Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для актуализации

  • Порядок выполнения работы

  • Понятия для усвоения

  • Практическая работа по истории - Опричнина. Практическая работа 16 Тема Опричнина Цель характеризовать опричнину и причины её введения проанализировать итоги опричнины


    Скачать 20.22 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 16 Тема Опричнина Цель характеризовать опричнину и причины её введения проанализировать итоги опричнины
    АнкорПрактическая работа по истории - Опричнина
    Дата29.01.2023
    Размер20.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа по истории - Опричнина.docx
    ТипПрактическая работа
    #910100



    Практическая работа № 16
    Тема: «Опричнина»

    Цель:

    -характеризовать опричнину и причины её введения;

    -проанализировать итоги опричнины

    -продолжить работу по формированию причинно-следственных связей

    Вопросы для актуализации:

    1 Дайте определение земского собора

    2 Назовите основные мероприятия внутренней политики Ивана Грозного

    3 Причины, основные события, тог Ливонской войны

    4 устный терминологический диктант

    Порядок выполнения работы:

    1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

    2 Прочитать текст

    3 Выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

    4 Итогом практической работы должен являться вывод

    Понятия для усвоения: опричнина, земщина

    Задание
    1 Определит причину жестокости гос. власти
    2 На какие территории Иван Грозный разделил страну для усиления своей единоличной власти.

    Охарактеризуйте каждую.
    3 Приведите яркие примеры опричнины
    4 Как звали руководителя опричнины
    5 Назовите символы опричников
    6 С какой целью была создана опричнина
    Иван IV, человек с непомерно развитым властолюбием, со временем стал тяготиться людьми с самостоятельными взглядами. Опасным непокорством считал царь всякую самостоятельность в суждениях. Недаром впоследствии он обвинял Сильвестра и Адашева в том, что они отняли у него всю власть. Напряженными были отношения Сильвестра и Адашева с родственниками первой и любимой жены царя Ивана - Анастасии Захарьиной-Юрьевой. Когда царица умерла, Иван IV обвинял своих бывших любимцев в пренебрежении к своей "юнице". Были внешнеполитические разногласия: Адашев был против беспеспективной войны в Ливонии.

    Но самыми тяжелыми были внутриполитические разногласия. Избранная рада проводила серьезные, глубокие реформы, рассчитанные на длительный период. Царь Иван стремился к немедленным результатам. Но при неразвитости аппарата государственной власти быстрое движение к централизации было возможно только при помощи террора. Царь пошел именно по этому пути, Избранная рада на него не соглашалась.

    Для установления своей единоличной власти и уничтожения сепаратизма феодальной знати, царь в 1565 г. разделил страну на земщину (вотчины князей и бояр), управляющуюся Боярской думой, и опричнину, где царь может править по своему усмотрению.

    В опричнину забирались лучшие земли,  в том числе принадлежавшие князьям и боярам. Всё это сопровождается обманом и насилиями, грабежами и убийствами. «Избранная тысяча» дворян составила основу опричных войск, эмблемой которых были метла и голова пса, символизирующие преданность царю, готовность вымести измену из страны и уничтожить врагов государства. Жертвами опричнины становились преимущественно дворяне и горожане, а позже и сами опричники. Начались многочисленные казни, ссылки. На Земском соборе 1566 г. часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. В ответ царь казнил до двухсот челобитчиков.

    В декабре 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. Но из Троице-Сергиева монастыря он поехал дальше - в свое охотничье село Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской обл.). В начале января 1565 г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщал, что он "положил гнев и опалу" на высшее духовенство и всех феодалов (он тщательно перечислил все категории класса феодалов): на бояр и детей боярских - за их нежелание воевать против недругов и насилия над народом, на духовенство - поскольку оно заступается за "изменников". Царь, "не хотя их многих изменных дел терпети", решил оставить государство и "вселитися, идеже его, государя, Бог наставит". В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV заверял их, что "гневу на них и опалы никоторые нет". Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилий феодалов. Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол, угрожая, что они "государьских лиходеев и изменников" сами "потребят".

    Через несколько дней царь принял в Александровской слободе делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь за тем, чтобы казнить "изменников" по своему усмотрению и учредить опричнину. Опричниной издавна назывался удел, который выделялся вдове князя, "опричь" (т. е. кроме) всей земли.  Указ предусматривал, чтобы феодалы, не принятые в опричнину, лишались поместий и вотчин в опричных уездах и получали возмещение в земских. Однако значение этой меры нельзя преувеличивать: многие местные феодалы вошли в опричнину, а выселение остальных было проведено лишь частично; пострадали в основном родственники опальных, которым туго пришлось бы и в земщине. В опричнину была взята тысяча служилых людей (к концу опричнины число опричников выросло примерно до 6 тыс.). Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшиеся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV взял в опричнину.

    Опричное руководство по своему социальному составу почти не отличалось от старого Государева двора. Там было много князей, отпрысков старых боярских родов, существовало и местничество. Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и самодержавие, и его деспотические черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью.

    Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. Ведь выселение земских из опричных уездов фактически осталось на бумаге, а ссылка под Казань князей ряда родов (Ярославских, Ростовских, Стародубских) закончилась через год их амнистией и возвращением вотчин. В результате опал и казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Крупное феодальное, в том числе княжеское, землевладение пережило опричнину.

    Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу: он стремился лишь к усилению своей личной власти. 

    Главным политическим соперником Иван IV считал Владимира Андреевича Старицкого. В 1566 г. царь отобрал у удельного князя отцовский удел с преданными ему служилыми людьми и заменил новыми землями. Вскоре он решил расправиться с ним окончательно. Повар царя донес, что Владимир подговаривал его отравить царя. Ложный донос был, вероятно, инспирирован самим Иваном: ведь и повара вскоре казнили. Осенью 1569 г. царь приказал Владимиру Андреевичу, его жене и младшей дочери принять яд, а мать князя казнили в Горицком монастыре.

    Осенью 1569 г. в руки царя попал донос о том, что новгородцы хотят изменить: царя извести, на престол посадить Владимира Андреевича, а самим - перейти под власть польского короля. Донос пришелся кстати: Ивану Грозному давно хотелось разделаться с Новгородом, в котором не только жила некоторая симпатия к старицким князьям, но и сохранялись пережитки времен самостоятельности и воспоминания об этом времени. В декабре 1569 г. войско опричников во главе с Иваном Грозным выступило в поход на русский город. Путь опричников к Новгороду был отмечен зверскими массовыми казнями, насилиями над женщинами. Под Тверью Малюта Скуратов, любимый царский палач, который выдвигается в ряды главных руководителей опричнины, задушил митрополита Филиппа. В самом Новгороде погром длился 6 недель. Погибли тысячи жителей, многих сбросили под лед Волхова, часто перед смертью их подвергали жестоким пыткам. Все церкви были ограблены. Город был опустошен. Опричники грабили и убивали без разбора и в Новгородской земле. Многие насильно вывозили в свои владения крестьян. 

    После новгородского погрома начались казни и самих опричников. Смерть Марии Темрюковны ускорила гибель боярской группировки, создавшей опричнину. Погибли отец и сын Басмановы, М. Т. Черкасский с женой и шестимесячным сыном, князь Афанасий Вяземский. Во главе опричнины стали теперь Малюта Скуратов и другой палач - Василий Грязной. Они вошли в Боярскую думу в качестве думных дворян: это был появившийся в годы опричнины чин для незнатных членов Думы.

    Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто несколько десятков человек. Казнили и сам царь, и его приближенные. Опричнина окончательно выродилась в банду грабителей и убийц с высокими титулами. В Александровской слободе царь создал нечто вроде опричного монастыря, где сам был игуменом. Во время многочасовых молебнов, перемежавшихся разгульными пьяными пирами, отдавались Приказания о казнях и пытках. Опричники в черных одеяниях с мрачными символами верной службы царю (метла - чтобы выметать измену, собачья голова - чтобы выгрызать) наводили ужас на страну.

    Поводом к отмене разорившей страну опричнину стали трагические события лета 1571 г., когда крымский хан разграбил 30 городов, сжёг московские посады (Кремль он взять не смог). У России не было сил противостоять неприятелю. В 1572 г. войска опричнины и земщины были объединены для отпора крымским татарам. В этом же году опричнина была отменена (вернее преобразована в «государев двор», но террор уже не принимал прежних масштабов).

    Именно последствия опричнины стали причиной ужесточения и окончательного складывания системы крепостного права. Соединившись с бедствиями Ливонской войны (1558-1583 гг.) и страшной эпидемии чумы в 70-е годы, она привела к запустению центральных уездов России. Их население частично вымерло, а частично разбежалось в более безопасные окраинные места. Результатом был хозяйственный кризис. Центр и северо-запад были опустошены. Села и деревни стояли заброшенными, зарастала лесом пашня: одни крестьяне умерли от голода и эпидемий, другие были убиты вражескими войсками или царскими опричниками. Наконец, многие бежали из разоренных родных мест - на юг (в район Орла, Тулы, Курска и т. д.), в Среднее Поволжье, в Приуралье, а в самом конце века - и в Западную Сибирь. Стремясь сохранить остатки населения и укрепить материальное положение дворянства, правительство в 80-е годы было вынуждено пойти на отмену Юрьева дня и окончательно прикрепить крестьян к земле. 1581- 1582 г. впервые был объявлен "заповедным", в этот год отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян (Вот тебе. Бабушка, и Юрьев день). "Заповедными" стали и последующие годы. В 90-е годы был установлен 5-летний срок сыска беглых крестьян. Это стало причиной массовых крестьянских восстаний в начале XVII в.

    Своей опричниной и её кровавыми оргиями царь, несомненно, достиг укрепления режима личной. С её помощью подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных. Характер царской власти Ивана Грозного приобретал самодержавные черты, важнейшие государственные вопросы он предпочитал решать самостоятельно. При этом самодурство в действиях монарха зачастую превалировало над целесообразностью.

    Эпоха Ивана Грозного оставила тяжёлое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.


    написать администратору сайта