Главная страница
Навигация по странице:

  • «Одиссеи», песнь 19

  • ГИПЕРБОЛЫ

  • Песнь двадцать вторая.Умерщвление Гектора.

  • Песнь девятаяпосольство к Ахиллесу. Просьбы

  • «Илиаде»,17гл

  • Гомер «Илиада», песнь 1

  • Гомер «Илиада», песнь 17

  • Гомер «Илиада», песнь 20

  • Античная литература. Античная литер. Практическое задание вопрос 1 ретардации Илиада, песнь 2


    Скачать 23.5 Kb.
    НазваниеПрактическое задание вопрос 1 ретардации Илиада, песнь 2
    АнкорАнтичная литература
    Дата04.08.2022
    Размер23.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичная литер.docx
    ТипДокументы
    #640347

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    ВОПРОС 1

    РЕТАРДАЦИИ

    «Илиада», песнь 2

    Характерная особенность эпического сказания - обстоятельность, неторопливость повествования. Как заметил в свое время Гете в одном из писем Шиллеру, «основное свойство эпического произведения заключается в том, что оно постоянно, то движется вперед, то возвращается назад...» Примеры этому встречаются на каждом шагу. Агамемнон, вняв обманчивому сну, решает произвести испытание своего войска и созывает народное собрание, на котором он выступает первым, держа в руках свой царственный скипетр; и поэт, прежде чем перейти к речи царя, считает нужным сообщить, кто изготовил этот скипетр и как он попал к Атриду.

    «Говор унявши, как пастырь народа восстал Агамемнон,

    С царственным скипетром в руках, олимпийца Гефеста

    Скипетр сей Гефест даровал молниеносному Зевсу Крониду;

    Зевс передал возвестителю Гермесу, аргоубийце;

    Гермес вручил укротителю коней Пелопсу герою;

    Конник Пелопс передал властелину народов Атрею;

    Сей, умирая, стадами богатому предал Фиесту,

    И Фиест, наконец, Агамемнону в роды оставил,

    С властью над тьмой островов и над Аргосом, царством пространным»

    «Одиссеи», песнь 19

    Приступая к омовению ног Одиссея, Евриклея узнает своего господина, скрывавшегося под видом нищего, по шраму на колене. Мы, современные читатели ожидали бы здесь бурного излияния чувств старой няньки, в эпической же поэме разворачивается обстоятельный рассказ о происхождении этого шрама: как в юности Одиссей отправился в трети к деду, пошел вместе с родными на охоту и был ранен в колено клыком кабана; автор не забывает сообщить также, что Одиссей вернулся домой с подарками. Только поведав всей подробностях историю, занимавшую свыше семидесяти стихов, поэт возвращается к состоянию Евриклеи:

    Эту-то рану узнала старушка, ощупав руками

    Ногу; отдернув руку она в изумленье; упала

    В таз, опустившись, нога; от удара ее звенела

    Медь, покачнулся водою наполненный таз, пролился

    На полвода. И веселье и горе поникли старушку.

    ГИПЕРБОЛЫ

    «Песнь о Роланде»

    Державный Карл, наш славный император.

    Семь долгих лет в Испании сражался:

    И до моря вся горная страна

    В его руках; сдалися Карлу замки.

    Разбиты башни, грады покорились,

    И стены их рассыпались во прах.

    ***

    И шлем рассек, каменьями покрытый.

    Стальной шишак рассек и волоса.

    Глаза рассек, лицо и грудь, и броню.

    Спинной хребет, рассек седло златое,

    — В спине коня завяз булатный меч,

    — И конь, и мавр на поле битвы пали.

    Песнь двадцать вторая.
    Умерщвление Гектора.


    Кровью упьются моей и, унылые сердцем, на праге
    Лягут при теле моем искаженном! О, юноше славно,
    Как ни лежит он, упавший в бою и растерзанный медью, —

    РАЗВЕРНУТЫЕ СРАВНЕНИЯ

    Песнь девятая
    посольство к Ахиллесу. Просьбы


    Метеорологические сравнения: военные действия сравниваются с метеорологическими явлениями (ветрами, тучами, бурей, грозой, вообще ненастьем)

    Так же, как ветры волнуют богатое рыбами море, –

    Ветры Борей и Зефир, что из Фракии дуют далекой;

    Сразу они налетают; и черные волны горами

    Вверх поднимаются, тину морскую швыряя на берег, –

    Так же и дух разрывался в груди меднолатных ахейцев.

    Сравнения с водной стихией. 

    Встал, всколебался народ, как огромные волны морские

    Наиболее наглядный пример - описание боя за тело Патрокла (в «Илиаде»,17гл, 735-759), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой:

    « Так усердно они уносили Патрокла из боя

    К стану судов мореходных; но бой возрастал по следам их,

    Бурный, подобно как огнь, устремленный на град человеков;

    Вспыхнувши вдруг, пожирает он все; рассыпаются зданья

    В страшном пожаре, который шумит, раздуваемый ветром

    Так и коней колесничных, и воинов меднодоспешных

    Бранный, неистовый шум по следам удалявшихся несся.»;

    перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике разбегаются:

    «И как туча скворцов или галок испуганных мчится

    С криками ужаса, если увидят сходящего сверху

    Ястреба, страшную смерть наносящего мелким пернатым,-

    так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской

    С воплем ужасным бежали, забывши воинскую доблесть.».

    ***

    Прежде меня утешала хранимая в сердце надежда,

    Что умру я один, далеко от отчизны любезной,

    В чуждой троянской земле, а ты возвратишься во Фтию;

    Ты, уповал я, мне сына в своем корабле быстролетном

    В дом привезешь из Скироса и юноше все там покажешь:

    Наше владенье, рабов и высокие кровлей палаты.

    Гомер изображает отца, с гордостью представляющего себе, как близкий ему человек, его alter ego, покажет сыну то, что он оставил ему в наследство

    УСТОЙЧИВЫЕ ЭПИТЕТЫ

    Гомер «Илиада», песнь 1

    Аполлон - сребролукий, далекоразумный;

    С древнейших времён атрибутами Аполлона были лук и стрелы, потому Гомер использует эпитет «сребролукий».

    Также Атрид Агамемнон ахейцам в прекрасных доспехах

    Сесть повелел. И Афина, а с ней Аполлон сребролукий

    Сели на дубе высоком Эгидодержавного бога.

    Гомер «Илиада», песнь 17

    Гектор - шлемоблещущий.

    Гектора в поэме Гомера «Илиада» определяют шестнадцать эпитетов, из них абсолютное числовое преобладание остается за шестью, в соответствии с которыми Гектор — «мужеубийца», «блистающий», «огромный», «отважный», «меднобронный», «шлемоблещущий».

    Бегства стыдяся, один окружен я множеством буду:

    Всех троянцев сюда ведет шлемоблещущий Гектор.

    Но почто у меня волнуется сердце в сих думах!

    Гомер «Илиада», песнь 20

    Гефест – хромоногий. Гомер описывает как бесстрашные качества Гефеста, так и его физические недостатки, в которых он неповинен: «хромоногий, хромой». Они осложняют ему жизнь, но тем не менее хромой и медлительный Гефест одолел быстрого Арея.

    В дом олимпийский собравшися тучегонителя Зевса,

    Сели они в переходах блестящих, которые Зевсу

    Сам Гефест хромоногий по замыслам творческим создал.

    Также украшающие эпитеты есть не только у людей, но и у моря: темно-синее, черное, темно-красное (по цвету морских волн в разное время дня и ночи), широкое, безграничное, многошумное, рыбообильное, многомедное (т.е. носящее на себе корабли с вооруженными воинами) и т.д.

    ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ КАК ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭПИЧЕСКОГО СТИЛЯ

    В эпосе преобладает в передаче психологического состояния человека внешняя симптоматика: при страхе стучат зубы, прерывается голос, дрожат колени и т.д.

    В «Одиссее» (21 глава, 43-57)

    Пенелопа плачет в кладовой над луком Одиссея. Это чисто эпическое изображение любви, т.к. узнаем о ней только из соответствующей чисто внешней ситуации.
    Или Ахилл, который узнал о гибели своего друга Патрокла:
    « … и Пелида покрыло мрачное облако скорби.
    Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
    Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
    Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
    Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе
    Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.»


    ВОПРОС 2

    Одиссей изображен как многострадальный герой, борющийся со всевозможными опасностями. В отличии от циклопа Одиссей умен и остроумен, его смекалка и находчивость помогают ему победить циклопа. В поэме Гомер называет Одиссея умным и хитрым. Эти человеческие качества помогают герою перехитрить Полифема. Хитрый Одиссей находит способ ослепить циклопа и выбраться из пещеры. Но при этом Одиссей мстительный и жестоко разделывается с недругами, которые воспользовавшись его отсутствием пытались добиться благосклонности Пенелопы, супруги Одиссея. С хитростью героя соединяется обаяние его речи. Люди могут слушать Одиссея целые дни и ночи. Он о себе так и говорит: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный».


    написать администратору сайта