и представить свой частный интерес в качестве всеобщего, публичного.

    Власть необходима для управления любым коллективом. Она является важнейшим средством обеспечения организованности и порядка в любой социальной общности.

    Власть представляет собой отношения между властвующим и подвластными, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение.

    Социальная власть базируется на силе и подчинении, носит интеллектуально-волевой, сознательный характер и существует в рамках общественного отношения, так как не может устанавливаться в отношении вещей или животных.

    Структуру власти составляют субъект, объект, властеотношения и нормы, их регламентирующие. Всякая власть предполагает подчинение, которое обусловлено различными мотивами, отражающими уровень совпадения интересов и различную степень обратного влияния на власть.

    Таким образом, государственная власть – это прежде всего совокупность полномочий, предоставленных обществом государству (в лице системы определенных органов) для целенаправленного управления повседневной жизнью. Ее существо, как и всякой иной социальной власти, проявляется в особенностях властного, управленческого импульса, который переходит от властвующего к подвластному, побуждая и направляя его поведение.

    В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

    1. В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие своеобразие влияния на сущностную природу государства экономического базиса и надстройки. Для определения типологической принадлежности конкретного государства необходимо ответить на три вопроса:


    1) какому типу производственных отношений соответствует данное государство (какая форма собственности в нем преобладает)?


    2) инструментом политической власти какого класса оно является?


    3) каково социальное назначение данного государства?

    Ответы на эти вопросы позволяют выделить рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.

    Таким образом, согласно формационному подходу, тип государства – это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения.

    Формационный подход не лишен некоторых погрешностей, которые выражаются в игнорировании цикличности, возможной возвратности развития государств, умалении значимости духовно-культурной жизни общества, в механистической, прямолинейной трактовке государственного прогресса, при котором социалистическое государство рассматривается как высшее и исторически последнее. Кроме того, из этой типологии выпадает азиатский (восточный) тип государства, при котором источником собственности являлась государственная власть, в то время как в западных (европейских) государствах, наоборот, источником власти являлась собственность. Положение человека в европейских странах определялось его отношением к средствам производства (объемом собственности). Положение человека в странах Востока определялось его ролью в пирамиде государственной власти. Чем выше должность, тем больше материальных благ имел чиновник. При этом «пирамидальное устройство» охватывало все общество.

    2. По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, У. Ростоу, О. Шпенглера и других, цивилизационный подход дает более точную типологию государств. Они считают его основой духовно-культурную жизнь общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека. Ценность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии. По их мнению, именно духовные факторы способны парализовать или стимулировать развитие социально-экономических отношений, а не наоборот. Чем выше уровень духовности и культуры в обществе, тем стабильнее развивается его экономический потенциал и растет благосостояние населения.

    В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т. д.). Тем самым данный подход объясняет и иллюстрирует все многообразие общественного развития. В соответствии с этим (довольно неопределенным критерием) выделяются более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т. д.).

    Однако цивилизационный подход дает возможность систематизировать не столько государства, сколько разные общественные системы. Он отличается нечеткостью и незавершенностью разработки.

    Представляется, что формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности весьма удачно дополняют друг друга, раскрывая объективную картину развития государственности, так как религия, культура, уровень технического развития имеют лишь косвенное отношение к государству.

    Особо следует сказать о переходном государстве. Некоторые авторы, ссылаясь на то, что переходный процесс занимает весьма продолжительное время, позволяющее видоизменяться не только государству, но и национальным, культурным, религиозным и т. п. духовным ценностям и ориентирам, утверждают его как самостоятельный тип государства. Причем этот тип существует как при формационном, так и цивилизационном подходах. В качестве примера делаются ссылки на Японию, Южную Корею, удачно соединившие традиции национальной культуры с западноевропейскими технологиями.

    В условиях современной глобализации наблюдаются тенденции универсализации, стандартизации государств при увеличении количества относительно самостоятельных государств и усложнении системы взаимодействия различных политических систем, основанной на новых универсальных цивилизационных и формационных свойствах. При этом транснациональная глобализация должна проходить на основе свободного самоопределения отдельных стран. Иначе она превратится в новую форму колонизации и уничтожения самобытности народов.

    Сейчас на фоне усиливающегося технологического прогресса и снижения национальной специфики усиливается конфликт между государствами. Капитал в условиях глобализации приобретает мировые параметры. Возникает новая форма существования человечества, при которой постоянно изменяется система доминирующих факторов (экономических, политических, религиозных, технологических, информационных и т. д.) определяющих роль и значение современных конкретных государств, степень успешности их существования в современной действительности. В зависимости от степени самодостаточности, самостоятельности и способности оказывать системно-структурные влияния на мировую политику все государства можно поделить на три видовые, динамично изменяющиеся группы:

    1) успешные (способные задавать тон и определять основной вектор развития общественной системы);

    2) промежуточные (способные действовать относительно самостоятельно);

    3) неуспешные (зависимые государства).

    В результате их взаимодействия формируются корпорации стран (к примеру, северо-атлантическое сообщество). Теряется связь права с территорией и суверенным государством (европейское право, естественные права человека). Изменение ценностей влияет на специфику права и государства. Существующая ценность разрушается, и на ее месте формируется новая.


    написать администратору сайта