Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Почему «душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов»

  • 4. По какой причине «воздержаны и мужественны» те, кто «достойным образом стремится к познанию»

  • Аристотель. Метафизика 1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель

  • 2. Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие или частные

  • 4. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено

  • 5. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться

  • 6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия

  • П.Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии 1. Что интересует философию в отличие от художественной деятельности

  • 2. Что является существенным свойством философии в отличие от религии

  • 3. Является ли философия наукой По мнению автора, какой деятельностью занята наука

  • Вл. С. Соловьев. Философские начала цельного знания 1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева Чем оно отличается от слова «философия»

  • 2. Какому из двух вариантов понимания философии отдает предпочтение автор

  • 3. Каково место понятия «мир» в рассуждениях Соловьева о главной задаче философии

  • 4. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении

  • Практическое занятие по философии. Философия. Практические задания по дисциплине Философия Работа с философскими источниками Платон. Федон По мнению великого античного мудрецафилософа Сократа, когда душа тугонатуго связана в теле и прилеплена к нему


    Скачать 11.57 Kb.
    НазваниеПрактические задания по дисциплине Философия Работа с философскими источниками Платон. Федон По мнению великого античного мудрецафилософа Сократа, когда душа тугонатуго связана в теле и прилеплена к нему
    АнкорПрактическое занятие по философии
    Дата07.01.2022
    Размер11.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #325556

    Практические задания по дисциплине «Философия»

    Работа с философскими источниками

    Платон. Федон

    1. По мнению великого античного мудреца-философа Сократа, когда душа «туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему», то «сущее само по себе» человек познать не может. Почему?

    Души вынуждены рассматривать и постигать сущее не сами по себе, а через тело, тем самым душа погрязает в глубочайшем невежестве.


    2. Почему «душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов»?

    Душа бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, чтобы получить освобождение, к которому она стремится. Философия освобождает душу, выявляя до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдалятся от них не пользоваться их службою, насколько лишь это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой.

    3. Сократ говорит своим ученикам, что человек, подверженный страстям бывает «сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием» и в итоге терпит не только «обычное зло, какого и мог бы ожидать» (например, заболевает или проматывается), но и «самое великое, самое крайнее из всех зол». О каком великом зле говорит Сократ?

    Чувственные данные могут дать начало лишь «мнению», поэтому тут Сократ говорит о сильных эмоциях и чувствах, которые захватывают человека и формируют у него ложное представление о действительности.


    4. По какой причине «воздержаны и мужественны» те, кто «достойным образом стремится к познанию»?

    Причина заключается в том, что они не лишают свою душу положенной доли в общении с божественным, чистым и единообразным. В то время, как разделяя представления и вкусы тела, душа неизбежно перенимает его правила и привычки, и уже никогда не прийти душе в Аид чистой.

    5. В этом отрывке описана сцена беседы Сократа с учениками пред казнью Сократа. Сократ спокоен и успокаивает своих учеников. Как вы думаете (на основе прочитанного), почему Сократ не боится смерти?

    Потому что Сократ считал, что истинный философ после смерти станет идеальным духом, то есть намного лучше, чем при жизни. После смерти душа направится туда, где навсегда избавиться от человеческих бедствий.

    Аристотель. Метафизика


    1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель?

    Аристотель говорил, что «мудрость есть наука об определенных причинах и началах». Он выделял следующие мнения о мудрости: «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности», «мудрым считаем того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека», «более мудр тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин», «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы», «из наук в большей мере мудрость та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр…»


    2. Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие или частные?

    По Аристотелю труднее всего для человека познать наиболее общее проблемы, ибо они дальше всего от чувственных восприятий.

    3. Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия? Объясните ответ в аргументах Аристотеля.

    Арифметика – эта наука исследует причины, а научают ее те, кто указывает причины для каждой вещи.


    4. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено?

    Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено.


    5. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться?

    Удивление побуждает людей философствовать, причем вначале люди удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о чем-то более значительном.


    6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия?

    Философия существует ради понимания и существования самой себя.

    П.Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии


    1. Что интересует философию в отличие от художественной деятельности?

    В отличие от художественной деятельности философию интересует содержание, которому должна подчиниться, приладиться форма, в то время, когда творческая деятельность обращена вокруг субъективных переживаний автора.


    2. Что является существенным свойством философии в отличие от религии?

    В отличие от религии существенным свойством философии является критика, противопоставляемая вере. Религия осмысляет мир опираясь на мифические доктрины, в то время, как философия объединяет множество точек зрения в поисках единого и универсального осмысления.


    3. Является ли философия наукой? По мнению автора, какой деятельностью занята наука?

    Философия является деятельностью строящая науку. По мнению Лаврова, отдельно каждая взятая наука занята поглощением фактов и определением их относительной вероятности. Философия же, изучая мышление выносит знания в определенные категории, связывая их между собой гипотезами, включая в теорию.

    Вл. С. Соловьев. Философские начала цельного знания


    1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева? Чем оно отличается от слова «философия»?

    Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология суть только отдельные части или стороны, оторванные органы знания и не могут быть, таким образом, ни в какой степени адекватны самой цельной истине.


    2. Какому из двух вариантов понимания философии отдает предпочтение автор?

    Ко второму варианту понимания философии как преимущественно делу жизни, а потом уже и школы. Она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них.


    3. Каково место понятия «мир» в рассуждениях Соловьева о главной задаче философии?

    Мир (феноменальная действительность) в понимании автора это предмет философии, то, что требуется объяснить, задача для разрешения, загадка, которую нужно разгадать.


    4. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении?

    Под диалектикой автор подразумевает такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание. С точки зрения Соловьева, мышление признается только одним из видов или образов проявления сущего, диалектика не может покрывать собою всего философского познания, и основанная на ней логика не может быть всей философией: она есть только первая, самая общая и отвлеченная часть ее, ее остов, который получает тело, жизнь и движение только в следующих частях философской системы – метафизике и этике.


    написать администратору сайта