Главная страница
Навигация по странице:

  • Список рекомендуемой литературы

  • Предпосылки образования у восточных славян. Предпосылки образования государственности у восточных славян. Предпосылки образования государственности у восточных славян


    Скачать 30.19 Kb.
    НазваниеПредпосылки образования государственности у восточных славян
    АнкорПредпосылки образования у восточных славян
    Дата19.05.2022
    Размер30.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредпосылки образования государственности у восточных славян.docx
    ТипРеферат
    #538684

    ОЧУВО «Международный инновационный университет»
    Дисциплина: «Проблемы истории отечественного государства и права»

    наименование

    РЕФЕРАТ
    на тему: «Предпосылки образования государственности у восточных славян»

    наименование темы

    Исполнитель:

    Казазаева Александра Владимировна

    Ф.И.О.

    студент 2 курса

    40.04.01 Юриспруденция

    направление подготовки

    Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

    профиль/программа

    Зав.кафедрой:________________
    Оценка:______________________
    Сочи - 2022 г.

    Вопрос о возникновении государства у восточных славян относится к категории сложных и плохо изученных вопросов.

    В начале первого тысячелетия славяне жили в племенных сообществах. Каждый приход представлял несколько семей, связанных кровью. Это сообщество было основным производственным подразделением первого троянского сообщества. Экономика там управлялась коллективно: продукты и инструменты были общей собственностью.

    Однако именно тогда система предков начала протекать. В семейной системе продукты труда членов семьи были сосредоточены в руках главы семьи-он был их главным администратором. Это создало условия для создания неравенства в собственности и частной собственности.

    Славяне выделяли правителей, обладавших наследственной властью. Вокруг них формируются команды профессиональных воинов и советников - "бдительных". В то же время Национальная полиция и Национальное Собрание продолжали играть важную роль. Эти периоды в истории общества называются лидерами. Для них это типично, поскольку социальное неравенство уже существует, но принудительный аппарат еще не легализован.

    К девятому веку, рождаемость славян находились на стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы против Византии, торговля способствовали укреплению положения племени, обогащению и укреплению военной организации. Община коммун заменяется на соседнюю (территориальную) общину. Отношения между общинами были не кровавыми, а экономическими.

    Возникновение неравенства в собственности, концентрация власти и богатства в руках вождей племен и племен, формирование лояльных вождю военнослужащих, переход от кровного сообщества к территориальному сообществу - все это создало предпосылки для создания государственной власти.

     Предпосылки государственности у восточных славян. К девятому веку у восточных славян был ряд социально-экономических и политических условий для формирования государства.

    Социально-экономическое - сообщество предков перестало быть экономической потребностью и распалось, уступив место "соседнему" территориальному сообществу. Произошло отделение ремесла от других видов экономической деятельности, городского роста и внешней торговли. Это был процесс формирования социальных групп, который подчеркивал знания и бдительность.

    Средства к существованию мужчин стали более разнообразными, поэтому военная добыча играла более важную роль в жизни клана. Разделение кочевых и оседлых племен, сельскохозяйственных и пастырских племен, а также племен, которые в основном жили охотой и переехали на продуктивное хозяйство, дополнялось признаками внутривидового разделения труда: профессиональные ремесленники (гончары и специалисты по плавке или металлообработке), профессиональные воины. Частые миграции кланов, возникновение и распад союзов поколений и племен, отделение групп охотников за боевыми мешками (отрядов) от пола - все эти процессы заставили нас отказаться от традиций, основанных на обычаях старые решения не всегда работали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

    Политически - появились крупные племенные союзы, которые начали заключать временные политические союзы друг с другом. С конца 6 века было известно объединение племен во главе с Кием; арабские и византийские источники говорят, что в 6-7 веках существовала "волынская сила"; Новгородские летописи сообщают, что в 9 веке вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостем. Арабские источники утверждают, что накануне государственного образования существовали союзы крупных славянских племен: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

    Государство возникло потому, что подавляющее большинство членов общества было заинтересовано в его создании. Это было удобно для крестьянина и выгодно для князя, вооруженного в его руках, защищать и избавлять его от болезненных и опасных военных ситуаций. Здесь следует отметить, что реальное отделение и отчуждение власти от общества и привилегированного княжеского друга пекаря-Смерда - сложилось гораздо позже; в первые века существования государства любой крестьянин мог легко сменить свое общественное положение и поступить на княжескую службу, как в эпосе об Илье Муромце.

    С самого начала государство решало не только военные, но и судебные проблемы, особенно в том, что касается споров между поколениями. Принцы и их спутники были относительно объективными посредниками в гендерных конфликтах; старейшины, которым всегда приходилось заботиться об интересах своего пола, общины, не были приспособлены к роли беспристрастных арбитров. Разрешение совместных споров силой оружия было слишком обременительным для общества; поскольку была признана общая выгода власти, которая выше частных и общих интересов, были созданы условия для передачи значительных судебных полномочий исторически новой структуре - государству.

    Внешняя политика - самым важным для становления и укрепления государств было то, чтобы у всех народов была внешняя опасность. Проблема отражения внешней опасности среди восточных славян стояла очень остро с момента появления славян на Восточно-Европейской равнине. Славяне воевали с многочисленными кочевыми племенами тюрков (скифами, сарматами, гуннами, аварами, хазарами, печенегами, половцами.

    Этапы становления государственности. На данный момент определить точную дату, год или месяц образования древнерусского государства невозможно. Мы можем только сделать следующий вывод, что древнерусское государство появилось не позже, чем в I веке н.э. Возможно, что раньше, чем в I веке н.э. есть документ, из которого ясно, что древнерусское государство уже существовало в конце I века н.э. Это договор Олега с Византией в 911 году. Настоящее соглашение содержит правовые нормы старого российского права, которые действовали еще до заключения соглашения.

    Процесс формирования государства у восточных славян происходил и у других народов. В какой-то момент она была низкой, общество было удовлетворено родоплеменной системой. В то время имущественного неравенства не существовало. Несомненно, существовало определенное неравенство в социальном положении между людьми. Общественная автономия была организована таким образом, чтобы были старейшины (более мудрые и опытные). Были также лидеры и военачальники. Но продвижение этих людей на определенные ключевые посты в обществе зависело от их личных качеств, личного авторитета.

    Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только с того момента, когда они начали расселяться на значительной части Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 века. восточнославянские племенные объединения были выразительными этнокультурными общностями, обладавшими определенными местными особенностями. Различия в культуре и образе жизни между племенными объединениями так и не были преодолены за время существования древнерусского государства и его народностей (девятого – тринадцатого в.в.).

    Потомки родоплеменного строя - крупные и мелкие племенные объединения с развитием восточнославянского общества постепенно переросли в образования более высокого социально-политического уровня - племенные княжества. Их появление обусловлено возникновением частной собственности и связанной с ней собственности, а также социальным расслоением общества. Эти княжества были до государственными объединениями, которые заложили основу восточнославянского государства. Они предшествовали первому восточнославянскому государству, которое сложилось вокруг Киева в середине девятого века. Власть и авторитет вождей племенных княжеств опирались на огромную систему укрепленных поселений - градов. В племенных княжествах существовал примитивный аппарат власти, но у них еще не было социально изолированной наследственной знати во главе с князем. Особенность общественного строя восточных славян характеризуется тем, что племенные княжества продолжали существовать еще столетие после образования древнерусского государства.

    Основными признаками существования государства в раннесредневековом обществе современные историки считают наличие отчужденной власти народа, размещение населения по территориальному принципу и усиление дани для поддержания власти. В качестве предварительного условия может быть добавлено наследование власти принцем. В условиях Киевской Руси второго века специфическими формами государства были: подчинение власти государственного центра территорий племенных княжеств и распространение на эти земли системы сбора дани, управления и судопроизводства. В летописях, упоминания о которых появились с середины 60-х годов I века, первыми киевскими князьями, существование которых было зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир.

    Территория Киевского княжества Аскольда была небольшой - он охватывал земли вокруг Киева, в основном племенное княжество Поль. Это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце I века начало развиваться Древнерусское государство

    Решающий шаг на пути к образованию восточнославянского государства был сделан в конце I века, когда Олег совершил путешествие из поселения в Киев. Утверждение Олега в Киеве положило начало созданию восточнославянского государства - образованию Общерусского государства. Русский север соединился с русским югом, Олег объявил Киев столицей нового государства. Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания крепостей центральной власти в племенных княжествах-городах, с установления порядка выплаты дани на землях, подчиненных князю. Затем большинство племенных княжеств на юге Руси вошло в состав образовавшегося государства. Древнерусское государство начало формироваться на юге. Земли княжеств, вошедших в состав государства, были немедленно обложены налогами, и на них были распространены судебная и административная системы. Так образовалась территория государства Древней Руси.

    Олег и его преемники на киевском престоле, включая состав племенных княжеств молодого государства, в основном занимались Собранием дани и, в частности, пытались предотвратить его сокращение. Продолжающаяся деятельность Олега по созданию государства имела положительные последствия: в последние годы его правления в Киеве княжеская власть подвергалась влиянию славянских и неславянских племенных объединений. Киевская Русь оформилась и превратилась в многонациональное государство. Он был создан русским народом, который составлял подавляющее большинство его населения. Вместе с ними в Киевской Руси проживало более 20 разных народов. Неславянские народы объединились в основном мирно в Киевской Руси. Русское электронное государство эпохи Олега еще не было полностью консолидировано. Власть киевского князя в племенных княжествах была еще слабой, иногда формальной, а системы управления, изъятия дани и споров - примитивными и действовали время от времени, когда приезжали княжеские процессии с Киева. Эта страна, как и в свое время, была экономически развитой и обладала большой военной мощью, что свидетельствует о возможности проведения крупного военного похода из Руси в Византию в 907 году.

    Благодаря победоносному русскому походу в Константинополь Олег немедленно подписал выгодный для своего государства мир с императором. Византийское правительство должно было внести большой вклад и предоставить особые льготы русским купцам и послам. В 911 году русско-греческий договор был значительно дополнен. Он описал правовые нормы отношений, правила разрешения возникших конфликтов. Договоры 907 и 911 годов - первые дипломатические и правовые акты Российского государства - отражают историческую и политическую реальность существования нового восточного государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Путешествия из Руси в Византию продолжались почти до середины одиннадцатого века.

    Еще одним важным направлением внешнеполитической деятельности Киевского государства между концом первого и началом XII века был восток. Несколько российских кампаний было проведено в арабских странах юго-западного побережья Каспийского моря.

    Во время правления Олега экономическое развитие общества вернулось к жизни. Столица Киев была расширена и построена. Однако восточнославянское этнокультурное сообщество не было достаточно политически сгруппировано. Строительство государства было продолжено преемником Олега Игорем. В первой половине десятого века киевские князья старательно и неуклонно объединяли племенные княжества восточных славян в единое государство. В 40-е годы десятого века пал новый очаг военной деятельности бывшей российской правящей элиты. Киевский князь распространил свою власть на восточный Крым и Тамань, где было основано Тмутараканское княжество. Великие и малые войны приносили славу и богатство принцам и старшим стражам. В одночасье они оторвали многих людей от мирной работы, тысячи погибли в войнах, ослабивших государственную экономику. Основным источником снабжения войск оружием, продовольствием и лошадьми оставался сбор дани, которую князья старались постоянно увеличивать. Из-за этого в 944 году вспыхнуло восстание древлян, во время которого был убит князь Игорь. Со смертью Игоря закончился первый этап развития государства на Руси.

    Единственный сын Игоря, известный из Летописей, Святослав, был еще ребенком, а его жена Ольга восседала на княжеском престоле. Он оказался умным, энергичным и дальновидным государственным деятелем. Ольга жестоко подавила восстание древлян весной 945 года. Ольга также построила опорные пункты центральной власти на месте, административная и судебная системы были распространены на все земли киевских княжеств. Во времена Ольги Киев развивался, украшался и укреплялся. Правление Ольги можно связать с началом второго этапа развития древнерусского государства. Было заключено соглашение о русско-византийском союзе.

    Киевская Русь девятых - десятых веков еще не знала классовой структуры. Так в племенном обществе зародилось восточнославянское государство. Власть в государстве не только отделялась от массы народа (один из главных признаков государства), но и выходила за пределы Верхушки, приобретала индивидуальный характер и передавалась по наследству. Бывшее российское государство было организовано по территориальному принципу.

    Во время бурного правления Святослава (964-972) бывшее русское государство расширилось и укрепилось. Он вернулся в Киевскую Русь, племенное княжество V.A.A. I.A., которое попало под власть хозар. В 968 году Святослав разгромил хозар, которые постоянно претендовали на восточнославянские земли и препятствовали торговле Руси. Затем киевский князь обратил свой взор на юг, вовлеченный в длительную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу перед началом второй и последней кампании в Болгарии. Он назначил своего старшего сына Ярополка наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, столице страны древлян, завоеванной его матерью. И он послал своего внебрачного сына Владимира править за себя в Новгород, от которого бояре все еще хотели отделиться Киевом. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которая сосредоточилась на консолидации государства и укреплении власти киевского князя над землями племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, начавшийся в 969 году, закончился в 971 году подписанием Мирного договора. Святослав погиб в битве с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Борьба за власть вспыхнула между его сыновьями в середине 978 года, с восшествием на престол Владимира Святославовича.

    Норманская и антинорманская концепция возникновения государства. Впервые "норманнская теория" была высказана немецкими учеными середины восемнадцатого века В. Миллером, Шлецером и Байером. Суть их теории: легенда летописи о призвании варегенов свидетельствует о том, что до прихода варегенов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государство и культуру им принесли скандинавские варегены.

    Хотя М.В. Ломоносов убедительно доказал научную несостоятельность норманской концепции, он неоднократно возрождался противниками России для доказательства утверждения о том, что славяне были неспособны к самостоятельному историческому развитию - им нужны иностранные лидеры. В частности, эта теория активно пропагандировалась в нацистской Германии.

    Значение варяжского элемента в создании древнерусского государства не следует недооценивать, но и не преувеличивать.

    Варяги сыграли эпизодическую роль, хотя, как распорядилась история, и важную в создании единого древнерусского государства, но статуса государства самим славянам они не принесли. Ошибка Миллера и др. под образованием государства они понимали формирование правящей элиты, установление династии, а не развитие всех социально-экономических отношений и институтов.

    Согласно нормандской теории, варяги привнесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединили их в единое государство и установили там определенный закон и порядок. Такое объяснение не имеет ничего общего с истинно научным пониманием исторических процессов. Допустим, что восточные славяне действительно в то время крайне отставали в своем развитии. Какими бы ни были Рюрик и Олег или другие товары, они не могли создать государство, то есть политическую организацию правящего класса. Власть государства не могла появиться по просьбе того или иного лица или его преемника. Кстати, варегены были не богами, а всего лишь примитивными воинами, которые хорошо владели оружием, но не могли повлиять на развитие экономики. надо полагать, что они даже ничего не понимали в сельском хозяйстве, хотя и приехали в сельскохозяйственную страну.

    Норманнская теория содержит два хорошо известных момента: во-первых, норманны утверждают, что викинги Венеры практически создали государство, чего не могло сделать местное население; а во-вторых, викинги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, дали ему государство и культуру, подчинив при этом самих себя.

    Хотя это сооружение впервые было упомянуто составителем летописи, и с тех пор, как правило, оно включено во все труды по истории Руси на протяжении шести столетий, известно, что норманнская теория получила официальное распространение в 30-40-х годах X. Конечно, весь первый состав Академии наук состоял из немецких ученых. Считается, что немецкий ученый Бэр чуть позже этой теории развил Шлецера. Некоторые российские ученые, в частности М.В. Ломоносов, немедленно отреагировали на публикацию теории. Предположительно, такая реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства. Русские русские, на самом деле, должны были воспринять эту теорию как личное оскорбление и оскорбление русской нации, особенно таких людей, как Ломоносов. Затем начался спор о нормандской проблеме. Проблема в том, что противники норманнской концепции не смогли опровергнуть постулаты этой теории, поскольку изначально стояли на неправильных позициях, осознавая подлинность истории летописи - первоисточника и обсуждая только этническую принадлежность славян.

    Норманисты настаивали на том, что термин "Русь" означает скандинавов, и их противники были готовы принять любую версию, лишь бы не дать норманнам никакого преимущества. Антинорманисты готовы были говорить о литовцах, готах, хазарах и многих других странах. Понятно, что при таком подходе к решению проблем антинорманисты не могли рассчитывать на победу в этом споре. В результате к концу девятнадцатого века число сторонников нормандской теории увеличилось, и споры ее противников начали ослабевать Вильгельм Томсен выступил с инициативой по решению этой проблемы. Российские историки пришли к выводу, что нормандское происхождение России можно считать доказанным после того, как его работа "Начало Российского государства" была опубликована в России в 1891 году. Годы, когда основные аргументы в пользу нормандской теории были сформулированы с максимальной тщательностью и ясностью. И хотя антинорманисты (Иловайский, Гедеонов) продолжили противоречие Форт, занимали большинство представителей официальной науки стандарта аниса столы позиции. Научное сообщество разработало идею завоевания нормандской концепции истории Древней Руси, возникшей в результате публикации работы Томсена. Прямое противоречие с норманизмом почти прекратилось.

    Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Сказание о варягах", описанное в Летописи, повествует о том, что рюрики, кривичи и чудь, пытаясь преодолеть распри, требовали господства варягов (норманнов) из-за моря. Три правителя Варашашска: После смерти братьев Рюрик правил один. Воины Рюрика Аскольд и Дир попросили его отправиться "в греки" и направились на юг, но поселились в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его друг Олег отправился на юг со своим маленьким сыном Рюриком Игорем, заманил его в ловушку, убил Аскольда и Дира и стал править в Киеве, соединив Киев и Новгород.

    Основываясь на легенде, норманнская теория возникла в восемнадцатом веке. Он утверждал, что государство было создано восточными славянами из иноземцев - скандинавов, то есть тевтонов (скандинавские народы относятся к немецкоязычной группе). Русские ученые-монархисты доказали на основе норманской теории невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России - из мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными были враждебными с самого начала, а в России они были мирными.

    Норманнская теория использовалась для объявления славян низшим народом, неспособным самостоятельно создать государство. В середине двадцатого века эти утверждения были приняты гитлеровской пропагандой, которая объявила славян расово неполноценными.

    В российской науке реакция на нормативизм переросла в крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси вообще не было или они не сыграли существенной роли в возникновении древнерусского государства. Эти взгляды были представлены, в частности, М. В. Ломоносовым. В современной науке крайности нормандской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе больше не пишут о том, что славяне получили государство извне. В то же время большинство российских авторов считают, что первые принципы действительно были варяжскими. Однако дискуссия о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье). Большинство ученых признают:

    • историчность Рюрика,

    • вымысел Трувора и Синеуса,

    • варяжское происхождение первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга), чьи имена явно скандинавские (Хельг, Ингвар, Хельга).

    В то же время в современной науке бытует мнение, что назначение варягов не было началом государства в современной России. Государство возникло в результате постоянного развития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадии развития. Вероятно, враждующие племена называли их нейтральной силой, способной остановить усики. Варяга варяги призывали править, поэтому такая форма власти у славян уже существовала.

    Список рекомендуемой литературы:


    1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси// Вопросы истории. – № 3. – 2000. – с.51-61.

    2. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. – Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – 216 с.

    3. Головатенко А.История России: спорные проблемы. - М.:Школа-Пресс,1994

    4. Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла русская земля?»// История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – н. ХХ в./ Сост.: С.В. Мироненко. – М.: Политиздат, 1991. – с.7-35.

    5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1993 г. – 272 с.

    6. История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н.Зуева. - М.: Высшая школа,1994.

    7. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Чистякова. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 360 с.

    8. Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Т.I. - М.:Наука,1991.

    9. Кацва Л. Юрганов А. История России VIII-XV вв. - М.: МИРОС-Аргус, 1995.

    10. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 672 с.

    11. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии// Вопросы истории. – № 2. – 1995. – с.44-57.

    12. Платонов С. Курс лекций по русской истории. - М.,1990.

    13. Повесть временных лет. // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. - М.,1978.

    14. Рыбаков Б. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М.: Наука, 1982.

    15. Щавелева Н. Происхождение и ранняя история славянских народов. // Преподавание истории в школе. №1. - 1990.


    написать администратору сайта