Главная страница
Навигация по странице:

  • РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА Реферат На тему: «Проблема искусственного интелекта»

  • Введение Актуальность темы исследования.

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • § 2. Проблематика создания и функционирования искусственного интеллекта

  • Список литературы

  • Проблема искусственного интеллекта. Проблема искусственного интелекта


    Скачать 58.43 Kb.
    НазваниеПроблема искусственного интелекта
    АнкорПроблема искусственного интеллекта
    Дата17.02.2020
    Размер58.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблема искусственного интеллекта.docx
    ТипРеферат
    #108756

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА

    Реферат
    На тему: «Проблема искусственного интелекта»


    Выполнил: Цепков А.И._________­­_ Группа: МТМ 18-02

    Проверила: Топорина Е.А._________


    Москва 2018 г

    Содержание


    Введение 2

    § 1. Понятие и сущность искусственного интеллекта 4

    § 2. Проблематика создания и функционирования искусственного интеллекта 6

    Заключение 10

    Список литературы 11


    Введение
    Актуальность темы исследования. Возможен ли искусственный интеллект? Уже сама такая постановка вопроса вызывает оживленную дискуссию.

    Интеллект - это система познавательных способностей, которая функционирует как совокупность универсальных процедур, позволяющих на сознательном уровне строить конкретные алгоритмы решения частных творческих задач. Таким образом, интеллект можно представить как алгоритм решения задач, сформированный сознанием. Как известно, любой алгоритм поддается программному описанию и моделированию. Следовательно, искусственный интеллект - это создание подобных алгоритмов искусственным объектом.

    Актуальность исследования проблемы искусственного интеллекта, в свою очередь, обусловлена, прежде всего, необходимостью глубокого понимания сущности и искусственного интеллекта и рисков его функционирования.

    Объект исследования составляет искусственный интеллект.

    Предмет исследования составляет проблематика искусственного интеллекта в философском дискурсе.

    Цель исследования заключается в рассмотрении проблематики создания и функционирования искусственного интеллекта в рамках философского дискурса.


    § 1. Понятие и сущность искусственного интеллекта
    Искусственный интеллект (ИИ) в широком смысле слова - наука и технология создания интеллектуальных машин, особенных интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не ограничивается биологически правдоподобными методами. Определение искусственного интеллекта, данное Джоном Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете, не связано напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, ИИ-исследователи вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем. В современной информатике существует специальный раздел, занимающийся интеллектуальными информационными системами, в которую входят искусственные нейронные сети. Искусственные нейронные сети - это математическая модель способная к обучению, созданная по подобию человеческого мозга.

    Единого ответа на вопрос, чем занимается ИИ, не существует. Многие изобретатели компьютеров и первые программисты развлекались, составляя программы для отнюдь не технических занятий, такие как сочинение музыки, решение головоломок и игры, где на первом месте оказались шашки и шахматы. Такие виды деятельность как музыка и живопись всегда считалось подвластны только человеку. Но программа Emily Howell, созданная профессором Калифорнийского университета Девидом Коупом, может создавать произведения, которые сложно отличить от произведения, написанных человеком1. Некоторые романтически настроенные программисты даже заставляли свои машины писать любовные письма. Существуют программы «говорилки», которые могут поддерживать беседу или по ответам на вопрос диагностировать проблему. Можно ли это считать ИИ?

    Почти каждый автор, пишущий книгу об ИИ, отталкивается от какого-либо определения, рассматривая в его свете достижения этой науки. Но в философии даже не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта. Нет и точного критерия достижения компьютерами «разумности», хотя на заре искусственного интеллекта был выдвинут ряд гипотез, например, тест Тьюринга или гипотеза Ньюэлла -Саймона.

    Суть первой описана в 1950 году английским математиком, логиком и криптографом Аланом Тьюрингом - это тест, в котором человек, взаимодействуя посредством текстового общения с компьютером и другим человеком, должен определить, кто есть кто.2 Если он затрудняется ответить или дает неверный ответ, считается, что «машина» прошла тест.

    Вторая же гипотеза говорит: «A physical symbol system has the necessary and sufficient means of general intelligent action» (с англ.: физическая символьная система имеет необходимые и достаточные средства для произведения базовых интеллектуальных действий, в широком смысле). Она сформулирована в 1976 года американскими учёными Алленом Ньюэллом и Гербертом Александером Саймоном. Другими словами, любая система, работающая с символами, является интеллектуальной.

    ИИ в частном случае связан и с робототехникой. Возможно, осталось немного времени, когда машины начнут «думать» и осознанно выполнять какие-то действия. Очевидно, что эти действия не должны противостоять интересам человечества (кинематограф переполнен подобными примерами) и должны существовать законы для роботов и их создателей, которые должны выполняться на бессознательном уровне.

    § 2. Проблематика создания и функционирования искусственного интеллекта
    Основная проблема философского осмысления искусственного интеллекта: реальность создания действующей модели мышления живого человека.3 Отрицательного ответа на такой ключевой вопрос не получено и потому дискуссия по отдельным аспектам проблемы также постоянно продолжается.

    Исследователи исходят из положительного подхода и в доказательство излагают различные воззрения:

    1. человек создан по образу и подобию бога и он, в свою очередь может создавать подобных себе;

    2. разум ребенка создается биологически, связан с генетикой, но обновление, углубление, расширение разума чаще связано с накоплением знания, обучением подрастающего поколения;

    3. пик творчества, где ранее считались главными талант, одаренность, интуиция человека, теперь связывают с нахождением наиболее оптимальных способов и алгоритмов, что можно заменить автоматическим перебором вариантов при традиционно умственно развивающих играх, в шахматы, например, или при нахождении технических и экономических решений;

    4. о возможностях воспроизведения мышления свидетельствует наличие компьютерных вирусов, которые нарушают существование целостных систем;

    5. автоматизация разумного решения интеллектуальных задач связывается с работой ЭВМ, которые представляют универсальные алгоритмы и позволяют создать многообразие программ для преобразования информации.4

    Конечно, не все вычислительные машины или даже роботы в состоянии решить абсолютно все задачи. Есть типы задач, которые они не способны решить И тогда человек способен их решить только методом проб и ошибок, расширяя пространство своих мыслей и действий.

    Философию искусственного интеллекта интересуют возможности мышления машин, сможет ли она решать проблемы, сознательно размышляя; сможет ли она проявить сознание, и даже ощутить психическое состояние, как человек.5 Способна ли машина чувствовать? Насколько мозг человека – это компьютер и одинакова ли природа естественного и искусственного интеллекта? Эти вопросы лишь на первый взгляд кажутся однозначными или не требующими ответа, философы, исследователи познавательной (когнитивной) деятельности, нейрофизиологи и писатели-фантасты видят в этом сложнейший предмет дискуссий. В частности, выдвинуты гипотезы сильного и слабого искусственного интеллекта, предложены основания модели разума. Защитники идеи слабого ИИ рассматривают компьютерные программы только как инструмент для решения задач, а не набор человеческих способностей. Исходя из того, что мышление – это процесс обработки имеющейся в памяти информации компьютер, как формальная система, может осуществить ее анализ, синтез и даже самопрограммирование.

    В философии поэтому постоянно дискутируются воззрения на цели создания искусственного интеллекта. Человек такое существо, которое делает все, чтобы улучшить и облегчить свою деятельность, вплоть до того, чтобы вообще ничего не делать. И даже не в силу просто лени, но в интересах поиска, творчества, для достижения все лучшего уровня и качества жизни. Философов волнует вопрос: а если человек создаст интеллект, превышающий собственный, в чем тогда будет его роль, и нужно ли это человечеству в целом? Так возникает концепция об усилителях интеллекта, как биологического плана, естественно развивающегося разума, так и искусственного характера: технических устройств, приборов, автоматов, компьютеров, робототехники, без которых невозможен прогресс общества.

    Возможно, искусственный, неорганический носитель, в результате наличия инновационных технологий, будет существовать гораздо долговечнее, чем человеческое тело, но здесь тоже возникают риски.

    Созданные интеллектуальные системы не имеют эмоционально-чувственных проявлений и не могут создать человеку опасную ситуацию преднамеренно. Но они могут элементарно изломаться, выйти из строя технически и тем нанести вред, взбунтовавшись против хозяина-автора, создавшего их. Именно об этом, о возможных опасностях для человека искусственного интеллекта, в силу его недолговечности, хрупкости и ненадежности, существует множество фантастических книг и фантазийных фильмов, пробуждающих незатухающие философские дискуссии.

    Рядом с философским вопросом о безопасности всегда возникает вопрос полезности.6 Любое открытие или продукт, сделанный человеком, в чем-то полезен, в чем-то вреден, все связано с понятием меры и этичности целей его применения. Достаточно вспомнить атомную бомбу и дебаты вокруг ее использования. И в любой области науки рано или поздно создаются прогрессивно продвигающие открытия, несущие в себе двойственность полезности-вредности. Философы поднимают эти вопросы, предупреждая человечества о возможности самоуничтожения в силу бездумного использования естественного разума, без рассуждения о последствиях. Так, опыты в сфере генной инженерии заходят все более вглубь биологических преобразований животного мира, развивается клонирование. Философы стремятся обнажить проблемы перед мировым сообществом, призывая к осознанию нависающих проблем.

    Компьютеризация как глобальное явление в обществе порождает множество сопутствующих следствий, в том числе относительно искусственного интеллекта, что плотно связано с информатизацией, поисковыми программами, активизацией способности обучения в информационных системах.

    И если изначально существовал вопрос, как и где появится впервые искусственный, компьютерный интеллект, то это предполагалось в научной лаборатории. На сегодняшний день все ответы связаны с большей вероятностью с развитием сети-Интернет. Материально, технически, Интернет выступает как гигантская инфраструктура, которая не может быть под силу по оснащению для отдельно взятой лаборатории. Кроме того, именно здесь возможно появление как компьютерных вирусов, так и подобных им, компьютерных генов.

    С учетом этого компьютерный разум в структуре человеческой цивилизации может появиться незамеченным, или появившийся интеллект может быть неузнаваем людьми, как непонятный интеллект. (Философы уже задают коварный вопрос, не происходит ли на земле рождение новой расы искусственного интеллекта. Ведь человек способен получить фактически любую информацию обо всех событиях в мире, – через Интернет и без цензуры. Под компьютеры непроизвольно подстраивается вся социальная систем, изменяется язык и стиля общения, демонстрируя алгоритмизацию языка, его упрощение, минимизацию понятий, введение некоторых общеизвестных терминов, понятных тем, кто владеет компьютером (е-мейл, скайп, гуглить, вордстат, файл, колонтитулы, джастклик, домены и платформы и т.п). Так происходит содержательно-смысловое упорядочива­ние мира, ведущая к универсальности на основе интеллектуальных инфорсмационных и компьютерных программ.

    Заключение
    Проблемы создания и совершенствования искусственного интеллекта с философской точки зрения рассматриваются традиционно в плоскости исторически значимости прогресса в жизни человека.

    Философов волнует, насколько компьютеризация и технологизация жизни человека улучшает его жизнедеятельность, помогая в борьбе за достойное выживание, и утоляя неистребимую потребность жить как можно дольше, не теряя здоровье и разум, сознательно достигая комфортного состояния с помощью различных изобретений, устройств, интеллектуальных техно-советников в отдельных областях быта, профессии, экономики и культуры.

    Но еще больше их интересует обоснование прогноза, возможных последствий, среди которых есть как положительные, так и негативные. Размышления и обоснованные предсказания философов пробуждают в человечестве новые силы для самосохранения, повышения нравственности и духовности, для отстаивания безопасности жизнедеятельности и в настоящем, и для будущих поколений.

    Философия также придает особое значение самоосознанию и сознанию, относительно искусственного интеллекта, хотя это, во многом, и гуманитарные понятия. Если метафорически считать человеческий мозг предверием или аналогом компьютерной программы, то можно вспомнить и то, что универсальность вычислений базируется на законах физики. Если считать, что личностью является запущенная на компьютере программа, то этически нерешенным философским вопросом является даже удаление программ с компьютера, что равносильно лишению физического тела разума.

    Поэтому философское обоснование объективных отличий между людьми и другими интеллектуально обогащенными существами призвано играть жизненно важную роль в сохранении мыслящей цивилизации, объединяющей носителей и естественного и искусственного интеллекта.

    Список литературы


    1. Дороганов В.С., Баумгартэн М.И. Возможные проблемы, возникающие при создании искусственного интеллекта // Вестник КузГТУ. 2013. № 4 (98). С. 55-61.

    2. Захарова А. В. Проблема искусственного интеллекта // Коллектив авторов Редакционная коллегия. 2017. 92 с.

    3. Косс В.А. Модель естественного интеллекта и пути реализации задач искусственного интеллекта // ММС. 2006. № 4. С. 114-119.

    4. Рыжов В.В., Сайфулин В.Г. К вопросу о способности искусственного интеллекта к научному творчеству // Logos et Praxis. 2011. № 7-13. С. 82-88.

    5. Шабанов-Кушнаренко Ю.П. Проблема искусственного интеллекта // Радиоэлектроника и информатика. 2002. № 3 (20). С. 19-24.

    1 Косс В.А. Модель естественного интеллекта и пути реализации задач искусственного интеллекта // ММС. 2006. № 4. С. 114-119.


    2 Косс В.А. Модель естественного интеллекта и пути реализации задач искусственного интеллекта // ММС. 2006. № 4. С. 114-119.

    3 Дороганов В.С., Баумгартэн М.И. Возможные проблемы, возникающие при создании искусственного интеллекта // Вестник КузГТУ. 2013. № 4 (98). С. 55-61.


    4 Дороганов В.С., Баумгартэн М.И. Возможные проблемы, возникающие при создании искусственного интеллекта // Вестник КузГТУ. 2013. № 4 (98). С. 55-56.

    5 Там же. С. 56-57.


    6 Шабанов-Кушнаренко Ю.П. Проблема искусственного интеллекта // Радиоэлектроника и информатика. 2002. №3 (20). С. 19-24.



    написать администратору сайта