лекция по православию. Лекция. Православие. Православие Кафедра истории Отечества, медицины и социальных наук Самгму доцент кафедры
Скачать 5.75 Mb.
|
ПравославиеКафедра истории Отечества, медицины и социальных наук СамГМУДоцент кафедрыС.Ю. ЗаводюкПроблемные вопросы:
1. Особенности православного вероучения. Православный культ: таинства, обряды, праздники и постыПравославие Ортодо́ксия (от греч. ὀρθός – прямой, правильный + δόξα – мнение) Термин «ортодоксия» известен со II в.Климент Александрийский обозначал им истинную веру и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию (ересям).Название «православная» закрепилось за Восточной христианской церковью после схизмы 1054 г., как противопоставление Западной христианской церкви, которая продолжала именовать себя «католической».Основы вероисповедания:Священное Писание(Библия)Священное ПреданиеКонцепция синергии – сотрудничества человека и Бога в «домостроительстве спасения»Священное Предание формируется благодаря действию Святого Духа в земной Церкви.Только Единая Святая Соборная Апостольская Церковь как «тело Христово» может быть непогрешима, отдельным лицам или церковным органам это не дано («правило рецепции).К Священному Преданию относятся:
Никео-Константинопольский (Никео-Царьградский) Символ веры (принят на Вселенских соборах 325 и 381 гг.)
Неповторяемые таинства:
Повторяемые таинства:Обряды: освещение воды, погребениеумерших и др.Общехристианские праздники (признаются дохалкидонскими, православными, католической и некоторыми протестантскими церквями)Рождество ХристовоПразднику Рождества Христова в православии предшествует строгий сорокадневный (Филиппов) пост.ПасхаДля исчисления точных дат ежегодного празднования Пасхи созданы специальные таблицы пасхалии, соответствующие постановлениям Никейского Вселенского собора 325 г.По евангелисту Иоанну Иисус с апостолами совершил Тайную Вечерю в четверг (13 нисана), умер на кресте в пятницу (14 нисана), а воскрес на второй день еврейской пасхи, когда в храм приносился первый сноп нового урожая.Пасхе предшествует строгий, в православии, семинедельный Великий пост.Виды православных праздников:По торжественности:
По времени проведения:По времени проведения:
В православии выделяют три круга богослужений: суточный, начинающийся вечером накануне дня; седмичный, куда входят все богослужения одной календарной недели; и годовой.Православное церковное новолетие в Русской Православной Церкви празднуется по традиции в сентябре (с 13-го на 14-е по новому стилю), что соответствует началу годового праздничного цикла (начиная от Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября по новому стилю и заканчивая ее Успением 28 августа по новому стилю).В РПЦ используется юлианский календарь («старый стиль»).
Посты в православии:Многодневные:
Однодневные: каждую среду и пятницу, а также на дни праздников Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), Воздвижения Креста Господнего (27 сентября) и в канун Богоявления (18января).2. Устройство православного храма. Монастыри как центры духовной культурыЦерковь на территории древнего православного мужского монастыря на острове Крит (недалеко от Ретимно)Собор Василия Блаженного в МосквеСобор Святой Софии в Константинополе (Стамбул)Внутреннее устройство православного храмаСимволика внутреннего устройства православного храмаСпас Вседержи́тель, или Пантокра́тор – центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию (Византия, мозаика)Алтарная преграда Церковь Святых Апостолов в АфинахИконостас София НовгородскаяИконостас Церковь Георгия Победоносца (Грузия)Отношение к целибату в раннем христианствеКомментарии Святых отцов к ответам апостола Павла о браке и о безбрачии на послание коринфян.Святой Златоуст: «Если ты ищешь блага самого высшего, то лучше совершенно не сочетаваться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощию, то вступай в брак».Феофилакт: «Превосходное дело всякому человеку (а не одному иерею, как некоторые неправо толкуют) – совсем не касаться жены, но девствовать; для немощных же безопаснее брак».МонашествоМонах (греческий язык) Инок (русский язык) «одинокий», «уединенный» Традиция считает первым христианским монахом египетского христианина Павла Фивского или Фивейского, бежавшего в пустыню от преследования христиан при Деции (250–251 гг.).Появление первых объединений отшельников связывается с именами Антония Египетского или Фивского (ок. 251– ок. 356 гг.) и Пахомия Великого (ок. 292 – 348 гг.).Уже при Пахомии в монашеской общине утверждается иерархия должностей. Во главе монастыря стоит избираемый общиной и утверждаемый епископом игумен.Исторически сложились три формы монашеского жития:
Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.В русских монастырях изначально был принят Устав Студийского монастыря (X–XI вв.), введенный преподобным Феодосием Киево-Печерским, а в кафедральных соборах – Устав константинопольской церкви Св. Софии (IX в.). Впоследствии их сменил Иерусалимский Устав преподобного Саввы Освященного (VI в.), который был широко распространен в Иерусалимском, Александрийском и Антиохийском, а с XII в. – и в Константинопольском патриархатах.3. Организация Православной церкви. Церковная иерархияПравославие в организационном отношении разделено на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей.Общеправославные соборы не созывались с момента падения Византии.Перечень автокефальных церквей согласно «диптиху чести»:
Существуют также автономные церкви (дочерние) и экзархаты.(Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата).Часть из них претендует на полную самостоятельность.5 января 2019 года в Георгиевском соборе на Фанаре патриарх Константинопольский Варфоломей подписал свидетельство об автокефалии Православной церкви Украины.Синод РПЦ разорвал отношения с Вселенским патриархатом из-за автокефалии Украинской православной церкви.Константинопольская православная церковь считается первенствующей (Вселенская патриархия)По преданию, епископат в Византе был основан около 38 г. апостолом Андреем Первозванным, который рукоположил своего ученика Стахи́я «во епископы града Византиона».В 330 г. император Константин перенес в греческий город Византий столицу (Новый Рим –Константинополь).Устройство современной Русской Православной ЦерквиПоместный соборВысший церковный орган.Периодичность его созывов не установлена.В работе Собора принимают участие архиереи (митрополиты, архиепископы, епископы), а также депутаты, которых выбирают от священников, монашества и мирян.С 1917 г. было шесть Поместных соборов, последний – в январе 2009 г. избрал патриарха Кирилла.Архиерейские соборыПо Уставу собираются не реже одного раза в 4 года, как правило чаще (примерно раз в 2 года).Собираются все высшие иерархи, те, кто управляет церковью: патриарх, главы епархий, главы синодальных учреждений, Духовной академии.Задачи:
Включает кроме патриарха – 7 постоянных членов (постоянно работающих) и 6 временных (которые вызываются только на время весенних и осенних сессий).Каноническая территория РПЦ, кроме России, включает территории бывшего СССР: Белоруссию, Казахстан, Украину, Молдавию, Эстонию, Латвию, Литву, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения.Территория делиться на епархии: епископаты и митрополии.Епархия Самарская и Сызранская с марта 2012 г. – митрополия.Епархия возглавляется архиереем в сане епископа, архиепископа или митрополита.Он назначается Синодом, подчиняется Патриарху.В крупных епархиях у главы епархии есть помощники – викарии.Орган управления епархией – Епархиальный совет.На территории каждой епархии есть приходы, монастыри, и церковные округа, во главе которых стоят благочинные.Священники назначаются решением епископа, а настоятели монастыря утверждаются Синодом по представлению епископа.По Святому Дионисию Ареопагиту, ученику святого апостола Павла, (апостол Павел видел различие чинов святых Ангелов и дал объяснение своему ученику) Ангелов разделяют на девять чинов, а девять чинов Ангельских разделяет на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.Православная Церковь состоит из:Мирян – православных, не облеченных священным саном, не работающих в церкви (приходе).Церковнослужителей – православных–мирян, которые не посвящены в священный сан, но трудятся в церкви (приходе).Священнослужителей, или клириков и архиереев.Духовные саны и чины
Возвращаемся к вопросам
Ответы на вопросы аргументы |