Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Направление: Направленность (профиль)

  • Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

  • Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

  • Метафизическая

  • Последняя - позитивная эра.

  • 2) Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

  • 3)Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.

  • Эволюционные процессы

  • Психологический эволюционизм

  • Практическая работа по СОЦИОЛОГИИ. Письменная работа. Социология семинар №1. Практических заданий по дисциплине социология


    Скачать 30.25 Kb.
    НазваниеПрактических заданий по дисциплине социология
    АнкорПрактическая работа по СОЦИОЛОГИИ
    Дата03.05.2022
    Размер30.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПисьменная работа. Социология семинар №1.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #509342

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Направление:
    Направленность (профиль):

    Форма обучения:


    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «СОЦИОЛОГИЯ»


    Группа

    Студент


    МОСКВА 2019

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

    Вопросы:

    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

    2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    3. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.
    Ответы:

    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.


    Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.
    По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.

    Определяя суть "позитивного", Конт отмечал, что оно выступает как:

    • 1) реальное в противоположность химерическому, посвящающее "себя исследованиям, истинно доступным нашему уму";

    • 2) полезное в противовес негодному, когда "необходимое назначение всех наших здоровых умозрений - беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства";

    • 3) достоверное в противоположность сомнительному, будучи способным "самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления";

    • 4) точное в противовес смутному, желающее "добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него противоестественным авторитетом";

    • 5) положительное в противоположность отрицательному, стремящееся - в отличие от теологической и метафизической (критической) форм философствования - "не разрушать, но организовывать".

    Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой. Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие, но восходящей линии. В общественном развитии Конт выделяет:

    • первичные факторы;

    • вторичные факторы.

    Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения.

    Как уже говорилось ранее, три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной. Подробнее об этом.

    Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного устройства.

    Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300 г.). Она делится на три периода:

    1. фетишизм;

    2. политеизм;

    3. монотеизм:

      • при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов;

      • политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер). Создается гармония между средневековым государством и религией.

    Метафизическая стадия (1300-1800 г.) характеризуется разрушением старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением. Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.

    Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы. Стремление к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.

    Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.

    Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:

    • победа альтруизма над эгоизмом;

    • рост социальных чувств;

    • обеспечение легкой и приятной жизни;

    • быстрое развитие материальной культуры общества;

    • справедливость и мир.

    Согласно О. Конту, позитивная стадия должна была начаться сразу после Великой французской революции. Однако, революция имела лишь разрушительные последствия. В некотором смысле, полагал О. Конт, она все еще продолжается. Основатель социологии без лишней скромности считал свой «Курс позитивной философии» теоретической основой реформ, позволяющих обществу перейти на высшую ступень эволюции. Этот труд должен положить начало политическим преобразованиям, главная задача которых – переустройство общество и государства в соответствии с позитивным состоянием человеческого разума. Духовную власть следует отделить от мирской, равенство заменить иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей.

     

    Р. Арон назвал О. Конта «философом в социологии и социологом в философии». Основным положением учения «отца социологии» он считает идею о единстве человечества. Р. Арон считает, что интеллектуальное наследие О. Конта представлено результатами осуществления трех ключевых замыслов: замысла реформатора, стремящегося усовершенствовать общество в соответствии с духом позитивизма; замысла философа, синтезирующего методы и результаты наук; и замысла человека, назначающего себя жрецом новой религии – религии человечества.

    2) Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    Эволюция для английского социолога - универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

    На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

    Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а, следовательно, - эволюции.

    Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

    Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неограническая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция.

    Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера -- эволюционизм. По его определению эволюция - это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

    По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

    1. рост, увеличение в объеме,

    2. усложнение структуры,

    3. дифференциация функций,

    4. рост взаимодействия структуры и функций

    В теории эволюции он выделил стороны:

    · интеграция – переход от простого к сложному, объединение

    индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

    · дифференциация – переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

    · возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному

    Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

    1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

    2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

    3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

    4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

    Говоря об основных видах эволюции — однолинейном либо многолинейном, Спенсер считает, что на начальной ступени человеческого прогресса проявляется больше первый, чем второй. В соответствии с его концепцией процесс социальной эволюции жестко предопределен, а ее этапы с «железной» необходимостью следуют друг за другом — точно так же как осуществляется переход в жизни человека от детства к юности, от нее — к зрелому состоянию, от последнего — к старости. Социальный организм, но мнению английского мыслителя, претерпевает такие же эволюцион­ные изменения, как и индивидуальный организм, и они в значительной мере зависят от окружающих условий, с которыми у него происходят взаимодействия.

    Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было бы неполным без упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Самые многообразные факторы эволюции он подразделял на первичные и вторичные (производные), затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренним факторам он относил физические и психические свойства человека на самых ранних этапах его появления и развития. Поскольку на этих этапах человек представлялся существом неразвитым (или малоразвитым), понятно, что данные свойства описывались чаще всего со знаком «минус»: слабая способность к мыслительной деятельности, неумение длительно сотрудничать с подобными себе людьми, хищнический характер бытия и т.д. В качестве первичных внешних факторов рассматривались - климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные особенности, характеризовавшие жизнь первобытного человека.

    3)Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.

    Развитие– это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

    Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Революционные же трактуются как относительно быстрые, коренные, качественные изменения.
    Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 - начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как переход от простых этапов к сложным, на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека

    Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

    В учении Л.Уорда концепция социальных сил, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то можно сделать вывод, что базой социологии служит психология
    Первичной социальной силой оказываются желания - голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные - интеллект, моральные, эстетические силы - желания. Главным среди вторичных сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами, и таким образом, превращаются в социальные силы.

    Но Уорд говорит еще о психологических факторах цивилизации, которые он подразделил на три группы:

    1. различные проявления души - чувства, волевые акты, эмоции.

    2. интуиция, интеллект, изобретательство.

    3. экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта.

    Нетрудно понять, что социологическая теория в творчестве Уорда изрядно психологизируется.

    Психологический эволюционизм американского социолога - это результат столкновения психического прогресса индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс общества обеспечиваются социогенетческими силами. Эти силы делятся им на интеллектуальные и моральные. Наибольшее значение имеют первые. Они лежат в основе стремления людей приобретать знания и получать образование. Он считает, что образование выступает стимулом и самой надежной формой социальных преобразований. Следовательно, введение всеобщего равного и общего образования имеет положительный результат. В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что социальной революции, имеющей активный характер, ведущую роль имеет психология человека и его воля.

    Рассмотрим творчество Гиддингса. В соответствие с его идеями социология - наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Для Гиддингса не подлежит сомнению психологическое происхождение социологии. Но, социология и психология имеют различия. Социология, прежде всего, исследует процессы эволюции общества, а также обладает и другими особенностями. По его мнению, «социология является попыткой объяснить возникновение, рост, строение и деятельность общества действием физических, жизненных и психологических причин, действующих совместно в процессе эволюции». Основная же особенность социологии состоит в том, что ее представители объясняют социальные явления посредством использования причин психического характера. Как пишет американский социолог, «социология является истолкованием социальных явлений посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии».


    написать администратору сайта