Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Тезис 2. Применение форм исламского орнаментального искусства ислими, гирих


    Скачать 77.84 Kb.
    НазваниеПрименение форм исламского орнаментального искусства ислими, гирих
    Дата18.05.2022
    Размер77.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТезис 2.docx
    ТипДокументы
    #535836

    Применение форм исламского орнаментального искусства (ислими, гирих,


    «куфи», «насх», арабеск) в композициях интерьеров Узбекистана

    Бекматов Хасан. Магистрант 2 курса ТАСИ; группа 20 Др

    Ключевыеслова:орнамент,символика,декор,гирих, ислими, интерьер, точка, центр.

    Орнамент как способ передачи сакральных знаний, исследователи находили уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.

    Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

    Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.

    Давно замечено: исламский узор отличается тем, что он обычно выстраивается вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка наглядно прорисовывается, иногда вместо нее зияет пустое пространство. Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается вне всей композиции.

    Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает непосредственно из него. При этом центр организует, «держит» всю композицию, но пребывает вне ее составляющих.

    Множественная структура орнаментов, как одна из ипостасей вселенной, проявляется в современном дизайне светильников, где тень играет роль продолжения самой композиции.

    Традиционно в исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. В Европейской трактовке присутствует еще и «Арабеска» (от франц. arabesque — «арабский»). Так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчёта.

    • Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора — геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность.

    • Этот принцип европейцы даже назвали «боязнью пустоты».

    • Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

    • Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Этот тип орнамента воплощает идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега в стилизованной или натуралистической форме и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.

    Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и музыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, протекающее в заданном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без нарушения целостности узора.

    Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации и размера: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керамическом или ювелирном изделии.

    Большим разнообразием и сложностью форм отличался орнамент мусульманских стран (с VII в.) [1].

    Ислам запрещал изображать человека или любое другое живое существо, что способствовало активному развитию геометрического и растительного орнамента. Самой распространенной темой узбекских орнаментов и узоров является мотив цветущего сада – в этом символе сосредоточены пожелания счастья, процветания и благополучия. Изображения цветов имели свою собственную символику, так, голубой василек обозначал молодого человека, красный мак – красивую девушку, тюльпан – целомудрие и невинность, а роза – гармонию и красоту окружающего мира.

    Часто в орнаментах использовали изображения растений и цветов, по тем или иным причинам считающихся у узбеков целебными или обережными (это в принципе свойственно национальным узорам).

    Например, миндаль был символом долголетия и здоровья, перец – защиту от всякого зла и очищение, а изображение граната обозначало богатство и изобилие. В первую очередь мастера стали придумывать всевозможные изощренные цветовые и композиционные сочетания [2].

    Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreurvacui» (боязнь пустоты).

    Геометрические мотивы эффектно сочетаются с современным дизайном интерьера. Одним из основных элементов узбекского декоративного и прикладного искусства, и особенно коврового искусства, является рисунок, известный под названием "ислими".

    Этот оригинальный по форме декоративный элемент можно встретить во всех областях народного искусства, и особенно часто - в тканях, требующих сложной технической обработки, в коврах, в лепных украшениях из гипса, в майолике, в резьбе по дереву и камню.

    Справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография - ранний этап письменности.

    Первые узоры гирих были сделаны путём копирования орнамента по правильной решётке. Узор рисовался с помощью циркуля и линейки. Современные художники для создания традиционной техники используют

    пару делителей (центрировочных циркулей), чтобы сделать насечки на бумажном листе, который затем оставляется на солнце, чтобы он стал ломким. Прямые линии рисуются карандашом и немаркированной линейкой[3].

    Орнаменты гирих, сделанные таким образом подобны двумерному кристаллу, замощающему пространство с помощью единичной ячейки.

    Использованная литература:


    1. Загирова Г.И. Проблема зооморфной орнаменталистики в истории изучения резного ганча (стука) Средней Азии IX–XII веков. Изобразительное искусство. М-ва; « Предмет и тело» № 1- 2020

    2. CromwellP.R. The Search for Quasi-Periodicity in Islamic 5-fold Ornament // Mathematical Intelligencer. — 2009.

    Электронные источники


    1. https://autogear.ru/article/359/740/uzbekskiy-ornament-skryityiy-smyisl/


    написать администратору сайта