Главная страница
Навигация по странице:

  • Внеклассное мероприятие «Путешествие по историческим местам Самарского края»

  • Форма проведения

  • Оформление

  • Учитель. Станция 1. Излучина Самарской Луки.

  • Ученик 1. Легенда о Молодецком кургане.

  • Ученик 2. Археологическое наследие.

  • Ученик 3. Ош- Пандо –Нерь. Еще в 5-8 веках на территории Самарской Луки жили представи­тели именьковской культуры. Название Ош- Пандо –Нерь

  • Ученик 4. Муром городок.

  • ( Н. Алексеева) Учитель.

  • Легенда о Царевом кургане.

  • (А. Коринфский ) Учитель. Станция 3. Казачья вольница. Ученик 1.

  • ( Н. Алексеева) Ученик 2.

  • Сценка «ДЕЛО БЫЛО В КРУТЫХ ЖИГУЛЯХ» Дело было в крутых Жигулях. Избили товарища разинцы. Рассказчик.

  • Учитель.

  • Станция 4 «Край богатырки Усолки». Ученик 5.

  • Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие». Практическая работа № 3. Практическая работа к разделу 3 Государство доверие


    Скачать 118.78 Kb.
    НазваниеПрактическая работа к разделу 3 Государство доверие
    АнкорПрактическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие
    Дата11.11.2022
    Размер118.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа № 3.docx
    ТипПрактическая работа
    #782959




    Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»

    В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре. В связи с этим огромное значение имеют внеклассные мероприятия. Где поднимаются вопросы исторического прошлого нашего края.

    Внеклассное мероприятие

    «Путешествие по историческим местам Самарского края»

    Введение. Данная тема выбрана не случайно. Каждый человек связан с прошлым, настоящим, и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своей малой родины. Задачей образования является развитие гражданского воспитания, а составной частью её является сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Наша Самарская Лука богата историческими событиями.

    Цель: Воспитание патриотизма и любви к своей малой родине

    Задачи:

    1. Развитие интереса учащихся к историческому прошлому своего края.

    2. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

    3. Развитие творческой личности.

    Форма проведения: Путешествие (происходит на фоне меняющихся слайдов презентации).

    Подготовка к мероприятию: работа учащихся по разным станциям (презентация архитектурного памятника, легенда Жигулей, стихи о казачьей вольнице)

    Оформление: Презентация, компьютер, карта, музыка, оформление класса: рисунки детей, фотографии; декорации к сценке.

    Ход внеклассного мероприятия.

    «Прошлое не безупречно,

    но упрекать его бессмысленно,

    а вот изучать необходимо».

    М. Горький.

    Звучит фрагмент песни Ю.Тарана « Песня о России»( https://clck.ru/32aT3w)

    Учитель. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести путешествие по историческим станциям нашей малой родины. На территории Самарской Луки насчитывается около 200 природно-исторических памятников. Богата она и археологическими находками. История нашего края тесно связана с именами известных исторических личностей - Александром Меньшиковым, братьями Орловыми, казацкой вольницей Ермака, Степана Разина, Пугачёва. Уникальная по красоте природа и богатая история Жигулей оказала заметное влияние на творчество художников, поэтов, писателей В этих местах собран богатейший фольклорный материал - песни, сказки, былины, легенды. Главная задача нашего поколения –сохранить наследие для потомков.

    Учитель.

    Станция 1. Излучина Самарской Луки.

    Мы живём в самом примечательном месте на карте области. «…Здесь Волга, пробившись через леса центральной России, перед тем как вырваться на просторы степей Нижнего Поволжья, причудливо изгибается в дугу, окружая жемчужину России - Самарскую Луку.»

    Богат и прекрасен наш край. Овеянные легендами, воспетые в народных песнях седые Жигули. Самарская Лука - одно из красивейших мест в Поволжье. Сохранилась легенда о Молодецком кургане с него и начинается гряда Жигулёвских гор.

    Ученик 1. Легенда о Молодецком кургане.

    Легенда гласит. В красавицу Волгу был влюблён сильный и могучий Молодец, но не люб он был ей, пленил сердце девицы седовласый Каспий. Не хотел пустить Молодец свою любимую к сопернику, преградил ей путь со своею дружиною, но обманула красавица, усыпила сладкими речами, а сама, обогнув великана, убежала к далёкому Каспию. Много веков минуло с той поры, окаменел Молодец, обратившись в Молодецкий курган, лесом поросла его очарованная дружина, вечно убаюкивает их Волга своим неумолчным журчанием. Так вот и появились на свет Самарская Лука и Жигулёвские горы.

    Ученик 2. Археологическое наследие.

    На территории Самарской Луки обнаружено более 200 археологических памятников, представляющих все эпохи - от каменного века до позднего средневековья. По её степям скакали на быстрых конях воинственные кочевники. Одни из этих кочевников савроматы. По своей культуре, языку и происхождению были очень близки к скифам.

    Жили в прошлые века

    Лихие савроматы,-

    Стада поила им река,

    Поляны пахли мятой,

    И звёзд пронзительных лучи

    Вели кочевников в ночи.

    Многие памятники ещё не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т.к разрушены силами природы и в результате хозяйственной деятельности человека. Археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. В эпоху раннего средневековья население Самарской Луки становится наиболее многочисленным. Среднее Поволжье было заселено носителями именьковской культурой. По мнению исследователей, именьковская культура могла быть связана с древнеславянским населением. В средние века здесь жили шумной жизнью булгарские, мордовские и русские селения. В 8 веке на Среднюю Волгу хлынули племена булгар и основали государство Волжскую Булгарию. В её состав вошла и Самарская Лука.

    Ученик 3. Ош- Пандо –Нерь.

    Еще в 5-8 веках на территории Самарской Луки жили представи­тели именьковской культуры. Название Ош- Пандо –Нерь переводится с мордов­ского как «городище горного мыса». Тринадцать столетий назад на вершине горы была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом. Жить в крепости постоянно было невозможно. Она была убежищем на случай вражеского нападения. Местом постоянного обитания было огромное селище, раскинувшееся в Холодном овраге у подножья горы Ош-Пандо-Нерь и получило от неё своё название. Сущест­вует легенда, что обитатели горы создали в ее в толще целую сеть разветвленных подземных переходов, выходящих к воде.

    Ученик 4. Муром городок.

    Самым выдающимся памятником археологии считается Муромский городок - один из самых крупных городов Волжской Болгарии. Он возник во 2 половине 10 века в западной части Самарской Луки, между селами Валы и Жигули. Подлинное название этого поселения историки так и не смогли выяснить, но местные жители окрес­тили его «Муромским городком» предполо­жительно в честь народа муромца, жившего некогда здесь. Муромский городок был одним из крупнейших ремесленных центров на юге Волжской Болгарии и обеспечивал своей продукцией всю сельскую округу. При раскопках археологи обнаружили следы металлургических печей, гончарного горна, мастерских медника и ювелира. В 1236 г. Муромский городок был полностью разрушен и сожжен войсками знаменитого монгольского хана Батыя. После этого он уже не восстанавливался.

    Муромский городок интересен тем, что археологи обнаружили там нетипичную для древней Руси систему отопления в общественных и жилых постройках. Принцип ее действия следующий: к зданиям, сложенным из кирпича и известняковых камней, примыкала топка. Она соединялась магистральным каналом с системой дымоходов, а в них были проложены глиняные трубы. Горячий воздух из топки, проходя по трубам, обогревал не только полы во всем здании, но и специальные каменные диваны.

    Булгары обжились у нас,-

    Отстроили дома,

    Не испугала их подчас

    Суровая зима.

    И вырос на седой земле

    Вал насыпью высок,

    На белой каменной горе

    Булгарский городок.

    Здесь птиц озёрных

    Мощный взлёт,

    И сочных трав ковры,

    Трудолюбивый был народ,-

    Жнецы и гончары.

    Но силу, хуже саранчи,

    С востока ветер гнал,

    И освещал огонь в ночи

    Ордынца злой аскал.

    И город пал, и в пепел он

    Ордой татарской обращён.

    Земля, сожжённая, не враз

    Воспрянула из пепла,

    Свет возрождаясь, снова гас,

    Трава, старея, блекла. ( Н. Алексеева)

    Учитель. Таким образом, на одной территории представлены памятники славян и болгар- пришедших в Среднее Поволжье.

    Станция 2. Под высокую руку Москвы.

    Ученик 5. Во второй половине XV-начале-XVI в. возникло единое централизованное Русское государство. почти одновременно в Среднем Поволжье на месте бывшей Волжской Болгарии складывается Казанское ханство. Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался расчлененным на две части. Самарская Лука находилась под властью Казани.

    Мордва и татары появлялись на Самарской Луке и в её округе лишь изредка, собирали мёд и косили сено. Русские рыболовы промышляли здесь рыбу. Для Москвы дорог был волжский торговый путь. Долго шла борьба с Казанью за Волгу. В поход отправился сам Иван Грозный. В 1552 году русские полки взяли Казань. Об этом походе сохранилась легенда.

    Легенда о Царевом кургане.

     В старые времена шел царь Иван Грозный со своим большим войском. Остановились они на ночевку в Жигулевских горах на левом берегу Волги. Захотел тут царь посчитать, сколько же у него воинов в войске, захотелось ему оставить память здесь о своей великой силе. Приказал он тогда каждому воину бросить в одном месте по шапке земли. И так много было воинов, что образовался курган. И стали звать его Царев курган.

    ...Но пусть знают все, что владыка царей 
    Стоял здесь с дружиною станом! 
    Дружинники-други, по горсти одной, — 
    Дружинники-други, внемлите, 
    По горсти земли над могучей рекой, 
    Где был мой шатер, положите!.. 
    Весь берег покрыт был шатрами окрест. 
    И вот - на призыв властелина, 
    Во славу красы покидаемых мест — 
    Взялась за работу дружина. 
    С зарею - высокий бугор земляной 
    Горою вздымался пред станом. 
    Века пролетали над Волгой родной, 
    Но он — не исчез: он стоит над рекой, 
    Слывет он Царевым курганом!.. (А. Коринфский )

    Учитель. Станция 3. Казачья вольница.

    Ученик 1. Для казаков Волга с её купцами, посольскими караванами, рыбными и соляными промыслами являлась наиболее привлекательным местом для разбойничьих предприятий. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Казацкие поселения на Самарской Луке приносили в первое время пользу Русскому государству в защите от кочевников, а потом они всё чаще стали нападать на царские суда и попали в немилость к царю.

    Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы атаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак.

    Высокий, красивый, могучий бродяга,

    Внушая тревогу и страх,

    С своей удалою ватагой

    Гуляет Ермак в Жигулях.

    Проезжих людей обижает,

    В горах не боясь ничего.

    Царь Грозный давно обещает

    За это повесить его. ( Н. Алексеева)

    Ученик 2.
    По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли.

    Ученик 3. Народная память сохранила много преданий о вольной казацкой жизни на

    Стенька Разин (https://clck.ru/32aTsk )

    Из-за острова на стрежень,

    На простор речной волны

    Выплывают расписные

    Острогрудые челны…»

    Ученик 4. Пожалуй, эта песня об удалом бунтаре, предводителе мятежных казаков одна из самых известных в России. Мало кто знает, что ее текст был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году. Однако это произведение не единственное, что связывает нашу губернию с легендарным Степаном Разиным.

    В XVII веке атаман успел похозяйничать на Волге. Предания гласят, что его сокровища до сих пор спрятаны где-то в Жигулевских горах. Кладоискателей, начиная с владельцев Самарской Луки Орловых-Давыдовых, было не счесть, только никому в руки Стенькино золото не далось.

    Ученик 4. В Самарской Луке остались места, прошлое которых накрепко связано с именем Степана Разина. Одна из самых известных достопримечательностей – гора Стрельная в Жигулевском заповеднике. Она и название свое получила во времена Волжской вольницы, когда безлесный, скалистый выступ на ее вершине служил удобным местом для разбойничьего дозора – оттуда местность «простреливалась» взглядом на десятки верст окрест. Далее тропа спускается к скалистому узкому гребню под названием Чертов мост. Здесь древнейшие известняковые породы взметнулись вверх на высоту до 300 метров, образовав нечто, похожее на мост. Существует предание, что во времена Жигулевской вольницы разбойники, желая показать свою удаль, завязывали глаза и, выпив чарку, проходили по Чертову мосту. «Настоящий» казак добирался невредимым, а «ненастоящий» срывался с отвесной скалы.

    Сценка «ДЕЛО БЫЛО В КРУТЫХ ЖИГУЛЯХ»

       Дело было в крутых Жигулях. Избили товарища разинцы.

      Рассказчик. Началось все с того, что собрались они на высокой круче. Смотрели оттуда на даль и ширь. Простором речным любовались. Потом незаметно завязался у них разговор. Слово за словом. Шутка за шуткой. Где на серьезе, где просто с ухмылкой. Кончилось тем, что заспорили разинцы вдруг, что бы сделал каждый из них, если бы стал царем. Вот до чего додумались.

    Казак-1— Я бы досыта ел, — заявил один.

    Казак -2— Я бы досыта спал, — заявил второй. 

    Казак-3— Я бы ведрами брагу пил, — прозвучал и такой ответ.

    Казак -4— Я бы в кафтане ходил малиновом.

       Пятый тоже мыслишку под хохот вставил:

    Казак -5 — Ой, братцы! Если бы только я стал царем, я бы на персидской княжне женился.

       Потом ответы пошли посерьезнее.

     Казак-1— Я бы все поменял местами. Простых людишек боярами сделал, бояр превратил в холопов.

       Казак-2— А я бы, как батька наш Степан Тимофеевич, волю любому и землю дал.

     Казак-3— Я бы дворянство извел под корень.

       Увлеклись, размечтались не в шутку разинцы. Начинают уже говорить и о том, что не под силу царю любому, будь ты хоть первым из первых царь. В голову лезут любые фантазии.

    Казак -4— Я бы скатерть завел самобранку. Бросил ее на землю: «Эй, набегай, людишки!» — любого рода, любого племени — турок, башкир, казак. В обиде никто не будет.

       Казак-5— Я бы дивный построил город. Чтобы стены его — до неба, крыши — из хрусталя. Живите на славу, люди!

    Казак-1  — А я бы такое сделал, чтобы люди не знали смерти.

    Казак -2 — Я бы придумал живую воду, чтобы поднять из могил погибших в боях казаков.

    Казак-3   — Дал бы я людям крылья, чтобы люди выше орлов летали.

     Рассказчик . Шумно ведется спор. О красивой жизни народ мечтает. Каждый всесильным себя считает.

       И только парень один молча стоял, прислонившись к сосне, смотрел на других удивленно и глупо глазами хлопал.

     Все вместе казаки— Ну, а ты бы, (полезли к нему казаки,) — что ты сделал, если бы стал царем?

    Парень   — Я-то? — переспросил парень.

     Все вместе — Ты-то.

    Парень— Я бы купил корову.

     Рассказчик. Сбил он ответом разинцев. Хоть и понятны его слова. В жизни парень, видать, намучился. Да не к месту его ответ. Зачем же в такую минуту он с дурацкой коровой сунулся? Сбил у людей фантазии.

       Обозлились на парня разинцы.  Побили товарища разинцы.

    Учитель. Считается, что здесь и на горе Стрельной были разинские стоянки, а в пещерах и потайных подземельях Жигулей до сих пор хранятся сокровища атамана.

    ... И песня та, путиной долгой,
    И величава, и стройна –
    Несется вместе с синей Волгой, 
    Кидая в душу семена... 
    Кто песню вольную заслышит,
    Кто от души ее споет, –
    Любое сердце расколышет, 
    Любые цепи разорвет!..
    22 января 1883 г. (Дмитрий Садовников)

    Учитель. Предполагают, что утес Стеньки Разина, о котором поется в песне «Есть на Волге утес» (https://clck.ru/32aULJ ), – это Молодецкий курган.

    Учитель. Многие вершины и овраги носят имена сподвижников Степана Разина. Например, утес Шелудяк, о котором сложена красивая легенда.

    Учитель. Легенда о горе Шелудяк.

    У Степана Разина в войске атаман Шелудяк служил. И вот пришли в Жигули царские войска, битва была долгая. Не сдавался атаман, вот уже окружили его враги. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Не захотел атаман сдаваться, бросился вниз со скалы. Тут раздвинулись камни, и попал Шелудяк к Хозяйке гор. Долго жил атаман в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Погиб он от тоски, без свободы. С тех пор Хозяйка гор Жигулевских плачет, и слезы ее и по сей день текут.  Это утес Шелудяк и Каменная Чаша.

    Станция 4 «Край богатырки Усолки».

    Ученик 5. Усолье всегда принадлежало фаворитам русской короны. В 1710 году Петр I усольские владения жалует в вечное пользование князю А.Д. Меньшикову. Но после его ссылки в Сибирь земли были переданы в казну. В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. Существует романтическая легенда о пребывании Екатерины II в Усолье. В ней говорится, что Григорий Орлов с Екатериной II на руках взошел на гору Светелка. И всё, что оттуда они увидели, государыня пожаловала Григорию: «вот тебе, Гришенька, моя правая рука, а с нею и вся Самарская Лука!»
    В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных.

    Летом 1812 года Усолье почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора.
    Строительство продолжалось несколько лет. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки.

    Учитель.

    Вот и закончилось наше путешествие по историческому прошлому нашей малой родины. Но это ещё не все события, которым она была свидетельницей. К истории Самарского края мы ещё не раз вернёмся, а колесо истории остановить невозможно.
    На территории Самарской Луки созданы и функционируют по настоящее время две особо охраняемые природные территории – национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвский государственный природный заповедник им. И. И. Спрыгина. Благодаря им, есть надежда на сохранение уникального природно-исторического комплекса.
    «Оглянись на предков наших,

    На героев прошлых дней.

    Вспоминай их добрым словом-

    Слава им, борцам суровым!

    Слава нашей стороне!

    Слава русской старине!

    А преданье старины

    Забывать мы не должны. ( Н.Кончаловская)



    написать администратору сайта