Главная страница
Навигация по странице:

  • УРОВНИ ЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА : 1.ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ2.ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ3.ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ТИПЫ

  • УТИЛИТАРИЗМ Джереми Бентам (1748-1832) Джон Стюарт Милль (1806-1873)

  • «Плюсы» и «минусы» утилитаризма

  • Деонтологическая этика Иммануил Кант(1724-1804) deontos (греч.) – должное logos – учение

  • Особенности

  • Моральный закон безусловен

  • Признание автономии воли индивида

  • Максима

  • Результат

  • Теория моральных обязательств У. Росса Выдвинута в первой половине 20 века английским философом Уильямом Россом.

  • Пример применения теории prima facie моральных обязательств

  • Добродетель – это «преднамеренное (сознательное) приобретенное качество души, состоящее в субъективной середине и определенное

  • Современный этап развития этики добродетели

  • «Добродетели — это общие черты характера, которые обеспечивают внутреннее санкционирование наших конкретных мотивов, намерений

  • и внешнего поведения» Дж . Э. М. Анском «Современная философия морали» (1958 г.)

  • Общий принцип: что определяет правильность поступка

  • Спасибо

  • Биотические теории. Правила типы


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеПравила типы
    АнкорБиотические теории
    Дата19.12.2021
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2_bioetika_eticheskie_teorii.pdf
    ТипПравила
    #308633

    БИОЭТИКА
    ОСНОВНЫЕ
    ЭТИЧЕСКИЕ
    ТЕОРИИ
    Герасимова
    Ольга
    Владимировна

    ПЛАН
    3.1. ЭТИКА УТИЛИТАРИЗМА
    3.2. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И. КАНТА
    3.3. ТЕОРИЯ МОРАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    У
    . РОССА
    3.4.ЭТИКА ДОБРОДЕТЕЛИ

    УРОВНИ
    ЭТИЧЕСКОГО
    АНАЛИЗА
    :
    1.
    ЭТИЧЕСКИЕ
    ТЕОРИИ
    2.
    ЭТИЧЕСКИЕ
    ПРИНЦИПЫ
    3.
    ЭТИЧЕСКИЕ
    ПРАВИЛА

    ТИПЫ
    ЭТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ:
    I.
    ПО
    ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ:
    1.
    Религия как источник морали.
    2.
    Натуралистические теории как источник морали.
    3.
    Человеческая природа как источник морали.
    4.
    Здравый смысл.
    5.
    Моральный авторитет.
    6.
    Теории социального контракта (общественного договора
    ).

    УТИЛИТАРИЗМ
    Джереми
    Бентам (1748-1832) Джон Стюарт Милль
    (1806-1873)

    Utilitas (лат.) – польза, выгода
    • Действие будет морально оправданным в той мере
    , в какой оно ведёт к наибольшему благоденствию
    (удовольствию, пользе
    ) наибольшего числа людей.
    Утилитаризм
    – это такое направление в этике
    , которое признает пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков

    Формула общего блага

    «наибольшее счастье наибольшего
    числа
    людей» (Д. Бентам).
    Общее благоденствие выступает как сумма благ отдельных лиц.
    Таким образом, в утилитаристской теории признается один
    -единственный этический принцип – принцип пользы
    : мы всегда должны действовать таким образом, чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями нашего действия, либо (если последствия будут негативными
    ) наименьшего суммарного вреда.

    «Плюсы» и «минусы» утилитаризма

    Трудно
    , а
    иногда и
    невозможно защитить права меньшинства против большинства

    Трудно рассчитать конечную пользу из
    -за несовпадения ближайших и долгосрочных выгод действий человека
    (или политики государства
    ).
    Достаточно успешным может быть только расчет ближайших выгод и потерь.

    Не дает ответы на сложные этические вопросы биомедицинской практики.
    • Реализм
    , опора на здравый смысл.
    • Успешно используются в процедурах статистической оценки риска тех или иных вмешательств.

    Деонтологическая
    этика
    Иммануил Кант
    (1724-1804)

    deontos (греч.) – должное
    logos – учение
    И. Кант считает этику наукой о должном.
    Отсюда нравственным является поступок, исходящий единственно из уважения к нравственному закону, из безусловного подчинения долгу. Поэтому при оценке действия главным признается не его следствие, результат, а намерение, мотив, а также средства для его осуществления.

    Особенности
    деонтологии Канта
    Принцип
    уважения личности, признания ее самоценности
    . Всякая личность рассматривается
    Кантом как самоцель, и она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если это были бы задачи общего блага
    Моральный
    закон безусловен. Если утилитаристская этика говорит о необходимости приспособления к ситуации
    , обстоятельствам (принесет ли данное действие наибольшее благо или нет) и, по сути, является ситуативной
    , то этика Канта надситуативна. Она рассматривает моральный закон как то, что справедливо всегда и должно утверждаться при любых возможных обстоятельствах.
    Признание
    автономии воли индивида. Моральный закон универсален, безусловен, но реализация его возможна лишь на основе свободного выбора, самоопределения личности.

    Категорический императив
    И. Канта
    «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

    ПРИМЕР
    МОРАЛЬНО НЕВЕРНОЙ
    МАКСИМЫ
    :
    Максима
    : "Всегда, когда это мне выгодно, я
    могу
    говорить неправду".
    Проверка
    : Может ли эта максима быть возведена до всеобщего закона?
    Результат
    : Нет, т.к. тогда не было бы вообще разницы между правдой иложью.
    Последствия
    : Коммуникация была бы невозможная
    . Лжец претендовал бы на то, чтобы другие воспринимали его ложь как правду
    . Это является внутренним противоречием

    Теория
    моральных обязательств У.
    Росса
    Выдвинута в первой половине 20 века английским философом Уильямом Россом.
    Он предлагает подход, промежуточный между ситуативной этикой утилитаризма и надситуативной этикой Канта:
    обязательства, налагаемые тем или иным принципом
    , должны соблюдаться не безоговорочно
    , а лишь prima facie (от лат. – с
    первого
    взгляда, по первому впечатлению), до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступил в конфликт с другим принципом.

    Фундаментальные обязанности:
    1. Обязанности, основывающиеся на моем действии, совершенном ранее:
    а
    ) обязанности, связанные с
    верностью
    ; они вытекают из того, что я
    дал
    обещание
    ;
    б
    ) обязанности, связанные с возмещением убытка или вреда
    ; они проистекают из того, что я сделал что-то неправильно и поэтому
    должен
    исправиться.
    2. Обязанности, основывающиеся на предшествующих действиях других; это обязательства, связанные с
    благодарностью
    тем, кто мне помог.

    3. Обязанности, обусловленные необходимостью предотвратить не соответствующее достоинствам людей распределение благ и ответственности; это обязанности
    , связанные с осуществлением
    справедливости
    4. Обязанности, которые основываются на том факте, что существуют такие люди в мире, жизнь которых мы могли бы улучшить; это обязанности, связанные с
    благотворительностью
    5. Обязанности, которые основываются па том факте, что я могу стать лучше; это обязанности, связанные с
    само
    совершенствованием
    6.Обязанности, связанные с
    предупреждением
    нанесения
    вредадругим

    Пример
    применения теории prima
    facie моральных обязательств
    Предположим
    , врач убежден, что солгать пациенту в лучших интересах пациента. В системе Росса, prima facie моральное обязательство не лгать, само обязательство верности
    , вступает в конфликт с другим обязательством верности
    , prima facie моральным обязательством действовать в лучших медицинских интересах пациента.
    Так как никакое моральное обязательство не является безусловным
    , в одном случае моральное обязательство не лгать могло бы возлагаться на врача больше, тогда как в другом случае моральное обязательство действовать в лучших интересах пациента могло быть более весомым обязательством.

    ЭТИКА
    ДОБРОДЕТЕЛИ
    Аристотель
    (384-322 г. до н.э.)
    • Никомахова этика
    • Эвдемова этика
    • Большая этика

    ПО
    АРИСТОТЕЛЮ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
    ЭТИКИ
    – ИССЛЕДОВАНИЕ
    ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
    ОТНОШЕНИЙ В ИХ
    НАИБОЛЕЕ
    СОВЕРШЕННОЙ ФОРМЕ

    Древнегреческое слово «добродетель» (arete) первоначально означало качество, делающее предмет пригодным к выполнению какого
    -то действия.
    Например
    , arete ножа — это его острота.
    Arete солдата — такое качество его характера, которое делает из него человека, способного хорошо драться.
    Arete политика — это качество, которое помогает ему управлять государством
    Arete человека как нравственного существа — это такой «склад души
    », который делает его хорошим человеком, способным жить так
    , чтобы достигнуть высшего блага в жизни.
    Для
    Аристотеля высшим благом было то, что древние греки называли
    эвдемонией (eudaimonia). Эвдемонию можно описать как
    «наслаждение самым лучшим, что есть в жизни».

    Добродетель – это
    «преднамеренное
    (сознательное)
    приобретенное качество
    души, состоящее в
    субъективной середине и
    определенное
    разумом…»
    Аристотель

    Аристотель
    :

    Любая добродетель по Аристотелю - «есть
    сознательно избираемый склад [души]»
    «...Не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину
    , ибо у некоторых [страстей] в самом названии выражено дурное качество, например: злорадство,
    бесстыдство
    , злоба, а из поступков — блуд, воровство,
    человекоубийство
    . Все это и подобное этому считается дурным само по себе, а не за избыток или недостаток, а значит
    , в этом никогда нельзя поступать правильно, можно только совершать проступок; и «хорошо» или «не хорошо
    » невозможно в таких вещах ….»
    Аристотель
    . Никомахова этика

    Современный этап развития этики добродетели
    Элизабет
    Анском, Филиппа Фут, Розалинд Херстхауз,
    Джон
    МакДауэл, Аласдер Макинтайр, Марта Насбаум,
    Амели
    Рорти, Майкл Стокер и Майкл Слоут
    Этика добродетели касается не столько наших действий, сколько нашего характера и наших наклонностей как нравственных субъектов.
    «Добродетели — это общие черты характера,
    которые
    обеспечивают внутреннее
    санкционирование
    наших конкретных мотивов,
    намерений
    и внешнего поведения»

    Дж
    . Э. М. Анском
    «Современная философия морали» (1958 г.)
    Поскольку утилитаризм, столь влиятельный в пер вой половине
    XX в., не смог связать долженствование и благо
    , т.е. объяснить, почему наш долг состоит в совершении благих дел, стало быть, он вполне мог бы отказаться от понятий нравственного обязательства и морального долга. Они представляют собой не что иное, как реликты давно отживших этических понятий.

    ..чрезмерный рационализм этической теории, свойственный ей со времен Просвещения, перестал быть плодотворным. Поэтому имеет смысл вернуться к древней традиции и сосредоточиться на развитии внутренних добродетелей личности.

    Общий принцип:
    что определяет правильность поступка?
    Правильность поступка зависит от того, станет ли этот поступок совершать добродетельный человек. (Р. Херстхаус)
    а
    ) Эта позиция отлична от утилитаризма, который учит, что правильность или неправильность поступка зависит только от его последствий б
    ) Она отлична и от кантианства, в соответствии с которым правильность поступка зависит от того, совершался ли он из желания подчиниться моральному закону.
    в
    ) Предположим, что мы столкнулись с поступком, который любой человек считает гадким. В этом случае мы вправе сказать: тот, кто совершил этот поступок, — порочный человек. Почему? Потому что ни один добродетельный человек так бы не поступил.

    Спасибо
    за внимание!


    написать администратору сайта