история мировой культуры. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Правление императора Антония Пия
Скачать 6.76 Mb.
|
Министерство культуры Омской области БОУСПО «ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ «Культура Древнего Египта «Памятники культуры Египта» « Пирамида Джосера. Зодчий Имхотеп.» Культура Древней Греции «Вазопись.» Культура Древнего Рима « Правление императора Антония Пия.» Выполнил(а): студент(ка) группа 106/2 Сидоренко Галина Валерьевна. Омск 2021 Пирамида Джосера является самым выдающимся историко-архитектурным строением в Египте. Эта гробница — центр мемориального комплекса, который расположен к югу от города Гиза. Ступенчатая пирамида Джосера состоит из 6 ярусов и считается самой большой и древней постройкой на территории всего Египта. Строительство пирамиды датируется 27 веком до нашей эры (2670–2650 года до н. э.). Высота сооружения — 62,5 метра; основание — прямоугольник со сторонами 121 метр на 109 метров. Пирамида была вновь открыта для посещения в 2020 году после реставрации, длившейся 14 лет. Вся конструкция была спроектирована древнеегипетским зодчим Имхотепом. По проекту архитектора, гробница должны была иметь вид мастабы — усеченной пирамиды с прямоугольным основанием. В процессе строительства из мастабы получилась ступенчатая пирамида. Некоторые историки считают, что ступени несут некий символизм — по ним фараон должен был перейти в царство мертвых. Совершенно новый стиль, в котором была построена усыпальница фараона, перенят не только древнеегипетскими зодчими, а и архитекторами других регионов древнего мира. Гробница построена из самана. Это кирпич-сырец из глинистой основы с добавлением соломы. Вся конструкция (центральная часть гробницы) изначально была покрыта оболочкой из тонкого белого известняка. Строительство пирамиды шло не один год. Наращивание ступеней проходило поэтапно. Согласно официальным источникам, пирамида Джосера была построена в 2 этапа. В другой литературе значится, что строительство гробницы проходило в 4 этапа. Ряды каменных блоков укладывались под углом в 75° к основанию. Такая конструкция способствовала усилению прочности строения. История пирамиды Джосера в Египте Строительство пирамиды датируется с 2670 по 2650 года до нашей эры при правлении царя Джосера III династии Древнего царства в Саккаре. Первые археологические исследования были проведены во время египетской кампании Наполеона в промежутке между 1798 и 1801 годами. Более серьезные раскопки начались в 1920-х годах. Здесь проводили свои исследования многие археологические команды, среди которых были английские ученые. На изучение ступенчатой пирамиды Джосера у С. Ферта и Дж.-Ф. Лауэра ушло около 50 лет. Хоть в гробнице и были сооружены многочисленные петляющие коридоры и проходы, которые предназначались для запутывания воров, это не уберегло ее от разграбления. Из пирамиды Джосера было вынесено множество ценных предметов. В 2006 году начались работы по восстановлению этого древнего памятника архитектуры. Длились они до 2020 года с перерывом на несколько лет с 2011 по 2013 год. Архитектор ступенчатой пирамиды фараона ДжосераДревнеегипетского архитектора, построившего пирамиду Джосера, звали Имхотеп. Он же выступил зодчим при проектировании комплекса сооружений вблизи усыпальницы. Имхотепу приписывают изобретение пирамидального архитектурного стиля в строительстве. Благодаря новаторству Имхотепа при строительстве гробницы Джосера, пирамидальный стиль королевских захоронений лег в основу архитектуры Древнего Царства. Внутри пирамиды ДжосераВ центральной части пирамиды расположена вертикальная шахта, в основании которой находится гранитная усыпальница фараона. Вертикальная шахта накрыта куполом. В этой пирамиде, кроме царского саркофага, созданы 11 погребальных камер для членов семьи. Внутри пирамиды Джосера находится целый лабиринт из шахт и коридоров. Помещения украшены орнаментами и росписями. Из центрального входа в пирамиду попадаешь в главный коридор, который ведет в зал над склепом фараона. Центральный коридор и два параллельные ему отсека Комплекс пирамиды ДжосераРядом с гробницей фараона располагается целый комплекс с разнообразными постройками, которые тоже были возведены Имхотепом. С южной стороны пирамиды находится гробница, назначение которой до сих пор неизвестно. Внутри южного захоронения простирается длинный коридор, который ведет к скоплению подземных камер. Попасть в южную гробницу можно, пройдя по проходу, по обе стороны которого возвышаются 40 колон. С южной стороны от пирамиды, кроме захоронения, находится площадь хеб-сед с часовней, южный двор с павильоном и гипостильный храм. В северной части комплекса располагается сердаб, заупокойный храм, северный двор, павильон, алтарь и галереи. С запада к пирамиде Джосера примыкает длинная галерея. Интересные факты о пирамиде Джосера Пирамида Джосера является самой древней из всех существующих в Египте. Ступенчатой пирамиде фараона Джосера уже больше 4,65 тыс. лет. Пирамида ориентирована в направлении север-юг. Галереи внутри пирамиды тянутся с востока на запад на глубине около 30 метров. Ступенчатая пирамида фараона Джосера занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоимость и время работы комплекса Посетить комплекс пирамиды Джосера можно в любой день. В летний сезон комплекс работает с 7 утра до 7 вечера. В зимний период территория открыта для посещения с 8 утра до 5 вечера. Стоимость билета на территорию комплекса для иностранных посетителей составляет 25 египетских фунтов. Местные жители покупают билет за 2 египетских фунта. Также можно купить билет на посещение всех основных достопримечательностей территории Саккары: музея Имхотепа, комплекса пирамид Джосера, пирамид Тети, гробниц Мерерука, Кагемни, Ай-Неферта, Птахотепа, Унас-Анка и мастабу Ти. Для иностранных граждан билет стоит 50 египетских фунтов, для местных жителей — 4 египетских фунта. Также в эту стоимость включен дополнительный вход к могилам Ирука-Птах, Нианхнум и Хнумхотеп, а также на кладбище Хоремхеб. Как добраться до пирамиды ДжосераКомплекс с гробницей фараона расположен недалеко от города Гиза на западном берегу реки Нил. Эта местность носит название Саккара и является некрополем столицы Мемфиса. Свое название некрополь получил в честь бога мертвых Сокара. Территория некрополя занимает около 15 га. Ближайшие города к некрополю — Гиза и Каир. Доехать до ступенчатой пирамиды Джосера можно на маршрутном такси. От вокзала Рамзес и терминала Абдель Муним Рияд нужно добраться до площади у канала Мариоттейя (Maryotteya Canal). Отсюда в сторону комплекса фараона Джосера ежедневно отправляются маршрутки до Саккары. Имхотеп является выдающимся древнеегипетским архитектором периода Древнего царства. Он является первым наиболее знаменитым в мировой истории зодчим и учёным. Имхотеп был зодчим, спроектировавшим первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса и комплекс сооружений архитектуры, окружающих пирамиду. Он первый применил в строительстве пирамидальную архитектурную форму. Так, Имхотеп считается основоположником традиции архитектуры всего Древнего царства, которая была построена на использовании пирамиды, ее формы в проектировании царских захоронений. Помимо этого, Имхотеп также выступает в качестве изобретателя колонны в зодчестве, его называют творцом храма в Эдфу. В мифологии Египта Имхотеп являлся сыном мемфисского бога-творца Птаха. Его изображали в виде сидящего юноши, который держит развернутый папирус. Иногда он также выступал в качестве бога воздуха Шу, который призван отделять небо от земли. Таким образом, он предотвращал наступление хаоса. Пребывая также властелином искусств, его связывают с Хатхор, Маат и Аменхотепом, другим визирём и архитектором, который был позже обожествлён. Он жил во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Наиболее поздняя традиция, пришедшая с Греции (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием. Гробницу Имхотепа не удалось обнаружить, но считается, что она скорее всего должна располагаться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре [3]. Процесс строительства ступенчатой пирамиды Джосера для зодчего был довольно сложным. Идея, по которой создание монументального архитектурного произведения должно было идти путем наращивания его по вертикали появилась не сразу. Изначально была построена большая мастаба квадратной формы (выс. 8,32 м, дл. стороны 62,9 м). В качестве материала использовались куски известняка, облицованные хорошо отесанными плитами. Далее мастабу увеличили в несколько раз, и с востока перед ней были вырыты одиннадцать шахт, глубина каждой из которых была приблизительно 33 м. От каждой шахты на запад, под мастабу расстилался коридор, составляющий в длину 13 м. Пройдя первые пять коридоров, можно было прийти к захоронениям членов семьи фараона Джосера, остальные коридоры использовались в качестве кладовых [1]. Первая группа помещений была облицована деревом. Погребения обставлялись довольно пышно. Умерших помещали в гробницы из дерева, которые покрывались листовым золотом, прикрепляющимся к дереву золотыми гвоздиками. Затем гробницы вставлялись в алебастровые саркофаги, поставленные на известняковые базы. Наличие имени фараона Джосера на оттисках цилиндрической печати подтверждает то, что все погребения были совершены именно при нем. К сожалению, не удалось прочесть имени лица, которому принадлежала печать, но зато был прочтен титул зодчего Имхотепа, того, что построил пирамиду Джосера. После увеличения мастабы и строительства ее подземных помещений, были сделаны погребения. Об этом можно судить так потому, как коридоры от шахт обходят эти помещения. Мастаба была увеличена еще на 8,32 м для того, чтобы доступ к погребениям оказался закрытым. В плане она стала прямоугольной формы. Решение начать увеличивать мастабу вверх повлекло за собой радикальные изменения в технике строительства. Если раньше здания сооружали, накладывая горизонтальные пласты, то теперь эти пласты начали наращивать вертикально с наклоном в 15–17 градусов; камни каждого слоя укладывали перпендикулярно к сторонам пирамиды, уже не употребляя так много связующих растворов для их крепления. Облицовка была из известняка Туры. Изначально у пирамиды насчитывалось четыре ступени, но уже при следующей надстройке с севера и запада, она стала выше еще на две ступени. При таком увеличении площадка, расположенная на самом верху, оказалась слишком узкой, и поэтому было решено увеличить пирамиду еще на 2,6 м к северу. После всех изменений пирамида Джосера стала около 60 м по высоте с базой в 109,02х121 м. В помещения, расположенные под пирамидой, можно было войти с севера. Изначально доступ в эту часть под землей был устроен так же, как и у ряда подобных мастаб. Он был в виде открытого прохода, который постепенно спускается вниз. Проход расстилался до шахты глубиной в 28 м. Внизу располагалась погребальная камера. Она была облицована гранитом, а вход в нее, который закрывали камнем, по форме напоминающим цилиндр (около 2м высотой и весом свыше 3 тонн), находился в потолке. Вокруг погребальной камеры были устроены помещения различного назначения. Неподалеку от начала спуск под пирамиду пересекался 14 поперечным коридором. Оба его конца, вероятно, были предназначены для кладовых. Далее спуск скрещивался со вторым по счету коридором. Из его конца с запада и севера можно было пройти в группу кладовых, а к югу — в комплекс комнат, украшенных зеленовато-синими поливными изразцами, которые изображали плетения из тростника. Эти комнаты не были совсем отделены, но они производят достаточно сильное впечатление и в том виде, в котором они дошли до нас [4]. Декор двух других комнат, облицовка которых составлена из изразцов, была куда проще. От последней изразцовой комнаты проходил путь к юго-восточному углу погребальной камеры. От других ее сторон также отходили проходы, по которым можно было перейти в различные кладовые [2]. Пирамидный храм был в виде прямоугольника в плане. Начиная от входа вдоль восточной, северной и западной сторон храма шел коридор, пройдя по которому можно было попасть как в западную, так и в центральную группу помещений. Этот коридор начинался от входа и проходил вдоль восточной, северной и западной сторон храма, Центральная часть предназначалась для обрядов очищения фараона. Ее составляющими были два одинаковых двора, которые имели форму вытянутых прямоугольников; в полу западного двора начинался ход, ведущий под пирамиду. Южную сторону каждого двора замыкал портик, состоящий из четырех колонн с двадцатью каннелюрами, которые ставились на круглые базы, соединенные по две промежуточными стенками. Сделанные из добротного известняка Туры, со строгим профилем и хорошими пропорциями, эти портики были как бы фасадом храма, за которым находились галереи, коридоры и ряд помещений не совсем ясного назначения [1]. Таким образом, ступенчатая пирамида Джосера являлась наиболее важным этапом в истории архитектуры Древнего Египта, и дальнейшее строительство царских усыпальниц убедительно это показывает. Пирамиды Джосера и его преемников стали важнейшим этапом на пути к созданию классического типа пирамиды, который появляется при первом фараоне IV династии Снофру. Культура Древней Греции – Вазапись. Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов. В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализирующего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV вв. до нашей эры. Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями. Минойская керамика Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. (имеется сходство с керамикой Бутмирской культуры). Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьёзные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее. Микенская керамика Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей. Чернофигурная вазопись. Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Краснофигурная вазопись. Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины. Вазопись по белому фону Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов. Вазы – гнафии Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э. Вазы из Канозы Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи. Культура Древнего Рима Преемник Адриана, скромный, добрый римский император Антонин Пий (138-161), принадлежавший к той же династии Антонинов, был украшением престола. К сожалению, мы имеем лишь очень скудные сведения об этом превосходном государе, да и они относятся более к его частной жизни, к его личному характеру, чем к государственным делам, так что историк может составить лишь очень недостаточный рассказ о правлении Антонина Пия из отрывочных известий историков Юлия Капитолина, Аврелия Виктора, Евтропия и плохого извлечения, в котором дошла до нас относящаяся к его царствованию часть «Истории» Диона Кассия. В иностранной политике Антонин держался системы Адриана. Следуя прекрасным словам Сципиона: «по-моему, лучше сохранить жизнь одного гражданина, чем убить тысячу врагов», император Антонин Пий, по возможности, избегал войны, сосредоточивая все свои заботы на внутренних делах государства. А когда он был вынужден вести войну, говорит Дион, то ставил свою славу в справедливости, а не в завоеваниях; он хотел только сохранить за империей её прежние владения, а не расширить её границы. Антонин Пий с величайшей внимательностью искал самых справедливых людей для назначения на правительственные должности; честных правителей он награждал, плохих устранял от должностей, не выказывая к ним суровости. Этим он приобрел себе уважение не только подданных, но и других народов. Парфяне и скифы присылали Антонину Пию золотые венки, и варвары принимали его судьею для решения своих ссор. Император Антонин Пий. Античный бюст Внешняя политика Антонина Пия Капитолин говорит, что иберийский царь Фарасман приехал в Рим выразить свое уважение императору, что Антонин дал царя одному из колхидских племен, восстановил власть изгнанного босфорского царя Реметалка, защитил от набегов скифских номадов греческую колонию на Борисфене (Днепре), Ольвию, остававшуюся независимой республикою, и что достаточно было письма от Антонина к парфянскому царю, чтобы тот отказался от своего намерения напасть на Армению. Император Антонин Пий не выезжал из Италии. Границы государства на Рейне, в Британии, в Африке защищали от нападений враждебных или диких племен мужественные полководцы его храбрых войск. Лоллий Урбик оттеснил в Каледонии варваров и укрепил новым валом ту линию границы, по которой провел окопы Агрикола. В Африке мавры были прогнаны в пустыни Атласа и принуждены прекратить свои набеги. На Дунае и на Рейне границы империи хорошо защищались от даков и германцев; аланы были удерживаемы от набегов; мятежи в Египте и в Ахайе были усмирены. Но мы не имеем подробных известий об этих делах. Римские войска совершали подвиги при Антонине, но история не имеет сведений об этих победах. Внутренняя политика Антонина Пия Все древние писатели превозносят добродетели императора Антонина Пия: кротость его, заботливость о правосудии, об учебных и благотворительных учреждениях, щедрость его к другим при большой бережливости в собственном образе жизни. Сохранился памятник, на котором изображены мальчики и девочки, в благодарности протягивающие руки к нему, своему благодетелю; из этого мы видим, что он, подобно Нерве и Траяну, учреждал воспитательные заведения для бедных сирот. Гуманными законами Антонин Пий защитил рабов от произвола жестоких господ. Характер его был почти совершенно чист от всяких человеческих слабостей, говорит историк Аврелий Виктор. Безукоризненность жизни императора Антонина Пия показывает, что и продолжительное спокойствие не оказывает вредного влияния на благородных людей, и что государства бывают счастливы, когда ими управляет мудрость. Антонина Пия сравнивали с царём Нумой Помпилием. Кротость была его врожденной добродетелью. Он любил пользоваться относительно преступников императорским правом помилования или смягчения наказаний. Однажды обнаружился заговор; глава его, думавший сделаться императором, был всего лишь отправлен в ссылку; другой заговорщик сам лишил себя жизни. Император запретил разыскивать их соучастников, сказав, что народу не нужно знать, сколько у него врагов. Доносчики при Антонине Пии безмолвствовали; конфискации были редки. Монета (денарий) Антонина Пия (он слева). Справа изображён наследник императорского престола Марк Аврелий Источник фото Однажды в Риме поднялся мятеж по случаю недостатка в хлебе. Антонин вышел к толпе; она бросала в него камнями, но он хладнокровно разъяснил причину бедствия и успокоил народ. Свое огромное личное богатство император употреблял на пособие другим. Антонин Пий был щедр к риторам и философам, учреждал для них преподавательские кафедры с большим жалованьем. Он устраивал игры для народа, дал бедным гражданам бесплатный вход в общественные бани; во времена дороговизны он, кроме обыкновенной раздачи хлеба, давал бедным людям масло и вино. Император оказал щедрую поддержку жителям Родоса, Кизика и других городов Малой Азии при землетрясении, которому подверглась вся она от Вифинии до Ликии, щедро помогал населению Рима, Нарбона,Антиохии, других городов, пострадавших от пожаров. Он делал общеполезные сооружения в Риме и других городах Италии. Антонин Пий окончил сооружение зданий и памятников, начатых Адрианом; поправил старые храмы, в том числе храм Агриппы, водопроводы и бани; построил храм Адриана, амфитеатр, улучшил гавани Террацины и Гаэты, украсил многими зданиями свой родной город Ланувий. Он основал воспитательный дом для девочек. Это учреждение Антонин Пий назвал, фаустинским в честь своей жены Фаустины; оно было расширением воспитательного дома, основанного Траяном. Император Антонин Пий очень деятельно заботился о хорошей администрации и об улучшении законов. Он оказывал большое уважение сенату, держал себя относительно сенаторов так, как желал, будучи сенатором, видеть императора, держащим себя относительно его. По всем важным делам Антонин Пий спрашивал мнения опытных советников, и они всегда имели свободный доступ к нему. Хороших правителей он оставлял на их должностях долгие годы, и вообще не любил часто сменять должностных людей. Интриганы не имели при нем влияния на дела. Он не ездил из Рима дальше своих имений, лежавших в Кампании, но хорошо знал все, что делалось во всех частях империи. Его благодетельная заботливость приносила пользу всем им. Антонин Пий очень тщательно вникал не только в важные, но и в мелочные дела, постоянно заботясь об экономии в расходах, так что над ним даже смеялись за бережливость на государственные деньги. Но, благодаря ей, все провинции пользовались в правление этого императора благосостоянием, а государственная касса находилась в хорошем положении. Подобно Адриану, Антоний Пий любил искусства; об этом свидетельствует строительство прекрасного мраморного храма на восточной стороне форума. Остатки этого «храма Антонина и Фаустины» сохранились до нашего времени. Храм Антонина Пия и Фаустины. Рим Оценка правления Антонина Пия После правления, продолжавшегося 23 года, император Пий на 70 году жизни скончался в Лории, где была у него вилла. Антонин был стройного телосложения; голова его была прекрасна, он имел приятный и сильный голос. Образ его жизни был воздержный, простой. Его преемник Марк Аврелий в своих «Размышлениях» говорит, что он во всем поступал обдуманно, спокойно, не торопливо, вел все дела в хорошем порядке по твердым правилам, которым никогда не изменял. Сенат почтил память Антонина Пия апофеозом и установил во славу его все почести, какие были воздаваемы наилучшим государям. Народ горячо одобрял это потому, что любил умершего императора за кротость, благоразумие и чистую нравственность. Капитолин в заключение биографии его говорит, что Антонин Пий был едва ли не единственный император, который, сколько зависело от него, не проливал крови ни граждан, ни врагов, что и по благоденствию царствования, спокойного и человеколюбивого, и по благочестию его справедливо сравнивают с Нумой. |